Решение №ИК/4738/23 Решение по делу №070/07/3-680/2023 от 7 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №070/07/3-680/2023

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-680/2022

02.08.2023 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя:

Саубановой И.М.

 

- Врио заместителя руководителя управления;

рассмотрев дело № 070/07/3-680/2023, возбужденное по жалобе ООО «ЧОП «БАРС» (вх.5912-ЭП/23 от 19.07.2023) на действия (бездействие) конкурсной комиссии Заказчика – ПАО «ТРК» при проведении конкурса в электронной форме «Оказание услуг по физической охране объектов ПАО «ТРК» (извещение № 32312397788),

при участии представителей Заказчика – Быстрюковой А.В. (доверенность №3 от 11.01.2023), при участии представителя Заявителя – Гавриловой Т.В.. (доверенность №30 от 24.07.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «ЧОП «БАРС» направило в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) конкурсной комиссии Заказчика – ПАО «ТРК» при проведении конкурса в электронной форме «Оказание услуг по физической охране объектов ПАО «ТРК» (извещение № 32312397788).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями закупочной комиссии Заказчика, а именно: закупочная комиссия Заказчика необоснованно отклонила заявку Заявителя.

Заказчик в письменных пояснениях (вх. №6088/23-ЭП от 25.07.2023) (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, просит признать жалобу не обоснованной.

26.07.2023 от ООО «ЧОП «БАРС» поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы для ознакомления с возражениями на жалобу Заказчика. С указанной целью Комиссия Томского УФАС продлила срок рассмотрения жалобы ООО «ЧОП «БАРС» до 07.08.2023 и отложила рассмотрение жалобы на 02.08.2023.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение и документация о проведении конкурса №32312397788 размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 19.05.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 87 906 672,00 руб.

На участие в электронном аукционе было подано 2 заявки.

Дата начала срока подачи заявок 19.05.2023.

Дата и время окончания подачи заявок 05.07.2023 15:00.

Объект закупки - Оказание услуг по физической охране объектов ПАО «ТРК.

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон 223-ФЗ) под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее — Стандарт), утвержденным решением Совета Директоров ПАО «ТРК» (в редакции протокола от 30.12.2022 № 604).

На основании пп. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с Приложением №1 к Приложению №2 Стандарта установлены типовые требования к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок. Согласно п. 12 указанного приложения к Стандарту «Отсутствие задолженностей по налоговым и иным платежам в бюджет» отнесен к отборочным критериям. Данное требование также содержится в документации о закупке п. 19 Приложения №1 к части II Информационной карты закупки.

Документом, содержащим сведения для рассмотрения и оценки по критерию, является справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 30.11.2022 №ЕД-7-8/1128@, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (код по классификатору налоговой документации 1160082).

В разделе 5 Документации о закупке установлен порядок проведения закупки. в том числе регламентированы действия Закупочной комиссии при рассмотрении заявок участников, а именно:

Согласно п. 5.3.2 Документации, Заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, устанавливаемыми в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством РФ, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

В соответствии с п. 5.3.3 Документации, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, не установленные в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 5.3.5 Документации установлены основания для отклонения Закупочной комиссией заявки участника если:

а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке.

б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).

в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в составе своей заявки, в том числе в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.

г) заявка участника не соответствует требованиям Технического задания.

д) цена заявки участника, указанная в ценовом предложении, не соответствует цене, указанной на ЭТП.

Согласно итоговому протоколу №32312397788-1 от 19.07.2023 Заявителю отказано в допуске на основании п.5.3.5 п.п. б) Закупочной документации (заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке), а именно: Участник не соответствует на основании п.19 Приложения №2 к Закупочной документации (Справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1128@, выданная соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (код по классификатору налоговой документации 1160082), с приложением детализации сведений отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (сканированная копия). Справка не соответствует требованиям о сроках. Представлена по состоянию на 10.04.23.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии Томского УФАС России считает, что отказ в допуске в конкурсе неправомерным и ущемляющим права ООО «ЧОП «БАРС», как потенциального победителя в запросе котировок. Предоставленная справка от 10.04.2023 не имеет срока действия и не является существенным условиям для оценки финансового состояния участника закупки. Предоставление справки с датой за период 30 дней не может являться грубым нарушением к требованиям Закупочной документации и отказу в допуске к участию в закупочной процедуре.

Комиссия Томского УФАС установила, что предоставленная ООО ЧОП «БАРС» справка №61205 была выдана 10.04.2023 г., то есть ранее чем за 30 дней до срока окончания заявок, что не соответствует требованиям, установленным в п.19 Приложения №1 к части II Информационной карты закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что решение Закупочной комиссии о признании заявки заявителя не соответствующей документации о закупке является обоснованным в соответствии с п.п «б» п. 5.3.5 Документации.

Таким образом, указанный довод не обоснован.

На заседании Комиссии, а также в письменных пояснениях Заявитель указал на то, что в п.12 Приложения №1 к Приложению №2 разд. 12 Приложения к Стандарту указано следующее: к применимым критериям рассмотрения и оценки заявок участников относится отсутствие задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет. Документом, содержащим сведения для рассмотрения оценки по критерию требования является Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 20.01.2017 №ММВ-7-8/20@, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (код по классификатору налоговой документации 1120101).

Вместе с тем, в п.19 Приложения №1 Закупочной документации Заказчиком устанавливается форма справки, утвержденная Приказом ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1128@.

Таким образом, Заявитель ссылается на несоответствие требований Документации положениям Стандарта.

Комиссия Томского УФАС отмечает, что положения Закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 05.07.2023 15:00. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником закупки положений документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Антимонопольный орган не вправе рассматривать законность положений документации по жалобе, поданной после окончания срока на подачу заявок (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2021 г. № 09АП-23120/2021).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено проведение внеплановых проверок при рассмотрении жалоб на закупки, которые проводятся в соответствии с Законом о закупках.

Помимо прочего, разночтения в Стандарте и Закупочной документации не повлияли на права ООО ЧОП «БАРС» в связи с тем, что основанием отклонения заявки послужило несоответствие предоставленной справки требованию о сроках, а не о ее форме.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушений Закона о закупках не установлено.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЧОП «БАРС» (вх.5912-ЭП/23 от 19.07.2023) на действия (бездействие) конкурсной комиссии Заказчика – ПАО «ТРК» при проведении конкурса в электронной форме «Оказание услуг по физической охране объектов ПАО «ТРК» (извещение № 32312397788) необоснованной.

2. В действиях закупочной комиссии Заказчика нарушений Закона о закупках не установлено.

3. Предписание не выдавать.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

2023-5723

 

 

Связанные организации

АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ПАО "ТРК"
ИНН 7017114672, ОГРН 1057000127931
ООО "ЧОП "БАРС"
ИНН 7017094049, ОГРН 1047000126690