Письмо №АА/5285/22 Решение по делу № 070/07/3-813/2022 от 21 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу № 070/07/3-813/2022

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-813/2022

 

14.11.2022 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя:

Абдурахманова А.Ф.

 

- заместителя руководителя;

рассмотрев дело № 070/07/3-813/2022, возбужденное по жалобе ООО «ВЕЛЕС» (вх. 8365-ЭП/22 от 07.11.2022) (далее - Заявитель) на действия закупочной комиссии МАОУ СОШ № 46 г. Томска (далее - Заказчик) при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение 32211743089), опубликованного в Единой информационной системе (http://www.zakupki.gov.ru),

при участии представителей Заказчика – Родионова К.В. (доверенность №2 от 14.11.2022), Гришановой Ю.Ю. (доверенность №3 от 14.11.2022), при участии представителя Заявителя – Панова В.А. (доверенность от 10.11.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.11.2022 Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу на действия Заказчика при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение № 32211743089).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями закупочной комиссии Заказчика, неправомерно отказавшей Заявителю в допуске к участию в аукционе; действиями Заказчика, установившего в документации о проведении аукциона требования к значению характеристик, влекущие за собой ограничение допуска к участию в аукционе и свидетельствующие о нарушении принципов, установленных Законом о закупках.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме № 32211743089, размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 06.10.2022.

Дата начала срока подачи заявок:

06.10.2022 00:00 (МСК+3)

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика):

24.10.2022 07:00 (МСК+3)

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

28.09.2022 Заказчиком размещено Положение о правилах закупки товаров, работ, услуг муниципальным автономным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 46 г. Томска утверждённое наблюдательным советом МАОУ СОШ № 46 г. Томска (протокол № 3 от 24.12.2013 г.), версия 15 от 28.09.2022 (далее - Положение).

В силу части 10 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 73 Положения участник аукциона подает заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями частей 10-11 статьи 3.2, части 11 статьи 3.3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Пунктом 74 Положения установлено, что заявка на участие в аукционе состоит из двух частей.

В соответствии пунктом 75 Положения первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

1.1) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) в случае включения в документацию об аукционе проектной документации;

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.

Пунктом 75.1 Положения установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе может содержать дополнительно эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор.

В соответствии с пунктом 76 Положения установлено, что участник аукциона несет ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в аукционе.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона 223-ФЗ При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии подпунктом 11.1 пункта 11 раздела IV Документации о проведении аукциона на поставку мебели (с выполнением монтажных работ) в целях реализации Cубсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП "Функционирование и развитие общего образования» (далее – Документация), закупочная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе в электронной форме, содержащие информацию, предусмотренную подпунктом 6.1.1. пункта 6 раздела III настоящей документации, на соответствие требованиям, установленным настоящей документацией в отношении закупаемых товаров.

В подпункте 11.3 пункта 11 раздела IV Документации указано, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, закупочная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Согласно протоколу № 2525920-1 заседания единой закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства закупочная комиссия приняла решение о несоответствии заявки № 3 (ООО «ВЕЛЕС») требованиям, установленным в документации о проведении аукциона в электронной форме по следующим основаниям:

«Согласно подпункту 6.1.1. пункта 6 раздела III Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:

Согласие участника закупки на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением и документацией о проведении аукциона в электронной форме, описание поставляемого товара, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании (Раздел VII настоящей документации), указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров по форме 1 раздела IХ настоящей документации).

Однако участник закупки № 3 указал недостоверные сведения о поставляемом товаре: в пункте 42 информации о предлагаемом товаре согласия участника указаны следующие габаритные размеры: габаритные размеры (ДхШхВ): 800х500х760 мм, габаритные размеры столешницы (ДхШ): 800х500 мм, габаритные размеры панели (ДхВ): 1117,9х499,9. Длина стола 800 мм, ширина стола 500 мм, длина панели 1117,9, что свидетельствует о недостоверности сведений о товаре, а именно: длина панели не может быть больше габаритного размера стола и столешницы».

Представитель Заявителя на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе и указал, что считает данное закупочной комиссии Заказчика необоснованным по следующим основаниям.

Позиция №42 (стол приставной) технического задания (приложение к извещению) содержит следующее значение характеристики «Габаритные размеры панели (ДхВ)»:

 

Габаритные размеры панели (ДхВ)

менее 1118х500 мм

максимальное значение

 

В заявке на участие в аукционе ООО «ВЕЛЕС» по данной характеристике было предложено следующее значение:

 

Габаритные размеры панели (ДхВ)

1117,9х499,9 мм

максимальное значение

 

В связи с чем Заявитель считает, что указанные в протоколе № 2525920-1 основания отказа в допуске к участию в аукционе не обоснованы, отклонять заявку ООО «ВЕЛЕС» по данному основанию недопустимо, допустимость таких габаритных размеров панели указал в техническом задании сам Заказчик.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно указанным в пункте 42 Технического задания характеристикам стола приставного, а именно крепление панели передней: «панель крепиться между стенками боковыми с помощью винтов-конфирматов и шкантов», панель с габаритными размерами указанными в заявке участника №3 «Габаритные размеры панели (ДхВ): 1117,9х499,9 мм», не сможет поместиться между боковыми панелями так, чтобы габаритные размеры стола оставались (ДхШхВ): 800х500х760 мм.

К указанному доводу Заказчик представил схематичный рисунок, на котором отображено, что максимальное значение длины панели передней не может превышать 756 мм. Длина стола 800 мм, две боковые панели с толщиной ЛДСП 22 мм, то есть между двумя боковыми панелями максимальная длина может составлять 756 мм.

Следовательно, стол, предложенный ООО «ВЕЛЕС» не представляется возможным собрать с вышеуказанным порядком крепления передней панели.

При этом, в ходе анализа извещения и документации о проведении аукциона, Комиссия установила, что инструкция по заполнению заявки отсутствует, что значительно усложняет процесс заполнения заявки участниками закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что описание поставляемого товара в заявке ООО «ВЕЛЕС» по каждому из показателей позиции №42 соответствовали значениям, установленным в документации. Отклонение заявки ООО «ВЕЛЕС» закупочной комиссией Заказчика является необоснованным, что свидетельствует о нарушении закупочной комиссией Заказчика пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Указанное произошло вследствие следующего.

Из пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии можно сделать вывод о том, что значение данной характеристики было установлено таким образом, чтобы оградить от участия в закупке участников, машинально заполняющих сведения о поставляемом товаре, с целью недопущения ненадлежащего исполнения контракта в последующем.

По мнению Комиссии, отсутствие инструкции по заполнению заявки влечет ограничение доступа к участию в закупке, поскольку значительно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях, и может служить формальным основанием для отказа участникам в допуске к участию в аукционе.

Сложившаяся практика в части установления надлежащей инструкции запрещает сознательное установление потенциальным участникам закупки «формализованных ловушек», которые призваны «сработать избирательно» и по формальным основаниям не допустить неугодного участника либо в принципе создать условия, при которых добросовестный участник соответствующего рынка (здраво оценив требования документации) по объективным причинам откажется от участия в торгах, заведомо понимая обреченность намерения стать победителем.

Указанный вывод соответствует судебной практике (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2018 № Ф07-4803/2018 по делу № А56-55217/2017).

Комиссия Томского УФАС России отмечает, что согласно п. 22 раздела VI Документации первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о конкурентной закупке (Раздел VII настоящей документации - Техническое задание).

Однако, как указал на заседании Комиссии представитель Заказчика, участник закупки должен был сопоставить значения характеристики «Габаритные размеры панели (ДхВ)» и «Габаритные размеры (ДхШхВ)» таким образом, чтобы панель могла поместиться между боковыми панелями.

Таким образом, данные противоречия аукционной документации могут привести к двоякому толкованию порядка заполнения заявок участников и их оценки, участник добросовестно действовал исходя из понимания аукционной документации.

Аналогичное завышение параметров характеристик установлено Заказчиком в позиции №№36, 72, 102 технического задания.

Указанное свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Поскольку установленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о необходимости в выдаче предписания.

Руководствуясь статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ВЕЛЕС» на действия закупочной комиссии МАОУ СОШ № 46 г. Томска (далее - Заказчик) при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение № 32211743089) обоснованной.

2. Признать в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ.

3. Выдать закупочной комиссии Заказчика предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Обязать Заказчика обеспечить представление сведений о лицах, ответственных за рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение № 32211743089), сведений о паспортных данных (номер и серия паспорта, кем и когда выдан, дата и место рождения), в том числе с указанием информации об адресе регистрации, фактического проживания лица, локальные документы, устанавливающие обязанность рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение № 32211743089), направить данные лица со всеми документами на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 111, каб.54 06.12.2022 года в 14:00. Обращаем внимание, что указанные лица вправе принять участие дистанционно, предварительно направив ходатайство о возможности участия на электронный адрес: to70@fas.gov.ru.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Деткова А.В.

тел.(3822) 516-603 вн. 113

 

 

2022-1529

 

 

Связанные организации

ООО «Торги44.ру»
ИНН 2225147253, ОГРН 1142225003360
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "ВЕЛЕС"
ИНН 5402016955, ОГРН 1165476081561
МАОУ СОШ №46 г. Томска
ИНН 7020014847, ОГРН 1027000909748