Решение №КК/4084 решение от 14 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявитель:

ИП Квасов Андрей Васильевич

 

 

Заказчик:

Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская больница №1»

 

 

Электронная площадка:

РТС-тендер

e-mail: 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-611/2022

 09.09.2022                                                                                                                             г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя:

 

рассмотрев дело № 070/07/3-611/2022, возбужденное по жалобе ИП Квасов А.В. (вх.6430 от 31.08.2022) на действия (бездействие) Заказчика ОГАУЗ ««Детская больница №1»» - при осуществлении закупки «Оказание услуг по организации питания пациентов ОГАУЗ «Детская больница №1» (извещение № 32211636152), без участия Заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, при участии посредством ВКС представителей Заказчика – Гребенниковой Е.Н. (доверенность №06-09/2022 от 06.09.2022), Мартыновой О.Ю. (доверенность №07-09/2022 от 07.09.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

ИП Квасов А.В. направил в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) Заказчика ОГАУЗ ««Детская больница №1» - при осуществлении закупки в форме электронного конкурса «Оказание услуг по организации питания пациентов ОГАУЗ «Детская больница №1» (извещение № 32211636152).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:

1. Заказчик установил в документации о проведении конкурса порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций» критерия «Квалификация участника закупки», а именно, - не установил предельное значение, при этом Заказчиком в извещении установлены конкретные объёмы услуг по названному подкритерию;

2. В извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания» критерия «Квалификация участника закупки», максимальное количество баллов присваивается участнику закупки, имеющего опыт работы 25 лет и более.

3. Отсутствует конкретная информации о составе цены договоре;

4. Заказчиком установлено требование об исполненных контрактов/договоров без начисления неустоек (штрафов, пеней), а также со сроком исполнения не ранее трех лет

Заказчик в письменных пояснениях (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Извещение и конкурсная документация № 32211636152, размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) - 22.08.2022.

Конкурс признан несостоявшимся на основании пункта 36 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», так как по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка.

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

  1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик не установил предельное значение по подкритерию «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций» критерия «Квалификация участника закупки», при этом Заказчиком в извещении установлены конкретные объёмы услуг по названному подкритерию.

В соответствие с подпунктом 2 пункта 14 конкурсной документации «Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» производится на основании следующих подкритериев:

 

Наименование подкритерия

Предмет оценки и значение подкритерия

Значение

в баллах

1

Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций

Наличие у участника закупки опыта оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций, подтвержденного документально:

а) копией (ями) заключенного (ых) в период с 01.01.2018 и исполненного (ых) по дату подачи заявки на участие в конкурсе контракта (ов)/ договора (ов);

б) копией (ями) документа (ов) о приемке оказанных услуг без замечаний.

50

Отсутствие опыта.

Наличие опыта, не подтвержденное документально.

0

Оценивается наибольший общий объем заключенных договоров/контрактов в количественном выражении полностью исполненных на дату подачи заявки обязательств по контрактам/договорам оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций. Срок оказания услуг по таким контрактам/договорам должен начинаться не ранее 01.01.2018 года. Максимальному общему количественному выражению исполненных контрактов/договоров присваивается максимальный балл 50. Остальным участникам присваивается балл, исходя из расчета:

Б=(Ку*50 баллов)/Кмакс ,

Где:

Б – количество баллов, присваиваемых участнику конкурса;

Ку – количество представленных копий договоров/контрактов участника конкурса;

Кмакс – количество копий контрактов участника конкурса с наибольшим объемом заключенных договоров/контрактов.

Согласно порядку оценки заявок, установленному в извещении о проведении Конкурса, в рамках вышеназванного подкритерия оценивается наибольший общий объем заключенных договоров/контрактов в количественном выражении полностью исполненных на дату подачи заявки обязательств по контрактам/договорам оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций, при этом Заказчиком не установлено предельное значение данного критерия, что является избыточным и необъективным, и не позволяет выявить наилучшие условия исполнения контракта, заключаемого по результатам проведения конкурса.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. На участие в конкурсе подана 1 заявка, что свидетельствует о недостаточном количестве организаций, обладающих опытом оказания аналогичных услуг на предприятиях.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, если один из Участников показывает избыточный опыт, остальные Участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки.

По мнению Комиссии Томского УФАС России, справедливым и соответствующим требованиям закона о закупках является способ оценки опыта, при котором участники закупки, у которых имеется установленный конкурсной документацией достаточный опыт для качественного выполнения работ, должны получать одинаковое количество баллов, поскольку наличие избыточного опыта уже никак не влияет на качество выполнения работ и не гарантирует их выполнение наилучшим образом. В этой связи все участники, достигшие определенного уровня опыта, достаточного для надлежащего выполнения работ, должны получать равное максимальное количество баллов.

В рассматриваемом случае включение в качестве критерия оценки опыта по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг без указания предельного максимального количественного значения привело к ограничению конкуренцию при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишило возможности участников конкурса, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках (принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки).

Довод жалобы обоснован.

  1. Согласно доводу Заявителя в извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания» критерия «Квалификация участника закупки», максимальное количество баллов присваивается участнику закупки, имеющего опыт работы 25 лет и более.

В соответствие с подпунктом 2 пункта 14 конкурсной документации «Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» производится на основании следующих подкритериев

Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания.

 

Стаж определяется:

- для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг общественного питания до 01.07.2009 – с момента государственной регистрации юридического лица;

 

- для организаций, фактически приступивших к оказанию услуг в сфере общественного питания с 01.07.2009 - по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».  

 

Менее 5 лет

0

Более 5 лет до 10 лет включительно

5

Более 10 лет до 15 лет включительно

15

                                             Более 25 лет

 

50

Учитывая, что Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) действует около 13 лет, следовательно, указание в документации в подкритерии стажа работы в сфере оказания услуг общественного питания определяемого по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 8 Закона№ 294-ФЗ, не может быть более 25 лет.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона №294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

Учитывая изложенное, поскольку у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с момента вступления в силу статьи 8 Закона № 294-ФЗ возникает обязанность уведомлять о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный орган в соответствующей сфере деятельности, следовательно, критерий стажа работы в сфере оказания услуг по организации питания в силу указанного закона позволяет объективно оценить опыт хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по организации питания.

На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что Критерий оценки квалификации участника закупки по подкритерию «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания» конкуренцию не ограничивает. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанный критерий деятельности участника позволяет судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия при оценке квалификации участника конкурса является обоснованным.

Данный критерий оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки соответствующего опыта не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому с таким участником по результатам проведения открытого конкурса. В данном случае включение данного критерия оценки заявок безусловно приведет к сужению круга потенциальных участников закупки, и является условием, нарушающим положения Закона о закупке. Кроме того, стаж работы в сфере оказания услуг по организации питания который определяется по дате регистрации юридического/физического лица (с учетом правопреемственности) в налоговом органе не позволяет установить точное время (период) начала осуществления деятельности в сфере оказания услуг по организации питания, поскольку юридическое/физическое лицо могло не оказывать данный вид деятельности с момента регистрации юридического/физического лица в налоговом органе.

Установив указанные обстоятельства, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба в данной части признана обоснованной.

  1. В соответствие с доводом Заявителя об отсутствии конкретной информации о составе цены договоре. Заявитель полагает, отсутствие конкретной информации о составе цены договора не даёт возможности участнику закупки объективно произвести расчёт себестоимости продуктового набора.

Комиссией Томского УФАС России, в ходе изучения документации, выявило, что расходы по оплате аренды движимого и недвижимого имущества, а также коммунальные расходы не являются предметом договора оказания услуг по организации питания пациентов Учреждения, соответственно, не включены в Документацию. Аренда движимого и недвижимого имущества не является обязательным условием заключения договора по организации питания.

Согласно пункту 2.1 Контракта, Цена договора включает в себя все расходы, связанные с оказанием Услуг в соответствии с условиями Договора, в том числе:

-все расходы, связанные с оказанием услуги в соответствии с условиями настоящего Договора, в том числе;

-стоимость оказания услуг (в том числе: закупки, фасовки, хранения и доставки пищевых продуктов; оказания услуг по организации питания пациентов Заказчика; приготовления блюд; доставки готовой продукции согласно Технического задания; уборки и мытья инвентаря и посуды; сбора, хранения и вывоза отходов, образующихся в ходе оказания услуг);

-расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;

-все непредвиденные расходы, которые могут возникнуть в период действия договора в связи с его исполнением.

Таким образом, в проекте договора все подробно описано, что входит в цену договора. При этом согласно пункта 4 технического задания место оказания услуг производится:

- Приготовление готовой продукции на базе пищеблока Заказчика по адресу: г. Томск, ул. Московский тракт, 4, стр. 5, либо пищеблока, находящегося в безвозмездном пользовании, аренде, либо на другом законном основании у Исполнителя. Готовая продукция доставляется по адресу Заказчика: г. Томск, ул. Московский тракт, 4, стр. 5.

-Исполнитель вправе заключить договор аренды площадей и имущества государственной собственности Томской области, находящегося в оперативном управлении Заказчика, в соответствии с Договором аренды помещений и оборудования в соответствии с п. 11 Технического задания, положениями части 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Закона Томской области от 12.01.2004 № 9-ОЗ «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование».

Комиссией Томского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

  1. Заявитель полагает, что Заказчиком установлено требование об исполненных контрактов/договоров без начисления неустоек (штрафов, пеней), а также со сроком исполнения контрактов/договоров не ранее трех лет.

На заседании Комиссии установлено, что согласно подпункта 2 пункта 14 конкурсной документации «Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» в рамках оценки заявок  оценке подлежат исполненные без начисления неустоек (штрафов, пеней), что ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса, но ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов.

При этом Комиссия приходит к выводу, что требования в порядке оценки Конкурсной документации по показателю «Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» о предоставлении к оценке контрактов (договоров), в том числе, исполненных без начисления неустоек (штрафов, пеней) является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

Таким образом, Заказчик нарушил положение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ при установлении требования по критерию «Квалификация участника конкурса».  

Жалоба признана частично обоснованной.

В связи с тем, что установленное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП Квасов А.В. на действия (бездействие) Заказчика ОГАУЗ «Детская больница №1» - при осуществлении закупки «Оказание услуг по организации питания пациентов ОГАУЗ «Детская больница №1» (извещение № 32211636152) частично обосновнной.
  2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц виновных в нарушении Закона 223-ФЗ к административной ответственности.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны