Решение б/н Решение и предписание по делу о нарушении ОАО «Территориальн... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

14.07.2009 г. г. Томск

 

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Бутенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,

Члены Комиссии:

Паньков С.А. – начальник отдела экономического анализа,

Куликов В.В. – заместитель начальника отдела контроля монополистической деятельности,

Белова М.Н. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,

рассмотрев дело № 02-10/36-09, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление гр. Настоящее дело было возбуждено на основании заявления гр. Т. (вх. № 5314 от 17.12.2008 г.) в соответствии с приказом Томского УФАС России от 24.03.2009 г. № 73. Дополнительно заявитель представил ряд объяснений по делу с приложением соответствующих документов.

По мнению заявителя, ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11», занимая доминирующее положение на рынке тепловой энергии г. Томска, расчеты за оказываемые последним услуги по теплоснабжению объекта недвижимости, расположенного по адресу: ул. М. Горького, 45, кв. 1 завышены, тем самым нарушаются него интересы. И как следствие, ОАО «ТГК № 11» нарушает пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части нарушения установленного порядка ценообразования.

В течение 2008 года заявителю выставлялись счета на оплату тепловой энергии в горячей воде согласно договора, заключенного с ОАО «Томскэнерго» № 683 от 01.01.2004 г. жилого помещения и нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, ул. М. Горького, 45, также нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Учебная, 18. С 01.11.2007 г. ОАО «Томскэнерго» прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ОАО «ТГК-11». В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ ОАО «ТГК-11» является правоприемником ОАО «Томскэнерго».

Заявителю были выставлены счет № 683 от 30.11.2008 г. за ноябрь 2008 г., размер оплаты по которому за тепловую энергию составил 8 877 руб. 41 коп, количество выставленных Гкал тепловой энергии 23,36; счет № 683 от 26.11.2008 г. на предварительный платеж за декабрь 2008 г., в котором размер оплаты составил 16 000 рублей, количество выставленных Гкал тепловой энергии 23,5716. Заявитель считает, что действия ОАО «ТГК-11» нарушают его права и законные интересы, производя расчет оплаты тепловой энергии исходя из необоснованно выставленного количества Гкал.

Между Т. и ОАО «ТГК-11» заключен договор снабжения тепловой энергии в горячей воде № 683 от 01.01.2004 г. (далее — Договор). В п. 4.2. Договора указано, что при отсутствии или выходе из строя приборов учета количество потребленной Абонентом тепловой энергии и теплоносителя определяется расчетным методом в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной Приказом Госстроя № 105 от 06.05.2003 г. указанная Методика для Сторон Договора является обязательной.

В отзыве на Приказ о возбуждении дела № 71 от 24.03.2009 г. ОАО «ТГК № 11» б/н от 09.04.2009 г. касательно заявления Т пояснило следующее. Согласно договора № 683 от 01.01.2004 г. объектами теплоснабжения являются как жилые (2 этаж дома по ул. М. Горького, 45), так и нежилые помещения (1 этаж дома по ул. М. Горького, 45, строение по ул. Учебная, 18), собственником которых является Т. При начислении платы за теплоснабжение жилого помещения, расположенного по ул. М. Горького, 45 произошла техническая ошибка, допущенная ОАО «Томские коммунальные системы» и обнаруженная только в настоящее время. ОАО «ТГК № 11» подготовлена и направлена оферта договора на жилое помещение, а также произведен перерасчет платы за теплоснабжение по указанному выше жилому помещению за период с 01.03.2007 г. по 31.03.2009 г. на сумму 77 024, 82 рублей. Факт перерасчета на заседании Комиссии подтвердил и сам заявитель. К отзыву был приложен расчет начислений за потребленную тепловую энергию (жилое помещение по ул. М. Горького, 45), в котором представитель ОАО «ТГК № 11» указал, что начисление за предоставленные услуги отопления и горячего водоснабжения жилых помещений в доме по указанному адресу произведено вы соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 по установленным нормативам потребления в соответствии Мэра г. Томска от 20.12.2006 № 689 (для 1-2-х этажность домов 0,0256 Гкал в месяц на 1 м2 на 365 дн.),в пересчете на отопительный период (для 1-2-х этажных домов 0,0396 Гкал/мес на 236 дн.), с учетом среднемесячной температуры наружного воздуха (поправочного коэффициента). Формула, применяемая в данном расчете аналогична формуле, указанной в Методике

Также, в Томское УФАС поступило заявление В. (вх. № 455 от 03.02.2009 г.) в отношении ОАО «ТГК № 11» касательно увеличения размера оплаты за отопление квартиры, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Киевская, 58-104. с приложением копий счетов-квитанция за отопление за ноябрь 2008 г. и декабрь 2008 г. (форма управления многоквартирным домом № 58 — непосредственное управление). Заявитель гр. В. была приглашена (БМ/1073 от 24.03.2009 г.) к участию в заседаниях Комиссии в качестве заинтересованного лица. Руководителем Томского УФАС Шевченко В.И. был рассмотрен вопрос о приобщении указанного заявления к делу № 02-10/36-09 и рассмотрении заявлений гр. В. И гр. Т. в совокупности.

При рассмотрении заявления В было установлено, что расчет стоимости отопления за 1 кв.м. населению при отсутствии приборов учета тепловой энергии рассчитывается ОАО «ТГК-11» исходя из норматива потребления тепловой энергии, утвержденного Постановлением Мэра г. Томска № 689 от 20.12.2006 г., а также по факту потребления. Расчет размера платы за фактическое потребление тепловой энергии производится по нормативам потребления на основании решения Томской городской думы от 26.10.2004 г. № 751 «О нормативах потребления тепловой энергии на нужды отопления для населения города Томска» в перерасчете на отопительный период с учетом поправочного коэффициента, который зависит от температуры наружного воздуха и количества дней в месяце. Положения пунктов 2-5 Примечания к приложению к решению томской городской думы от 26.10.2004 № 751 дублируют порядок расчета объема потребленной тепловой энергии, предусмотренный действующими правовыми актами (Методика, утвержденная Госстроем от 12.08.2003, Методика, утвержденная Приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105).ОАО «ТГК № 11» предоставляет право выбора способа оплаты: за фактическое потребление или по 1/12. Указанные способы расчета ОАО «ТГК № 11» подтверждается счетами, выставленными гр. В, а также позицией ОАО «ТГК № 11», содержащейся в письменных пояснениях исх. № 28-85 от 27.02.2009 г.

К участию в заседаниях Комиссии были привлечены заинтересованные лица: Администрация города Томска, Томская городская Дума.

На заседаниях Комиссии Дума города Томска касательно вопроса применения утвержденных указанным решением нормативов потребления тепловой энергии пояснила следующее. Абзацем 7 статьи 15 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» в редакции, действовавшей на момент принятия Томской городской Думой решения от 26.10.2004 № 751 «О нормативах потребления тепловой энергии на нужды отопления для населения города Томска», устанавливалось, что органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственной и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг. Согласно подпункта 4.1 пункта 4 статьи 34 действовавшего на момент принятия Томской городской Думой указанного решения Устава города Томска в исключительном ведении Томской городской Думы находилось принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, а также осуществление иных вопросов местного значения, не отнесенных к компетенции органов государственной власти, мэра города Томска, администрации города Томска и ее подразделений. Учитывая, что указанной редакцией Устава конкретные полномочия по установлению нормативов не были закреплены ни за одним из органов местного самоуправления (существующих на тот момент) в силу указанной нормы Дума являлась единственным органом, правомочным принять подобный акт. Аналогичные разъяснения Томской городской Думы содержатся в ответе на запрос исх. 01-182 от 24.02.2009 г.

Администрацией города Томска были даны следующие пояснения по данному делу. Размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию определяет ресурсоснабжающая организация расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством РФ. В настоящее время, по мнению Администрации г. Томска, такой порядок законодательством не установлен. Действующие нормативы потребления тепловой энергии на нужды отопления установлены решением Думы города Томска от 26.10.2004 № 751 «О нормативах потребления тепловой энергии на нужды отопления для населения города Томска». Нормативы рассчитаны на отопительный период 5664 часов (236 суток), среднюю температуру наружного воздуха за отопительный сезон для г. Томска -8,4 0С, внутреннюю температуру воздуха для жилых зданий +20 0С на 30,4 дня в месяц. Пункты 3,4 примечания приложения к решению Думы города Томска № 751 предусматривают возможность расчета потребленной тепловой энергии на нужды отопления с учетом среднемесячной фактической температуры воздуха. Принятие постановления Мэра города Томска от 20.12.2006 № 689 «О нормативах потребления тепловой энергии на нужды отопления для населения муниципального образования «Город Томск» было вызвано необходимостью приведения в соответствие действующих нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления с условием предоставления гражданам жилищных субсидий, определенных постановлением предоставления гражданам жилищных субсидий, определенных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Постановлением № 689 закреплено равномерное (на 12 месяцев) распределение годового объема потребления тепловой энергии на нужды отопления, соответствующего решению Думы города Томска № 751. Норматив, установленный Администрацией города Томска рассчитан на 1 кв.м. в месяц из расчета равномерного потребления тепловой энергии в течение года, и как пояснил представитель Администрации г. Томска на заседании Комиссии, размер данных нормативов основывается на нормативах потребления тепловой энергии, утвержденных Томской городской Думой, которые рассчитаны только на отопительный период (на 8 месяцев).

Заявитель Т. на заседании комиссии указал, что прибор учета тепловой энергии, поставляемой на жилое помещение, расположенное по адресу: ул. М.Горького, 45 имеется, однако им не используется. Заявитель В. сведениями о наличии или об отсутствии прибора учета тепловой энергии, поставляемой на жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул. Киевская, 58 не обладает. ОАО «ТГК № 11» факт начисления стоимости оплаты тепловой энергии как при отсутствии коллективных, общих, индивидуальных приборов учета не оспаривается.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссия установила следующее.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 1) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктом 1 Правил предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, пункт 4.2. Договора, заключенного между Т. И ОАО «ТГК № 11» не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 г., согласно пункта 19 которого При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 1 Приложения № 2 при расчете размера оплаты за отопление используется норматив потребления тепловой энергии на отопление.

Таким образом, действующим законодательством для граждан установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, а также порядок и периодичность корректировки размера данной платы.

Согласно пунктам 25, 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и коммунальные услуги, предназначенные для жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги. Таким образом, законодателем установлена единая система оплаты услуги теплоснабжения.

Как видно из материалов дела, ОАО «ТГК № 11» при определении размера платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, горячее водоснабжение) исходит из объема потребленного количества коммунальных ресурсов, определяемого согласно Методике определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105, которая является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей — юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Данная Методика разработана в развитие Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы» и носит рекомендательный характер. Таким образом, применение данной Методики при осуществлении расчетов с населением, не имеющих приборов учета тепловой энергии, является необоснованным.

Нормативы установлены Решением Думы города Томска от 26.10.2004 г. № 751 «О нормативах потребления тепловой энергии на нужды отопления для населения города Томска», пункты 3,4 предусматривают возможность расчета потребленной тепловой энергии на нужды отопления с учетом среднемесячной фактической температуры. Данный вид расчета основан на Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 г. № 105. Также, в Примечании 1 в приложении к решению Томской городской Думы от 26.10.2004 № 751 указано, что норматив потребления, утвержденный последним, используется для расчета оплаты за теплоснабжение, если это предусмотрено нормативными актами г. Томска. В данном случае, ОАО «ТГК № 11», так и заинтересованными сторонами по делу нормативно-правового обоснования использования для расчета указанных нормативов представлено не было.

Также нормативы потребления тепловой энергии на отопление утверждены Постановлением Мэра г. Томска № 689 от 20.12.2006 г. «О нормативах потребления тепловой энергии на нужды отопления для населения муниципального образования «Город Томск».

Каждый из указанных выше нормативных актов действующий. Решение № 751 применяется ОАО «ТГК-11» в расчете размера платы за отопление по факту. Исходя из расчета отопления по 1/12 применяется норматив, установленный Постановлением № 689.

Постановление Правительства № 307 не содержит таких форм расчета как по факту, так по 1/12, закреплена лишь необходимость производить корректировку один раз в год размера оплаты за тепловую энергию.

Метод расчета, применяемый ОАО «ТГК № 11» за тепловую энергию, поставляемую гражданам, используемую для коммунально-бытовых нужд и не имеющих приборов учета, по факту путем применения расчета, основанного на Решении Томской городской Думы от 26.10.2004 № 751, который в свою очередь дублирует расчет по Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 г. № 105) с применением соответствующего норматива не является обоснованным. Действия ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11" приводят к тому, что заявители оплачивают излишнее количество тепловой энергии, в котором не необходимости и которое они не потребляют.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области был проведен анализ розничного рынка снабжения тепловой энергией в горячей воде.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положением хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства, если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов (ОАО «ТГК-11»), то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

На основании анализа вышеуказанного товарного рынка можно сделать следующий вывод. ОАО «ТГК-11» занимает на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах Муниципального образования «г. Томск» доминирующее положение, следовательно, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Из анализа приведенных положений действующих правовых актов следует, что действия ОАО «ТГК-11» имеют своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, поскольку запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативного правовыми актами порядка ценообразования. (пункт 10 части 1 статьи 10 указанного закона).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов других лиц, а также нарушение установленного нормативным правовыми актами порядка ценообразования.

2. Выдать ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 02-10/36-09 специалисту Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии И.В. Бутенко

 

Члены Комиссии                 С.А. Паньков

 

                                               В.В. Куликов

                                               М.Н. Белова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

14.07.2009 г. г. Томск

 

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Бутенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,

Члены Комиссии:

Паньков С.А. – начальник отдела экономического анализа,

Куликов В.В. – заместитель начальника отдела контроля монополистической деятельности,

Белова М.Н. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,

руководствуясь статьей 23, часть. 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 14.07.2009 г. по делу № 02-10/36-09 о нарушении ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" в лице Томского филиала пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в срок до 15.08.2009 г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно провести мероприятия, направленные на устранение нарушений при проведении расчетов по оплате тепловой энергии гражданами, использующими ее для коммунально-бытовых нужд и не имеющих приборов учета.

2. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Томское УФАС до 15.08.2009 г. с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии И.В. Бутенко

 

Члены Комиссии С.А. Паньков

 

                               В.В. Куликов

                                М.Н. Белова

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны