Решение б/н ст. 16 от 2 декабря 2013 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2013 года г. Томск
В полном объеме решение изготовлено 2 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии: |
- Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя, начальника отдела контроля монополистической деятельности; |
членов комиссии: |
-Лосева Виталия Григорьевича, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти; - Рылова Алексея Дмитриевича, специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, |
рассмотрев дело № 05-10/121-13 по признакам нарушения МАОУ «Малиновская СОШ» (Томская обл., Томский район., Песочная, ул. д. 14, 634580) и ООО «Лицей-книга» (Фрунзе пр., 117-А, г. Томск, 634021) абз. 1 ст. 16 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
Томским УФАС России в ходе рассмотрения материалов предоставленных прокуратурой Томского района Томской области выявлено, что между МАОУ «Малиновская СОШ» и ООО «Лицей-книга» заключен Договор (соглашение) от 10.01.2013 №97 без проведения публичных процедур, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно данному договору (соглашению) вступившему в силу с момента подписания и действующему до 31.12.2013 (п.8 договора) ООО «Лицей-Книга» обязуется в течение срока действия настоящего договора поставить МАОУ «Малиновская СОШ» учебники, учебно методическую, художественную литературу, CD диски, наглядные средства обучения, журналы, учебно-лабораторное оборудование и материалы для обеспечения учебного процесса в соответствии с заказами, а МАОУ «Малиновская СОШ»-принять и оплатить закупаемую продукцию в порядке, установленном настоящим договором (п.1 договора). Поставка продукции осуществляется по заказам МАОУ «Малиновская СОШ» (п. 2.1. договора). МАОУ «Малиновская СОШ» заблаговременно представляет ООО «Лицей-Книга» заказ на необходимую ему, в предстоящем периоде поставки, продукцию (п.2.2. договора).
Представитель ответчика (МАОУ «Малиновская СОШ») нарушение не признал, пояснив, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений. В соответствии со ст. ст. 2 и 8 указанного Федерального закона автономное учреждение обязано иметь Положение о закупке, утвержденное наблюдательным советом учреждения, но данная обязанность возникает у него с 01.01.2014. Соответственно до 01.01.2014 МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района имеет право осуществлять закупки товаров, работ, услуг и заключать соответствующие договора без проведения публичных процедур. И следовательно, заключенный между МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района и обществом с ограниченной ответственностью «Лицей-книга» договор №97 от 10.01.2013 является заключенным с соблюдением норм действующего законодательства. В договоре не указано наименование приобретаемого товара и не прописана сумма договора, т.к. наименование товара и сумма указаны в спецификации товара, составленной на основе заявки от учреждения. Ссылки на данный документ в договоре нет, т.к. на момент заключения договора еще не было соглашения о порядке предоставления МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района субсидии на иные цели (Соглашение № 644и от 01.07.2013г). Из вышеизложенного следует, что договор с ООО «Лицей-книга» составлен с ошибкой. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, а также применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. В соответствии с ч.2 ст.3 указанного Федерального закона под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений. В соответствии с ч.1 ст.4 указанного Федерального закона муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Данные положения закреплены и в ст.6 БК РФ, которая гласит, что к получателям бюджетных средств относятся органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения. Перечень получателей бюджетных средств является закрытым, бюджетные и автономные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств. Таким образом, положения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не применяются к муниципальным автономным учреждениям. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона
Представитель второго ответчика (ООО «Сибирские Инновационные Системы») нарушение не признал, позицию Администрации Шегарского района поддержал в полном объёме, пояснив, что Между ООО «Сибирские Инновационные системы» и МУ «Администрация Шегарского района» было заключено Соглашение о сотрудничестве от 05.04.2011 года.
Изучив правовые позиции сторон, участвующих в деле и материалы дела, Комиссия установила, что 05.04.2011 заключено Соглашение б/н, между МУ «Администрация Шегарского района» и ООО «Сибирские Инновационные Системы», согласно которому ООО «Сибирские Инновационные Системы» обязуется:
1. Поставить МУ «Администрация Шегарского района» по её заявке в соответствии со спецификацией к отдельному договору:
- навигационно-информационную систему мониторинга и управления транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров специальных и опасных грузов (далее-Систему);
- абонентские терминалы основное бортовое навигационно-телекоммуникационное ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS оборудование в составе Системы;
- периферийные устройства – контрольно измерительное и исполнительное бортовое оборудование ТС, функционирующее во взаимодействии с АТ и предназначенное для приёма-передачи пользовательской информации и управляющих сигналов, а также осуществления контрольно-измерительных и управляющих функций;
- программное обеспечение Системы ( п. 3.1.1. Соглашения);
2. Установить на транспортные средства и компьютер МУ «Администрации Шегарского района»: Систему, Абонентские терминалы, Периферийные устройства, ПО (п. 3.1.2 Соглашения);
3. Обучить работе в диспетчерском программном обеспечении CyberFleet (п. 3.1.3 Соглашения);
4. Содействовать в проведении Интеграции распределённых информационных технологий «Система-112» и диспетчерской системы контроля передвижения транспортных средств на основе АТ ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и программного обеспечения CyberFleet (п. 3.1.4 Соглашения);
5. Осуществлять консультирование специалистов МУ «Администрации Шегарского района» по работе Системы, АТ, ПУ, ПО (п. 3.1.5 Соглашения);
МУ «Администрация Шегарского района» обязуется:
- Осуществлять контроль на предмет оснащения транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (п.3.2.1 Соглашения);
- Организовать и предоставить для установки ПО Системы, диспетчерское рабочее место (п.3.2.2 Соглашения).
Соглашение является бессрочным и вступило в силу с момента подписания (п.4.3 Соглашения).
Рассматриваемое Соглашение заключено без проведения публичных процедур.
В материалах дела имеется предоставленная и заверенная надлежащим образом МУ «Администрация Шегарского района» копия Соглашения от 05.04.2011 б/н между Администрацией Шегарского района и ООО «Сибирские Инновационные Системы». На данной копии Соглашения имеются печати Администрации Шегарского района и ООО «Сибирские Инновационные Системы», а так же подписи их руководителей. Подлинность подписей и печатей на соглашении и самого соглашения Ответчиками не оспаривается.
Также в материалах дела имеются ответы на коммерческие предложения ООО «Альянс+», подписанные Главой Шегарского района В.Г. Емельяновым, направленные директору ООО «Альянс+» В.А. Никулину (№16/1364 от 16.06.2011, содержащие сообщение о сотрудничестве с организацией (ООО «Сибирские инновационные системы») по установке и обслуживанию системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и №16/75 от 18.01.2012, содержащее сообщение о заключении соглашения с организацией, которая установила навигационное оборудование и обслуживает данное направление бесплатно). Подлинность писем Ответчиками не оспаривается.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Соответственно, рассматриваемое соглашение полностью соответствует определению, данному в положениях ст. 4 Закона «О защите конкуренции».
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального Закона «О защите конкуренции»: конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
МУ «Администрация Шегарского района» и ООО «Сибирские инновационные системы», заключив Соглашение от 05.04.2011 б/н, согласно которому ООО «Сибирские инновационные системы» наделяются полномочиями по поставке МУ «Администрация Шегарского района» по её заявке в соответствии со спецификацией к отдельному договору: Системы, АТ, ПУ, ПО, установке: Системы, АТ, ПУ, ПО, обучению работе в диспетчерском программном обеспечении CyberFleet, проведении Интеграции распределённых информационных технологий «Система-112» и диспетчерской системы контроля передвижения транспортных средств на основе АТ ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и программного обеспечения CyberFleet, осуществлении консультирования специалистов МУ «Администрации Шегарского района» по работе Системы, АТ, ПУ, ПО - без проведения публичных процедур допустили нарушение абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении запрета на заключение соглашений между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно заключили Соглашение, создающее для ООО «Сибирские Инновационные Системы» преимущественные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке поставки, установки и эксплуатации: Системы, АТ, ПУ, ПО, которые, не владея информацией о намерении заключения указанного соглашения, не имели объективной возможности подать заявку и претендовать на право заключения соглашения.
Таким образом, МУ «Администрация Шегарского района» и ООО «Сибирские Инновационные Системы», заключив Соглашение от 05.04.2011 б/н без проведения публичных процедур, не обеспечили соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и создающее возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
Ссылки представителя МУ «Администрация Шегарского района» на то, что в рамках рассматриваемого соглашения оборудование не поставлялось, необходимость в нем отсутствовала, и представителя ООО «Сибирские инновационные системы» на то, что данное Соглашение само по себе не предполагает каких-либо материальных обязательств сторон, т.е. не содержит условий о поставке оборудования (в соответствии с согласованным наименованием и количеством), его установке исполнителем и оплате стоимости поставки и услуг по установке оборудования заказчиком, Комиссия Томского УФАС России считает не влияющими на причины и условия совершения нарушения абз.1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции».
Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий Соглашения от 05.04.2011 отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении участниками соглашения договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ст. 16 Закона «О защите конкуренции» последствиям.
Мнение Томского УФАС по данному вопросу подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 21.12.2010 №9966/10.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать, что Администрацией Шегарского района и ООО «Сибирские Инновационные Системы» допущено нарушение абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции», совершенное путём заключения Соглашения от 05.04.2011 б/н между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
3. Выдать Администрации Шегарского района Томской области и ООО «Сибирские Инновационные Системы» предписание о прекращении нарушения абз. 1 ст. 16 Закона «О защите конкуренции», а именно: о прекращении Соглашения от 05.04.2011 б/н, нарушающего антимонопольное законодательство.
4. Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
|
|
И.В. Бутенко |
Члены комиссии |
|
|
Р.Ш. Губанова В.Г. Лосев
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.