Решение б/н Нарушение при описании предмета закупки от 30 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- Бутенко Игоря Васильевича, временно исполняющего обязанности руководителя управления;

членов комиссии: 

- Константинова Владимира Алексеевича, главного специалиста отдела контроля монополистической деятельности;

- Успеховой Анастасии Александровны, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

- Наумовой Натальи Николаевны, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев дело № 02-10/52-19, возбужденное по жалобе ООО «ДОРСТРОЙ-АБ» (вх. № 2853 от 18.04.2019 г.) на действия заказчика – ТГ УМП «Трамвайно-троллейбусное управление» при проведении аукциона в электронной форме «Поставка и монтаж оборудования для приёма безналичных платежей» (извещение № 31907697751), в присутсвии представителей Заказчика Л. по доверенности б/н от 17.04.2019 г., В. по доверенности б/н от 24.04.2019 г., Ш. по доверенности б/н от 17.04.2019 г., Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, не явился,

УСТАНОВИЛА:

  Общество с ограниченной ответственностью «ДОРСТРОЙ-АБ» (далее – ООО «ДОРСТРОЙ-АБ», Заявитель) подало жалобу  на действия Томского государственного унитарного муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее – ТГУМП «ТТУ», Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку и монтаж оборудования для приёма безналичных платежей (извещение № 31907697751). Начальная (максимальная) цена договора – 8 873 000 рублей.

 По сообщению Заявителя, Заказчик при описании предмета закупки указал, что характеристики товара – Стационарный POS терминал для транспорта и Мобильный POS терминал для транспорта с фискальным накопителем и функцией печати чеков,  принадлежат одному производителю, а именно:

Характеристики Стационарный  POS терминал для транспорта

 

Характеристика

Комментарий

Вывод

1

Иметь операционную систему Linukx, Android либо другую систему реального времени, с поддержкой многозадачности

Операционная система Валидатора может не иметь много задачности, так как это определяется стилем программирования

Использован параметр конкретного валидатора

2

Иметь сертификат на элементы системы EMV Contact L1.L2 и PCI PTS 3.x SRED

PCI PTS 3.x SRED необоснованное требованиеЮ так как международные платежные системы не требуют такой сертификации при отсутствии ввода ПИН-кода

Использован параметр конкретного валидатора

3

Цветной дисплей с диагональю (не менее) 5 дюймов

Дисплей и меньшего размера может обеспечить читаемость и удобство для пассажиров за счет продуманной инфографики и размеров шрифта

Использован параметр конкретного валидатора

4

Время обработки и подтверждения платежа (не более) 10 секунд

Время зависит не только от валидатора, но и от сервера

Использован параметр крнкретного валидатора в связке с конкретной системой, параметры которой нигде не описаны

5

Внутренний подогрев устройствак (не менее) 15Вт

Терминал может не требовать подогрева для работы

Использован параметр конкретного валидатора

6

Степень защиты, обеспеченная оболочкой (не хуже) IP 65

Такая защита требуется устройствам с установкой на улице (Защита от водяных струй с любого направления) при этом терминал будет установлен в транспорте

Использован параметр конкретного валидатора

7

Габаритные размеры (не более) 320/100/95 мм(в,г,ш)

 

Использован параметр конкретного валидатора

8

Устройство должно обеспечиваться системой «отложенного запуска», подающей питающее напряжение на устройство после его прогрева до рабочей температуры

Необходимость такой системы определяется особенностями конкретного валидатора, обычно она не требуется и отсутствует

Использован параметр конкретного валидатора

 

Характеристики Мобильный POS терминал для транспорта с фискальным накопителем и функцией печати чеков

 

Характеристика

Комментарий

Вывод

1

Иметь операционную систему Linukx, Android либо другую систему реального времени, с поддержкой многозадачности

 

Операционная система Валидатора может не иметь много задачности, так как это определяется стилем программирования

 

Использован параметр конкретного валидатора

2

Время работы от аккумулятора (не менее) 24 ч в рабочем режиме, 72 ч в режиме ожидания

 

Изучив рынок, лучшие образцы обеспечивают от 12 до 18 часов работы максимум

 

Использован параметр конкретного валидатора в каком либо специальном режиме работы

3

Время проведения банковской онлайн транзакции не должно превышать 6 секунд, при наличии устойчивого канала связи по протоколу EDGE

 

Время зависит не только от валидатора (терминала), но и от сервера, при этом время отличается от требований к стационарному валидатору

 

Использован параметр конкретного валидатора в связке с конкретной системой параметры которой нигде не описаны

4

Иметь сертификат на элементы системы EMV Contactless L1, L2 и PCI PTS3. SRED

 

SRED не обоснованноге требование. Так международные платежные системы требуют такой сертификации только при наличии «прерпоцессинга» на стороне банка и это требование применимо к низкобюджетным устройствам

 

Использован параметр крнкретного валидатора в связке с конкретной системой, параметры которой нигде не описаны

 

           3. Кроме того, в техническом задании отсутствуют требования к программному обеспечению вследствие чего участники не могут продемонстрировать  работоспособность устройств и выполнить функции по скорости прохождения транзакций, нет информации о банке-эквайере или процессинге, о локальных картах, а также отсутствуют требования о включении переносного терминала в реестр кассовой техники в соответствии с законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.

На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений в аукционной документации.

          В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика нарушения отрицали, поддержали доводы, изложенные в ранее представленном в Томской УФАС России письменном отзыве на жалобу, а именно:

  1. Характеристики Стационарный POS терминал для транспорта:

           по п. 1 таблицы: вывод заявителя не  соответствует действительности. В характеристиках представлены несколько операционных систем, которые не могут стоять на одном конкретном валидаторе одновременно. Точной операционной системы не указано;

          по п. 2: наличие сертификатов является требованием банков Российской Федерации к проведению платежей с использование банковских карт. При наличии сертификатов PSI PTS 3.x SRED банки точно уверены в корректной и безопасной работе устройства;

           по п. 3: характеристика указана как минимальная, дисплеи монохромные и с меньшей диагональю при использовании на ходу транспортного средства и/или в «час пик» будут не  информационны и не читабельны, не позволят слабовидящим либо пожилым пассажирам осуществлять платежи на терминале корректно и  быстро. Ограничений по увеличению размера экрана не предусмотрено;

          по п. 4: в данном случае требование к продолжительности обработки платежа указано для самого устройства приема платежа (терминала), без времени обработки на сервере и т.п. Время ограничено для целей ускорения скорости работы с картой и отсутствия очередей в час пик в транспортном средстве;

           по п. 5: в условиях эксплуатации и при уличном хранении транспортных средств терминал в обязательном порядке должен быть оснащен внутренним подогревом. Терминал будет закреплен на поручнях при входе в транспортное средство и будет постоянно подвергаться воздействию низких температур, при достижении которых он должен самостоятельно подогреваться и обеспечивать устойчивый и самостоятельный запуск при начале эксплуатации транспортных средств, и бесперебойную работу при движении транспортных средств;

             по п. 6: степень защиты IP 65 предусматривает защиту от попадания пыли и водяных струй. Полагаем данные требование обоснованным, так как присутствие пыли на дорогах и в салоне транспортного средства неизбежно, при этом терминалы установлены на входе в салоны, при значительной стоимости терминала выход его из строя вследствие таких ординарных явлений как ливень либо пыль является недопустимым с точки зрения эксплуатации Заказчиком. Защита от водяных струй необходима при проведении повседневных и генеральных уборок в салонах ТС, в  том числе с устройствами подачи воды под давлением;

           по п. 7: размеры вариативные (не более), ограничение установлено в целях беспрепятственного передвижения пассажиров по салону, а следовательно, предотвращения повреждений терминала.

          по п. 8: Данное требование обусловлено п. 5 требований: необходимостью обогрева устройства при низких наружных температурах и возможностью самостоятельного запуска устройства и дальнейшего контроля рабочей температуры без вмешательства и участия сотрудников ТГУМП «ТТУ». Указанное требование вызвано необходимостью снижения нагрузки на технический персонал предприятия, для бесперебойного осуществления оплаты пассажирами услуг по перевозке.

  1. Характеристики Мобильный POS терминал для транспорта:

        по п. 1: вывод заявителя не  соответствует действительности. В характеристиках представлены несколько операционных систем, которые не могут стоять на одном конкретном валидаторе одновременно. Точной операционной системы не указано;

           по п. 2: требования к продолжительности времени работы устройства от аккумулятора связаны  с длиной рабочего дня транспортного средства на маршруте. С 5:00 утра до 24-00 часов ночи необходимо обеспечить перевозку пассажиров в черте города. Это минимум 19 часов непрерывной работы устройства. С учетом интенсивности в часы пик и невозможностью произвести зарядку устройства на борту электротранспорта, минимальное требование - 24 часа в рабочем режиме. Занижение времени работы устройства приведет к невозможности обеспечения оплаты проезда пассажирами транспорта в течении одного маршрутного дня и дополнительным расходам по закупке дублирующего или иного оборудования.  Заявителем не представлены изучения «лучших образцов» на рынке;

             по п. 3: в данном случае требование к обработке платежа указано для самого устройства приема платежей, без обработки на сервере  и т.п.  Время ограничено для ускорения скорости работы с картой и отсутствия очередей при проведении платежей в час пик в транспортном средстве;

             по п. 4: наличие сертификатов является требование банков Российской Федерации к проведению платежей с использование банковских карт. При наличии сертификатов PSI PTS 3.x SRED банки точно уверены в корректной и безопасной работе устройства.

             3.  В данной закупке программное обеспечение не закупается. Программное обеспечение для данного оборудования будет приобретаться по итогам отдельных торгов на уровне всего муниципального образования либо Заказчиком. Техническое задание будет составлено на основании, в том числе, данных приобретенного по спорной закупке оборудования.

           Также, по  итогам данной закупки, учитывая характеристики приобретенного оборудования, будут проведены отдельные торги на услуги по эквайрингу среди банков, так как объединение в одной закупке и поставки оборудования, и программного обеспечения, и услуг по эквайрингу привело бы к необоснованному ограничению конкуренции.

           Заказчик приобретает оборудование для безналичного расчета банковскими картами, а также для внедрения ККТ в каждом салоне Транспортного средства и не планирует использовать «локальные карты», так как в Томской области они отсутствуют, в связи с чем о  них нет никакой информации в техническом задании.

           Заказчик также указал, что в техническое задание включено следующее требование к проведению платежей стационарного  и мобильного POS терминалов:

           «Поставщик самостоятельно обеспечивает регистрацию оборудования в ИФНС и заключает от имени Заказчика контракт с оператором фискальных данных (с предоставлением электронной подписи на имя генерального директора Заказчика)». Данное требование установлено в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее, Закон 54-ФЗ). Часть 1 статьи 4.3 Закона 54-ФЗ устанавливает возможность применения контрольно-кассовой техники только после регистрации ее в налоговом органе.

           Согласно части 13 статьи 4.2 Закона 54-ФЗ регистрация в налоговых органах контрольно-кассовой техники, сведения о которой отсутствуют в реестре контрольно-кассовой техники, или контрольно-кассовой техники с фискальными накопителями, сведения о которых отсутствуют в реестре фискальных накопителей, не допускается.

           Таким образом, возложение обязанности по регистрации оборудования в ИФНС и заключение от имени Заказчика контракта с оператором фискальных данных обеспечивает выполнение обязательных требований, указанных в жалобе и минимизирует риски Заказчика, связанные с приобретением несоответствующего требованиям Закона 54-ФЗ оборудования, в том числе сведения о котором отсутствуют в реестре контрольно-кассовой техники и(или) в реестре фискальных накопителей.

 Комиссия, заслушав пояснения представителей Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона № 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Комиссия Томского УФАС России установила, что выводы заявителя об использовании заказчиком параметров конкретного валидатора не подтверждаются сведениями жалобы, так как не имеется  указания (ссылки) на конкретного производителя данного товара и подтверждающих документов.

Согласно п. 4 «Описание товара» Раздела 3 (Техническое задание) документации об аукционе, Поставщик самостоятельно обеспечивает регистрацию оборудования в ИФНС и заключает от имени Заказчика контракт с оператором фискальных данных (с предоставлением электронной подписи на имя генерального директора Заказчика).

Исходя из действующего законодательства (Закон № 54-ФЗ), применение контрольно-кассовой техники возможно только после её регистрации в налоговом органе. Законодательство не содержит требований относительно того, кто – заказчик или поставщик – должен осуществлять регистрацию. Напротив, Закон 54-ФЗ содержит прямой запрет на регистрацию в налоговых органах контрольно-кассовой техники, сведения о которой отсутствуют в реестре контрольно-кассовой техники, или контрольно-кассовой техники с фискальными накопителями, сведения о которых отсутствуют в реестре фискальных накопителей. Таким образом, в интересах Заказчика обязать Поставщика зарегистрировать оборудование в ИФНС для исключения приобретения оборудования, сведения о котором отсутствуют в реестре контрольно-кассовой техники.

Исходя из пояснений представителей Заказчика, время обработки и подтверждениея платежа (не менее) 10 секунд, время проведения банковской он-лайн транзакции не должно превышать 6 секунд, не является подтверждением использования конкретного валидатора.

Согласно ч. 6 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из представленных пояснений, Заказчик не требует поставки оборудования с программным обеспечением, предъявляя единые требования к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что пояснения заказчика подтверждают отсутствие нарушений действующего законодательства, а установленные требования не нарушают права и интересы участников и не ограничивают их количество.

На основании установленного, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Изучив материалы дела, заслушав представителей  заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Дорстрой-АБ» (вх. № 2853 от 18.04.2019 г.) на действия заказчика – ТГ УМП «Трамвайно-троллейбусное управление» при проведении аукциона в электронной форме «Поставка и монтаж оборудования для приёма безналичных платежей» (извещение № 31907697751) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны