Решение б/н 070/05/7-831/2022 от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/05/7-831/2022

 

Оглашена резолютивная часть 21 декабря 2022 года

Изготовлено в полном объеме 30 декабря 2022 года                                 г. Томск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя комиссии:

Безбородовой Марины Александровны - заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Томского УФАС России,

 

Членов комиссии: 

Айрих Анны Александровны - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,

Черниковой Дианы Витальевны - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля;

 

без участия лиц, участвующих в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

по факту распространения индивидуальным предпринимателем К( ИНН 100108866278) (далее – ИП К.) рекламы услуг по поверке приборов учета воды, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Томское УФАС России поступили заявления Л. (вх.), Г. (), О. (вх.) о признаках нарушения законодательства о рекламе.

В ходе рассмотрения указанных заявлений должностными лицами Томского УФАС России было установлено следующее.

При рассмотрении обращения Г (вх. №) установлено, что 17.05.2022 в почтовом ящике дома по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых 56, была обнаружена рекламная листовка со следующим содержанием: «Метрологический учет приборов ЖКХ. г. Томск. Исходящий номер 2022 от 11.05.2022. СПРАВОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН: 8(3822)30-24-88. ПРЕДПИСАНИЕ. Уважаемый абонент, настоящим уведомляем Вас о том, что по истечении срока эксплуатации или межповерочного интервала приборов индивидуального учета снабжения холодной и горячей водой в многоквартирных домах жилого фона г. Томск и Томской обл. НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВИТЬ ПОВЕРКУ / ЗАМЕНУ счетчиков учета ХВ/ГВ в срок до 31.05.2022 г. ВО ИЗБЕЖАНИЕ дальнейшей тарификации по норме согласно Федеральному закону №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. и приведенной ниже таблице:

 

Коммунальные услуги

Норматив м3/ мес

Тариф руб/м3 с 01.01.2022

Тариф руб/м3 с 01.07.2022

Начислено руб с 01.01.2022

Начислено руб с 01.07.2022

ХВС

8.233

43.57

46.34

358.71

381.52

ГВС

4.982

211.67

219.12

1054.54

1091.66

Водоотведение

13.215

32.02

34.67

423.14

458.16

Итого по виду  услуг

1836.40

1931.34

 

Тарифы за жилищно-коммунальные услуги на 2022 год (для населения) в случае истечения межповерочного интервала

Для проведения работ по замене или поверке водомеров до истечения срока необходимо обратиться к сертифицированным специалистам МУП ЖКХ для соблюдения методики поверки/замены оборудования с внесением сведений в единый реестр Росстандарта (ФГИС АРШИН). Заявку на выполнение ПЛАНОВЫХ работ Вам необходимо оставить до 31.05.2022 по телефонному номеру 8(3822) 30- 24-88. ПРЕДПИСАНИЕ ВЫДАЛ: Богданов Г.В.». Листовка содержит отсканированную копию подписи, отсканированную копию печати со следующим содержанием: «МУП ЖКХ. Федеральный закон № 102- ФЗ Об обеспечении единства измерений. Томск». В левом верхнем углу листовки имеется коммерческое обозначение «Методологический учет приборов ЖКХ».

При рассмотрении обращения Л. (вх.) установлено, что по адресу заявителя: г. Томск, пер. Нахимова 14/1, распространена рекламная листовка аналогичного содержания с отличием в том что заявку на выполнение плановых работ необходимо оставить до 30.04.2022.

В ходе рассмотрении обращения О (вх.), установлено, что в сентябре 2022 г. в почтовом ящике дома по адресу ул. Чулымская, 45 была обнаружена рекламная листовка со следующим содержанием: «Извещение за СЕНТЯБРЬ 2022 г. ЖКХ-Сервис-ТОМСК телефон для справок 8(3822)30-24-88. ИЗВЕЩЕНИЕ № 6415-14. Предупреждаем Вас, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 № 354, индивидуальные приборы учета ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды по телефону 8 (3822) 30-24-88. Работы будут проводиться с 05.09. по 30.09 2022 г. В случае невыполнения п. 60 Постановления Правительства № 354 произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов, т. е. расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5.

 

Коммунальные услуги

Норматив м3/мес

Тариф/размер платы руб

Итог руб

Повышающий коэффициент

Начислено руб

ХВС

6.93

45.25

313.93

1.5

470.89

ГВС

4.19

218.88

916.67

1.5

1375.00

Водоотведение

11.12

33.26

369.88

1.5

554.82

Итого по виду услуг

1600.48

 

2400.71

 

* пример расчета на 1 чел. в случае истечения межповерочного интервала.

Категория плательщика В. Категории (количество просроченных периодов): А — добросовестный плательщик Б — умеренный плательщик (1-3 мес) В — неплательщик (4-12 мес) Г — систематический неплательщик (13-29 мес) Д — агрессивный неплательщик (30 мес и более). Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный монтаж приборов учета и несанкционированное вмешательство в работу приборов КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ!».

В левом верхнем углу листовки имеется QR-код.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Исходя из текста объявлений следует, что они направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемым услугам, а следовательно, является рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Объектом рекламирования в данном случае являются услуги по поверке приборов учета воды.

В силу п.7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, полученной Томским УФАС России от ПАО «МТС», указанный в рекламной листовке абонентский номер 8 (3822) 30-24-88 принадлежит ИП К.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем является ИП К. (ИНН 100108866278).

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности и добросовестности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Из текста рекламы следует, что потребитель, позвонив по номеру телефона 8 (3822) 30-24-88 (г. Томск, Томская обл.), может воспользоваться услугами по поверке приборов учета воды, которые оказывает «Метрологический учет приборов ЖКХ» (далее – МУП ЖКХ) (по обращениям вх. № 3319 от. 06.05.2022, вх. № 3558 от 18.05.2022), «ЖКХ-Сервис Томск» (по обращению вх. 7102-ЭП/22 от 23.09.2022).

Согласно п. 1 ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. В данном случае предполагается, что наименования «Метрологический учет приборов ЖКХ», «ЖКХ-Сервис Томск» использованы в рекламных листовках в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды.

Вместе с тем использование в извещениях указанных коммерческих обозначения без указания данных лица, в действительности оказывающего предлагаемые в рекламе услуги, может вводить потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг (ИП К.).

Кроме того, использованные в листовках сочетания слов, а именно: «Метрологический учет приборов ЖКХ», «ЖКХ_Сервис Томск», «настоящим предписанием уведомляем Вас…», «предупреждаем Вас...» «… по истечении срока эксплуатации … необходимо осуществить поверку / замену счетчиков… во избежание дальнейшей тарификации согласно Федеральному закону… и приведенной ниже таблице», «индивидуальные приборы учета ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ…», «Для проведения работ по замене или поверке водомеров до истечения срока необходимо обратиться к сертифицированным специалистам МУП ЖКХ для соблюдения методики поверки/замены оборудования с внесением сведений в единый реестр Росстандарта (ФГИС АРШИН). Заявку на выполнение плановых работ Вам необходимо оставить…», «...Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу… », «...произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов...» «...самостоятельный монтаж приборов учета и несанкционированное вмешательство в работу приборов КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ!», «предписание выдал: Б....» ; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации; указание категорий плательщиков, использование таблиц расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов, схожих по виду и содержанию с таблицами, размещаемыми в квитанциях жилищно-коммунальных служб, в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении только обозначенным МУП ЖКХ, «ЖКХ-Сервис Томск» мероприятий по поверке счетчиков воды, носящих обязательный характер, а также зачастую воспринимаются гражданами как квитанции коммунальной службы, по которым необходимо оплатить услуги.

Помимо этого, из текста рекламного извещения не следует, что лицо, предлагающее услуги по поверке приборов учета воды, не оказывает их лично, а может предложить только услуги посредника при получении услуги по поверке прибора учета воды. Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, производящего поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у МУП ЖКХ, «ЖКХ-Сервис Томск», а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП К.) искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В силу п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В нарушение указанной нормы в тексте рекламной листовки содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг, а содержатся сведения о возможности проведения услуги - метрологической поверки приборов учета воды собственниками жилых помещений в МУП ЖКХ, «ЖКХ- СервисТомск».

Согласно п.7 ст.7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с п.80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В силу п.2 ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации по адресу https://pub.fsa.gov.ru/ral. В списках организаций (лиц), имеющих право производить поверку средств измерений, в том числе индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды, размещенных на сайте Федеральной службы по аккредитации, информация об ИП К отсутствует.

Таким образом, ИП К. на сегодняшний день не имеет права оказывать услуги по поверке приборов учета воды, а, следовательно, и рекламировать данные услуги. При этом организации или частные лица, предлагающие услуги по проверке и техническому обслуживанию водосчетчиков, не имеющие аккредитации на право их выполнения, вводят потребителей в заблуждение. Данный факт свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе нарушения требований п.7 ст.7 Закона о рекламе.

Исходя из приведенных выше норм законодательства, подзаконных актов, можно сделать вывод о распространении в рекламной листовке недостоверной, вводящей в заблуждение потребителей рекламы услуг, оказываемых неаккредитованным в установленным порядке индивидуальным предпринимателем.

Комиссия установила, что ИП К не были представлены пояснения по фактам, изложенным в определении о возбуждении производства по делу № 070/05/7-831/2022 от 14.11.2022.

Таким образом, имеющиеся материалы свидетельствуют о наличии признаков нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение положений п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 указанного Закона возложена на рекламодателя.

Частью 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение положений п. 7 ст. 7 указанного Закона возложена на рекламораспространителя.

В материалах дела отсутствуют доказательства устранения выявленных нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», следовательно, имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе",

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу индивидуального предпринимателя К, распространяемую посредством листовок:

в мае 2022 года по адресу г. Томск, ул. Елизаровых, 56, следующего содержания: «Метрологический учет приборов ЖКХ. г. Томск. Исходящий номер 2022 от 11.05.2022. СПРАВОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН: 8(3822)30-24-88. ПРЕДПИСАНИЕ. Уважаемый абонент, настоящим уведомляем Вас о том, что по истечении срока эксплуатации или межповерочного интервала приборов индивидуального учета снабжения холодной и горячей водой в многоквартирных домах жилого фона г. Томск и Томской обл. НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВИТЬ ПОВЕРКУ / ЗАМЕНУ счетчиков учета ХВ/ГВ в срок до 31.05.2022 г. ВО ИЗБЕЖАНИЕ дальнейшей тарификации по норме согласно Федеральному закону №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. и приведенной ниже таблице:

 

Коммунальные услуги

Норматив м3/ мес

Тариф руб/м3 с 01.01.2022

Тариф руб/м3 с 01.07.2022

Начислено руб с 01.01.2022

Начислено руб с 01.07.2022

ХВС

8.233

43.57

46.34

358.71

381.52

ГВС

4.982

211.67

219.12

1054.54

1091.66

Водоотведение

13.215

32.02

34.67

423.14

458.16

Итого по виду  услуг

1836.40

1931.34

 

Тарифы за жилищно-коммунальные услуги на 2022 год (для населения) в случае истечения межповерочного интервала

Для проведения работ по замене или поверке водомеров до истечения срока необходимо обратиться к сертифицированным специалистам МУП ЖКХ для соблюдения методики поверки/замены оборудования с внесением сведений в единый реестр Росстандарта (ФГИС АРШИН). Заявку на выполнение ПЛАНОВЫХ работ Вам необходимо оставить до 31.05.2022 по телефонному номеру 8(3822) 30- 24-88. ПРЕДПИСАНИЕ ВЫДАЛ: Богданов Г.В.»,

в мае 2022 года по адресу г. Томск, пер. Нахимова, 14/1 распространяемую посредством листовок аналогичного содержания с отличием в том что заявку на выполнение плановых работ необходимо оставить до 30.04.2022;

в сентября 2022 года по адресу г. Томск, ул. Чулымская, 45 распространяемую посредством листовок следующего содержания: «Извещение за СЕНТЯБРЬ 2022 г. ЖКХ-Сервис-ТОМСК телефон для справок 8(3822)30-24-88. ИЗВЕЩЕНИЕ № 6415-14. Предупреждаем Вас, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 № 354, индивидуальные приборы учета ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды по телефону 8 (3822) 30-24-88. Работы будут проводиться с 05.09. по 30.09 2022 г. В случае невыполнения п. 60 Постановления Правительства № 354 произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов, т. е. расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5.

 

Коммунальные услуги

Норматив м3/мес

Тариф/размер платы руб

Итог руб

Повышающий коэффициент

Начислено руб

ХВС

6.93

45.25

313.93

1.5

470.89

ГВС

4.19

218.88

916.67

1.5

1375.00

Водоотведение

11.12

33.26

369.88

1.5

554.82

Итого по виду услуг

1600.48

 

2400.71

 

* пример расчета на 1 чел. в случае истечения межповерочного интервала.

Категория плательщика В. Категории (количество просроченных периодов): А — добросовестный плательщик Б — умеренный плательщик (1-3 мес) В — неплательщик (4-12 мес) Г — систематический неплательщик (13-29 мес) Д — агрессивный неплательщик (30 мес и более). Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный монтаж приборов учета и несанкционированное вмешательство в работу приборов КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ!» ненадлежащей, нарушающей пункт 20 части 3 статьи 5, часть 7 статьи 5 и пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.        Выдать ИП К предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу № 070/05/7-831/2022.

3.        Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ "О рекламе".

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

М.А. Безбородова

 

А.А. Айрих

 

Д.В. Черникова

Исп.Черникова Д.В.

тел.8(3822)516-599, вн.135

Связанные организации

Связанные организации не указаны