Решение №АА/1731/23 Решение по делу № 070/07/3-267/2023 от 29 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу № 070/07/3-267/2023

 

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области» 634012, Томская, Томск, Косарева, дом 17А tomsk@tcsms.tomsk.ru ООО "Кристалл" 636780, Томская область, г.Стрежевой, ул.Ермакова, д.4, оф.16 kristall-19@mail.ru ЗАО «СБЕРБАНК-АСТ» info@sberbank-ast.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-267/2023

28.03.2023 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя Комиссии:

Абдурахманова А.Ф. – заместителя руководителя;

членов комиссии:

Лукьяненка К.К., – специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

Истоминой З.С. – специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев дело № 070/07/3-267/2023, возбужденное по жалобе ООО «Кристалл» (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области» (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Оказание услуг по комплексной уборке помещений, занимаемых Стрежевским филиалом ФБУ «Томский ЦСМ», расположенных по адресу: Томская обл., г. Стрежевой, ул. Транспортная, д. 15» (извещение №32312173351),

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела явку не обеспечил, при участии представителя Заказчика – Фурумзакия В.М. (Доверенность №34 от 23.03.2023 г.), Шелехова Н.Н. (Доверенность №35 от 23.03.2023 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.03.2023 г. ООО «Кристалл» направило в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) Заказчика Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области» при осуществлении закупки в форме запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Оказание услуг по комплексной уборке помещений, занимаемых Стрежевским филиалом ФБУ «Томский ЦСМ», расположенных по адресу: Томская обл., г. Стрежевой, ул. Транспортная, д. 15» (извещение №32312173351).

Из доводов жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями закупочной комиссии Заказчика, неправомерно отклонившей заявку ООО «Кристалл»; действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, требования к составу заявки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, поддержал письменные пояснения, представленные в материалы дела.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Извещение и документация о проведении закупки форме предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32312173351 размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 07.03.2023.

Дата начала срока подачи заявок:

09.03.2023 00:00 (МСК+4)

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика):

16.03.2023 13:00 (МСК+4)

На момент рассмотрения жалобы было подано 3 заявки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-

ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О

защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 4 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчик в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ и услуг Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области» версия 14 от 18.08.2022. Положение о закупках Заказчиком размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.09.2022

В силу части 10 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 53.9. Положения о закупках, участник закупки должен подготовить заявку на участие в ЗПЭФ в соответствии с требованиями к форме, составу, оформлению заявок на участие в ЗПЭФ, установленными в документации ЗПЭФ.

В соответствии пунктом 12.1. Положения о закупках заявка на участие в конкурентной закупке должна соответствовать требованиям к содержанию и оформлению, установленным в документации о закупке (для запроса котировок – в извещении) и содержать сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку, а также о лицах, выступающих на стороне одного участника закупки.

В пункте 24 Документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В соответствии с указанным пунктом, заявка на участие в запросе предложений состоит из 2-х частей и предложения участника закупки о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги).

Вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 – 9 статьи 24 настоящей документации, а также документы в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (Формы № 2 – 4).

Документы, входящие в состав заявки, должны быть составлены в соответствии с формами, установленными в Части III настоящей документации «ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ В СОСТАВЕ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ». Все пункты таких форм подлежат обязательному заполнению, если иное не указано в самой форме.

В случае, если заявка не соответствует требованиям Заказчика к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, установленным в документации о закупке, такая заявка подлежит отклонению.

В соответствии с пунктом 53.16. Положения о закупках, Закупочная комиссия принимает решение о несоответствии заявки требованиям документации ЗПЭФ в случаях, если выявлено:

- непредоставление в составе заявки сведений и документов, определённых в документации ЗПЭФ либо наличия в таких документах недостоверных сведений,

- несоответствие участника закупки требованиям, установленным в документации ЗПЭФ;

- несоответствие заявки требованиям документации ЗПЭФ;

- невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в ЗПЭФ, если требование обеспечения таких заявок установлено в документации ЗПЭФ.

Согласно протоколу подведения итогов запроса предложений в электронной форме (оценки и сопоставления заявок окончательных предложений) №8/23-ЗПЭФ закупочная комиссия приняла решения о несоответствии заявок №7033 (ООО «Кристалл») и №2656 (ООО «Профитклинплюс») требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Так, основанием для отклонения заявки ООО «Кристалл» явилось следующее:

несоответствие заявки на участие в закупке требованиям п. 24 документации запроса предложений в электронной форме (ч.53.16, ст.54 Положения о закупке товаров, работ и услуг ФБУ «Томский ЦСМ» от 15.08.2022 г.). Заявка участника закупки не соответствует требованиям Заказчика к составу заявки, установленным в документации о закупке. В составе заявки отсутствует Форма № 4 «Сведения о соответствии ГОСТ Р 51870-2014», установленная в Части III документации о закупке «ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ В СОСТАВЕ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

Заявитель не согласен с указанным решением комиссии Заказчика, считает требование, установленное в Форме №4 «Сведения о соответствии ГОСТ Р 51870-2014» о том, что в случае, если услуги, оказываемые участником, соответствуют требованиям ГОСТ Р 51870-2014, в составе заявки должна быть представлена копия Сертификата соответствия, неправомерным в виду того, что сертификация клининговых услуг не является обязательной.

Комиссия Томского УФАС, изучив заявку ООО «Кристалл», пришла к выводу об отсутствии в составе заявки Формы №4 «Сведения о соответствии ГОСТ Р 51870-2014». Заявителем не было выполнено требование, предусмотренное пунктом 24 Документации, о необходимости предоставить документы в отношении критериев порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Таким образом, комиссия Заказчика правомерно отклонила заявку ООО «Кристалл».

Комиссия Томского УФАС отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 16.03.2023 13:00. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником закупки положений документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2021 г. № 09АП-23120/2021, антимонопольный орган не вправе рассматривать законность положений документации по жалобе, поданной после окончания срока на подачу заявок.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, Комиссия Томского УФАС России не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении закупки в форме запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в части отклонения заявки ООО «Кристалл».

Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4. Закона 223-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Кристалл» на действия Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области» при осуществлении закупки в форме запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Оказание услуг по комплексной уборке помещений, занимаемых Стрежевским филиалом ФБУ «Томский ЦСМ», расположенных по адресу: Томская обл., г. Стрежевой, ул. Транспортная, д. 15» (извещение №32312173351) необоснованной.

2. В действиях закупочной комиссии Заказчика нарушений Закона о закупках не установлено.

3. Предписание не выдавать.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии А.Ф.Абдурахманов

 

 

Члены Комиссии: К.К.Лукьяненок

 

 

З.С. Истомина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Истомина З.С.

тел.8(3822) 516-603

 

 

2023-2232

 

 

Связанные организации

ЗАО «СБЕРБАНК-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Кристалл"
ИНН 7022006584, ОГРН 1197031057354
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области»
ИНН 7018002587, ОГРН 1027000885823