Решение №ИК/4507/23 Решение по делу №070/07/3-674/2023 от 26 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №070/07/3-674/2023

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-674-2023

 

25.07.2023 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев дело № 070/07/3-674/2023, возбужденное по жалобе ООО «ЧОФ «ВОИН» (вх.5837-ЭП от 17.07.2023) на действия (бездействие) Заказчика – ОГАУ «ДИПИ «Лесная дача» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Услуги частного охранного предприятия (ЧОП)» (извещение № 32312570031) (далее – Запрос котировок),

при участии представителя Заказчика – Шкарлатова К.В. (лица, имеющего право действовать без доверенности), при участии представителя Заявителя – Санжаровского А.И. (доверенность №8 от 01.05.2023),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу (вх.5837-ЭП от 17.07.2023) на действия (бездействие) Заказчика – ОГАУ «ДИПИ «Лесная дача» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Услуги частного охранного предприятия (ЧОП)» (извещение № 32312570031).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Техническое задание противоречит ГОСТу, а именно:

  1. В абз.5 п.4 Технического задания указано, что время прибытия группы быстрого реагирования на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативной дежурной охранной организации составлять не более 5 минут, что не соответствует ГОСТ Р 59044-2020.

  2. Требования Заказчика о том, что услуги оказываются исполнителем в соответствие с требованиями Технического задания, а также правовыми актами и иными документами, регламентирующими порядок организации оказания услуг, действующими в РФ в том числе: ГОСТ Р 58485-2019, являются не обоснованными, так как объект Заказчика не относится к категории объекта, указанных в ГОСТ Р 58485-2019.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, поддержал письменный отзыв, представленный в материалы дела (вх. № 6037-ЭП/23 от 24.07.2023).

Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, заслушав пояснения представителей сторон, считает установленным следующее.

Извещение о проведении при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Услуги частного охранного предприятия (ЧОП)» (извещение № 32312570031) размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) 11.07.2023.

На момент рассмотрения жалобы Закупка отменена.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положение о закупке товаров, работ, услуг ОГАУ «ДИПИ «Лесная дача», версия 25 от 28.02.2023.

Согласно пункта 123 Положения о закупках Извещение о проведении запроса котировок размещается заказчиком в единой информационной системе в соответствии со сроками, установленными частью 21 статьи Федерального закона № 223-ФЗ. При осуществлении запроса котировок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановление №1352 заказчиком размещается в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В силу части 1 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении: запроса котировок в электронной форме не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать семь миллионов рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Относительно первого довода Заявителя Комиссия Томского УФАС России установила следующего:

Законодательством РФ установлен стандарт к оказанию охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны (ГОСТ Р 59044-2020).

Время прибытия мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативного дежурного охранной организации должно составлять:

- в городах с населением от 500 тыс. человек - не более 15 мин;

- в городах с населением менее 500 тыс. человек - не более 10 мин;

- в сельской местности - не более 30 мин.

В соответствие абз.5 п.4 Технического задания указано, что время прибытия группы быстрого реагирования на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативной дежурной охранной организации составлять не более 5 минут.

Согласно Техническому заданию, адрес оказания охранных услуг: 636143, Томская обл., Шегарский район, п. Победа, терр. ОГАУ «ДИПИ «Лесная дача», объект или объекты охраны – жилой корпус №1, жилой корпус №2, прачка, склады, гаражные боксы, баня, периметр территории, услуги оказываются в сельской местности.

Таким образом, установил время прибытия группы быстрого реагирования на охраняемый объект «не более 5 минут», в то время как ГОСТ Р 59044-2020 установлено, что время прибытия мобильной группы должно составлять не более 30 минут. Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме этого, Заявитель указывает в своей жалобе, что в подпункте 1 пункте 2 Технического задания ГОСТ Р 58485-2019 является завешенным требованиям, приводящий к необоснованному ограничению числа участников закупки.

Комиссией Томского УФАС России на заседании было установлено, что ГОСТ Р 58485-2019 устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Также требования настоящего стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 17.07.2023 №ЮЭ9965-23-100746533 основным видом деятельности ОГАУ «ДИПИ «Лесная дача» является «87.30 Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания». В сведениях о дополнительных видах деятельности также не указано, что Заказчик является дошкольной, общеобразовательной, профессиональной образовательной организацией.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика установлено нарушение Закона о закупках.

Однако Заказчиком 17.07.2023 отмена закупка до направлении уведомления о поступлении жалобы в Томское УФАС России.

Кроме этого, Комиссией Томского УФАС России установлено, что Заявитель заявку на участие в Закупках не подавал, доказательств нарушения своих прав не представил, а также не обращался за разъяснением документации.

При этом, 18.07.2023 Заказчиком объявлена аналогичная закупка №32312590279 с внесением изменений, однако Заявитель на данную закупку заявку также не подавал.

Таким образом, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что на момент подачи жалобы определение поставщика Заказчиком отменено, следовательно действия Заказчика не могли нарушать права заявителя.

Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона 223-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЧОФ «ВОИН» (вх.5837-ЭП от 17.07.2023) на действия (бездействие) Заказчика – ОГАУ «ДИПИ «Лесная дача» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Услуги частного охранного предприятия (ЧОП)» (извещение № 32312570031) необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Коми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-5702

 

 

Связанные организации

ОГАУ "ДИПИ "Лесная дача"
ИНН 7016001098, ОГРН 1027003155508
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "ЧОФ "ВОИН"
ИНН 7017032437, ОГРН 1027000884569