Решение б/н обоснованна от 7 декабря 202 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявителю:

ООО «Технология»

634009 Томск пер. Сакко 25

tehtsk@tehtsk.ru

Заказчику:

ООО «Газпром Трансгаз Томск»

634029 Томск пр. Фрунзе 9

tender@gtt.gazprom.ru

Организатору:

ПАО «Газпром»

117420 Москва ул. Намёткина 16

S.Zemskov@adm.gazprom.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-168/2020

02 декабря 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- А., заместителя руководителя управления;

членов комиссии:

- П., начальника отдела контроля монополистической деятельности;

- У., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев посредством видео-конференц-связи дело № 070/07/3-168/2020, возбужденное по жалобе ООО «Технология» (вх. № 8125, 8128 от 23.11.2020 г.) на действия комиссии по осуществлению открытого конкурентного отбора в электронной форме (ПАО «Газпром») оказание услуг по осуществлению строительного контроля за буровзрывными работами на инвестиционном объекте «Магистральный газопровод «Сила Сибири». Участок «Ковыкта-Чаянда» (код стройки 051-2004430) для нужд ООО «Газпром трансгаз Томск» (извещение 32009549577), при участии представителей: Заявителя – Л. по доверенности № 73 от 25.11.2020 г., Ш. по доверенности № 73 от 25.11.2020 г., Заказчика – Ж. по доверенности № 0104-02/ПД-Б/464 от 01.07.2018 г., Организатора торгов – Н. по доверенности № 01/04/04-127д от 10.02.2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Технология» (далее – Заявитель) подало в Томское УФАС России жалобу (вх. № 8125, 8128 от 23.11.2020 г.) на действия комиссии по осуществлению открытого конкурентного отбора в электронной форме (ПАО «Газпром»), заказчика – ООО «Газпром трансгаз Томск» ИНН 7017005289 (далее – Заказчик) при проведении закупки открытый конкурентный отбор в электронной форме оказание услуг по осуществлению строительного контроля за буровзрывными работами на инвестиционном объекте «Магистральный газопровод «Сила Сибири». Участок «Ковыкта-Чаянда» (код стройки 051-2004430) для нужд ООО «Газпром трансгаз Томск» (извещение 32009549577).

По мнению Заявителя, Заказчик, закупочная комиссия Заказчика при проведении указанной закупки допустили нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупке. Так, Заказчик не разместил в ЕИС проект изменений в Извещение о закупке о продлении срока подписания итогового протокола, итоговый протокол от 05.11.2020 подписан только 16.11.2020, таким образом, дата подписания протокола находится за пределами срока начала работ. Комиссия заказчика неверно оценила поданные заявителем документы, не рассмотрев предоставленный в подтверждение опыта участника закупки договор № АА01/1442/16 от 01.11.2016 г., в результате чего заявка Заявителя по нестоимостному критерию получила меньший балл. По мнению заявителя, тем самым заказчик, закупочная комиссия заказчика необоснованно ограничили конкуренцию, в связи с чем Заявитель просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика устранить допущенные нарушения.

В заседание Комиссии представители Заявителя доводы жалобы поддержали, просили признать жалобу обоснованной, дополнительно пояснив следующее: срок окончания подачи заявок установлен 15.10.2020 г., при этом 22 и 29 октября 2020 г. размещены проекты изменения извещения, изменения размещены с нарушением сроков, установленных в законе. Комиссия заказчика не рассмотрела договор № АА01/1442/16 от 01.11.2016 г., предоставленный заявителем в качестве подтверждения своего опыта. Договор содержал Дополнительные соглашения, акты выполненных работ, положительный отзыв заказчика. В результате заявка участника получила меньше баллов по результатам рассмотрения.

Представитель Организатора торгов с доводами Заявителя не согласился, предоставил письменный отзыв на жалобу, в заседании комиссии пояснив следующее: заказчик согласно п. 1.8.5 Документации о закупке в любое время до подведения итогов закупки вправе изменить дату рассмотрения заявок и подведения итогов, извещение о переносе сроков размещается в ЕИС в течение трёх дней со дня принятия соответствующего решения. Все изменения в извещение касались только переноса даты подведения итогов закупки, других условий закупки не затрагивали. Комиссия рассмотрела поступившие заявки 05.11.2020 г., протокол был подписан 16.11.2020 г. Срок подписания протокола законом не регламентирован, протокол должен быть размещён в течение трёх дней с даты его подписания. Итоговый протокол размещён 16.11.2020 г., то есть в день его подписания. Заявитель не указывает на то, каким образом его права нарушены переносом даты рассмотрения заявок, подписанием протокола шестнадцатого ноября, а не пятого ноября. Согласно п. 4.3.6 Документации о закупке, при изменении заказчиком начального срока выполнения работ, конечный срок соразмерно сдвигается. Следовательно, срок выполнения работ в данном случае будет продлён. Закупочная комиссия не рассмотрела договор № АА01/1442/16 от 01.11.2016 г. в связи с тем, что согласно п. 3 пп. 2 Приложения № 3 к Документации (Оценка и сопоставление заявок участников) по критерию «Опыт выполнения работ/оказания услуг» учитывается количество предоставленных в заявке участника выполненных договоров и отзывов по ним от заказчиков за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок. Договор при этом должен быть заключён и исполнен в установленный период три года, то есть дата заключения должна быть не ранее 15.10.2017 г. Заявитель предоставил договор, заключённый ранее – 01.11.2016 г., следовательно, Комиссия правомерно не рассматривала данный договор. На основании изложенного, представитель Организатора торгов просил признать жалобу необоснованной.

Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился, поддержал доводы, изложенные представителем Организатора торгов, просил признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о закупке.

Жалоба содержит указание на осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ, предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о закупке, следовательно, жалоба заявителя подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при осуществлении закупок руководствуется действующим законодательством, Положением о закупках товаров, работ и услуг.

По мнению заявителя, заказчик (организатор торгов) допустил нарушение, несвоевременно разместив изменения в извещение, подписав итоговый протокол после даты рассмотрения заявок.

Извещением дата окончания приёма заявок установлена 15.10.2020 г., дата открытия стадии формирования итогового протокола – 15.10.2020 г. 22 октября заказчиком размещено изменение в извещение – дата рассмотрения заявок установлена 28 октября. 29 октября заказчиком размещено изменение в извещение – дата рассмотрения заявок установлена пятого ноября. При этом дата окончания подачи заявок не изменялась, переносилось только фактическое рассмотрение поступивших заявок.

Согласно п. 1.8.5 Документации в любое время до подведения итогов конкурентного отбора Заказчик (Организатор) вправе изменить дату рассмотрения Заявок Участников и подведения итогов конкурентного отбора. Извещение о переносе сроков размещается на сайтах (сайте) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, указанных в пункте 5.1.3 Информационной карты, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

Следовательно, изменение даты рассмотрения заявок участников не противоречит Документации о закупке.

Согласно Итоговому протоколу, дата принятия решения по закупке – пятого ноября, дата подписания протокола – 16 ноября. Протокол размещён 16 ноября 2020 г.

Согласно ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Срок подписания протокола ни законом, ни Документацией не регламентирован.

При этом Комиссия Томского УФАС России отмечает, что заявителем не указано, каким образом внесение изменений в извещение, подписание протокола после даты рассмотрения заявок повлияло на права и законные интересы заявителя.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно п. 1.5.2.8 Документации участник закупки должен также соответствовать следующим требованиям – осуществление участниками за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, поставок товаров, выполнение работ, по тематике, указанной в п. 5.1.6. Информационной карты.

При этом в указанном пункте не раскрывается, должны ли договоры быть заключены в пределах трёхлетнего срока до даты окончания подачи заявок на закупку.

Согласно п. 1 Раздела 2 Приложения № 3 к Документации (Опросный лист по критериям оценки участников) по критерию опыт выполнения работ/оказания услуг оценке подлежит то, сколько выполненных договоров представлено в Заявке согласно Форме № 3 «Справка о выполнении договоров». При подсчете договоров учитывается следующее:

1. Тематика (указана в п. 5.1.6 Документации).

2. Стоимость договора: если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение до 50 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 50 % от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение от 50 до 500 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 30 % от НМЦ, если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение от 500 до 5000 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 20 % от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение более 5000 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 10 % от НМЦ.

3.Наличие копии выполненного договора.

Таким образом, закупочная комиссия рассматривает как справку о выполнении договоров, так и копии договоров.

Согласно пп. 3 п. 2 Раздела 3 Приложения № 3 к Документации по критерию «Опыт выполнения работ/оказания услуг» оценивается количество представленных в заявке Участника выполненных договоров и отзывов по ним от Заказчиков (Покупателей) за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи Заявок.

Комиссия Томского УФАС России отмечает, что в данном случае речь идёт именно о договорах, выполненных за последние три года.

Дата окончания срока подачи заявок – 15.10.2020 г., следовательно, в качестве подтверждения опыта участника закупки закупочной комиссией должны рассматриваться договоры, выполненные не ранее 15.10.2017 г.

При этом Комиссия Томского УФАС России отклоняет довод представителя Организатора торгов о том, что договор, учитываемый при определении опыта, должен быть заключён и исполнен не ранее чем за три года, предшествующие дате срока окончания подачи заявок (не ранее 15.10.2017 г.), в связи с тем, что Документация о закупке не содержит указания на то, что договоры, предоставляемые участниками закупки в качестве подтверждения наличия соответствующего опыта, должны быть заключены не ранее чем за три года, предшествующие дате срока окончания подачи заявок, Документация содержит лишь указание на то, что договоры должны быть выполнены не ранее чем за три года, предшествующие дате срока окончания подачи заявок.

Заявителем в составе заявки был представлен договор № АА01/1442/16 от 01.11.2016 г., предмет договора «Услуги по строительному контролю (техническому надзору) за буровзрывными работами при строительстве объекта: «Магистральный газопровод «Сила Сибири» Этап 2.2-2.8 в составе стройки «Магистральный газопровод «Сила Сибири», согласно Приложению № 1 к Дополнительному соглашению № 6 от 27.12.2019 г. к договору № АА01/1442/16 от 01.11.2016, всего с учётом НДС участником закупки оказано услуг на сумму 117669375,67 руб., дата завершения договора 31.07.2019 г.

Исходя из изложенного Комиссия Томского УФАС России делает вывод о том, что закупочная комиссия заказчика (организатора торгов) должна была принять договор № АА01/1442/16 от 01.11.2016 к рассмотрению в качестве документа, подтверждающего опыт участника закупки, и дать договору оценку.

Часть 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ запрещает предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Закупочная комиссия, исключив предоставленный участником закупки договор № АА01/1442/16 от 01.11.2016 г. из оценки по критерию «Опыт участника закупки», тем самым осуществила оценку заявки по критериям, не указанным в документации, нарушив ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России делает вывод о том, что Комиссия организатора торгов – ПАО «Газпром» ИНН 7736050003 - произвела оценку заявок на участие в закупке открытый конкурентный отбор в электронной форме (ПАО «Газпром») оказание услуг по осуществлению строительного контроля за буровзрывными работами на инвестиционном объекте «Магистральный газопровод «Сила Сибири». Участок «Ковыкта-Чаянда» (код стройки 051-2004430) для нужд ООО «Газпром трансгаз Томск» (извещение 32009549577) с нарушением требований действующего законодательства, Положения о закупках заказчика, нарушив тем самым ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

На основании изложенного, жалоба заявителя подлежит удовлетворению.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, руководствуясь ч. 17, 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Технология» (вх. № 8125, 8128 от 23.11.2020 г.) на действия комиссии по осуществлению открытого конкурентного отбора в электронной форме (ПАО «Газпром») оказание услуг по осуществлению строительного контроля за буровзрывными работами на инвестиционном объекте «Магистральный газопровод «Сила Сибири». Участок «Ковыкта-Чаянда» (код стройки 051-2004430) для нужд ООО «Газпром трансгаз Томск» (извещение 32009549577) обоснованной.
  2. Признать Организатора торгов ПАО «Газпром» ИНН 7736050003 нарушившим ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
  3. Выдать Организатору торгов ПАО «Газпром» ИНН 7736050003 предписание об устранении допущенных нарушений, указанных в настоящем решении.
  4. Передать соответствующему должностному лицу Томского УФАС России материалы дела № 070/07/3-168/2020 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии А.

Члены Комиссии: П., У.

Связанные организации

Связанные организации не указаны