Решение №НН/6866 Жалоба необоснована от 22 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявитель:

ООО «А»

634006, г. Томск, 

 

Заказчик:

ФГАОУ ВО «Нт»

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-181/2020

17 декабря 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- А, заместителя руководителя управления;

членов комиссии:

-К, главного специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

- Н, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи дело № 070/07/3-181/2020, возбужденное по жалобе ООО «А» (далее – Заявитель) (вх.  № 8635 от 09.12.2020г.) на действия Заказчика ФГАОУ ВО «Н» при проведении запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ по ремонту помещений на 1 этаже общежития № 7» (Извещение №: 32009711978), с участием представителя Заказчика .. по доверенности . от 09.07.2020г., с участием представителя Заявителя ., с участием слушателя ., по паспорту,

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «А.» (далее – ООО «А.», Заявитель) подало жалобу на действия Заказчика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Н.» (далее – ФГАОУ ВО «Н.», Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ по ремонту помещений на 1 этаже общежития № 7» (Извещение №: 32009711978).

По мнению Заявителя, закупочная комиссия Заказчика допустила нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", приняв решение о несоответствии требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в отношении заявки ООО «Ал., а также Заказчик, установив в извещении запроса котировок требование относительно наличия в составе заявки полного комплекта сметной документации, вводит в заблуждение участников закупки, что является нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции. Кроме того, требование о наличие в составе котировочной заявки локальных сметных расчетов не предусмотрено законодательством РФ.

На заседание Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе.

Представитель Заказчика не согласился с доводами, указанными в жалобе, в заседании комиссии указав, что Заказчик в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. По итогам рассмотрения заявок участников указанная заявка ООО «А.» единой комиссией была рассмотрена на предмет соответствия требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, по итогам рассмотрения указанная заявка была отклонена, так как не соответствовала требованиям, установленным в извещении, а именно, к котировочной заявке не приложены локальные сметные расчеты, к котировочной заявке были приложены только анкета и техническое задание. По мнению Заказчика, нарушений действующего законодательства при проведении данного запроса котировок в электронной форме Заказчиком допущено не было, просил признать жалобу необоснованной. Более подробно позиция Заказчика изложена в письменном отзыве, представленном в материалы дела.

Комиссия, изучив Положение, Извещение, заявки участников, заслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба содержит указание на осуществление Заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ, следовательно, жалоба Заявителя подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Относительно довода жалобы о неправомерном включении в извещение запроса котировок требования о наличие в составе котировочной заявки локальных сметных расчетов, поскольку данное требование не предусмотрено законодательством РФ, Комиссия Томского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов Законом № 223-ФЗ регламентирован и детерминирован порядок обжалования действий заказчиков лицами, не являющимися участниками, а также порядок и случаи обжалования действий заказчика лицами, принявшими участие в закупках и процессуальные поводы для обращения этих категорий лиц в антимонопольный орган является разными: участник закупки вправе обжаловать любые действия заказчика с учетом ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ на любой стадии, лицо, не подававшее заявку - лишь действия заказчика, хронологически предшествующие окончанию срока подачи заявок, поскольку именно до этой даты объявляется закупка, разрабатывается и размещается закупочная документация, заказчик обеспечивает информационное сопровождение, связанное с подачей заявок.

Лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок.

Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, в частности положениям законодательства о контрактной системе, которым установлен аналогичный правопорядок, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

Как установила Комиссия Томского УФАС России, ООО «А.» являлось участником закупки.

В то же время, участники закупки также вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

По смыслу ч. 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, законодатель детерминировал обжалование действий, совершенных после окончания срока подачи заявок, и оспаривание действий, предшествующих этому сроку, куда относится и оспаривание положений документации.

На этой стадии участники и лица, не подававшие заявок, находятся в равном положении и пользуются равными правами относительно оспаривания положений документации.

Напротив, предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, а также после отклонения заявок свидетельствовало бы предоставление таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Подавая заявку, участник соглашается с положениями извещения и, в случае несогласия с ее положениями, должен своевременно определиться с необходимостью оспаривания документации (извещения).

Согласно пояснениям представителя Заказчика, Заявитель по доводам жалобы с запросом о разъяснении положений извещения о проведении запроса котировок не обращался.

Таким образом, в связи с тем, что жалоба ООО «А.» вх. № 8635 от 09.12.2020г.) подана после даты окончания подачи заявок, Комиссией не могут быть исследованы доводы Заявителя, касающиеся установленного требования о наличие в составе котировочной заявки локальных сметных расчетов.

