Решение (комиссия) №ИК/2671/23 Решение 070/07/3-411/2023 от 5 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Московского УФАС России от 15.07.2021 по делу N 077/07/00-11902/2021Обстоятельства: Поступила жалоба на положения Документации, а именно в Приложении N 1 (Спецификация) не указаны единицы измерения в графе "Срок оказания услуг", что привело к неправильному определению Заявителем цены контракта.Решение: Признать жалобу необоснованной.

 

Решение 070/07/3-411/2023

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-411/2023

02.05.2022 г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев дело № 070/07/3-411/2023, возбужденное по жалобе ИП Козлова П.Н. (вх. 3434-ЭП/23 от 26.04.2023), перенаправленной ФАС России (вх.№ 61200-ЭП/23 от 21.04.2023) на действия (бездействие) Заказчика – МАУ ЗАТО СЕВЕРСК ДОЛ «ВОСХОД» при проведении закупки на право заключения договора на монтаж системы водоснабжения и канализации в корпусе № 9 1 этажа МАУ ЗАТО Северск ДОЛ «Восход» (извещение № 5974811, размещено на сайте https://region70.rts-tender.ru),

при участии представителя Заявителя – Комарова В.В. (доверенность №70 АА1821823 от 28.04.2023), при участии представителей Заказчика – Лютостанского С.В. (приказ №3/лс от 17.01.2022), Саватеевой Ю.А. (доверенность №8/23 от 28.04.2023), Головина Е.В. (доверенность №6/23 от 28.04.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ИП Козлов П.Н направил в ФАС России жалобу на действия Заказчика -МАУ ЗАТО СЕВЕРСК ДОЛ «ВОСХОД» при проведении закупки на право заключения договора на монтаж системы водоснабжения и канализации в корпусе № 9 1 этажа МАУ ЗАТО Северск ДОЛ «Восход» (извещение № 5974811). ФАС России данная жалоба перенаправлена в Томское УФАС России.

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:

  1. При формирование закупки Заказчик применил НМЦ не обоснованную (нет данных по установлению данной НМЦ). В техническом задании прописаны составленные сметы, а по факту не приложены.

  2. Заказчик установил требование о проверке локального сметного расчета (далее - ЛСР) подрядчиком в организации, работающий исключительно с муниципальными учреждениями и предприятиями, финансируемые из бюджета ЗАТО Северск.

  3. Заказчик признал заявку не соответствующей требованиям ввиду отсутствия ЛСР.

Заказчик в письменных пояснениях (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Закупка № 5974811, размещено на сайте https://region70.rts-tender.ru.

На момент рассмотрения жалобы договор заключен.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

 

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика осуществляется Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципальным автономным учреждением ЗАТО Северск детский оздоровительный лагерь «Восход», версия 9 от 08.12.2022 (далее - Положение о закупке).

По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках утверждено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно пункта 3.1 настоящего Положения о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.

В соответствие с пунктом 3.4 Положения о закупке неконкурентные закупки осуществляются следующими способами:

  1. закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

  2. закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме. 2-2

Пунктом 62.1 Положением о закупке предусмотрено, что Заказчик вправе проводить закупки только для субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием Электронного магазина в соответствии с пп. 20(1) Положение об особенностях участия СМСП в закупках. Такая закупка будет являться неконкурентной закупкой.

Осуществление закупки в Электронном магазине осуществляется на электронной площадке, предусмотренной ч. 10 ст. 3.4 Закона 223-ФЗ.

Максимальная цена договора, заключенного с применением закупки через Электронный магазин, участниками которой могут быть только СМСП не должна превышать 20 млн. рублей.

Относительно первого довода Заявителя о необоснованном формировании НМЦ:

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 331, со статьей 18.1 Закона о Закупках, антимонопольный орган не обладает полномочиями по осуществлению контроля за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены.

Таким образом, антимонопольный орган рассматривает жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов и порядок заключения договоров.

При этом вопросы, связанные с оценкой законности размера сформированной начальной (максимальной) цены договора, а также рассмотрение вопроса о правомерности определения начальной (максимальной) цены договора, не входят в компетенцию антимонопольного органа.

Комиссия Управления, приняла решение об оставлении жалобы Заявителя без рассмотрения в данной части, поскольку антимонопольный орган не наделен соответствующей компетенцией по контролю за порядком формирования начальной (максимальной) цены закупки.

Относительно второго довода Заявителя об установление требования о проверки ЛСР (локального сметного расчета) подрядчиком в организации, работающий исключительно с муниципальными учреждениями и предприятиями, финансируемые из бюджета ЗАТО Северск:

Согласно пункта 62.2 Положения о закупке, при проведении закупки с использованием Электронного магазина Заказчик разрабатывает документацию о закупке. В документации о закупке через Электронный магазин указывается:

- что участниками такой закупки могут быть только субъекты СМСП;

- требования к участникам закупки;

- требования товарам, работам, услугам.

- критерии определения победителя;

- случаи признания закупки несостоявшейся;

- иные сведения (при необходимости)

В пункте 2 Технического задания Заказчика установлены общие требования к участнику закупки:

- для обоснования заявляемой цены Участник должен предоставить Заказчику локальный сметный расчет, заверенный техническим центром ЗАТО Северск;

- участник закупки должен проверить ведомость объемов работ с выездом на место проведения работ;

- все материалы (товары), используемые для выполнения работ, иметь сертификаты (декларации) соответствия (копии сертификатов (деклараций) должны быть представлены Заказчику до начала работ).

- при проведении скрытых работ, Подрядчик предоставляет акты скрытых работ, согласованные с техническим центр ЗАТО Северск.

Кроме этого, согласно пункта 11 Технического задания Заказчика установлено требование о предоставлении до заключения договора локального сметного расчета, проверенного и заверенного уполномоченным органом - «МКУ ТЦ, ЗАТО Северск» на соответствие нормативов законодательства.

Представитель ИП Козлова П.Н. на заседании Комиссии Томского УФАС России пояснил, что Заказчиком установлено излишнее требование Заказчика, а именно предоставление до заключения договора локального сметного расчета, проверенного и утвержденного «МКУ ТЦ ЗАТО Северск». Кроме этого, обратившись в МКУ ТЦ ЗАТО Северск, ИП получил ответ о том, что специалисты МКУ ТЦ ЗАТО Северск проверяют сметную документацию, направленную исключительно муниципальными учреждениями или предприятиями, финансируемые из бюджета ЗАТО Северск. От частных лиц или предпринимателей сметную документацию не рассматривают.

В свою очередь, представитель Заказчика сообщил, что при направлении локального сметного расчета в МКУ ТЦ ЗАТО Северск данный расчет сопровождается письмом Заказчика, т.е. фактически Заказчик содействует всем участникам, предложения которых поступило для проведения проверки их ЛСР. При этом сроки рассмотрения ЛСР, поступившего с сопроводительным письмом Заказчика минимальны. Кроме того, без согласования/утверждения/подтверждения правильности применения расценок и видов работ, указанных в ЛСР, Заказчик не имеет правового основания осуществить расчет за выполнения работы по ЛСР, не прошедшему экспертизу, так как закупка финансируется за счет средств субсидии, предоставленной из областного бюджета/бюджета ЗАТО Северск (целевые средства).

Комиссия Томского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Таким образом, Заказчик установил требование о предоставлении локального сметного расчета в соответствии с нормами законодательства.

Требование о согласовании локального сметного расчета именно в МКУ ТЦ ЗАТО Северск обусловлены тем, что МКУ ТЦ ЗАТО Северск осуществляет строительный контроль за выполнением текущих ремонтов на объектах МАУ ЗАТО СЕВЕРСК ДОЛ «ВОСХОД» согласно заключенного соглашения между сторонами о техническом надзоре за ремонтом объектов социально-культурной сферы.

На заседании комиссии установлено, что Заказчиком может быть оказано содействие участнику закупки и осуществлено согласование локального сметного расчета непосредственно в МКУ ТЦ ЗАТО Северск.

Данные обстоятельства не противоречат Положению заказчика, в связи с чем Комиссией не установлено нарушений в действиях Заказчика.

Относительно третьего довода о признание заявки участника не соответствующей ввиду отсутствия ЛСР:

Согласно протокола рассмотрения заявок № 5974811 от 21.04.2023 заявка Участника №2 не соответствует требованиям, а именно: не предоставлен утвержденный ЛСМ.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что Заявителем направлялся ЛСР на проверку, после проверки были выявлены устранения, Заявитель после устранения нарушении повторно направил ЛСР на проверку.

В соответствие пункта 62.6 Положения о закупке, по окончании срока отбора предложений поставщиков, и направления оператором электронной площадки отобранных предложений, Заказчик в течение не более чем 3 рабочих дней проводит проверку предложений поставщиков на соответствие установленным в документации о закупке требованиям к поставщикам и к товарам, работам, услугам.

В силу пункта 62.7 Положения о закупке в ходе рассмотрения предложений поставщиков Комиссия по закупкам вправе, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке, направить запросы участникам закупки о предоставлении информации и/или разъяснений. Запросы участникам закупки о предоставлении информации направляются через электронную площадку, на которой проводится закупка.

Пунктом 62.8 Положения о закупке установлено, что срок предоставления участником закупки разъяснений устанавливается одинаковый для всех участников закупки, которым были направлены запросы, и не может превышать 2 (двух) рабочих дней со дня направления соответствующего запроса. Непредставление или представление не в полном объёме запрашиваемых документов и/или разъяснений в установленный в запросе срок служит основанием для отклонения предложения такого участника.

В связи с чем, Участник закупки в случае поступления от заказчика запроса предоставления локального сметного расчета через электронную площадку обязан предоставить запрашиваемые документы и сведения, в противном случае заявка будет отклонена, что следует из Положения о закупке.

Комиссия Томского УФАС России установила, что Заказчиком не направлялись запросы Участнику закупки, тем самым у Участника не возникла обязанность предоставления дополнительных документов, следовательно, отклонение заявки Участника №2 по данному основания недопустимо.

Таким образом, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о признании довода Заявителя обоснованным, поскольку Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя, тем самым нарушил принципы отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, согласно пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Помимо этого, отклонение заявки по основаниям, не соответствующим положению о закупках нарушает положения части 2 статьи 2 Закона о закупках.

Поскольку по результатам рассматриваемой закупки заключен договор, Комиссией Томского УФАС России принято решение не выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2 Закона №223-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Козлова П.Н. (вх. 3434-ЭП/23 от 26.04.2023), перенаправленную ФАС России (вх.№ 61200-ЭП/23 от 21.04.2023) на действия (бездействие) Заказчика – МАУ ЗАТО СЕВЕРСК ДОЛ «ВОСХОД» при проведении закупки на право заключения договора на монтаж системы водоснабжения и канализации в корпусе № 9 1 этажа МАУ ЗАТО Северск ДОЛ «Восход» (извещение № 5974811, размещено на сайте https://region70.rts-tender.ru) частично обоснованной.

2. В действиях Заказчика установлено нарушение части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Предписание не выдавать.

4. Обязать Заказчика обеспечить представление сведений о лицах, ответственных за отклонение заявки при проведении закупки на право заключения договора на монтаж системы водоснабжения и канализации в корпусе № 9 1 этажа МАУ ЗАТО Северск ДОЛ «Восход» (извещение № 5974811), сведений о паспортных данных (номер и серия паспорта, кем и когда выдан, дата и место рождения), в том числе с указанием информации об адресе регистрации, фактического проживания лица, локальные документы, направить данные лица со всеми документами на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 111, каб.38 06.06.2023 года в 14:30. Обращаем внимание, что указанные лица вправе принять участие дистанционно, предварительно направив ходатайство о возможности участия на электронный адрес: to70@fas.gov.ru.

 

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

2023-3398

 

 

Связанные организации

ИП Козлов П.Н.
ИНН 701721263857, ОГРН
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
МАУ ЗАТО СЕВЕРСК ДОЛ «ВОСХОД»
ИНН 7024022687, ОГРН 1057000348228