Решение б/н ст. 16 от 2 декабря 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                  РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена  18 декабря  2013 года                                            г. Томск

В полном объеме решение изготовлено  2   декабря  2013 года

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя, начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

-Лосева Виталия Григорьевича, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

 - Рылова Алексея Дмитриевича, специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-10/121-13 по признакам нарушения МАОУ «Малиновская СОШ» (Томская обл., Томский район., Песочная, ул. д. 14,  634580) и  ООО «Лицей-книга» (Фрунзе пр., 117-А, г. Томск, 634021) абз. 1 ст. 16 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                   УСТАНОВИЛА:

Томским УФАС России в ходе рассмотрения материалов предоставленных прокуратурой Томского района Томской области  выявлено, что между   МАОУ «Малиновская СОШ» и  ООО «Лицей-книга» заключен Договор  (соглашение)  от  10.01.2013  №97    без проведения публичных процедур, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

Согласно  данному договору (соглашению) вступившему в силу с момента подписания и действующему до 31.12.2013 (п.8 договора)  ООО «Лицей-Книга»  обязуется в течение срока действия настоящего договора поставить  МАОУ «Малиновская СОШ» учебники, учебно методическую, художественную литературу, CD диски, наглядные средства обучения, журналы, учебно-лабораторное оборудование и материалы для обеспечения учебного процесса в соответствии с заказами, а МАОУ «Малиновская СОШ»-принять и оплатить закупаемую продукцию в порядке, установленном настоящим договором (п.1 договора). Поставка продукции осуществляется по заказам МАОУ «Малиновская СОШ» (п. 2.1. договора). МАОУ «Малиновская СОШ» заблаговременно представляет ООО «Лицей-Книга» заказ на необходимую ему, в предстоящем периоде поставки, продукцию (п.2.2. договора).

Представитель ответчика (МАОУ «Малиновская СОШ») нарушение не признал, пояснив, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений. В соответствии со ст. ст. 2 и 8 указанного Федерального закона автономное учреждение обязано иметь Положение о закупке, утвержденное наблюдательным советом учреждения, но данная обязанность возникает у него с 01.01.2014. Соответственно до 01.01.2014  МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района имеет право осуществлять закупки товаров, работ, услуг и заключать соответствующие договора без проведения публичных процедур. И следовательно, заключенный между МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района и обществом с ограниченной ответственностью «Лицей-книга» договор №97 от 10.01.2013 является заключенным с соблюдением норм действующего законодательства. В договоре не указано наименование приобретаемого товара и не прописана сумма договора, т.к.  наименование товара и сумма указаны в спецификации товара, составленной на основе заявки от учреждения. Ссылки на данный документ в договоре нет, т.к. на момент заключения договора еще не было соглашения о порядке предоставления МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района субсидии на иные цели (Соглашение № 644и  от 01.07.2013г). Из вышеизложенного следует, что договор с ООО «Лицей-книга» составлен с ошибкой. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, а также применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. В соответствии с ч.2 ст.3 указанного Федерального закона под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений. В соответствии с ч.1 ст.4 указанного Федерального закона муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Данные положения закреплены и в ст.6 БК РФ, которая гласит, что к получателям бюджетных средств относятся органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения. Перечень получателей бюджетных средств является закрытым, бюджетные и автономные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств. Таким образом, положения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не применяются к муниципальным автономным учреждениям. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона

 

 

 

Представитель второго ответчика (ООО «Сибирские Инновационные Системы») нарушение не признал, позицию Администрации Шегарского района поддержал в полном объёме, пояснив, что Между ООО «Сибирские Инновационные системы» и МУ «Администрация Шегарского района» было заключено Соглашение о сотрудничестве от 05.04.2011 года.

          Изучив правовые позиции сторон, участвующих в деле и материалы  дела, Комиссия установила, что 05.04.2011 заключено Соглашение б/н, между МУ «Администрация Шегарского района»  и ООО «Сибирские Инновационные Системы», согласно которому  ООО «Сибирские Инновационные Системы» обязуется:

1. Поставить МУ «Администрация Шегарского района» по её заявке в соответствии со спецификацией к отдельному договору:

- навигационно-информационную систему мониторинга и управления транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров специальных и опасных грузов (далее-Систему);

- абонентские терминалы основное бортовое навигационно-телекоммуникационное ГЛОНАСС или  ГЛОНАСС/GPS оборудование в составе Системы;

-    периферийные устройства – контрольно измерительное  и исполнительное  бортовое оборудование ТС, функционирующее во взаимодействии с АТ и предназначенное для приёма-передачи пользовательской информации и управляющих сигналов, а также осуществления контрольно-измерительных и управляющих функций;

-    программное обеспечение Системы   ( п. 3.1.1. Соглашения);

2. Установить на транспортные средства и компьютер МУ «Администрации Шегарского района»: Систему, Абонентские терминалы, Периферийные устройства,  ПО (п. 3.1.2 Соглашения);

3.  Обучить  работе в диспетчерском программном обеспечении CyberFleet (п. 3.1.3 Соглашения);  

4.  Содействовать в проведении Интеграции распределённых информационных технологий «Система-112» и диспетчерской системы контроля передвижения транспортных средств на основе АТ ГЛОНАСС или  ГЛОНАСС/GPS и программного обеспечения CyberFleet  (п. 3.1.4 Соглашения);

5. Осуществлять консультирование специалистов МУ «Администрации Шегарского района»  по работе Системы, АТ, ПУ, ПО (п. 3.1.5 Соглашения);

МУ «Администрация Шегарского района» обязуется:

  1. Осуществлять контроль на предмет оснащения транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов системой ГЛОНАСС или  ГЛОНАСС/GPS (п.3.2.1 Соглашения);
  2. Организовать и предоставить для установки ПО Системы, диспетчерское рабочее место (п.3.2.2 Соглашения).

          Соглашение является бессрочным и вступило в силу с момента подписания (п.4.3 Соглашения).

           Рассматриваемое Соглашение заключено без проведения публичных процедур.

В материалах дела имеется предоставленная и заверенная надлежащим образом МУ «Администрация Шегарского района» копия  Соглашения от 05.04.2011  б/н между Администрацией Шегарского района и ООО «Сибирские Инновационные Системы». На данной копии Соглашения имеются печати  Администрации  Шегарского района и  ООО  «Сибирские Инновационные Системы», а так же подписи их руководителей. Подлинность подписей и печатей на соглашении и самого соглашения  Ответчиками не оспаривается.

Также в материалах дела имеются ответы на коммерческие предложения ООО «Альянс+», подписанные Главой Шегарского района В.Г. Емельяновым, направленные директору ООО «Альянс+» В.А. Никулину  (№16/1364 от 16.06.2011, содержащие сообщение о сотрудничестве с организацией (ООО «Сибирские инновационные системы») по установке и обслуживанию системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и №16/75 от 18.01.2012,  содержащее сообщение о заключении соглашения с организацией, которая установила навигационное оборудование и обслуживает данное направление бесплатно). Подлинность писем Ответчиками не оспаривается.     

В соответствии с положениями ст. 4 Закона «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Соответственно, рассматриваемое соглашение полностью соответствует определению, данному в положениях ст. 4 Закона «О защите конкуренции».

Согласно  п. 7 ст. 4 Федерального Закона «О защите конкуренции»:  конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

МУ «Администрация Шегарского района» и ООО «Сибирские инновационные системы», заключив Соглашение от 05.04.2011 б/н, согласно которому ООО «Сибирские инновационные системы» наделяются полномочиями  по поставке  МУ «Администрация Шегарского района» по её заявке в соответствии со спецификацией к отдельному договору: Системы, АТ, ПУ, ПО, установке: Системы, АТ, ПУ, ПО, обучению работе в диспетчерском программном обеспечении CyberFleet, проведении Интеграции распределённых информационных технологий «Система-112» и диспетчерской системы контроля передвижения транспортных средств на основе АТ ГЛОНАСС или  ГЛОНАСС/GPS и программного обеспечения CyberFleet, осуществлении консультирования специалистов МУ «Администрации Шегарского района» по работе Системы, АТ, ПУ, ПО - без проведения публичных процедур  допустили нарушение абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции»,  выразившееся в нарушении запрета на заключение соглашений  между органом  местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно заключили Соглашение, создающее для ООО «Сибирские Инновационные Системы» преимущественные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке поставки, установки и эксплуатации: Системы, АТ, ПУ, ПО,  которые, не владея информацией о намерении заключения указанного соглашения, не имели объективной возможности подать заявку и претендовать на право заключения  соглашения.

Таким образом, МУ «Администрация Шегарского района» и ООО  «Сибирские Инновационные Системы», заключив Соглашение от 05.04.2011 б/н без проведения публичных процедур, не обеспечили соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и создающее возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Ссылки представителя МУ «Администрация Шегарского района» на то, что в рамках рассматриваемого соглашения оборудование не поставлялось, необходимость в нем отсутствовала,  и представителя ООО «Сибирские инновационные системы» на то, что данное Соглашение само по себе не предполагает каких-либо материальных обязательств сторон, т.е. не содержит условий о поставке оборудования (в соответствии с согласованным наименованием и количеством), его установке исполнителем и оплате стоимости поставки и услуг по установке оборудования заказчиком, Комиссия Томского УФАС России считает не влияющими на причины и условия совершения нарушения абз.1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции».

Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий Соглашения от 05.04.2011 отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении участниками соглашения договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ст. 16 Закона «О защите конкуренции» последствиям.

Мнение Томского УФАС по данному вопросу подтверждается  позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 21.12.2010 №9966/10.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

  Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. ч. 1-4 ст. 41,  ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:                                                                                                                                                                                      

1.           Признать, что Администрацией Шегарского района и ООО  «Сибирские Инновационные Системы» допущено нарушение абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции», совершенное путём заключения Соглашения  от 05.04.2011 б/н между органом  местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.           Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3.           Выдать Администрации Шегарского района Томской области и ООО  «Сибирские Инновационные Системы» предписание о прекращении нарушения абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции», а именно: о прекращении Соглашения от 05.04.2011 б/н, нарушающего антимонопольное законодательство.

4.           Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

И.В. Бутенко

 

Члены комиссии

 

 

 

Р.Ш. Губанова

В.Г. Лосев

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в   арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны