Решение б/н Жалоба признана обоснованной от 16 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявителю:

ИП Квасову А.В.

630111, г. Новосибирск,

ул. Кропоткина, д. 128, кв. 187

kwasov09@yandex.ru

Заказчику:

Областное государственное автономное учреждение здравоохранения

«Городская клиническая больница №3

им. Б.И. Альперовича»

634045, Томская область, г. Томск,

Ул. Нахимова, д.3

admin@gb3.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-131/2020

11 сентября 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- ..

членов комиссии:

- ...

- ...

рассмотрев посредством ВКС дело № 070/07/3-133/2020, возбужденное по жалобе индивидуального предпринимателя Квасова А.В. (далее – Заявитель) (вх.  от 12.08.2020 № 5534), (вх.  № 6109 от 04.09.2020г.), на действия Заказчика – Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №3 им. Б.И. Альперовича» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания (извещение № 32009450609), с участием представителя Заявителя ..; с участием представителей Заказчика ...

УСТАНОВИЛА:

Индивидуальный предприниматель Квасов Андрей Васильевич (далее – ИП Квасов А.В., Заявитель) подал жалобу на действия Заказчика Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №3 им. Б.И. Альперовича» (далее – ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича», Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания (извещение № 32009450609).

По сообщению Заявителя, Заказчик, неправомерно установил в п.13.2 ч.13 Документации конкурса в электронной форме при оценке заявок по критерию «Квалификация участника запроса предложений» 50% значимости подкритерия «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания определяется по дате регистрации юридического/физического лица (с учетом правопреемственности) в налоговом органе», поскольку данное требование противоречит Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, Заказчик в п.13.2 ч.13 Документации, при оценке заявок по критерию «Квалификация участника запроса предложений» установив 50% значимости подкритерия «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций», ограничил тем самым потенциальных участников участия в закупке, поскольку участник может иметь не очень большой опыт оказания услуг по организации лечебным питанием пациентов в лечебных или медицинских учреждений, но достаточно большой опыт в организации общественного питания, в том числе лечебного, которое оказывалось не в лечебных и (или) медицинских учреждениях.

На заседание Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе, дополнительно указав, что установленные Заказчиком указанные подкритерии критерия «Квалификация участника запроса предложений» и порядок оценки по таким подкритериям, нарушают требования пп.2 ч.1 ст.3 Федерального закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Представители Заказчика с доводами, указанными в жалобе, не согласились, предоставили письменные возражения, в заседании комиссии указав, что в соответствии Письмом Роспотребнадзора от 19.02.2010 г. № 01/2337-0-32 «О предоставлении уведомлений» на организации, которые осуществляли отдельные виды предпринимательской деятельности до 01 июля 2009 года - вступления в силу статьи 8 Закона № 294-ФЗ - требование о подаче уведомления о таких видах деятельности не распространяется. В случае, если отдельные виды предпринимательской деятельности осуществлялись до вступления в силу Закона № 294-ФЗ и уведомление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в связи с этим не подавалось, то при открытии новых обособленных подразделений следует представить уведомление в соответствии с Правилами № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». В связи с увеличением требуемого стажа работы в сфере оказания услуг по организации питания, для получения максимального количества баллов по подкритерию «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания определяется по дате регистрации юридического/физического лица (с учетом правопреемственности) в налоговом органе», даты начала осуществления потенциальными Участниками конкурса предоставления услуг питания выходят далеко за рамки временного отрезка - до 01 июля 2009 года. Во избежание нарушения принципов равноправия и справедливости, установленных Законом № 223-ФЗ, Заказчиком в конкурсной документации было установлено, что стаж работы в сфере оказания услуг по организации питания определяется, именно, по дате регистрации юридического/физического лица (с учетом правопреемственности) в налоговом органе. Таким образом, в случае установления Заказчиком в конкурсной документации требования об определении стажа работы в сфере оказания услуг по организации питания с даты уведомления о начале осуществления предоставления услуг общественного питания в Роспотребнадзор, реальный стаж организаций, которые занимались предоставлением услуг питания до 01 июля 2009 года, был бы необоснованно уменьшен и датировался бы с даты уведомления. В части позиции Заявителя относительно указания в документации подкритерия «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций», Заказчик считает жалобу необоснованной. ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича» является медицинским учреждением широкого профиля оказания услуг по различному стационарному лечению пациентов. В связи с чем, нуждается в оказании профессиональных специализированных услуг питания необходимых для более качественного и продуктивного выздоровления пациентов. В силу наличия специфических особенностей в оказании услуг по организации лечебного питания, выраженных в порядке предоставления готовых блюд и различных диетических требований, предъявляемых к готовым блюдам лечебных и (или) медицинских учреждений, а также учитывая социальную значимость заключаемого договора. Заказчик считает обоснованным и необходимым детализировать требование, отвечающее за распределение значения в баллах по подкритерию «Опыт оказания услуг по организации лечебным питанием пациентов лечебных и (или) медицинских учреждений», наличием у Участника конкурса опыта оказания услуг по организации лечебным питанием пациентов, именно, лечебных и (или) медицинских учреждений. На основании изложенного, представители Заказчика просили признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителя Заявителя, представителей Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Антимонопольный орган рассматривает по правилам ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции).

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича», утверждённое Наблюдательным советом Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» (протокол № 2 от 23 марта 2020 года) (далее – Положение о закупке).

Таким образом, ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» при осуществлении закупок руководствуется Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке.

01.09.2020г. Заказчиком ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» на сайте в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) http://www.zakupki.gov.ru была размещена процедура закупки конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания (извещение №32009450609). Начальная (максимальная) цена договора: 22 284 428,88 рублей.

Согласно п.1 ч.6.1 Закона 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Статьей 3 Закона 223-ФЗ к принципам, которыми при закупке руководствуются заказчики отнесены: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Из приведенных положений следует, что требования к участникам закупки и товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товаров.

Согласно ч.16 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В части 13 Документации конкурса в электронной форме установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В пункте 13.2 части 13 Документации установлена оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса», определен подкритерий «Опыт оказания услуг по организации лечебным питанием пациентов лечебных и (или) медицинских учреждений/организаций». Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг по организации лечебным питанием пациентов лечебных и (или) медицинских учреждений подтверждается наличием заключенных в период с 01.01.2015г. исполненных по дату подачи заявки на участие в конкурсе договоров/контрактов стоимость не менее 1 млн. руб., а также копиями документов о приемке оказанных услуг по указанным договорам/контрактам. Указано значение присуждаемых участнику баллов в зависимости от наличия/отсутствия опыта, подтвержденного документально.

Также в пункте 13.2 части 13 Документации установлен подкритерий «Стаж работы в сфере оказания услуг по организации питания», который определяется по дате регистрации юридического/физического лица (с учетом правопреемственности) в налоговом органе. Указано значение присуждаемых участнику баллов в зависимости от количества лет стажа работы в сфере оказания услуг.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора) (далее – Закон №294-ФЗ).

Учитывая изложенное, поскольку у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с момента вступления в силу статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ возникает обязанность уведомлять о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный орган в соответствующей сфере деятельности, следовательно, критерий стажа работы в сфере оказания услуг по организации питания в силу указанного закона позволяет объективно оценить опыт хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по организации питания.

Кроме того, стаж работы в сфере оказания услуг по организации питания который определяется по дате регистрации юридического/физического лица (с учетом правопреемственности) в налоговом органе не позволяет установить точное время (период) начала осуществления деятельности в сфере оказания услуг по организации питания, поскольку юридическое/физическое лицо могло не оказывать данный вид деятельности с момента регистрации юридического/физического лица в налоговом органе.

Установив указанные обстоятельства, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба в данной части признана обоснованной.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.

Пунктом 1.3 Документации о закупке установлено, что качество и безопасность, технические, функциональные (потребительские свойства) характеристики и иные показатели услуг должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемым к услугам соответствующего рода, в том числе установленным: Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в том числе Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» и т.д.

Поскольку ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича» является медицинским учреждением широкого профиля оказания услуг по различному стационарному лечению пациентов, следовательно, нуждается в оказании профессиональных специализированных услуг питания необходимых для более качественного и продуктивного выздоровления пациентов.

Таким образом, учитывая специфику ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича» ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича», Заказчик, установив в Документации запроса предложений подкритерий опыта оказания услуг по организации лечебным питанием пациентов именно в лечебных и (или) медицинских учреждениях, исходил из собственных потребностей.

Кроме того, в соответствии с пп.9 п.2.2 раздела 2 Документации конкурса в электронной форме указано, что, отсутствие документов, подтверждающих наличие/отсутствие у Участника конкурса опыта оказания услуг по организации лечебным питанием пациентов лечебных и (или) медицинских учреждениях не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Документации.

Таким образом, участник закупки, не имеющий опыта в оказании услуг по обеспечению питанием в пациентов в медицинских организациях также может подать заявку на участие в закупке. Непредставление документов по данному критерию не является основанием для отклонения заявки участника закупки. Следовательно, данный подкритерий не влияет на права участников закупки, на равные условия доступа к закупочной процедуре и на конкуренцию между участниками.

Кроме того, Закон №223-ФЗ не обязывает Заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные заказчиком критерий оценки в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Учитывая изложенное, Заказчиком при установлении в пункте 13.2 части 13 Документации подкритерия «Опыт оказания услуг по организации лечебным питанием пациентов лечебных и (или) медицинских учреждений/организаций» нарушение действующего законодательства Заказчиком не допущено, соответствующих доказательств Заявителем не представлено.

Изучив материалы дела, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Квасова А.В на действия Заказчика – Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №3 им. Б.И. Альперовича» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания (извещение № 32009450609) обоснованной.
  2. Выдать предписание Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №3 им. Б.И. Альперовича» об устранении допущенных нарушений действующего законодательства.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии .

Члены Комиссии:..

 

..

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны