Решение б/н решение от 2 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заявитель: Индивидуальный предприниматель Тиминдярова Наталья Борисовна Место нахождения:622016, г. Нижний Тагил, ул. Красноармейская, д. 84, кв. 318 тел.: 89221191332 е-mail: IPTimindyarova586@yandex.ru Заказчик: Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Томский областной онкологический диспансер» адрес: 634009, Томская область, город Томск, проспект Ленина, д. 115 тел.: 83822909513 e-mail.: m.n.borisova@tomonco.ru |
РЕШЕНИЕ
по делу № 070/07/3-115/2021
28.10.2021 г. Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:
председателя: Абдурахманова А.Ф. |
- врио руководителя управления; |
членов комиссии: Жохова С.В., Вишнева П.А., |
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
рассмотрев дело № 070/07/3-115/2021, возбужденное по жалобе ИП Тиминдяровой Натальи Борисовны (далее – Заявитель, ИП Тимидярова) (вх.№8255 от 19.10.2021), на действия Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Томский областной онкологический диспансер» (далее – Заказчик, Учреждение) при проведении аукциона в электронной форме «Поставка изделий медицинского назначения (перчатки ) для нужд ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер»» (извещение № 32110695080), опубликованного в Единой информационной системе (http://www.zakupki.gov.ru), без участия представителей Заявителя – ИП Тимидярова, ; при личном участии представителей Заказчика – Исманской Веры Викторовны (доверенность №102 от 25.10.2020), Кравца Виталия Федоровича (доверенность №38 от 09.04.2021), Лобановой Анастасии Васильевны (доверенность №21 от 15.02.2021), Романюк Веры Сергеевны (доверенность №20 от 15.02.2021),
УСТАНОВИЛА:
ИП Тимидярова направила в Томское УФАС России жалобу (вх.№8255 от 19.10.2021), на действия Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Томский областной онкологический диспансер» (далее Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме «Поставка изделий медицинского назначения (перчатки ) для нужд ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер» (извещение № 32110695080).
По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки установлены требования, ограничивающие конкуренцию и указывающие на товар единственного производителя, а именно:
1. Установление в приложении №1 к документации требования о предоставлении в составе 1 части заявки номера регистрационного удостоверения на товар.
2. Установлением требования к маркировке на упаковке информации о наличии полимерного покрытия.
3. Установлением требования об отделке перчаток гладкой поверхностью с противоскользящим эффектом.
4. Установлением требования наличия манжета с валиком, с текстурным рисунком.
Заявитель в жалобе просит признать ее обоснованной, признать в действиях комиссии Заказчика нарушение действующего законодательства, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Установлением требования устойчивости к проницанию 10% раствору уксусной кислоты.
6. Установлением требования применения при изготовлении перчаток технологии «chlorination» из нитрила.
7. Установлением требования наличия внутреннего гелиевого покрытия АЛОЭ Вера не менее 1 г на каждую перчатку – информация о содержании алоэ вера должна быть отражена в регистрационном удостоверении Росздравнадзора, а также содержаться на оригинальной упаковке производителя.
7.1. Запретом нанесения маркировки на товар посредством использования стикера.
На заседании комиссии представители Учреждения с доводами жалобы не согласились, поддержал письменные пояснения, представленные в материалы дела (вх.№8378 от 26.10.2021).
Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона № 32110695080, и документация Аукциона размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) - 04.10.2021.
1. Согласно ч.1 ст.3 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч.2 ст.2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.
В соответствии пункту 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ в составе первой части заявки подается предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
15.07.2021 Заказчиком размещено в ЕИС Положение о закупках товаров, работ, услуг Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Томский областной онкологический диспансер» (далее – Положение).
В соответствии с п.72 Положения первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:
1-1) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях предусмотренных документацией об аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) в случае включения в документацию об аукционе проектной документации;
1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.
Согласно п.76 Положения комиссией проверяются первые части заявок на участие в аукционе, содержащие информацию, предусмотренную пунктом 72 настоящего Положения о закупке, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Согласно части 3 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
12.10.2021 на электронную площадку поступил запрос на разъяснения документации №408360 от 12.10.2021 г.
15.10.2021 Заказчиком размещены разъяснения закупочной документации.
Согласно пункту 1 разъяснений Заказчик запрашивает информацию о регистрационном удостоверении, а не предоставление их в составе заявки. Предоставление регистрационных удостоверений Заказчиком указано на момент поставки Товара. При регистрации медицинского изделия заявитель указывает все технические и функциональные характеристики товара. Выдавая регистрационное удостоверение, уполномоченный орган подтверждает факт соответствия заявленных требований фактическим обстоятельствам. Таким образом, информация, указанная в регистрационном удостоверении является подтверждением требуемых заказчиком характеристик.
Комиссия Томского УФАС России считает, что требование об указании номера регистрационного удостоверения в первой части заявки не является требованием, ограничивающим количество участников закупки, так как любое медицинское изделие, разрешенное к обращению на территории РФ и предлагаемое к поставке участниками закупки, должно иметь регистрационное удостоверение. Данное требование не противоречит Закону 223-ФЗ, так как указание номера регистрационного удостоверения позволяет заказчику установить, что товар действительно является зарегистрированным медицинским изделием, а также проверить соответствие характеристик товара требованиям заказчика. Помимо этого, в первой части заявки не требуется прикладывать копию самого регистрационного удостоверения, а лишь указать его номер. Согласно пункту 3.3 Контракта предоставление копии регистрационного удостоверения предусмотрено лишь при поставке товара.
В связи с выше указанным, аукционная документация не противоречит указанным нормам Закона 223-ФЗ и Положения.
2. Довод жалобы №2 говорит о том, что пункты 1-6, 13-18 Спецификации при описании объекта закупки устанавливают требования к маркировке на упаковке информации о наличии полимерного покрытия, при соответствии требуемого товара ГОСТу Р 52238-2004, который по мнению заявителя не предусматривает нанесение на упаковку товара данной информации.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1 Документации об электронном аукционе технические характеристики, функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика определены в Спецификации (Приложение №4. Спецификация), условиям проекта договора (Приложение №5. Проект Договора), действующему законодательству.
Согласно спецификации (приложение №4 к документации) в частности по пунктам 1-6, 13-18 товар должен соответствовать ГОСТ Р 52238 – 2004.
Согласно п.п. а), б) п.8.3 ГОСТ Р 52238 – 2004 внешняя индивидуальная упаковка должна иметь четкую маркировку с указанием:
а) наименования или торговой марки изготовителя, или поставщика;
б) использованного материала;
В соответствии с п.8.4 ГОСТ Р 52238 – 2004 групповая упаковка содержит определенное количество индивидуальных упаковок перчаток одного и того же размера и обеспечивает безопасное транспортирование и хранение. Групповая упаковка должна маркироваться в соответствии с 8.3 (перечисления "а", "б", "в", "г", "д", "е", "ж", "з", "и", "к") с указанием количества пар и дополнительными инструкциями для хранения.
В соответствии с п.4 ГОСТ Р 52238 – 2004 перчатки должны быть изготовлены из смеси на основе натурального латекса или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или раствора бутадиен-стирольного каучука, или раствора термоэластопласта, или смеси на основе бутадиен-стирольной каучуковой эмульсии. Для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-11.
Таким образом, ГОСТ Р 52238 – 2004 в разделе Материалы (п.4 ГОСТ Р 52238 – 2004) перечисляет и материал обработки поверхности, к которым относится полимерное покрытие. Соответственно информация о таком материале должна указываться на маркировке внешней индивидуальной упаковки. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. По доводам жалобы №3,4 установлено следующее: согласно спецификации (приложение №4 к документации) в частности по пунктам 1-6 товар должен обладать следующими характеристиками - отделка поверхности: - гладкая (в местах: пальцы и ладонь) с противоскользящим эффектом, а также - манжета с валиком, с текстурным рисунком (за счет чередования продольных уплотненных и утонченных слоев латекса).
Согласно п. 3.4 ГОСТ Р 52238 – 2004 различают четыре вида отделки: а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки; б) гладкая поверхность; в) опудренная поверхность; г) поверхность без опудривания.
Заказчиком была предоставлена информация о наличии технологии SMT обеспечивающий данный эффект а также наличие нескольких производителей использующих данную технологию обработку поверхности перчаток (вх.№8449 от 28.10.2021).
Согласно п.п. а) п.3.4 ГОСТ Р 52238 – 2004 отделка перчатки может иметь текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки, таким образом, часть перчатки может быть текстурирована, соответственно допускается установление требования о манжете с валиком, с текстурным рисунком. Относительно данной характеристики Заказчик также представил наличие нескольких производителей отвечающих требованиям документации (вх.№8449 от 28.10.2021).
Заявителем доказательств, опровергающих указанные доводы не предоставлено.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Соответственно, указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.
4. По доводу жалобы №5 установлено следующее: согласно спецификации (приложение №4 к документации) в частности по пунктам 7-9 товар должен обладать следующими характеристиками - Проницаемость: -для 10% р-ра уксусной кислоты – не менее 120 минут, Заявитель считает данное требование не соответствующим закону.
Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчиком при описании объекта указана указаны качественные характеристики устойчивости объекта закупки к раствору 10% уксусной кислоты, документация не содержит требований к проведению испытаний товара и предоставления результатов таких испытаний.
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанные показатели определяются при испытаниях товара Заявитель не представил.
Относительно данной характеристики Заказчик также представил наличие нескольких производителей отвечающих требованиям документации (вх.№8449 от 28.10.2021).
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения части 6.1 статьи 4 и части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ.
5. По доводам жалобы №6,7 установлено следующее: согласно спецификации (приложение №4 к документации) в частности по пунктам 25-27 товар должен обладать следующими характеристиками: - Изготовлены с применением технологии "chlorination" из нитрила, по пунктам 28-30 товар должен обладать следующими характеристиками: - с внутренним гелиевым покрытием АЛОЭ Вера не менее 1 г на каждую перчатку (оказывает благотворное влияние на состояние кожных покровов, способствует репарации поврежденных кожных покровов).
Требования к описанию объекта закупки установлены в части 6.1 статьи 3 Закона 223-ФЗ.
Нормы Закона 223-ФЗ не содержат положений, которые бы возлагали на заказчика при описании объекта закупки обязанность указывать также обоснование потребностей заказчика. Также Законом 223-ФЗ не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющимся значимым для заказчика. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые бы соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Требования аукционной документации не ограничивают число участников закупки и в связи с тем, что предметом электронного аукциона является поставка, а не производство (изготовление товара). Поставщиком медицинского оборудования может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика.
Более того Технические требования составлены таким образом, чтобы максимально удовлетворить клиническим потребностям заказчика, позволить решать поставленные перед Заказчиком задачи и повысить безопасность персонала.
Помимо этого, Заказчиком была предоставлена информация о наличии нескольких производителей отвечающих требованиям документации (вх.№8449 от 28.10.2021).
Данная оценка обстоятельств подтверждается выводами из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, согласно которой, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться само по себе как ограничение доступа к участию в торгах.
При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится. В рассматриваемой ситуации заявителем не доказано отсутствие у заказчика потребности в установлении данных характеристик объекта закупки.
6. Заявитель в доводе жалобы 7.1 относительно маркировки товара ссылается на законодательство утратившее силу (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 №1037; ГОСТ Р 51121-97; СанПиН 2.1.3.2630-10). Довод жалобы не обоснован.
В соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенной нормы следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил. Заявителем не представлено объективных доказательств и документально не подтверждены доводы, изложенные в жалобе.
При таких обстоятельствах Комиссия Томского УФАС приходит к выводу о том, что доводы Заявителя о наличии признаков ограничения конкуренции при проведении данной закупки являются необоснованным.
Принимая во внимание вышеуказанное, руководствуясь ст.3, ст.3.2, ст.3.3 Закона №223-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тимидяровой Натальи Борисовны на действия Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Томский областной онкологический диспансер» при проведении аукциона в электронной форме «Поставка изделий медицинского назначения (перчатки) для нужд ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер»» (извещение № 32110695080) необоснованной.
2. Признать отсутствие в действиях заказчика нарушений Закона 223-ФЗ.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии А.Ф. Абдурахманов
Члены Комиссии: С.В. Жохов
П.А. Вишнев