Решение б/н Основанием для возбуждения дела № 02-10/49-18 о нарушении ан... от 29 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

29 декабря 2018 года                                                                                           г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена "17" декабря 2018г.

В полном объеме решение изготовлено "29" декабря 2018г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: Шевченко В.И., – руководитель управления, членов Комиссии: Панькова С.А. – начальника отдела экономического анализа; Рыжковой Л.М. – главного специалиста-эксперта Томского УФАС России, Смолонской Е.А. – специалиста-эксперта отдела экономического анализа, с участием представителей ответчика АО «Авиакомпания «НордСтар» О, К, рассмотрев дело № 02-10/49-18 возбужденное в отношении АО «Авиакомпания «НордСтар» (125130, г. Москва, Старопетровский проезд, д. 11, корп.2) по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.20016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1-3 ст. 39, ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 02-10/49-18 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) о высокой стоимости на авиабилеты по маршруту Томск-Сургут (Сургут-Томск), которые осуществляет Акционерное общество «Авиакомпания «НордСтар» (далее – АО «Авиакомпания «НордСтар», Общество, Ответчик). В обращении указано, что цены на перелеты с Новосибирска до Сургута (и обратно) в 2 раза ниже, чем перелет из Томска в Сургут.

Установлено, что стоимость перелета по маршруту Томск – Сургут составляет 9 456 руб. – 10 456 руб. согласно информации с сайта АО «Авиакомпания «НордСтар».

Стоимость авиаперелета по маршруту Новосибирск Сургут на 22.06.2018г. составляет 5 235 руб. (компания S7 Airlines – ПАО «Авиакомпания «Сибирь»), 5 585 руб. (компания ПАО «Авиакомпания Ютэйр»).

В заседание комиссии представителем АО «Авиакомпания «НордСтар» представлены письменные пояснения, и документы из которых следует, что рейсы по маршрутам Сургут-Красноярск, Сургут-Томск, Томск-Красноярск выполняются в цепочке Красноярск-Томск-Сургут/Сургут-Томск-Красноярск ежедневно 7 раз в неделю. Для выполнения рейсов в цепочке Красноярск-Томск-Сургут/Сургут-Томск-Красноярск Обществом используется воздушное судно типа АТР 42-500 вместимостью 46 кресел. По направлению Сургут-Красноярск Обществу предоставляется субсидия из федерального бюджета на осуществление региональных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети, утвержденная постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 № 1242. По направлению Сургут-Томск обществу субсидия не предоставляется. В АО «Авиакомпания «НордСтар» учет доходов и расходов ведется в упрощённом виде, без каких-либо детализации в учёте, т.е. котловым методом без разбивки по рейсам, направлениям, классам обслуживания, кодам тарифов. Нормативно обязанность по осуществлению раздельного учёта и требования порядку его ведения для рассматриваемого вида деятельности не определены, в этой связи Общество, будучи коммерческой организацией и осуществляя предпринимательскую деятельность на свой риск, самостоятельно определяет для себя подходы к учёту доходов и расходов в целях оптимизации и повышения экономической эффективности. АО «Авиакомпания «НордСтар» формирует и на регулярной основе актуализирует достаточно широкую тарифную линейку, отражающую комбинацию различных условий оказания услуг: наличие (и норма) / отсутствие бесплатного провоза багажа, вес ручной клади, возможность обмена/возврата билетов, размер штрафных санкций при обмене/возврате билетов и т.д., которые влияют на выбор пассажира.

На основании вышеизложенного считает, что в действиях АО «Авиакомпании «НордСтар» по установлению цены (стоимость перелета) по маршруту Томск – Сургут отсутствуют признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.20016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив материалы дела, оценив доказательства в их достаточности и взаимосвязи, Комиссия Томского УФАС России, приходит к следующему выводу.

Исходя из положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.20016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), как злоупотребление доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Следовательно, злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Согласно аналитическому отчёту определения положения АО «Авиакомпании «НордСтар» на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Томск-Сургут и Сургут-Томск от 11.05.2018г. доля Общества на указанном рынке за 2017 год в географических границах с/на территорию г. Томска составила 100%. Отсутствие существующей конкуренции и в связи с существенными барьерами входа и высокими расходами на вхождение, низкой вероятностью входа на рынок новых хозяйствующих субъектов говорит о возможности оказать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, можно сделать вывод, что АО «Авиакомпания «НордСтар» на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Томск-Сургут и Сургут-Томск может быть признано доминирующем.

Вместе с тем, само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта не является объектом правового запрета, если в действиях хозяйствующего субъекта отсутствуют признаки самостоятельного нарушения антимонопольного законодательства.

Материалами дела установлено, что формирование тарифов на авиаперевозки по направлениям Красноярск-Томск-Красноярск/Томск-Сургут-Томск рассчитывается исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети (далее – Правила).

Соглашением о предоставлении субсидий в 2017г. от 25.05.2017 № 107-11-050 между Федеральным агентством воздушного транспорта (ФАВТ) и Обществом предусмотрено предоставление субсидии в целях возмещения недополученных доходов, связанных с осуществлением воздушной перевозки пассажиров в салонах экономического класса по специальному тарифу по маршруту Красноярск-Сургут.

Пунктом 3.1.2 соглашения определено, что субсидия предоставляется в соответствии с правилами предоставления Обществом в ФАВТ, в том числе документов подтверждающих факт недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия.

В материалы дела также представлен ежеквартальный отчет по средневзвешенной фактически сложившейся цене на авиабилеты в отношении каждого маршрута, осуществляемого Обществом в/из Аэропорта Томска за IV квартал 2017г. (письмо от 19.01.2018 исх. №НС/222-исх), из которого следует, что расчетная суммарная стоимость для пассажиров по полному маршруту Красноярск-Сургут (с посадкой в г. Томске) совпадет с приведенными величинами, указанными в письме от 17.05.2018г №НС/2111-исх..

Документов, подтверждающих, что цена на авиаперевозки по направлению Томск-Сургут-Томск формируется Обществом иным способом, в материалах дела не содержится.

Кроме того, требования к маршрутам, включаемым в перечень субсидируемых, установлены п. 8 Правил и в действующей редакции Правил не предполагают осуществление перевозки без посадки. Исходя из смысла п. 2 Правил специальный тариф устанавливается на перевозку одного пассажира в одном направлении по маршруту, включенному в перечень субсидируемых маршрутов в установленном порядке. Воздушной перевозкой в силу ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации является перевозка пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа также доставка бага в пункт назначения и выдача его пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу. Таким образом, требование об установлении специального тарифа на перевозку пассажиров при осуществлении субсидируемой перевозки с промежуточной посадкой распространяются только на маршруты, включенные в перечень субсидируемых в установленном порядке, и не распространяются на маршруты в/и пунктов промежуточной посадки (письмо Минтранса России от 03.12.2018 № 01-01/27222ис).

С учетом изложенного, Комиссией в действиях АО «Авиакомпания «НордСтар» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» не усматривается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 02-10/49-18, возбужденного в отношении АО «Авиакомпания «НордСтар» прекратить в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                        В.И. Шевченко

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        С.А. Паньков

 

                                                                                                             Л.М. Рыжкова

 

                                                                                                        Е.С. Смолонская

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения  в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны