Решение б/н решение от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявителю:

ООО «Маховик»

443063 Самара ул. 22 Партсъезда 45 оф. 512

mail@mahovik63.ru

Заказчику:

АО «Томскгазпром»

634009 г Томск, ул Большая Подгорная, дом 73

R.Yamlikhin@adm.gazprom.ru

canclervgp@vostokgazprom.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-84/2020

29 мая 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- Б., заместителя руководителя управления;

членов комиссии:

- Р., заместитель начальника отдела контроля монополистической деятельности;

- У., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев посредством видео-конференц-связи дело № 070/07/3-84/2020, возбужденное по жалобе ООО «Маховик» (далее – Заявитель) (вх. № 3181, 3182 от 18.05.2020 г.) на действия заказчика – АО «Томскгазпром» ИНН 7019035722 (далее – Заказчик) при проведении закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) (Газпром) «Поставка автозапчастей для нужд АО «Томскгазпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0001/20/4.3/0021515/ТомскГП» (извещение ЕИС № 32009020762), при участии представителей Организатора торгов Н. по доверенности № 01/04/04-127д от 10.02.2020, Заявителя А., Ф. по доверенности б/н от 06.04.2020 г., Заказчика Б. по доверенности № 50 от 22.05.2020,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Маховик» подало в Томское УФАС России жалобу на действия заказчика – АО «Томскгазпром» ИНН 7019035722 при проведении закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) (Газпром) «Поставка автозапчастей для нужд АО «Томскгазпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0001/20/4.3/0021515/ТомскГП» (извещение ЕИС № 32009020762).

По мнению Заявителя, Заказчик при проведении указанной закупки допустил нарушение законодательства, Положения о закупках Заказчика:

  1. При исполнении договора Стороны обязаны использовать функционал платформы «ГазпромМаркет»;
  2. Документацией установлено применение механизма банковского сопровождения договора, предусматривающего необходимость для победителя процедуры закупки осуществить резервирование отдельного счёта в банке «Газпромбанк»;
  3. Документация содержит наименование производителей, торговых знаков, маркировки;
  4. Установлен порядок заключения договора путём обмена оригиналами договора, то есть вне электронной торговой площадки;
  5. Проект договора не содержит указания на количество товара, планируемого к поставке, сроки и место поставки;
  6. Срок поставки товара может быть установлен Покупателем произвольно;
  7. Не указано место поставки товара;
  8. Невозможно определить пропорциональное соотношение количества предлагаемого товара российского и иностранного производства, в связи с чем невозможно применить положение о предоставлении приоритета товарам российского производства;
  9. Документацией установлено наличие у исполнителя специализированного складского программного обеспечения 1С Склад и т.п.;

По мнению заявителя, указанные нарушения необоснованно сужают круг потенциальных участников закупки, ограничивают конкуренцию между участниками закупки.

В заседании Комиссии представители Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержали, пояснив, что ООО «Маховик» подало заявку для участия в закупке, заявка допущена к участию. По итогам закупки ООО «Маховик» не признан победителем. Представители заявителя просили признать жалобу обоснованной, отменить закупку.

Представители Заказчика, Организатора с доводами Заявителя не согласились, предоставили письменные отзывы на жалобу, пояснив следующее: жалоба не подписана, полномочия лица на подписание жалобы отсутствуют, доводы жалобы сводятся к обжалованию условий документации о закупке, что недопустимо после окончания срока подачи заявок. Заявитель является участником закупки, подавая заявку, он конклюдентно согласился со всеми условиями, изложенными в документации о закупке. Обжалуемые положения документации не создавали препятствий для участия в закупке. Закупка согласно Положению о закупке является неконкурентной, следовательно, заказчик заключает договор с лицом, предложившим наиболее выгодные условия исполнения договора. По итогам закупки 19.05.2020 г. заключён договор с победителем закупки. Использование платформы «ГазпромМаркет» упрощает заказчику процесс выбора нужного товара, контроль за исполнением договора. Документация не предусматривает открытие счёта в АО «Газпромбанк» при подаче заявки, факт наличия счёта не влияет на оценку поданных заявок. Заказчик не имеет возможности определить точную потребность в автозапчастях в штучном выражении, поэтому объём закупаемого товара определён в денежном выражении. Документацией установлен предельный срок поставки – 30 дней с даты подписания спецификации. Место поставки товара определено в соответствии с п. 1.3.2.2. документации. Широкая география поставки обусловлена необходимостью поставки автозапчастей в случае поломки автотранспортных средств заказчика в пути. При формировании ценового предложения участник указывает цену за единицу товара, исходя из чего можно сделать вывод о соотношении товаров российского и иностранного происхождения и, следовательно, предоставить приоритет. Подкритерий «Наличие специализированного складского программного обеспечения (1С Склад и т.п.) является оценочным – наличие программного обеспечения позволяет участнику набрать дополнительный балл, а его отсутствие не является основанием для отклонения заявки участника. На основании изложенного представители просили признать жалобу необоснованной, производство по делу прекратить.

Комиссия, заслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Следовательно, жалоба заявителя подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при осуществлении закупок руководствуется действующим законодательством, Положением о закупках товаров, работ и услуг.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Заявитель является участником закупки. Дата окончания подачи заявок – 15.04.2020; дата размещения итогового протокола по закупке – 07.05.2020; дата подачи жалобы – 18.05.2020 г. При этом доводы жалобы сводятся фактически к оспариванию положений документации, жалоба не содержит указание на действия со стороны Заказчика, Организатора, совершённые после окончания подачи заявок. Согласно Письму о подаче заявки от 06.04.2020 № 129, ООО «Маховик» принимает установленные в документации, извещении требования и условия маркетинговых исследований, в том числе все условия договора, предлагает заключить договор на поставку автозапчастей на условиях, указанных в документации, подтверждает согласие на применение механизма банковского сопровождения при осуществлении расчётов, связанных с исполнением договора. В случае признания победителем ООО «Маховик» обязуется заключить договор банковского счёта с АО «Газпромбанк».

Таким образом, обжалуемые положения документации не препятствовали заявителю участвовать в закупке.

Согласно ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Исходя из изложенного, при осуществлении неконкурентной закупки описание предмета закупки возможно без соблюдения требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, конкуренция между участниками закупки не обеспечивается.

Согласно п. 6.2.2.1. Положения о закупках маркетинговые исследования являются формой неконкурентных закупок.

Порядок подготовки и осуществления неконкурентной закупки и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ одной из целей законодательства о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, одним из принципов закупочной деятельности заказчика является отсутствие необоснованных ограничений конкуренции.

Так как закупка является неконкурентной, к ней не применим принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.

Обязанность сторон использовать функционал платформы «ГазпромМаркет», обязанность победителя открыть отдельный счёт в банке АО «Газпромбанк» не влияет на допуск к участию в закупке.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".

Следовательно, в описание предмета неконкурентной закупки заказчик вправе включать указание на товарный знак.

Положение о заключении договора с использованием программно-аппаратного комплекса площадки применимо только к конкурентным закупкам. Так как закупка не является конкурентной, заказчик вправе предусмотреть заключение договора на бумажном носителе.

Согласно п. 2.3. проекта договора общее количество товара, подлежащего передаче Покупателю по Договору, определяется суммой стоимостей всех подписанных Сторонами Спецификаций и ограничивается максимальным значением цены Договора.

Законодательство не содержит запрета определять количество товара, планируемого к поставке, в денежном, а не в количественном выражении. При этом участник закупки указывает цену за единицу товара и общую стоимость договора, что позволяет определить количество поставляемого товара.

Согласно п. 6.3. Проекта договора срок поставки товара согласовывается Сторонами в Спецификации, но не должен превышать 30 (тридцать) календарных дней с даты подписания Спецификации Сторонами, кроме случаев, когда поставка товара требует его размещения на производстве.

Таким образом, срок поставки товара определён в проекте договора, привязан к дате подписания Сторонами спецификации исходя из потребностей заказчика. Как пояснил организатор торгов, конкретная дата поставки товара не может быть определена в связи с тем, что у заказчика потребность в товаре возникает периодически в связи с выходом из строя автозапчастей.

Место поставки товара указано в п. 1.3.2.2. Документации - планируются поставки в следующие Федеральные округа РФ:

Южный федеральный округ;

Северо-Кавказский федеральный округ;

Приволжский федеральный округ;

Северо-Западный федеральный округ;

Центральный федеральный округ;

Уральский федеральный округ;

Сибирский федеральный округ.

Участник закупки, согласно документации, обязан декларировать страну происхождения товара в прейскуранте для предоставления приоритета.

Согласно п. 2.5.14. Документации для установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цена единицы каждого товара определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, указанной в Документации, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Согласно п. 2.5.15. Документации для установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цена единицы каждого товара определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, указанной в Документации, на процент скидки на товар по результатам проведения закупки. В целях применения настоящего пункта Документации под ценой единицы каждого товара принимается цена единицы каждой прейскурантной позиции, соответствующей цене мастер-позиции в предложении Участника.

Таким образом документация содержит порядок определения соотношения количества предлагаемого товара российского и иностранного производства.

Согласно Приложению № 3 «Методика анализа и оценки» отсутствие у исполнителя специализированного складского программного обеспечения 1С Склад и т.п. не является основанием для отклонения заявки, при этом участник рискует набрать меньше баллов по итогам оценки заявки. Следовательно, требование документации о наличии специализированного складского программного обеспечения не влияет на возможность подать заявку.

На основании изложенного, Комиссия отклоняет доводы жалобы заявителя.

Комиссия делает вывод о том, что Заказчик при осуществлении рассматриваемой закупки руководствовался Законом № 223-ФЗ, Положением о закупках.

Комиссией Томского УФАС России в действиях АО «Томскгазпром» ИНН 7019035722 (далее – Заказчик) при проведении закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) (Газпром) «Поставка автозапчастей для нужд АО «Томскгазпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0001/20/4.3/0021515/ТомскГП» (извещение ЕИС № 32009020762) не выявлены нарушения при проведении рассматриваемой закупки.

На основании изложенного, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Маховик» (вх. № 3181, 3182 от 18.05.2020 г.) на действия заказчика – АО «Томскгазпром» ИНН 7019035722 при проведении закупки в форме открытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) (Газпром) «Поставка автозапчастей для нужд АО «Томскгазпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0001/20/4.3/0021515/ТомскГП» (извещение ЕИС № 32009020762) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии Б.

Члены Комиссии: Р., У.

Связанные организации

Связанные организации не указаны