Решение б/н Приказом Томского УФАС России от 14.02.2020г. № 17 «О возбуж... от 3 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

                                                         РЕШЕНИЕ

                              г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

21

октября

 

2020

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

03 ”

 

ноября

 

2020

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии – Шевченко Владимира Ивановича – руководителя управления,

членов Комиссии: Фоминых Е.П. – начальника отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений; Наумовой Н.Н. - специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

в присутствии представителя Ответчика - Администрации Кривошеинского район - М. по доверенности.;

без участия представителя заинтересованного лица ИП Д., уведомленной в установленном порядке;

рассмотрев  дело № 070/01/17-26/2020, возбужденное в отношении Администрации Кривошеинского района по признакам нарушения ч. 1 ст. 17  Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Томского УФАС России от 14.02.2020г. № 17 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело в отношении Администрации Кривошеинского  района (636000, Томская обл., Кривошеинский район, с. Кривошеино, ул. Ленина, 26) по  ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

  • для возбуждения дела послужили материалы  (от 28.01.2020г вх.№505), поступившие в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) из Прокуратуры Кривошеинского района, указывающие на признаки нарушения  антимонопольного законодательства в действиях  Администрации Кривошеинского района (далее – Администрация, Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского района.

По результатам анализа представленных материалов установлено следующее.

30.11.2018 года в единой информационной системе на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации и размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru, а также на адресе электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  http://www.rts-tender.ru Администрацией Кривошеинского района размещено извещение № 0165300017718000040, (идентификационный код закупки 183700900153070090100100420422910000) о проведении электронного аукциона на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского района.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 853 000,00 руб.

Описание объекта закупки: согласно технической части документации об электронном аукционе.

Документация об электронном аукционе содержит общую информацию, заказ на поставку товара, Техническое задание. В разделе II части 6 документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, согласно которым, первая часть заявки участника электронного аукциона должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Техническое задание). Участник электронного аукциона не допускается к участию в электронном аукционе в случае непредоставления документов и информации или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации требованиям документации об электронном аукционе.

  В разделе III. Техническая часть документации об электронном аукционе на поставку легкового автомобиля содержится техническое задание на поставку легкового автомобиля. В описании объекта закупки установлены функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики товара, параметры характеристик, показатели, позволяющие определить соответствие поставляемого  товара потребностям Заказчика, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, показатели, значение которых  не могут изменяться, которые указаны в приложении к заказу на поставку товара, а именно: габаритные размеры автомобиля,  внутренние размеры и объемы, двигатель, снаряженная масса, колеса и шины, максимальной скорости  и т.п.

В соответствии с п.8.3 ч.8 раздела I Документации, а также п.3.4 проекта муниципального контракта срок поставки товара: в течение 5 календарных дней с даты заключения контракта.

Согласно пункту 1.1 муниципального контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику легковой автомобиль в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях Контракта.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от  12.12.2018   в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ), аукцион признан несостоявшимся. На основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе и в соответствии с ч. 1 ст. 71 Закона №44-Ф участник ИП Дружинина Светлана Юрьевна признана единственным участником  и поданная участником заявка соответствует требованиям Закона №44-ФЗ и документации об электронном аукционе.

По итогам проведения электронного аукциона на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского района между Администрацией Кривошеинского района (далее – Заказчик) и ИП Д (далее – Поставщик) заключен договор, по условиям которого Поставщик обязался осуществить поставку Заказчику легковой автомобиль в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязался принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях Контракта. Цена контракта составляет 1 853 000,00 руб.

Согласно Акту приема-передачи товаров от 25.12.2018г., счетом на оплату №А-71 от 25.12.2018г., товарной накладной №62 от 25.12.2018г. ИП Дружинина С.Ю. передала Администрации легковой автомобиль MITSUBISHI OUTLANDER, VIN: Z8TXTGF2WHM046883, год изготовления ТС – 2018, цвет кузова – серый.

Платежным поручением №21103 от 27.12.2018г. Администрацией перечислено ИП Дружининой С.Ю. в счет стоимости приобретенного автомобиля 1 853 000,00 рублей. 

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Законом №44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Закона, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ (в редакции, действующей на момент заключения контракта) установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной выше статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона №44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а, с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Данная статья устанавливает правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договоров посредством конкурентных процедур. Существо антимонопольных требований к участникам соответствующих правоотношений заключается в том, что указанные в статье способы заключения договора являются конкурентными, то есть выбор контрагента осуществляется в соответствии с законодательными требованиями к заказчикам и организаторам  этих процедур.

В частности, при определении предмета торгов заказчики обязаны действовать, в том числе в целях расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Названной норме корреспондирует требование, закрепленное в ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которому при проведении торгов в случае закупки товаров для обеспечения муниципальных нужд органам местного самоуправления запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

Изучив конкурсную документацию рассматриваемого электронного аукциона на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского района, Томским УФАС России установлено, что в действиях Администрации Кривошеинского района при проведении  электронного аукциона имеются признаки нарушения требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в указании в Технической части документации об электронном аукционе на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского района (раздел III документации) требований к закупаемому товару (функциональные, технические, качественные характеристики автомобиля,  параметры автомобиля), в своей совокупности, возможно, соответствующие одной марке легкового автомобиля – MITSUBISHI OUTLANDER, что приводит к созданию необоснованных препятствий для иных участников закупки, влекут сокращения их количества, что является признаком ограничения конкуренции.  

  • описанные действия  Администрации Кривошеинского района при проведении электронного аукциона на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации содержат признаки  нарушения ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, в отношении Администрации Кривошеинского  района (636000, Томская обл., Кривошеинский район, с. Кривошеино, ул. Ленина, 26) (далее - Ответчик)  Приказом  от 14.02.2020г. № 17 возбуждено производство по делу по признакам нарушения антимонопольного законодательства. К участию в деле в качестве Заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства привлечена ИП Дружинина Светлана Юрьевна (ОГРНИП 3133598119300042, 619320, Пермский край, Кочевский район, с. Кочево, ул. Чкалова, д.26А).
  • материалы дела №070/01/17-26/2020 представлены материалы проверки Прокуратуры Кривошеинского района Томской области, письменные пояснения Администрации Кривошеинского  района, с приложениями (вх.№ 1471 от 05.03.2020г., вх.№ 2442 от 14.04.2020г., вх.№3384 от 22.05.2020г., вх.№3984 от 15.06.2020г., вх.№4199 от 22.06.2020г.), письменные пояснения ИП Дружининой С.Ю. (вх.№1585 от 11.03.2020г., вх.№2410 от 13.04.2020г., вх.№4643 от 15.07.2020г.)  документация об электронном аукционе на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации, коммерческое предложение, заявка на участие в электронном  аукционе, муниципальный контракт  № Ф.2018.650495 на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского района, акт приема-передачи товаров от 25.12.2018г., счет на оплату №А-71 от 25.12.2018г., товарная накладная №62 от 25.12.2018г., платежное поручение №21103 от 27.12.2018г., письменные пояснения ООО «Гранд Авто» (вх.№3954 от 15.06.2020г.), письменные пояснения ООО «Арсенал Моторс» (вх.№3801 от 08.06.2020г.), письменные пояснения ООО «Элке Авто» (вх.№3860 от 09.06.2020г.), письменные пояснения ООО «Фастар» (вх.№3815 от 09.06.2020г.), письменные пояснения ООО «Элке Мотор» (вх.№3910 от 11.06.2020г.), распечатка спецификации автомобиля Nissan X-Trail с Интернет-сайта  официального дилера автомобилей торговой марки Nissan.
  • письменных пояснений Администрации Кривошеинского  района, представленных  в рамках рассмотрения дела №070/01/17-26/2020, следует, что  в действиях Администрации Кривошеинского  района при проведении электронного  аукциона на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского  района   отсутствуют признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, поскольку характеристикам, указанным в техническом задании рассматриваемого электронного аукциона, соответствует не только автомобиль Mitsubitshi Outlander, но и другие автомобили, например Toyota Land Cruiser, Subaru Forester, Nissan X-Trail. При подготовке документации об электронном аукционе (техническое задание) заведующим хозяйством Герасимовым А.М. допущен ряд технических ошибок, таких как: указание параметра максимального объема багажного отделения, неверно указано «не менее» вместо «не более», ошибочно указано «или автоматическая» при описании коробки передач, при приемке автомобиля должностным лицом допущена приемка автомобиля с улучшенными характеристиками, а именно, более высокого экологического класса, без заключения соответствующего дополнительного соглашения. Исходя из предполагаемых условий эксплуатации автомобиля, таких как низкие температуры и короткий световой день в зимний период эксплуатации, отдаленность Кривошеинского района от г. Томска, отдаленность и труднодоступность отдельных населенных пунктов Кривошеинского района, таких как с. Красный Яр, использование автомобиля при реализации отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству для перевозки несовершеннолетних техническим заданием установлено наличие креплений ISO-FIX и «детского замка», электропривода и обогрева боковых зеркал заднего вида, подсветки замка зажигания и другие характеристики, позволяющие использовать данный автомобиль для комфортного перемещения на длительные расстояния в неблагоприятных погодных условиях. Необходимость оборудования автомобиля системой Эра Глонасс установлена требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877. Кроме того, конкретные технические и эксплуатационные характеристики автомобиля установлены с целью в наибольшей мере удовлетворения потребностей заказчика с учетом комфорта сотрудников при перемещении в автомобиле, стоимости эксплуатации и обслуживания. Переписка, экономические анализы, документы, обосновывающие указание в техническом задании конкретных характеристик автомобиля, отсутствуют.
  • ходе заседания Комиссии 11.03.2020г. представители Ответчика поддержали позицию, изложенную в письменных пояснениях, представленных в материалы дела, отвечая на вопросы дополнительно в заседании Комиссии указав, что при разработке технической части аукционной документации на поставку легкового автомобиля использовались данные сайтов в сети Интернет. На момент составления технической части аукционной документации на поставку легкового автомобиля составленному техническому заданию соответствовали следующие автомобили: Subaru Forester, Mitsubitshi Outlander, Nissan X-Trail. Однако, учитывая обновление Интернет-сайтов дилерских центров автомобилей выпуска после 2018 года, представить скриншоты используемых для составления технического задания страниц не представляется возможным. Иные документы для составления технического задания не использовались.
  • материалы дела №070/01/17-26/2020 представлена письменная позиция Заинтересованного лица ИП Дружининой С.Ю. из которой следует, что по рассматриваемой закупке на поставку легкового автомобиля  по документации Заказчик хотел автомобиль, по требованиям которых подходили несколько автомобилей: Mitsubitshi Outlander, Nissan X-Trail и Toyota Rav4. По каждому автомобилю были свои нюансы и разбег цен более двухсот тысяч рублей от начальной  (максимальной) цены контракта. Изначально предполагалось подать заявку на поставку автомобиля Toyota Rav4, поскольку цена была наиболее приемлемой для индивидуального предпринимателя. В связи с тем, что был конец года, а также установлены сжатые сроки доставки, индивидуальный предприниматель физически не успевала осуществить Заказчику доставку автомобиля из другого региона, поскольку автомобиль нужной комплектации по данным Интернет-сайта Toyota Ru был в наличии  в Челябинской области. В итоге индивидуальный предприниматель подала заявку на участие в электронном аукционе на поставку автомобиля Mitsubitshi Outlander, поскольку данный автомобиль имелся в наличии в г. Новосибирске. Заявка была единственной и ее признали соответствующей требованиям документации. Когда проект контракта был отправлен на подпись, представитель Администрации Кривошеинского района связался и уточнил рабочие моменты по поставке автомобиля. Автомобиль представители Администрации забрали из г. Новосибирска. До подачи заявки на участие в электронном аукционе ни с кем из Администрации Кривошеинского района индивидуальный предприниматель не общалась, лично никого не знает и не знала. По мнению ИП Дружининой С.Ю., в действиях Администрации Кривошеинского района при проведении электронного  аукциона на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского  района   отсутствуют признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
  • материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия считает установленными следующие факты и приходит к следующим выводам.
  • соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем; к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования; проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
  • соответствии со статьей 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
  • части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
  • при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
  • антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).
  • 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам, что соотносится с целями Закона №44-ФЗ, а именно обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
  • образом, заказчик при формировании и утверждении документации об аукционе в электронной форме, в том числе при установлении требований к товару должен руководствоваться не только положениями Закона № 44-ФЗ, но и антимонопольными требованиями к торгам, не создавая преимущественных условий одному или нескольким участникам аукциона в электронной форме.
  • содержания действующего законодательства следует, что предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов в торгам, в том числе в результате установления требований к товару, совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в результате фактического переписывания в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте, инструкции, каталоге на изделие, что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей одного производителя.
  • информационной карте аукциона на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского района объектом закупки является легковой автомобиль, описание объекта закупки приведено в разделе III аукционной документации.
  • к техническим характеристикам товара приведены в описании объекта закупки.
  • частности, установлены требования к кузову (высоте, длине и ширине автомобиля), объему топливного бака, топливу, мощности, типу трансмиссии, дорожному просвету, безопасности, интерьеру, комфорту, и др.

Так, в аукционной документации Заказчиком установлены следующие характеристики автомобиля: тип кузова – кроссовер;  разрешенная масса автопоезда – 3585 кг.; требования к габаритным размерам транспортного средства (мм) – длина не менее 4695, ширина не более 2000, высота с рейтингами  - не менее 1680; дорожный просвет – не менее 210 мм; масса снаряженного автомобиля – не менее 1490 кг.; рабочий объем двигателя – не менее 1998 см3; экологический стандарт – Euro4; коробка передач – вариатор или автоматическая (параметры характеристик – вариативное значение); количество передач – бесступенчатая, показатель которого не может изменяться; объем багажного отделения – не менее 1754 л.  и т.д. Установлены требования к наличию следующей комплектации: крепление ISO-FIX для детских сидений, иммобилайзер, система Эра Глонасс, боковые зеркала заднего вида с электроприводом и обогревом, обшитый кожаный рычаг переключения передач, кожаная отделка руля, подогрев передних сидений, хромированные передние ручки дверей, климат-контроль двухзонный и т.п.

Томским УФАС России в ходе рассмотрения дела №070/01/17-26/2020 о нарушении антимонопольного законодательства у  хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку легковых автомобилей, была запрошена информация, относительно того, имелись ли в торговой сети (Дилерских центрах) в 2018 году легковые  автомобили с  техническими, эксплуатационными характеристиками, входящими в диапазон характеристик автомобиля, указанного в техническом задании рассматриваемого электронного аукциона на поставку легкового автомобиля, а также были перечислены основные характеристики автомобиля, такие как:

Габаритные размеры:  Длина - не менее 4695 мм.

                                     Ширина – не более 2000 мм.

                                     Высота с рейтингами – не менее 1680 мм.

Колесная база: не менее 2670 мм.

Дорожный просвет: не менее 210 мм.

Колея передних колес: не менее 1540 мм.

Колея задних колес: не менее 1540 мм.

Размер шин: 215/70/R16

Внутренние размеры и объемы:

Объем багажного отделения: не менее 591 л.

Объем багажного отделения: не менее 1754 л.

Масса:

Снаряженная: не менее 1490 кг.

Максимальная разрешенная масса: не менее 1985 кг.

Разрешенная масса автопоезда: не менее 3585 кг.

Грузоподъемность: не менее 495 кг.

Тип двигателя: бензиновый

Рабочий объем: не менее 1998 см3

Расположение двигателя: переднее поперечное

Максимальный крутящий момент 4200 об/мин: не менее 196 Нм.

Емкость топливного бака: не менее 60л.

Максимальная скорость: не менее 188 км/ч.

Трансмиссия: тип привода – полный

Коробка передач: вариатор

Количество передач: бесступенчатая.

Согласно представленной информации официальных дилеров, поставщиков легковых автомобилей Toyota  (ООО «Элке Авто»), Hyundai (ООО «Элке Мотор»), KIA (ООО «Арсенал Моторс») в 2018 году (на момент проведения Администрацией закупочных процедур) легковых автомобилей,  с техническими, эксплуатационными характеристиками, указанными в техническом задании закупочной документации на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации, у хозяйствующих субъектов отсутствовали.

Также согласно ответу официального дилера автомобилей Mitsubishi, в том числе и автомобилей Subaru (ООО «Фастар»), в дилерском центре «Фастар» в 2018 году имелись легковые автомобили с техническими, эксплуатационными характеристикам, а именно: автомобиль Mitsubitshi Outlander, комплектация Intense 4WD, Mitsubitshi Outlander, комплектация Invite 4WD, с приложением спецификаций на вышеуказанные автомобили.

Довод Администрации Кривошеинского района о том, что техническим характеристикам, указанным в аукционной документации на поставку автомобиля, соответствует автомобиль Nissan X-Trail, также не нашел своего подтверждения на основании следующего.

Комиссией Томского УФАС  по рассмотрению дела была проанализирована информация, представленная Ответчиком, а именно, распечатка с сайта сети Интернет по адресу https://www.nissan.ru/. Из представленной ответчиком сведений, сопоставимый автомобиль Nissan X-Trail имеет длину автомобиля – 4640 мм, объем багажного отделения – 417 л., в то время как Заказчиком в документации установлены следующие характеристики автомобиля: длина автомобиля – не менее 4695 мм, объем багажного отделения  - не менее 591 л.

Из сравнительного анализа основных технических параметров схожих автомобилей следует, что ни один из них не соответствует требованиям технического задания Заказчика в полном объеме, кроме автомобиля Mitsubitshi Outlander.

  • чч. 1, 4, 5, 7 ст.4 Закона о защите конкуренции необходимым условием конкуренции является соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
  • УФАС России проведено исследование состояния конкуренции при проведении аукциона в электронной форме №0165300017718000040 на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского района Томской области в соответствии с ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции. Целью настоящего исследования является определение наличия признаков, повлекших или могущих привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в результате действий Администрации  Кривошеинского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка  легкового автомобиля для нужд Кривошеинского района.
  •  Временной интервал определен периодом исследования – с 30.11.2018г. (дата размещения извещения) по 27.12.2018г. включительно (даты оплаты товара согласно платёжному поручению № 21103).
  • аналитического отчета следует, что предметом торгов в аукционе является право заключения контракта на поставку легкового автомобиля (код 29.10.2 – Автомобили легковые по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности). Определены автомобили, схожие с  автомобилем Mitsubitshi Outlander в одном классе и одной ценовой категории, такие как Nissan X-Trail и Subaru Forester.
  • конкурентом в Томской области мог быть как минимум ООО «Астра Моторс Томск» (официальный дилер автомобилей Nissan), официального дилера Subaru в Томской области нет.
  • обоснованности установления соответствующих технических характеристик  с позиции потребности заказчика Комиссией Томского УФАС России по рассмотрению данного дела также был исследован. Оценив представленные в материалы дела пояснения Администрации Кривошеинского района относительно обоснования в потребности приобретения  автомобиля с конкретными техническими характеристиками, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что ответчиком в материалы дела не было представлено надлежащее обоснование того, что конкретные технические и эксплуатационными характеристики автомобиля установлены с целью в наибольшей мере удовлетворяющие потребности заказчика с учетом комфорта сотрудников при перемещении в автомобиле, стоимости эксплуатации и обслуживания.

Поскольку рынок поставки легковых автомобилей, схожих с  автомобилем Mitsubitshi Outlander в одном классе, является конкурентным, согласно аналитическому отчету отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России, проведенному в рамках дела №070/01/17-26/2020, следовательно, потенциальные участники, реализующие и /или осуществляющие поставку автомобилей, схожих с  автомобилем Mitsubitshi Outlander в одном классе иных торговых марок, имеющих намерение участвовать в закупке, заключить и исполнить договор, могли бы предложить к поставке иной автомобиль. Но поскольку условиями закупки была предусмотрена поставка автомобиля с конкретными техническими и эксплуатационными характеристиками, соответствующими транспортному средству только одной модели одного производителя, а именно Mitsubitshi Outlander, следовательно, иные потенциальные участники (производители, поставщики иных торговых марок автомобилей) не смогли принять участие в закупке.

Указание безальтернативных характеристик конкретного товара при проведении закупок исключает возможность предложения участниками размещения заказа за аналогичную цену других товаров, имеющих лучшие характеристики, а также ограничивает количество участников закупки, препятствуя конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, при таких обстоятельствах Администрация Кривошеинского района при проведении электронного аукциона на поставку легкового автомобиля для нужд Администрации Кривошеинского района, установив в закупочной документации максимальные и (или) минимальные значения показателей, показателей характеристик автомобиля, значение которых  не могут изменяться, которые указаны в приложении к заказу на поставку товара,  соответствующие транспортному средству только одной модели одного производителя, а именно Mitsubitshi Outlander, тем самым ограничила круг потенциальных участников для участия в аукционе, лишила иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке поставки автомобилей, возможности принять участие в закупке, заключить и исполнить договор, что является нарушением  ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

  • того, Комиссией установлено, что определенные в документации об электронном аукционе требования к автомобилю (в техническом задании) не были обусловлены объективными потребностями Заказчика.
  •  Учитывая изложенное, Заказчиком  нарушены положения  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в  соответствии с которой  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  • на вышеизложенном, исследовав материалы дела,  руководствуясь статьей 23,  частями 1 – 3 статьи 39, статьей 41,  статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

                                            РЕШИЛА:

 

1. Признать     Администрацию Кривошеинского  района (636000, Томская обл., Кривошеинский район, с. Кривошеино, ул. Ленина, 26) нарушившей   ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате указания в закупочной документации технических характеристик автомобиля, соответствующих транспортному средству только одной модели одного производителя.

2.   Предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с исполнением обязательств по контракту.

3. Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о привлечении  ответственного должностного лица к административной ответственности за допущенное правонарушение по ст.14.9 КоАП РФ.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны