Решение №ВА/6087/22 решение от 23 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 070/07/3.4-882/2022 13.12.2022 г. Томск Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе: председателя: Алиева В.А. - руководителя управления; членов комиссии: Камалдиновой И.М. Крыловой К.С. - начальника отдела контроля монополистической деятельности; - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело № 070/07/3.4-882/2022, возбужденное по жалобе ООО «Голден Строй» (далее - Заявитель) на действия Заказчика ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (далее - Заказчик) при осуществлении запроса цен «Выполнение работ по текущему ремонту помещений санитарных узлов с 1-го по 3-й этажи в учебном корпусе № 8 ТПУ, по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 7» (извещение № 5174137), при участии представителей Заявителя – Нурметова Р.Р. (доверенность от 01.11.2022) и Антонова Д.С. (доверенность от 01.11.2022), при участие представителей Заказчика – Клинов С.В. (доверенность №234 от 18.11.2022) и Трениной Т.В. (доверенность №237 от 29.11.2022), УСТАНОВИЛА: ООО «Голден Строй» направило в Томское УФАС России жалобу на действия Решение 2022-2381 Заказчика ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» - при осуществлении запроса цен «Выполнение работ по текущему ремонту помещений санитарных узлов с 1-го по 3-й этажи в учебном корпусе № 8 ТПУ, по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 7» (извещение № 5174137). Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: Заказчик не установил в документации требования о наличие лицензии для объектов культурного наследия, при этом Заказчиком в локальных сметах расчеты произведены с учетом пп.15 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ, что нарушает правила описания в документации предмета закупки. Заказчик в письменных пояснениях (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, считает положения документации соответствующими действующему законодательству. Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, Заказчик, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке. Закупка у единственного поставщика является способом осуществления неконкурентной закупки. При этом положения части 10 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции распространяются на все способы закупок как конкурентные, так и неконкурентные. Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим 2022-2381 заявку на участие в закупке. Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Закупочная деятельность Заказчика осуществляется на основании Положения о закупке ФГАОУ ВО НИ ТПУ, утвержденного Протоколом наблюдательного совета №38 от 30.09.2022 (далее - Положение). В соответствие с пунктом 237-1 Положения При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных подпунктами пункта 237 настоящего Положения о закупке, заказчик обязан определить и обосновать цену договора в порядке, установленном настоящим Положением о закупке. При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) договор должен содержать обоснование цены договора. Согласно пункту 238 Положения Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с подпунктом 1 пункта 237 Положения о закупке в электронной форме путем размещения на электронной площадке сведений, в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке и проекта договора. Извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений санитарных узлов с 1-го по 3-й этажи в учебном корпусе № 8 ТПУ, по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 7, извещение № 5174137 размещено в электронном магазине ФГАОУ ВО НИ ТПУ на сайте https://tpu.rts-tender.ru/ – 07.11.2022. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 619 150,45 руб. На участие в закупке № 5174137 поступили 3 предложения: ИП Вершинин А.Г., ИП Козлов П.Н., ООО «Голден строй», признанные соответствующими требованиям. На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Заявителя сообщил, что ни в проекте договора, ни в карточке закупки нет требования о наличии лицензии, так как объект закупки является культурным наследием, при этом в локальном сметном расчете (смете) предусмотрена компенсация затрат на оплату НДС на материалы и оборудование (для объектов культурного наследия) в соответствии с п.п.15 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ. Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно сведений 2022-2381 из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект закупки не значится как объект культурного наследия, в соответствие с этим Заказчиком не установлено требование о наличии лицензии для объектов культурного наследия. Комиссией Томского УФАС России на заседании было установлено, что в соответствие с Приказом Департамента по культуре и туризму Томской области от 29.03.2013 № 109/01-09 объект «Учебный корпус Томского политехнического университета. 1940-е гг. расположенный на ул. Усова, д.7» включен в список выявленных объектов культурного наследия зданий и сооружений, расположенных на территории Томской области. В соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию. Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ) сохранение объекта культурного - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтнореставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научноисследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научнометодическое руководство, технический и авторский надзор. Частью 4 статьи 40 Закона № 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями Закона № 73-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона № 73-ФЗ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона № 73-ФЗ, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными 2022-2381 работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Согласно части 6 статьи 45 Закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. № 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение о лицензировании), которое определяет порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о лицензировании и включает такие виды работ, как разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее в настоящей главе - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия. Таким образом, заказчиком проводится закупка на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия. Законом N 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в 2022-2381 первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243). Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018). Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона N 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 указанного Закона. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов. Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом N 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1). На момент рассмотрения жалобы между заказчиком и ИП Вершининым А.Г. заключен договор от 18.11.2022 №5174137-3059333/ЭМ. При этом ИП Вершинин А.Г. не имеет лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также установлено, что заказчиком согласование документации закупки с Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области не осуществлялось. Указанные обстоятельства влекут последствия в виде заключения договора с лицом, не имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не имеющим лицензию и не соответствующим требованиям Закон № 99-ФЗ и Закона №79-ФЗ. Таким образом, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что неустановление Заказчиком требований о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия 2022-2381 дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы Заявителя, при этом обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку Заказчиком заключен договор с победителем Закупки 18.11.2022. Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2 Закона №223-ФЗ, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Голден Строй» на действия Заказчика ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» при осуществлении запроса цен «Выполнение работ по текущему ремонту помещений санитарных узлов с 1-го по 3-й этажи в учебном корпусе № 8 ТПУ, по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 7» (извещение № 5174137) обоснованной. 2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 2 и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ. 3. Предписание не выдавать в связи с заключением по результатам закупки договора. 4. Обязать Заказчика обеспечить представление сведений о лицах, ответственных за утверждении документации при осуществлении запроса цен «Выполнение работ по текущему ремонту помещений санитарных узлов с 1-го по 3-й этажи в учебном корпусе № 8 ТПУ, по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 7» (извещение № 5174137), сведений о паспортных данных (номер и серия паспорта, кем и когда выдан, дата и место рождения), в том числе с указанием информации об адресе регистрации, фактического проживания лица, локальные документы, устанавливающие обязанность утверждении документации при осуществлении запроса цен «Выполнение работ по текущему ремонту помещений санитарных узлов с 1-го по 3-й этажи в учебном корпусе № 8 ТПУ, по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 7» (извещение № 5174137), направить данные лиц со всеми документами на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 111, каб.38 29.12.2022 года в 16:00. Обращаем внимание, что указанные лица вправе принять участие дистанционно, предварительно направив ходатайство о возможности участия на электронный адрес: to70@fas.gov.ru. Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны