Решение б/н 070/05/28-495/2022 от 12 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/05/28-495/2022

 

Оглашена резолютивная часть 12 сентября 2022 года

Изготовлено в полном объеме 21 сентября 2022 года                            г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя комиссии:

Безбородовой Марины Александровны, заместителя руководителя управления — начальника отдела антимонопольного контроля,

 

Членов комиссии: 

Нижельской М.О., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,

Айрих А.А., специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,

Черниковой Д.В., специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля;

 

без участия лиц, участвующих в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

по факту распространения индивидуальным предпринимателем П ОГРНИП: 304701732200461, ИНН: 701722319365, Дата присвоения ОГРНИП: 17.11.2004) (далее – ИП П.) рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области в ходе рассмотрения материалов проверки, проведенной Сибирским ГУ Банка России, были выявлены признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившиеся в распространении ИП П. рекламы финансовых услуг, в которой предполагается предоставление денежного займа, выдаваемого с обеспечением исполнения обязательства в виде залога теле, видео, аудио аппаратуры, цифровой техники, компьютеров, ноутбуков, сотовых, стиральных машин и холодильников.

Как следует из материалов проверки, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность торгового объекта «Комиссионный отдел», не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, что указывает на наличие признаков нарушения законодательства о рекламе и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14. 3 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения материалов дела установлено следующее.

По адресу: 634009, г. Томск, пер. Карповский 12/пр-т Ленина, 169, находится комиссионный магазин на фасаде дома размещена вывеска «Комиссионный отдел. Залог, покупка, продажа». На фасаде дома также размещен баннер комиссионного магазина со следующим содержанием: «Деньги под залог теле, видео, аудио аппаратуры, цифровой техники, компьютеров, ноутбуков, сотовых, стиральных машин и холодильников. Покупка и продажа».

Исходя из текста баннера следует, что данная информация является рекламой в силу того, что направлена на привлечение интереса к товару (услуге), адресована неопределенному кругу лиц, таким образом данная информация отвечает требованиям п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Объектом рекламирования в данном случае выступают денежные займы, выдаваемые под залог электроники и бытовой техники.

ИП П. представил в материалы дела письменные пояснения с приложением. Представлена копия Договора аренды нежилых помещений № б\н от 01.01.2022 г. Дополнительно представлено свидетельство о внесении в ЕГРИП записи об ИП, зарегистрированном до 1 января 2004 г., а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Также ИП П. указано, что организация, изготовившая спорный рекламный баннер, не предоставила никаких документов, о несоответствии указанной рекламы действующему законодательству. На данный момент нарушение устранено, однако доказательств данного факта не представлено.

ФРФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности и добросовестности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Под кредитной организацией в силу ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Под некредитной финансовой организацией, согласно ст. 76.1 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» понимаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
  • специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • клиринговую деятельность;
  • деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
  • деятельность организатора торговли;
  • деятельность центрального депозитария;
  • репозитарную деятельность;
  • деятельность субъектов страхового дела;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • микрофинансовых организаций;
  • кредитных потребительских кооперативов;
  • жилищных накопительных кооперативов;
  • сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
  • деятельность оператора инвестиционной платформы;
  • ломбардов;
  • оператора финансовой платформы;
  • операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
  • операторов обмена цифровых финансовых активов.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе, поскольку ИП П. не является лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)". Данное обстоятельство подтверждает выписка из ЕГРИП. 

Из представленных ИП П. пояснений следует, что фактически деятельность по предоставлению займов им не велась, тем самым реклама была недостоверной, а также потенциальные потребители финансовых услуг были введены в заблуждение. Таким образом, имеет место нарушение положений п. 3 ч. 3 ст. 5, с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5, с ч. 7 ст. 5, ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем данной рекламной конструкции является ИП П. (ИНН 701722319365).

В материалах дела отсутствуют доказательства устранения выявленных нарушений Федерального закона «О рекламе», имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу индивидуального предпринимателем П (ОГРНИП: 304701732200461, ИНН: 701722319365, Дата присвоения ОГРНИП: 17.11.2004), размещенную по адресу: 634009, г. Томск, пер. Карповский 12/пр-т Ленина, 169, в виде вывески с содержанием: «Комиссионный отдел. Залог, покупка, продажа», баннера на фасаде дома с содержанием: «Деньги под залог теле, видео, аудио аппаратуры, цифровой техники, компьютеров, ноутбуков, сотовых, стиральных машин и холодильников. Покупка и продажа» ненадлежащей, нарушающей пункт 3 части 3 статьи 5, часть 7 статьи 5 и часть 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.        Выдать ИП П. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу № 070/05/28-495/2022.

3.        Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ "О рекламе".

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

М.А. Безбородова

 

М.О. Нижельская

 

А.А. Айрих

 

Д.В. Черникова

 

 

 

 

Исп.Черникова Д.В.

тел.8(3822)516-599, вн.135

Связанные организации

Связанные организации не указаны