Относительно довода Заявителя о неправомерном отклонении заявки ООО «А.», как не соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, Комиссия Томского УФАС России приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Н.», утвержденное решением Наблюдательного совета Томского государственного университета от 11.12.2018г. протокол № 1(далее – Положение о закупках).

Таким образом, ФГАОУ ВО «Н.» при осуществлении закупок руководствуется Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен п 1.3.2 Положения о закупке.

Из приведенных положений следует, что требования к участникам закупки и товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товаров.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно п.16.3.1. Положения о закупках для участия в проведении запроса котировок участник закупки должен подготовить котировочную заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок.

В п.13 Извещения рассматриваемого запроса котировок в электронной форме установлено требование к форме котировочной заявки, а именно: Котировочная заявка должна соответствовать требованиям, указанным в приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок. К котировочной заявке должно быть приложено Техническое задание (приложение № 1 к котировочной заявке), анкета и Локальные сметные расчеты.

Котировочная заявка должна быть составлена в прилагаемой форме.

В составе котировочной заявки должен быть приложен заполненный со стороны участника закупки проект договора в формате .doc или .docx.

Согласно п.16.5.6. Положения о закупках на основании результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок Отдел закупок формирует протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, содержащий сведения о всех участниках закупки, подавших котировочные заявки с указанием цены договора, предложенной в таких заявках, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения.

Согласно протоколу рассмотрения котировочных заявок от 02.12.2020г. на выполнение работ по ремонту помещений на 1 этаже общежития № 7 единая комиссия рассмотрела котировочные заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и приняла решение: участника закупки ООО «А.» не допустить до процедуры оценки на основании следующего принятого решения:

Котировочная заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении: 1) к котировочной заявке не приложены локальные сметные расчеты - пп. а п. 16.5.2 Положения о закупках ТГУ.

В п.16.5.2. Положения о закупках указан перечень случаев отказа участнику закупки в участии в проведении запроса котировок, где установлено следующее:

Участнику закупки будет отказано в участии в проведении запроса котировок в случаях:

а) непредставления документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено извещением о проведении запроса котировок либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание, которых проводится закупка;

б) несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок;

в) несоответствия котировочной заявки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.

В соответствии с п.16.5.3. отказ в допуске к участию в закупке товаров, работ, услуг по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 16.5.2 настоящего Положения случаев, не допускается.

Комиссия, изучив заявку ООО «А.», представленную в материалы дела, установила, что Заявителем к котировочной заявке была приложена анкета участника запроса котировок ООО «А.», Техническое задание (приложение №1 к котировочной заявке), проект договора №10212 Выполнение работ по ремонту помещений на 1 этаже общежития №7. Локальные сметные расчеты в составе заявки ООО «А.» отсутствовали.

Таким образом, заявка Участника подлежала отклонению.

Кроме того, представитель Заявителя в заседание комиссии подтвердил, что ООО «А.» действительно в составе заявки не приложены Локальные сметные расчеты.

Учитывая изложенное, поскольку к заявке ООО «А.» не были приложены Локальные сметные расчеты, конкурсная комиссия Заказчика в ходе проведения закупки, выявив данные несоответствия, не имела правовых оснований для допуска ООО «А.» к участию в Закупке.

Закон №223-ФЗ не обязывает Заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные заказчиком требование о наличие в составе котировочной заявке Локальных сметных расчетов в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Установив указанные обстоятельства, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба Заявителя, не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Комиссия Томского УФАС России не выявила в действиях Заказчика ФГАОУ ВО «Н» при проведении запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ по ремонту помещений на 1 этаже общежития № 7» признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия Томского УФАС России не усматривает нарушений в действиях конкурсной комиссии Заказчика при проведении Закупки, приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия комиссии Заказчика, отклонившего заявку Заявителя по указанным основаниям, не противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ и не нарушают основных принципов, установленных ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, представителя Заказчика, руководствуясь ч. 1 ст. 17, ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «А» (вх. № 8635 от 09.12.2020г.) на действия Заказчика ФГАОУ ВО «Н» при проведении запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ по ремонту помещений на 1 этаже общежития № 7» (Извещение №: 32009711978) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии А

Члены Комиссии К

 

Н

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны