Решение б/н по делу №070/01/11-86/2021 о нарушении антимонопольного зако... от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу №070/01/11-86/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена «20» декабря 2021 года                                                          В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области в составе:

председателя комиссии – А.Ф. Абдурахманова – врио руководителя управления, членов комиссии: Е.П. Фоминых– начальника отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений, М.А. Безбородовой – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений,

рассмотрев дело №070/01/11-86/2021 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Томмагистраль» (634009, г. Томск, ул. Набережная озера, д.22, кв.74, ИНН 7017454686, ОГРН 1187031070863, дата присвоения ОГРН 28.12.2018, законный представитель – С); Обществом с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительный сервис» (634045, г. Томск, ул. Снежная, д.17, ИНН 7017396699, ОГРН 1167031054101, дата присвоения 02.03.2016 ОГРН, законный представитель - генеральный директор С) п. 2 ч. 1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, приведшего к поддержании цены на торгах, что привело к минимальному снижению НМЦК,

в присутствии представителей ответчика ООО «Дорожно-Строительный Сервис» М. (доверенность) и законного представителя – С.,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 070/01/11-86/2021 в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) послужило обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в процессе рассмотрения дела №070/1/16-07/2020 в отношении вышеуказанных лиц.

Приказом Томского УФАС России от 29.06.2021 №112 возбуждено дело №070/01/11-86/2021 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорожно-строительный сервис».

ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорожно-строительный сервис» в 2019 г. приняли участие в закупке на право заключения с администрацией Могочинского сельского поселения контракта на ремонт дорожного полотна/покрытия номер извещения 0165300016119000001.

По результатам проведения указанных торгов контракт заключен с ООО «Дорстройсервис».

Изучение хода конкурентных процедур показало, что поведение ООО «Дорстройсервис» и ООО «Томмагистраль» указывает на заключение между ними антиконкурентного соглашения с целью поддержания цены на торгах.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, одним из видов деятельности ответчиков в настоящем деле является строительство автомобильных дорог и автомагистралей (код ОКВЭД 42.11). ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» участвуют в конкурентных процедурах с предметом строительство автомобильных дорог и автомагистралей (код ОКВЭД 42.11). Таким образом, указанные юридические лица осуществляют деятельность на одном товарном рынке и являются конкурентами.

Анализ сведений, поступивших из налоговых органов, не позволяет сделать вывод о вхождении ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорожно-строительный сервис» в состав одной группы лиц, подконтрольной одному лицу.

Законные представители/учредители юридических лиц являются родными братьями. Родство законных представителей ответчиков подтверждается письменными пояснениями ООО «Дорстройсервис» от 12.06.2021 вх.№ 5354.

В соответствии с пп.2, 7, 8 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорожно-строительный сервис» входят в одну группу лиц. Вместе с тем, иммунитет, предусмотренный частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, на ответчиков по настоящему делу не распространяется.

Определением от 29.06.2021 г. №МД/3923 дело № 070/01/11-86/2021 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению.

Рассмотрение дела продлено определением от 30.08.2021 исх.№МД/4895; откладывалось определениями: от 23.07.2021 исх.№МД/4124 на 27.08.2021, от 30.08.2021 исх.№МД/4895 на 18.10.2021 г., от 19.10.2021 исх.№МД/5711 на 09.11.2021, от 09.11.2021 исх.№МД/5928 на 29.11.2021, от 06.12.2021 МД/6942 на 20.12.2021.

К участию в рассмотрении дела №070/01/11-86/2021 были привлечены Администрация Могочинского сельского поселения, ГУП ТО «Областное ДРСУ».

На заседании Комиссии ответчики с вменяемым нарушением п.2 ч.1 ст.11  Закона о защите конкуренции не согласились.

В ходе рассмотрения дела №070/01/11-86/2021 ответчиками по делу ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» были даны письменные и устные пояснения относительно обстоятельств по делу, а также представлены запрошенные материалы.

ООО «Томмагистраль» представило информацию (вх.№5578 от 20.07.2021) согласно которой при подаче заявок на участие в аукционе директор ООО «Томмагистраль» анализирует локально-сметный расчет и сопоставляет цены, указанные в локально-сметном расчете     с ценами постоянных контрагентов, , также с минимальными ценами, которые сложились на рынке на тот или иной товар, те или иные услуги. Непосредственно перед самим аукционом, еще раз анализируется цена, объем работы, возможность Общества (финансовая и физическая) выполнить работы в установленные сроки.

Какого либо специального расчета ООО «Томмагистраль» не проводит.

Также в материалы дела поступили письменные пояснения ООО «Дорстойсервис» (вх.№ 5354 от 12.07.2021), письменные пояснения (вх.№9673 от 16.12.2021) в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела от 06.12.2021 исх.№МД/6935, дополнительные письменные пояснения от 20.12.2021 в которых ООО «Дорстройсервис» заявляет следующие доводы:

1) АО «Эр-Телеком Холдинг» сообщило контактный номер телефона +7-952-888-88- 66, указав, что абонентом является С. Указанное утверждение не соответствует действительности, поскольку данный номер принадлежит генеральному директору ООО «Дорстройсервис» - СМ и действительно является контактным номером ООО «Дорстройсервис».

С. в качестве контактного при заключении договора об оказании услуг с АО «Эр-Телеком Холдинг» был указан номер телефона родного брата в связи с их совместным проживанием по адресу: г. Томск, ул. Набережная озера, д. 22, кв. 74.

2) Использование одного IP-адреса объясняется тем, что по адресу: г. Томск, ул. Набережная озера, д. 22, кв. 74 проживают родители руководителей ООО «Томмагистраль» и ООО «ДСС». Как следствие, частое пребывание родных братьев по данному адресу является причиной совпадения IP-адреса. В данном доме расположен один стационарный компьютер с одной учётной записью «sevadasaroan», что само по себе не лишает членов семьи возможности использовать компьютер для личных, а также рабочих целей в любое время. Более того при подключении к сети Wi-FI через телефоны, планшеты, ноутбуки и любую другую компьютерную технику используется один и тот же IP-адрес, в том числе при одновременном использовании сети Wi-Fi. Вопреки доводам уполномоченного органа, учитывая вышеизложенные обстоятельства, использование одного IP- адреса не свидетельствует о наличии связи между хозяйствующими субъектами и об их регулярном взаимодействии.

3) Закупка № 0165300013119000001 - в закупке участвовали ООО «ДСС» (заявка подана 24.04.2019 в 7:28 по московскому времени), ГУП ТО «Областное ДРСУ», ООО «Томмагистраль» (заявка подана 29.04.2019 в 15:18 по московскому времени») было отстранено от участия в закупке ввиду установления недостоверности информации, предоставленной в соответствии с частью 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0165300013119000001 от 15.05.2019, только ООО «ДСС» предоставило соответствующую требованиям вторую часть заявки на участие в электронном аукционе. Победителем торгов является ООО «ДСС».

Закупка № 0165300013119000002 - в закупке участвовали ООО «ДСС» (заявка подана 24.04.2019 в 10:23 по московскому времени), ООО «Томмагистраль» (заявка подана 29.04.2019 в 15:29 по московскому времени), ГУП ТО «Областное ДРСУ». ООО «Томмагистраль» отстранено от участия ввиду установления недостоверности информации, предоставленной в соответствии с частью 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ. Победителем торгов является ООО «ДСС»,

Закупка № 0365300035319000005 - в закупке участвовали ООО «Томмагистраль» (заявка на участие подана 28.04.2019 в 20:43 по московскому времени) и ГУП ТО «Областное ДРСУ». ООО «Томагистраль» не принимало участия ввиду несоответствия заявки требованиям. ООО «ДСС» по данной закупке не подавало заявок на участие.

Заявки ООО «ДСС» и ООО «Томмагистраль» подавались не одновременно, в разные дни и часы, a их действия не были согласованы. Независимо от того участвовало ООО «ДСС» в торгах или нет, заявки ООО «Томмагистраль» не были приняты. Более того, ООО «ДСС» не участвовало в закупке №0365300035319000005, а заявка ООО «Томмагистраль» всё равно не была принята.

Указанное свидетельствует о том, что ООО «ДСС» и ООО «Томмагистраль» не имели совместных, уступающих экономических интересов при подаче заявок в указанных торгах.

4) Заявлен довод об отсутствии ценовых предложений ГУП ТО «Областное ДРСУ» ходе аукциона №0165300016119000001, указанное поведение идентично поведению ООО «Томмагистраль», такие действия ООО «Томмагистраль» расценивается Томским УФАС России как признак сговора, действия же ОГУП ТО «Областное ДРСУ» уполномоченным органом не расцениваются как отказ от конкурентной борьбы в пользу другого участника.

5) Заявлен довод, укзывающий причины совпадения свойств файлов заявок на участие в электронном аукционе №0165300016119000001 по причине наличия одного шаблона на одном рабочем компьютере у двух ответчиков, свидетельствующей об отсутствии антиконкурентного соглашения между ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис».

6)Помимо участия обоих ответчиков в закупке №0165300016119000001 ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» совместно участвовали в иных торгах, где, не смотря но участие обоих участников, ни один торги не выиграл.

Также, к участию в рассмотрении дела №070/01/11-86/2021 были привлечены ГУП ТО «ОБЛАСТНОЕ ДРСУ» (ИНН 7017253147, 634009, Томская область, Томск город, Сакко переулок, дом 27), Администрация Могочинского сельского поселения; 636340, Томская обл., Молчановский р-он, село Могочино, улица Заводская, 3, которыми были представлены дополнительные материалы относительно обстоятельств рассматриваемого дела.

В материалы дела поступили письменные пояснения ГУП ТО «Областное ДРСУ» (вх.№ 5200от 08.07.2021), из которых следует, что ГУП ТО «Областное ДРСУ» было принято решение принять участие в процедуре №0165300016119000001 из-за близкого расположения места выполнения работ к объекту заключенного государственного контракта № 6-р-т19 от 18.03.2019 г. ГУП ТО «Областное ДРСУ» предполагало выполнить работы только в случае, если предприятие являлось бы единственным участником процедуры. 07 мая 2019 года заказчик разместил протокол рассмотрения заявок аукциона №0165300016119000001. К торгам было допущено 3 претендента. 13 мая 2019 года одним из участников подано ценовое предложение, снижающее НМЦК на 0,5%. ГУП ТО «Областное ДРСУ» воспользовалось своим правом и отказалось от участия, поскольку снижение НМЦК являлось бы экономически нецелесообразным решением для организации.

Поступившая в ходе рассмотрения дела № 070/01/11-86/2021 информация позволяет сделать вывод о наличии устойчивых связей между ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис».

Согласно сведениям, предоставленным Обществом с ограниченной ответственностью «Удостоверяющий центр Сибири», ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорожно-строительный сервис» при обращении в ООО «УЦ Сибири» указали одни и те же электронные адреса: tommagistral@mail.ru и sevadasaroyan1@mail.ru, а также один и тот же номер сотового телефона при заключении договора – 8-953-919-06-41, принадлежащий СА – родному брату законных представителей ответчиков.

Согласно информации, полученной от  ООО «Мэйл.Ру» (ИНН:        7743001840), а именно сведений об IP адресах соединений пользователей с электронными ящиками tommagistral@mail.ru и sevadasaroyan1@mail.ru за период с 30.07.2020 по 30.07.2021, с IP адреса 31.211.18.184 происходили ежедневные соединения с указанными электронными ящиками.

ООО «Томмагистраль» согласно сведениям, предоставленным электронными торговыми площадками, использует адрес tommagistral@mail.ru для работы на площадке.

На основании информации, представленной ООО «РТС-тендер», номер +7 указан в качестве контактного на данной электронной торговой площадке у ООО «Томмагистраль».

Согласно информации, представленной в адрес Томского УФАС России от ООО «Скартел» (ИНН: 7701725181), абонентский номер +7 952 888 88 44 выделен физическому лицу – С (законный представитель ООО «Томмагистраль»), , на основании договора оказания услуг связи от 29.01.2019. При этом, первоначально по договору был выделен абонентский номер +7 9996198063, однако по заявлению абонента от 15.02.2019 данный абонентский номер был заменён на номер +7 952 888 88 44.

Таким образом, ООО «Томмагистраль» обладает собственным контактным номером телефона и может с его помощью осуществлять предпринимательскую деятельность.

Согласно ответу АО «Эр-Телеком Холдинг» IP-адрес 31.211.18.184, который одновременно используют для участия в электронных торгах на электронных площадках оба ответчика, закреплен договором №САТV0105747 от 02.11.2015 за абонентом – С (законный представитель ООО «Томмагистраль»). АО «Эр-Телеком Холдинг» также сообщило контактный номер телефона абонента С. - +7-.

Согласно сведениям, предоставленным электронными торговыми площадками, указанный номер телефона предоставлен в качестве контактного Обществом с ограниченной ответственностью «Дорстройсервис», одновременно указанное юридическое лицо указывало телефонный номер +7-в качестве контактного при регистрации юридического лица в налоговом органе.

В соответствии с сведениями, полученными Томским УФАС России от ПАО «МегаФон» (ИНН: 7812014560), абонентский номер +7выделен СМ (законный представитель ООО «Дорстройсервис») на основании договора об оказании услуг связи №19894700 от 01.09.2014 г. Согласно сведениям оператора, абонент зарегистрирован по адресу: 634045, г. Томск, ул. Снежная, д. 17.

Таким образом, телефонный номер +7-952-888-88-66 совместно используется ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» для ведения предпринимательской деятельности.

Согласно регистрационному делу ООО «Томмагистраль», предоставленному налоговым органом, СМ (законный представитель ООО «Дорожно-строительный сервис») предоставил в налоговый орган гарантийное письмо от 25.12.2018 г., согласно которому СМ. предоставил Обществу с ограниченной ответственностью «Томмагистраль» помещение площадью 175 м2 по адресу г. Томск, ул.Снежная, д.17, стр.1, принадлежащее на праве собственности СМ., для государственной регистрации юридического лица – ООО «Томмагистраль». Одновременно из регистрационного дела ООО «Томмагистраль» следует, что налоговый платеж при регистрации юридического лица был осуществлен СА.

Согласно регистрационному делу ООО «Дорожно-строительный сервис», предоставленному налоговым органом, в 2018-2019 гг. С, СМ, СА, являлись работниками ООО «Дорстройсервис».

Согласно информации ООО «РТС-тендер» ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис», участвуя в торгах, использовали одни и те же IP-адреса.

IP- адрес

Время использования IP- адреса

юридическое лицо

№ аукциона

31.211.18.184

16.04.2020 11:19

томмагистраль

0165300010520000404

 

 

16.04.2020 08:58

 

дорстройсервис

0165300010520000404

 

08.04.2020 18:49

 

томмагистраль

0165300003720000036

 

08.04.2020 17:17

 

дорстройсервис

0165300003720000036

 

07.08.2019 21:10

 

томмагистраль

0165300010119000089

 

03.09.2019 20:35

 

дорстройсервис

0165300010119000089

213.87.224.99

 

08.04.2020 18:49

 

томмагистраль

0165300010119000056

 

16.06.2019 15:31

 

дорстройсервис

0165300010119000056

 

16.06.2019 10:06

 

дорстройсервис

0165300012019000001

 

 

16.06.2019 15:31

 

дорстройсервис

0865300002019000036

 

 

16.06.2019 15:14

 

томмагистраль

0165300005319000059

 

16.06.2019 15:31

 

дорстройсервис

0165300005319000059

188.162.15.4

(04.08.2019 12:39)

томмагистраль

0865300002419000092

 

(04.08.2019 13:03)

 

дорстройсервис

0865300002419000092

 

(04.08.2019 12:39)

 

томмагистраль

0165300008019000035

 

188.162.15.195

(18.07.2019 13:22)

 

томмагистраль

0165300003719000076

 

(18.07.2019 14:28)

 

дорстройсервис

0165300002519000039

 

(18.07.2019 14:28)

дорстройсервис

0165300003719000077

Использование длительное время одного и того же IP-адреса разными хозяйствующими субъектами свидетельствует о наличии связи между хозяйствующими субъектами и о регулярном взаимодействии этих субъектов.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

Комиссия пришла к выводу, что ответчики совершали юридически значимые действия на рассматриваемых аукционах, такие как подача заявок и ценовых предложений, а также подписание контрактов, используя совместно единую инфраструктуру с IP адресами: 31.211.18.184, 213.87.224.99, 188.162.15.4, 188.162.15.195.

Анализ сведений, представленных ООО «Томмагистраль» в дело №070/01/16-07/2020 о нарушении Администрацией Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области и ООО «Дорстройпроект» (ИНН: 5403028738) статьи 16 Закона о защите конкуренции, позволяет сделать вывод о наличии систематических хозяйственных связей между ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис».

Так, ООО «Томмагистраль» предоставляло ООО «Дорстройсервис» беспроцентные займы:

1) 25.07.2019 на сумму 700 000 руб.

2) 25.08.2020 на сумму 1 282 000 руб.

3) 24.08.2019 на сумму 400 000 руб.

4) 27.08.2019 на сумму 300 00 руб.

По общему правилу, установленному ч.1, ч.4 ст.809 ГК РФ, договор займа между юридическими лицами является процентным.

Неоднократная выдача беспроцентных займов другому юридическому лицу противоречит разумной деловой цели предпринимательской деятельности, и позволяет сделать Комиссии вывод о доверительных, тесных взаимоотношениях, сложившихся между ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис».

ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис», будучи участниками аукциона №0165300016119000001, делали минимальное количество шагов в аукционе, допустив минимальное снижение цены. Описанное поведение свидетельствует об отказе от конкурентной борьбы, ООО «Томмагистраль» уступило победу ООО «Дорстройсервис» в аукционе по максимально возможной цене.

Анализ информации, находящейся в открытом доступе на официальном сайте государственных закупок http://www.zakupki.gov.ru, показал, что ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорожно-строительный сервис», будучи участниками указанных торгов, делали минимальное количество шагов в аукционе, допустив минимальное снижение цены. Описанное поведение свидетельствует об отказе от конкурентной борьбы, конкуренты уступали победу в аукционах друг другу по максимально возможной цене, тем самым поддерживали цену на торгах.

Фактические действия участников антиконкурентного соглашения подтверждаются их поведением в ходе участия в исследованных аукционах, описание которых приводится далее.

№0165300016119000001

Администрацией Могочинского сельского поселения проведен электронный аукцион на выполнение работ по ремонту дорог с асфальтовым покрытием пер Школьный от ул. Кирова до конца перекрестка с ул. Первомайской; ул. Кирова от дома №4, кв.2 до дома № 6, кв.2 и от усадьбы дома № 6 до перекрестка с пер. Советской от дома № 11 до дома № 15; ул. Чкалова от ул. Больничная до ул. Рабочая; ул. Рабочая от перекрестка ул. Чкалова до дома № 12; ул. Рабочая от дома № 12 до дома № 16 в с. Могочино Молчановского района Томской области с начальной максимальной ценой контракта 4 071 688,80 руб., в ходе которого установлено следующее:

- заявки на участие в аукционе подавались 3 организациями: ГУП ТО "ОБЛАСТНОЕ ДРСУ" (ИНН 7017253147), ООО "Томмагистраль" (ИНН 7017454686), ООО "Дорстройсервис" (ИНН 7017396699);

- в состав участников электронного аукциона вошли ГУП ТО "ОБЛАСТНОЕ ДРСУ", ООО «Дорожно-строительный сервис»; ООО «Томмагистраль», заявки от других участников не поступали;

- ГУП ТО "ОБЛАСТНОЕ ДРСУ" и ООО «Томмагистраль» в ходе аукциона право на участие в торгах не реализовали, ценовое предложение поступило только от ООО "Дорстройсервис";

- заявки ООО «Дорожно-строительный сервис»; ООО «Томмагистраль» поданы с одного ip-адреса - 31.211.18.184;

- в ходе аукциона поступило 1 ценовое предложение: от ООО «Дорстройсервис» – 13.05.2019 в 6:16:26 - 4051330,35;

- ценовое предложение ООО «Дорстройсервис» подано с ip-адреса – 188.162.84.166, с этого же ip-адреса 13.05.2019 в 7:11:27 ООО «Дорстройсервис» подало ценовое предложение в ходе торгов № 0165300013119000001;

- ip-адрес – 188.162.84.166 используется конкурентом - ООО «Томмагистраль» при подаче ценового предложения в ходе торгов №0165300013119000001 13.05.2019 в 7:22:33;

№0165300013119000002 13.05.2019 в 7:20:58;

0365300035319000005 13.05.2019 в 8:36:19,

а также используется ООО «Томмагистраль» при заключении контракта по итогам торгов № 0865300002019000019 13.05.2019 в 11:50:00;

- в результате аукциона НМЦК снижена на 0,5%;

- контракт заключен с ООО «Дорстройсервис» с ценой контракта 3 952 623,60 руб;

- анализ свойств файлов заявок ООО "Дорстройсервис" и ООО "Томмагистраль" показал совпадение ряда характеристик:

0165300016119000001

ООО «Дорстройсервис»

ООО «Томмагистраль»

1 часть заявки

 

 

согласие участника

 

 

размер

16,9 Кбайт

16,9 Кбайт

общее время правки

48 мин

47 мин

шаблон

Normal

Normal

изменено

01.05.2019 18:49

01.05.2019 18:49

создано

10.03.2019 20:41

10.03.2019 20:41

кем изменено

sevadasaroan

sevadasaroan

2 часть заявки

 

 

название документа

СМП (1)

СМП

шаблон

Normal

Normal

организация

Grizli777

Grizli777

автор

1ё

 

 

 

- ГУП ТО "ОБЛАСТНОЕ ДРСУ" входе торгов использовал IP адрес, отличный от адресов, используемых ООО "Дорстройсервис" и ООО "Томмагистраль";

- свойства файлов заявки ГУП ТО "ОБЛАСТНОЕ ДРСУ" не имеют совпадений со свойствами файлов заявок ООО "Дорстройсервис" и ООО "Томмагистраль".

 О реализации антиконкурентных договоренностей между ответчиками также свидетельствует их поведение в ходе торгов, обеспечившее победу ООО «Дорстройсервис» в аукционе с незначительным снижением НМЦК от 0,5%. По результатам анализа электронного аукциона Комиссией установлен признак неконкурентного поведения ответчиков в виде отказа от конкурентной борьбы.

- один из участников торгов – участник картеля отказывался в пользу второго от конкурентной борьбы. Отказ от участия в конкурентной борьбе выражался в отсутствии ценовых предложений во время электронного аукциона №0165300016119000001.

Поступившая в ходе рассмотрения дела № 070/01/11-86/2021 информация позволяет сделать вывод о наличии устойчивых связей между ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис».

Анализ поведения, свойств файлов, IP-адресов, даты и времени подачи заявок и ценовых предложений иного участника помимо ответчиков указанного ранее аукциона, не позволяет сделать вывод о заключении им антиконкурентного соглашения с ответчиками.

На аукционах, предметом которых  являлись работы по ремонту дорожного покрытия, в которых принимали участие иные хозяйствующие субъекты, помимо ответчиков, либо на торгах, на которых ответчики участвовали отдельно друг от друга, но с наличием других участников, снижение НМЦ достигало существенных значений, при этом участники таких торгов из числа ответчиков, делали ценовые предложения, значительно снижающие НМЦ.

№ п/п

№ закупки

заказчик

НМЦ

Min предложение ответчика

Процент снижения

1

0165300001119000002

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ АНАСТАСЬЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ"

1.617.508,8

 

ООО «Томмагистраль"

2414050,7

 

5

 

2

0165300002519000039

 

АДМИНИСТРАЦИЯ АСИНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

2372719,02

 

ООО "Томмагистраль"

385803

 

21,5

 

 

4

0165300003719000016

 

Администрация Бакчарского района Томской области

 

961990,8

 

ООО "Томмагистраль"

711872,22

 

26,

 

5

0165300003720000052

 

Администрация Бакчарского района Томской области

 

3105795,6

 

ООО "Томмагистраль"

398904

 

38,2

 

6

0165300003719000023

 

Администрация Бакчарского района Томской области

 

2781640,8

 

ООО "Томмагистраль"

1399662

30,1

 

7

0165300002519000039

 

АДМИНИСТРАЦИЯ АСИНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

3022572

 

 

ООО "Дорстройсервис"

2554073,34

 

15,5

 

8

0165300003718000019

 

Администрация Бакчарского района Томской области

2162509,3

 

ООО "Дорстройсервис 24,73157456

 

24,7

 

9

0165300013319000014

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

3030116,4

 

ООО "Дорстройсервис"

2242285,72

 

26

 

10

0165300017020000032

 

АДМИНИСТРАЦИЯ КОЖЕВНИКОВСКОГО РАЙОНА

3508959,6

 

ООО "Дорстройсервис

3052794,8

 

13

 

Недобросовестное поведение ответчиков подтверждается тем фактом, что в случае участия реальных конкурентов на торгах (участников, снижающих НМЦК и делающих ценовые предложения), а также когда ответчики участвовали в торгах отдельно друг от друга, но с иными хозяйствующими субъектами, снижение НМЦК на таких торгах достигало существенных значений.

Указанная ранее модель поведения, выражающаяся в добровольном отказе от борьбы за победу на торгах, не соответствуют разумной деловой цели предпринимательской деятельности, поскольку все участники несут расходы в ходе подготовки и участия в торгах (обеспечение заявки, трудозатраты).

Оценивая доводы ответчиков, Комиссия приходит к выводу об их несостоятельности и необоснованности, при этом исходит из следующего.

1) Довод об ошибочности установления владельца номера телефона +7 вследствие фактической принадлежности номера +7 не С. (представитель ООО «Томмагистраль»), а СМ.., (представитель ООО «Дорстройсервис») несостоятелен по следущим основаниям:

Томским УФАС России, в соответствии с ответом АО «Эр-Телеком Холдинг» установлено, что при заключении договора оказания услуг №CATV0105747 от 02.11.2016, IP адрес 31.211.18.184 по адресу: г. Томск, ул. за С. указан номер +76, который в соответствии с ответом ООО «Мегафон» принадлежит СМ..

Однако, в соответствии с ответом телефонного оператора ООО «Скартел» за С. закреплен абонентский номер +7.

С. в качестве контактного при заключении договора об оказании услуг с АО «Эр-Телеком Холдинг» был указан номер телефона родного брата (представитель ООО «Дорстройсервис»), который является контактным номером ООО «Дорстройсервис», в то время как С. является законным представителем ООО «Томмагистраль».

Факт совместного проживания законных представителей ответчиков по одному адресу, является подтверждением наличия взаимодействия ответчиков.

Таким образом, указанные действия свидетельствуют о тесном взаимодействии как самих ответчиков, так и их законных представителей.

2) Довод о том, что использование одного IP адреса ответчиками по месту жительства родителей ответчиков не свидетельствует о регулярном взаимодействии ответчиков несостоятелен.

Использование заявителями одного IP адреса при участии в торгах является одним из косвенных доказательств, совокупность которых указывает на наличие антиконкурентного соглашения (картельного сговора).

Одновременный выход в сеть интернет несколькими независящими друг от друга пользователями с разного оборудования возможен при условии использования Wi-fi-роутера и не означает совместное использование участниками аукционов одного компьютера.

Вместе с тем, ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» использовали одну учетную запись, одни файлы заявок, созданные одним лицом, которые были поданы в одно время, что указывает на осведомленность ответчиков о совместном участии в закупке с №0165300016119000001.

Использование самостоятельными субъектами единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» возможны только в результате достигнутых договоренностей.

Также, согласно сведениям ООО «РТС-тендер» ответчики используют иные IP адреса в рамках предпринимательской деятельности на электронной торговой площадке РТС-тендер, в т.ч. 188.162.15.195, 188.162.15.4, 213.87.224.99, при использовании которых также участвуют в конкурентных процедурах.

Таким образом, совпадение IP-адресов подачи заявок является одним из косвенных доказательств сговора.

3) Довод о том, что ГУП ТО «Областное ДРСУ» также являлось участником аукциона №0165300016119000001 и не делало ценовых предложений, при этом не является участником антиконкурентного соглашения, что не расценивается Томским УФАС России как модель поведения, не соответствующая разумной.

Томским УФАС России установлена необходимая совокупность косвенных доказательств наличия сговора, запрещенного п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции между ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис». Так, Томским УФАС России учитывались такие иные признаки сговора как: наличие устойчивых исторических и деловых связей и взаимодействий между ответчиками (использование одинаковой инфраструктуры, ip – адресов, адресов электронной почты, номеров телефонов, совместная подготовка и участие в торгах: 0165300016119000001 (совпадение свойств файлов заявок, составление заявок одним человеком) и др. доказательства, описанные в настоящем решении.

Наличие одного признака сговора (отказ от конкурентной борьбы) в действиях ответчика и ГУП ТО «Областное ДРСУ» в ходе одной конкурентной процедуры не является основанием для привлечения ГУП ТО «Областное ДРСУ» в качестве ответчика.

5)Довод о допустимом использовании одного файла-образца заявки двумя хозяйствующими субъектами-конкурентами несостоятелен в связи с тем, что идентичность файлов заявок, а также идентичность даты создания таких файлов свидетельствует о том, что ответчики координировали свои действия при подготовке файлов заявок, преобразовывали и сохраняли такие файлы на одних и тех же электронно-вычислительных устройствах, а также обменивались файлами заявок, что указывает именно на тесное взаимодействие заявителей и является еще одним доказательством наличия картельного сговора между субъектами-конкурентами.

6) Довод об отсутствии интереса ответчиков уступать друг другу победу в связи с участием в торгах только при наличии экономической целесообразности, а также об экономической целесообразности отказа от участия в конкурентных процедурах после подачи заявки в связи с участием в торгах в разных районах не состоятелен. Участники торгов видят извещение и аукционную документацию, поэтому участникам заранее известно место исполнения контракта.

Подача заявки профессиональным участником торгов, заведомо не соответствующей требованиям документации, при условии осведомленности о действиях и намерениях конкурента, указывает на наличие признаков сговора, т.к. лицо отказывается от конкурентной борьбы в пользу другого участника конкурентной процедуры. Так, при подаче ООО «Томмагистраль» заявки, не соответствующей требованиям аукционов №0165300013119000001, №0165300013119000002, победителем признано ООО «Дорстройсервис».

В подтверждение несостоятельности довода, Томским УФАС России установлено, что один из ответчиков, участвуя в совместных конкурентных процедурах со вторым ответчиком, при наличии иных участников, не принимает активного участия в торгах, отказывается от конкурентной борьбы.

№ закупки

участник

Количество ценовых предложений

Крайние ценовые предложения участника

0165300010520000404

ООО "ТОММАГИСТРАЛЬ" (победитель)

7 ценовых предложений

1288908,33

 

 

ООО "ДОРСТРОЙСЕРВИС"

 

1 ценовое предложение

1346193,15

 

0165300003720000036

 

ООО "ТОММАГИСТРАЛЬ" (победитель)

 

9 ценовых предложений

2389408,36

 

ООО "ДОРСТРОЙСЕРВИС"

 

2 ценовых предложения

2401408,36

 

0165300013319000014

ООО "ТОММАГИСТРАЛЬ"

 

1 ценовое предложение

2272586,9

 

 

ООО "ДОРСТРОЙСЕРВИС (победитель)

25 ценовых предложений

2242285,72

 

0365300035319000007

ООО "ДОРСТРОЙСЕРВИС (победитель)

15 ценовых предложений

411201,94

 

ООО "ТОММАГИСТРАЛЬ"

 

2 ценовых предложения

1008215,71

0365300035319000006

ООО "ТОММАГИСТРАЛЬ" (второй)

 

1 ценовое предложение

862433,25

 

 

ООО "ДОРСТРОЙСЕРВИС (победитель)

1 ценовое предложение

857615,18

 

0865300002019000013

ООО "ТОММАГИСТРАЛЬ" (победитель)

 

15 ценовых предложений

1198004,06

 

 

ООО "ДОРСТРОЙСЕРВИС

2 ценовых предложения

1232668,02

 

Комиссия Томского УФАС России считает доводы, изложенные в письменных ответчиков необоснованными по описанным в настоящем решении основаниям.

Описанные выше действия ответчиков в ходе торгов с №0165300016119000001 возможны только в случае реализации достигнутых договоренностей и указывают на наличие сговора между ответчиками. Отказ от конкурентной борьбы в пользу формального конкурента позволяет поддерживать цену на торгах с целью заключения одним из участников картеля контракта по максимально возможной цене.

Таким образом, поведение участников ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» при проведении аукциона указывает на умышленное ограничение состязательности между собой и в установлении конкурентной цены на привлекательном для компании победителя уровне.

Указанную позицию в отношении антиконкурентных соглашений изложил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016.

Исходя из вышеизложенного, указанные обстоятельства, характеризующие порядок действий хозяйствующих субъектов, позволяют прийти к выводу, что использование самостоятельными хозяйствующими субъектами единой инфраструктуры и совместная подготовка таких субъектов к торгам возможны только в случае предварительной договоренности, осуществленной для достижения единой цели реализуемой деятельности, поскольку хозяйствующие субъекты, конкурирующие между собой на соответствующем рынке, не могут действовать в интересах друг друга, и свидетельствуют о заключении такими лицами противоправного картельного соглашения, реализуемого с целью заключения по результатам торгов контракта по наиболее выгодной цене, поддержанию цены на торгах.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

В рамках рассмотрения дела №070/01/11-86/2021 и в соответствии с ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции подготовлен и приобщен к материалам дела аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции при проведении открытых аукционов в электронной форме на ремонт дорожного покрытия.

Указанный анализ проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок).

Согласно пункту 10.10 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

- определение временного интервала исследования;

- определение предмета торгов;

- определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшегося от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции, отделом контроля органов власти и антиконкурентных соглашений установлено следующее:

1.      Временной интервал исследования определен периодом 16.04.2019 (дата размещения изменения извещения о проведении ОАЭФ) по 12.08.2019 (дата осуществления последнего платежа - перечисления денежных средств) по ОАЭФ №0165300016119000001).

2.      Предметом торгов  исследованного аукциона являются работы по ремонту дорожного полотна в с. Могочино Молчановского района Томской области.

3.      Состав хозяйствующих субъектов, участвующих на торгах: ООО «Дорожно-строительный сервис», ООО «Томмагистраль», ГУП ТО «Областное ДРСУ». Все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта, следовательно, данный товарный рынок, в границах ОАЭФ 0165300016119000001, является конкурентным.

Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 070/01/11-86/2021 и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

06.12.2021 г. за исх.№МД/6935 Комиссией Томского УФАС России подготовлено и принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 Закона о защите конкуренции.

ООО «Дорстройсервис» представило возражения на заключение от 06.12.2021 г. за исх.№МД/6935. В своих возражения ООО «Дорстройсервис» заявляет новые доводы относительно факта подачи файлов заявок с одного компьютера, поведения ГУП ТО «Областное ДРСУ» на торгах №0165300016119000001, а также о причинах длительного использования одного IP-адреса ответчиками.

Доводы, заявленные ООО «Дорстройервис», а также возражения на заключение по делу № 070/01/11-86/2021 являются несостоятельными, по основаниям, указанным в настоящем решении ранее.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Таким образом, для признания действий субъекта нарушающими ст. 11 Закона о защите конкуренции достаточно установить возможность установления негативных последствий для конкуренции в виде ее недопущения, ограничения или устранения.

В соответствии с позицией ФАС России, содержащейся в Разъяснениях ФАС России от 30.05.2018 № 14 №О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах№ (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.05.2018 № 7) картельные соглашения запрещаются сами по себе (per se), то есть антимонопольный орган, применяющий такой запрет, не устанавливает вредоносное воздействие картеля на конкуренцию, а квалифицируют такое соглашение как незаконное по формальным основаниям, то есть по цели соглашения и природе отношений, в которых состоят стороны отношения – конкуренты/участники картеля.

Минимальное снижение НМЦК 0,5% на торгах с участием двух ответчиков, поведение ответчиков, совместное использование ответчиками IP-адресов и учетных записей при подаче заявок, ценовых предложений на торгах, наличие устойчивых исторических и деловых связей между ответчиками, родство законных представителей ответчиков (родные братья), демонстрация способности к конкурентному поведению на иных торгах, совместная подготовка и участие в торгах №0165300016119000001, в совокупности с анализом состояния конкуренции позволяют сделать вывод о картельном сговоре между ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» с целью поддержания цены на торгах, для обеспечения победы одного из ответчиков, заключения им контракта по максимально возможной цене.

В силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции определяются следующим образом: рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается, в том числе, договоренность в устной форме.

В пунктах 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что соглашение хозяйствующих субъектов, направленное на установление или поддержание цен в связи с участием в торгах, в том числе нескольких, квалифицируется по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

При возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона, следует давать оценку совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах. В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

Как следует из изложенных норм закона и указанных официальных правовых позиций, учитывая направленность действий по заключению картеля на недобросовестное пользование предоставленными правами, то есть на достижение результата недобросовестными средствами, формально не противоречащими закону, для констатации антиконкурентного соглашения антимонопольному органу необходимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства.

В отсутствие доказательств наличия письменного соглашения вывод о существовании между ответчиками устного антиконкурентного соглашения сделан Комиссией с учетом совокупности всех имеющихся в деле доказательств, в частности:

- демонстрация ответчиками антиконкурентной модели поведения, описанной выше, выражающейся в несоответствии поведения ответчиков принципам разумной деловой цели предпринимательской деятельности, нетипичность поведения ответчиков с точки зрения разумности и обоснованности;

- минимальное снижение НМЦК в результате торгов, что привело к поддержанию цены;

- наличие устойчивых исторических и деловых связей и взаимодействий между ответчиками (использование одинаковой инфраструктуры, ip – адресов, адресов электронной почты, номеров телефонов и др.);

- совместная подготовка и участие в торгах: №0165300016119000001 (совпадение свойств файлов заявок, составление заявок одним человеком);

- демонстрация способности к конкурентному поведению на торгах в период нарушения антимонопольного законодательства, с достижением снижения НМЦК от 9% до 25,1%;

- отсутствие доказательств подконтрольности ответчиков одному лицу в период нарушения антимонопольного законодательства;

- результаты исследования конкурентной среды на торгах.

По итогам доказывания совокупность признаков антиконкурентного соглашения (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль, т.е. создать критическую массу применительно к доказыванию антиконкурентного поведения, заключающегося в притворности действий - создании видимости правомерного поведения, введении в заблуждение, что формирует выводы антимонопольного органа, имеющие правовое значение.

Поведение ответчиков, совместное использование ответчиками IP-адресов при подаче заявок, одного ценового предложения на торгах, родственная связь ответчиков, использование одной инфраструктуры для осуществления предпринимательской деятельности, наличие устойчивых исторических и деловых связей между ответчиками в совокупности с анализом состояния конкуренции позволяют сделать вывод о картельном сговоре между ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» с целью поддержания цены на торгах, для обеспечения победы одного из ответчиков, заключения им контракта по максимально возможной цене.

На основании документов и информации, имеющихся в материалах дела №070/01/11-86/2021, Комиссия пришла к выводу, что в результате реализации устного картельного соглашения, ООО «Дорстройсервис» был получен доход в размере 3 952 623,60  рублей по закупке №0165300016119000001.

Временной интервал правонарушения на открытом аукционе в электронной форме на ремонт дорожного покрытия, определен периодом с момента опубликования извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения сторонами контракта.

Таким образом, период совершения правонарушения определен периодом с 16.04.2019 (дата размещения извещения о проведении аукциона №0165300016119000001) по 28.09.2019 (дата заключения контракта) по электронному аукциону №0165300016119000001).

Действия ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис», в результате которых победителем аукционов было признано ООО «Дорстройсервис», нарушающие пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в поддержании цены на торгах привели к минимальному снижению НМЦК.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела №070/01/11-86/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Томмагистраль» и ООО «Дорстройсервис» по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Основания для выдачи ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного соглашения и участия в нем отсутствуют в связи с завершением реализации такого соглашения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению делу №070/01/11-86/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Томмагистраль» (ИНН: 7017454686) и ООО «Дорстройсервис» (ИНН 7017396699) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.      Не выдавать ООО «Томмагистраль» (ИНН: 7017454686) и ООО «Дорстройсервис» (ИНН 7017396699) предписания.

3.      Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

А.Ф. Абдурахманов

 

 

 

Члены Комиссии:

Е.П. Фоминых

 

 

М.А. Безбородова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны