Решение б/н ст. 16 от 27 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2014 года

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии:

- Шевченко В.И., руководитель управления;

члены комиссии: 

- Лосев В.Г., ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти;

- Лепихина С.Н., ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-10/156-14, возбужденное по признакам нарушения Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области и ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса» абз.1 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Томским УФАС России в результате проверки Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области (далее – Росздравнадзор по ТО) согласно Акту проверки №25н от 31.10.2014 выявлено, что между Росздравнадзором по ТО (Заказчик) и ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса» (Исполнитель) заключен договор от 12.03.2013 №03/12 оказания услуг без проведения публичных процедур.

Представитель Росздравнадзора по ТО в заседания Комиссии представил письменный отзыв и дополнения к нему, указав, что при заключении рассматриваемого договора руководствовался положениями п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ); предусмотренная настоящим договором стоимость не превышает установленную законом сумму, при которой размещение заказа осуществляется у единственного поставщика, в связи с чем абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции» не нарушался.

Представителем ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса» в заседание Комиссии представлен отзыв и пояснения, в котором ответчик нарушение абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции» признал в полном объёме, предоставил в Томское УФАС России 16.12.2014 письменное заявление о добровольном признании нарушения антимонопольного законодательства с целью освобождения от административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, сообщил, что отказался от дальнейшего участия в соглашении.

Изучив правовые позиции лиц, участвующих в деле, оценив доказательства и доводы, и исследовав материалы дела, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с п.1 Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 06.06.2013 № 2284-Пр/13, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории Томской области. Следовательно, Росздравнадзор по ТО является органом, осуществляющим функции федерального органа исполнительной власти на территории Томской области.

12.03.2013 между Росздравнадзором по ТО (Заказчик) и ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса» (Исполнитель) заключен договор от № 03/12 оказания услуг, без проведения публичных процедур, в том числе, торгов.

Из п. 1.1 указанного договора следует, что Исполнитель обязуется на основании письменной заявки Заказчика оказать услуги по ремонту и техническому обслуживанию его автомобиля (заказ), а Заказчик обязуется оплатить их на условиях настоящего договора, исходя из расценок исполнителя, действующих на момент оказания услуг.

В п. 1.2 договора указано, что общая стоимость заказа по настоящему договору включает в себя вознаграждение Исполнителя, а также стоимость израсходованных им в ходе оказания услуг материалов и запасных частей (деталей).

Из п. 2.1, 2.6 и п. 2.12 договора следует, что оплата услуг происходит денежными средствами в безналичном порядке либо внесением их в кассу не позднее 5 банковских дней с подписания заказ-наряда, в котором указывается срок оказания услуг, наименование и стоимость оказанных услуг, а также стоимость израсходованных запасных частей (деталей) и материалов. До подачи заказа Заказчик обязуется ознакомится с существующими у Исполнителя расценками на оказываемые услуги и ценами на запасные части (детали) и материалы, а также получить у Исполнителя счет на оплату.

В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ цена контракта - договора, заключенного заказчиком от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением прямо предусмотренных в данной норме случаев. Указанная норма является гарантией соблюдения ограничений, предусмотренных данным нормативным актом (например, по сделкам в размере до 100 000 руб.).

В результате анализа положений договора от 12.03.2013 № 03/12 оказания услуг установлено, что в данном соглашении не определена твердая цена контракта, что свидетельствует о возможности увеличения сторонами стоимости предоставления услуги по договору, в том числе и на сумму, превышающую установленную Центральным Банком Российской Федерации, когда требуется обязательное проведение торгов.

В соответствии с абз.1 ст.16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Под соглашением согласно п. 18 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Соответственно, рассматриваемый договор полностью соответствует понятию «соглашения», данному в ст. 4 Закона «О защите конкуренции».

Согласно п. 7 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Соперничество хозяйствующих субъектов (в т.ч. при заключении соглашений (договоров), может быть обеспечено только при условии публичности (гласности), которая исключает создание, какому-либо хозяйствующему субъекту преимущественных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, т.е. при условии проведения процедуры торгов, либо иных публичных процедур.

Росздравнадзор по ТО и ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса», заключив договор (соглашение) оказания услуг от 12.03.2013 № 03/12 без осуществления проведения процедуры торгов, либо иных публичных процедур, не обеспечили соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и создающее возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, удовлетворение потребностей государственного заказчика в услуге по ремонту и техническому обслуживанию его автомобиля посредством заключения органом, осуществляющим функции федерального исполнительного органа на территории Томской области, соглашения (договора) с хозяйствующим субъектом без осуществления публичных процедур в т.ч. торгов, запрещено в соответствии с положениями абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции», поскольку в данном случае создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа на соответствующий товарный рынок, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

Между Росздравнадзором по ТО и ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса» путем заключения договора от 12.03.2013 №03/12 оказания услуг достигнута договоренность в письменной форме (соглашение), результатом которой явилось ограничение конкуренции и создание преимущественных условий для ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей ГАЗ, которые, не владея информацией о намерении заключения договора (соглашения) на оказание соответствующих услуг территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Росздравнадзором по ТО, не имели объективной возможности подать заявку и претендовать на право заключения договора (соглашения), что нарушает абз.1 ст.16 Закона «О защите конкуренции».

Указанный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Томской области по делу №А67-3397/2014.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия установила, что Росздравнадзор по ТО и ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса», заключив договор (соглашение) на оказание услуг от 12.03.2013 №03/12, согласно которому последний обязуется оказывать услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля заказчика, а Росздравнадзор по ТО обязуется оплатить эти услуги, без проведения публичных процедур, в т.ч. путём проведения процедуры торгов, допустили нарушение абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении запрета на заключение соглашений между органом, осуществляющим функции федерального органа исполнительной власти, и хозяйствующим субъектом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Дополнительным доказательством по делу является добровольное заявление в Томское УФАС России хозяйствующего субъекта - ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса», о заключении им с Росздравнадзором по ТО недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения – договора на оказание услуг от 12.03.2013 №03/12.

Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий договора от 12.03.2013 №03/12 отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении участниками договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ст. 16 Закона «О защите конкуренции» последствиям.

Мнение Томского УФАС по данному вопросу подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 21.12.2010 № 9966/10, позицией ВАС РФ, изложенной в Определении от 27.04.2012 №4651/12 по делу А45-9905/2011.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

В связи с прекращением 31.12.2013 срока действия договора (соглашения) №03/12 от12.03.2013 оказания услуг и отказа сторон от дальнейшего участия в нем, основания для выдачи предписания о прекращении или изменении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, отсутствуют.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать, что Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области и ООО «Технический центр ТомскавтоГАЗсервиса» допущено нарушение абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции», совершенное путём заключения договора (соглашение) на оказание услуг №03/12 от 12.03.2013 между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и хозяйствующим субъектом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Федерального Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Предписание о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

В.И. Шевченко

 

Члены комиссии

 

 

 

В.Г. Лосев

 

С.Н. Лепихина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны