Решение б/н решение от 19 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик: УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»

634050 г. Томск пр. Комсомольский 66

Заявитель: ООО «Сорнет»

634049, г. Томск ул. Ивана Черных 20

Лица, располагающие сведениями:

ООО «Базис+»

634028 Томск ул. Савиных 3 оф. 21

ООО «ТомУслуга»

634009 Томск ул. К. Маркса 36-51

ООО «Жилсервис ТДСК»

634040 Томск ул. Ивановского 6В оф. 11

ООО «ЕвроЛогистик»

630102 г. Новосибирск ул. Зыряновская д. 63 пом. 139

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-10/137-19 о нарушении

антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «12» октября 2020 г. г. Томск

В полном объеме решение изготовлено «16» октября 2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии - Ш. В.И. –руководителя управления;

членов Комиссии: У. А.А. – ведущего специалиста-эксперта Томского УФАС России, В. Т.Н. – ведущего специалиста-эксперта Томского УФАС России, Н. Н.Н. – специалиста-эксперта Томского УФАС России, при участии представителей УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» Я. Л.А. по доверенности № 52 от 19.08.2020 г., представителя ООО «Сорнет» С. А.И. по доверенности б/н от 13.07.2020, рассмотрев дело № 02-10/137-19, возбужденное в отношении унитарного муниципального предприятия «Спецавтохозяйство г. Томска» (634050 г. Томск пр. Комсомольский 66, ОГРН 1027000880323, ИНН/КПП 7017001968/701701001) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступили жалобы ООО «Сорнет» (Заявитель) вх. № 6415, 6416, 6417, 6418, 6419, 6420 от 08.08.2019 г., содержащие указание на нарушение унитарным муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство г. Томска» (Заказчик, УМП «Спецавтохозяйство») Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении закупок у единственного поставщика «Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию твёрдых коммунальных отходов» (извещения № 31908159643, 31908163653, 31908138393, 31908138508, 31908138650, 31908163600). Заявитель сообщает, что Заказчик ограничил конкуренцию, избрав способом проведения закупки закупку у единственного поставщика. По результатам рассмотрения представленных материалов Томским УФАС России приказом от 26.08.2019 г. № 112 возбуждено дело № 02-10/137-19 по признакам нарушения УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. УМП «Спецавтохозяйство», избрав в качестве способа проведения закупки закупку у единственного поставщика, ограничило конкуренцию, поставило лиц, с которыми были заключены договоры, в преимущественное, по сравнению с другими участниками рынка, положение. Определением от 26.08.2019 г. № ТВ/6280 дело назначено к рассмотрению.

Определением от 21.11.2019 № АУ/8211 рассматриваемые комиссией действия квалифицированы как нарушение п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. В действиях УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» по заключению договоров оказания услуг специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО № 146-19 от 24.07.19, № 148-19 от 24.07.19, № 149-19 от 24.07.19, № 150-19 от 01.08.19, № 154-19 от 02.08.19, № 155-19 от 02.08.19 без проведения конкурентных закупок комиссия Томского УФАС России усмотрела признаки нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» предоставило письменные возражения, пояснения относительно вменяемого нарушения. В заседаниях комиссии представители УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» пояснили, что поддерживают доводы, изложенные в отзывах, пояснениях, указав на то, что рассматриваемые договоры были заключены с единственным исполнителем, так как сложившаяся экологическая обстановка в г. Томске требовала незамедлительных действий по вывозу мусора. По договорам действительно производилась периодическая транспортировка ТКО с контейнерных площадок, не оборудованных контейнерами для сбора ТКО. По договорам № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 отсутствует преддоговорная переписка УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с контрагентами по договорам, так как выбор контрагентов осуществлялся по устным договорённостям с ООО «Базис+», ООО «ТомУслуга», ООО «Жилсервис ТДСК», ООО «ЕвроЛогистик» без запросов коммерческих предложений. Согласно пояснениям УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» от 23.09.19 № 1635 (вх. № 7911 от 23.09.19) «УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с 02.07.2019 г. приступило к исполнению обязанностей в качестве регионального оператора. Работы выполнялись силами УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и подрядными организациями. В то же время ООО «Сорнет» вывезло с территории города все принадлежащие ему контейнеры, что привело к фактическому формированию несанкционированных свалок, в том числе на контейнерных площадках. В связи с этим увеличилось время вывоза мусора, изменилась технология вывоза т.к. пришлось отправлять к месту назначения не просто мусоровоз, а целое звено специализированной техники, состоящее из погрузчика, самосвальной техники и рабочих, занимающихся подбором и смётом отходов, а также увеличилось количество требуемой специализированной техники. Для устранения сложившейся неблагоприятной санитарной обстановки, во избежание наступления экологической катастрофы и приведения города в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние, в том числе, на уровне муниципального образования г. Томск были выделены денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок и привлечены УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» дополнительные организации». Для ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся на контейнерных площадках в отсутствие контейнеров были заключены рассматриваемые договоры без проведения конкурентных процедур. Таким образом, по мнению УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», несанкционированные свалки – это свалки ТКО, образовавшиеся на контейнерных площадках путём складирования мусора не в специальные контейнеры. Договоры № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 заключены в соответствии с пп. 23 ч. 1 ст. 49 Положения о закупках, согласно которому закупка может быть проведена без конкурентных процедур в случае, если закупка осуществляется на право заключения договоров субподряда, договоров оказания услуг с привлечением сторонних организаций в целях надлежащего выполнения работ, оказания услуг по заключённым ранее договорам, в связи с чем применение иных способов проведения закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Согласно письменным пояснениям ООО «Базис+», ООО «ТомУслуга», ООО «ЕвроЛогистик» переговоры по заключению договоров велись в устной форме, переписка по заключению договоров отсутствует.

ООО «Сорнет» предоставило письменные пояснения, которыми поддержало доводы, изложенные в жалобах. В заседаниях комиссии представитель ООО «Сорнет» пояснил, что УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» обязано было провести торги по заключению договоров на транспортировку ТКО, заключение договоров в обход процедуры торгов лишило иных хозяйствующих субъектов возможности предложить свои услуги, зайти на рынок транспортировки ТКО. Договоры фактически исполнялись на периодический вывоз мусора с контейнерных площадок, это была не ликвидация несанкционированных свалок. Кроме того, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» получало деньги от администраций районов г. Томска по договорам на ликвидацию несанкционированных свалок, во исполнение которых осуществляло периодический вывоз ТКО с контейнерных площадок, при этом получая деньги и от собственников вывозимого мусора. По мнению ООО «Сорнет», УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» получало двойную оплату за вывоз мусора – от администраций и от собственников мусора.

В действиях УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» по заключению договоров оказания услуг специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО № 146-19 от 24.07.19, № 148-19 от 24.07.19, № 149-19 от 24.07.19, № 150-19 от 01.08.19, № 154-19 от 02.08.19, № 155-19 от 02.08.19 без проведения конкурентных процедур усматриваются признаки нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Комиссия Томского УФАС России, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о наличии в действиях УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» по заключению договоров оказания услуг специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО № 146-19 от 24.07.19, № 148-19 от 24.07.19, № 149-19 от 24.07.19, № 150-19 от 01.08.19, № 154-19 от 02.08.19, № 155-19 от 02.08.19 без проведения конкурентных процедур признаков нарушения п. 9 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон 135-ФЗ). При этом Комиссия Томского УФАС России исходит из следующего.

УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории 7 зоны деятельности регионального оператора в Томской области - между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора от 11.12.2018 г. (далее – Соглашение по обращению с ТКО).

1. В материалы дела представлены служебные записки:

• Согласно служебной записке от 20.07.2019 г., в связи с производственной необходимостью, связанной с выполнением муниципального контракта № Ф.2019.000012 от 25.07.2019 г. на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на внутриквартирных территориях Кировского района г. Томска требуется внести в план закупок на 2019 г. закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО. Таким образом, служебная записка говорит о необходимости выполнения ещё не заключённого контракта № Ф.2019.000012 от 25.07.2019 г.

• Согласно служебной записке от 01.08.2019 г.: «В связи с производственной необходимостью, связанной с выполнением муниципального контракта № 18 от 23.07.2019 г. на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на внутриквартальных территориях Ленинского района г. Томска, необходимо привлечение 3-х лиц для выполнения работ». В связи с этим требуется внести в план закупок на 2019 г. закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО.

• Согласно служебной записке от 01.08.2019 г., в связи с производственной необходимостью, связанной с выполнением муниципального контракта № 9 от 29.07.2019 г. на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на внутриквартирных территориях Октябрьского района г. Томска, необходимо привлечение 3-х лиц для выполнения работ. В связи с этим требуется внести в план закупок на 2019 г. закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО.

• Согласно служебной записке от 01.08.2019 г., в связи с производственной необходимостью, связанной с выполнением муниципального контракта № 40 от 01.08.2019 г. на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на внутриквартирных территориях Советского района г. Томска, необходимо привлечение 3-х лиц для выполнения работ. В связи с этим требуется внести в план закупок на 2019 г. закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО.

• Согласно служебной записке от 20.07.2019 г., в связи с производственной необходимостью, связанной с исполнением обязательств заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключёнными с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области требуется внести в план закупок на 2019 г. закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО.

• Согласно служебной записке от 20.07.2019 г., в связи с производственной необходимостью, связанной с исполнением обязательств заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключёнными с потребителями услуг и Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области требуется внести в план закупок на 2019 г. закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО.

2. В материалы дела представлены протоколы заседания комиссии:

• Согласно протоколу заседания закупочной комиссии УМП «Спецавтохозяйство» от 24.07.2019 г. на повестку дня вынесено рассмотрение служебной записки о внесении изменений в план закупок на 2019 год в связи с необходимостью выполнения муниципального контракта № Ф.2019.000012 от 25.07.2019 г. на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на внутриквартирных территориях Кировского района г. Томска, комиссия на основании служебной записки от 20.07.2019 г. приняла решение внести изменения в план закупок УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на 2019 г. – добавить закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО. Способом проведения закупки выбрана закупка у единственного источника. Принято решение заключить договор оказания услуг с ООО «Базис+» на сумму 558000 руб. Таким образом, принято решение заключить договор с единственным исполнителем без проведения конкурентных процедур во исполнение ещё не заключённого контракта № Ф.2019.000012 от 25.07.2019 г.

• Согласно протоколу заседания закупочной комиссии УМП «Спецавтохозяйство» от 01.08.2019 г., на повестку дня было вынесено рассмотрение служебной записки о внесении изменений в план закупок на 2019 год в связи с необходимостью выполнения муниципального контракта № 18 от 23.07.2019 г. на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на внутриквартальных территориях Ленинского района г. Томска (далее – договор № 18), комиссия на основании служебной записки от 01.08.2019 г. приняла решение внести изменения в план закупок УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на 2019 г. – добавить закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО. Способом проведения закупки выбрана закупка у единственного источника. Принято решение заключить договор оказания услуг с ООО «Базис+» на сумму 513000 руб.

• Согласно протоколу заседания закупочной комиссии УМП «Спецавтохозяйство» от 02.08.2019 г. на повестку дня вынесено рассмотрение служебной записки о внесении изменений в план закупок на 2019 год в связи с необходимостью исполнения обязательств по муниципальному контракту № 9 от 29.07.2019 г. на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на внутриквартирных территориях Октябрьского района г. Томска, комиссия на основании служебной записки от 01.08.2019 г. приняла решение внести изменения в план закупок УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на 2019 г. – добавить закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО. Способом проведения закупки выбрана закупка у единственного источника. Принято решение заключить договор оказания услуг с ООО «ТомУслуга» на сумму 648000 руб.

• Согласно протоколу заседания закупочной комиссии УМП «Спецавтохозяйство» от 02.08.2019 г. на повестку дня вынесено рассмотрение служебной записки о внесении изменений в план закупок на 2019 год в связи с необходимостью выполнения договора № 40 от 01.08.2019 г. на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на внутриквартальных территориях Советского района г. Томска, комиссия на основании служебной записки от 01.08.2019 г. приняла решение внести изменения в план закупок УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на 2019 г. – добавить закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО. Способом проведения закупки выбрана закупка у единственного источника. Принято решение заключить договор оказания услуг с ООО «ТомУслуга» на сумму 675000 руб.

• Согласно протоколу заседания закупочной комиссии УМП «Спецавтохозяйство» от 24.07.2019 г. на повестку дня вынесено рассмотрение служебной записки о внесении изменений в план закупок на 2019 год в связи с необходимостью исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключёнными с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, комиссия на основании служебной записки от 20.07.2019 г. приняла решение внести изменения в план закупок УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на 2019 г. – добавить закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО. Способом проведения закупки выбрана закупка у единственного источника. Принято решение заключить договор оказания услуг с ООО «Жилсервис Томской Домостроительной Компании» на сумму 1327500000 руб.

• Согласно протоколу заседания закупочной комиссии УМП «Спецавтохозяйство» от 24.07.2019 г. на повестку дня вынесено рассмотрение служебной записки о внесении изменений в план закупок на 2019 год в связи с необходимостью исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключёнными с потребителями услуг и Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, комиссия на основании служебной записки от 20.07.2019 г. приняла решение внести изменения в план закупок УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на 2019 г. – добавить закупку на право заключения договора на услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО. Способом проведения закупки выбрана закупка у единственного источника. Принято решение заключить договор оказания услуг с ООО «ЕвроЛогистик» на сумму 756000 руб.

3. В материалы дела представлены извещения о проведении закупок у единственного поставщика:

• Извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 26.07.2019 г. в ЕИС (№ 31908138393), наименование закупки «Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО», способ проведения закупки – закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 – 38.11.21.000 «Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования», классификация по ОКВЭД2 – 38.11 «Сбор неопасных отходов», количество 310 тонн.

• Согласно извещению о проведении закупки у единственного поставщика, размещённому 01.08.2019 г. в ЕИС (№ 319008159643), наименование закупки «Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО», способ проведения закупки – закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), классификация по ОКПД2 – 38.11.21.000 «Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования», классификация по ОКВЭД2 – 38.11 «Сбор неопасных отходов», количество 360 тонн.

• Извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 02.08.2019 г. в ЕИС (№31908163600), наименование закупки «Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО», способ проведения закупки – закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 – 38.11.21.000 «Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования», классификация по ОКВЭД2 – 38.11 «Сбор неопасных отходов», количество 360 тонн.

• Извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 01.08.2019 г. в ЕИС (№ 31908163653), наименование закупки «Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО», способ проведения закупки – закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 – 38.11.21.000 «Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования», классификация по ОКВЭД2 – 38.11 «Сбор неопасных отходов», количество 375 тонн.

• Извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 26.07.2019 г. в ЕИС (№ 31908138508), наименование закупки «Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО», способ проведения закупки – закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 – 38.11.21.000 «Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования», классификация по ОКВЭД2 – 38.11 «Сбор неопасных отходов», количество 900 тонн.

• Извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 26.07.2019 г. в ЕИС (№ 31908138650) наименование закупки «Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО», способ проведения закупки – закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 – 38.11.21.000 «Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования», классификация по ОКВЭД2 – 38.11 «Сбор неопасных отходов», количество 540 тонн.

4. В материалы дела представлены договоры (контракты), заключенные между УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и администрациями районов г. Томска:

• Контракт № Ф.2019.000012 от 25.07.2019 г., заключённый между Администрацией Кировского района г. Томска (Заказчик) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (Исполнитель) (далее – контракт № Ф.2019.000012). Согласно п. 1.1. контракт № Ф.2019.000012 Исполнитель обязуется оказать услуги по ликвидации несанкционированных свалок с внитриквартальных территорий Советского района г. Томска. Согласно п. 1.3. контракт № Ф.2019.000012 услуги по ликвидации несанкционированных свалок должны оказываться лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

• Контракт № 18 от 23.07.2019 г., заключённый между Администрацией Ленинского района г. Томска (Заказчик) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (Исполнитель). Согласно п. 1.1. муниципального контракта № 18 Исполнитель (УМП «Спецавтохозяйство г. Томска») обязуется оказать услуги по ликвидации несанкционированных свалок с внитриквартальных территорий Ленинского района г. Томска. Согласно п. 1.3. муниципального контракта № 18 от 23.07.2019 г. услуги по ликвидации несанкционированных свалок должны оказываться лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

• контракт № 9 от 29.07.2019 г., заключённый между Администрацией Октябрьского района г. Томска (Заказчик) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (Исполнитель) (далее – контракт № 9). Согласно п. 1.1. контракта № 9 Исполнитель обязуется оказать услуги по ликвидации несанкционированных свалок с внитриквартальных территорий Октябрьского района г. Томска. Согласно п. 1.3. контракта № 9 услуги по ликвидации несанкционированных свалок должны оказываться лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

• Договор № 40 от 01.08.2019 г., заключённый между Администрацией Советского района г. Томска (Заказчик) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (Исполнитель) (далее – договор № 40). Согласно п. 1.1. договора № 40 Исполнитель обязуется оказать услуги по ликвидации несанкционированных свалок с внитриквартальных территорий Советского района г. Томска. Согласно п. 1.3. договора № 40 услуги по ликвидации несанкционированных свалок должны оказываться лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

5. В материалы дела представлены договоры, заключённые с единственным исполнителем без проведения конкурентных процедур:

• договор № 146-19 от 24.07.2019 г. с ООО «Базис+» (далее – договор № 146-19), согласно п. 1.1. которого ООО «Базис+» (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП «Спецавтохозяйство» (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Согласно п. 2.3.7. Договора № 146-19 Исполнитель обязан уведомлять Заказчика обо всех случаях нарушения графика вывоза ТКО в отношении каждого контейнера. Согласно пояснениям УМП «Спецавтохозяйство», указанный договор заключён во исполнение муниципального контракта № Ф.2019.000012 от 25.07.2019 г., заключённого между Администрацией Кировского района г. Томска (Заказчик) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (Исполнитель) (далее – контракт № Ф.2019.000012) – следовательно, договор № 146-19 заключён во исполнение ещё не заключённого контракта.

• договор № 150-19 от 01.08.2019 г. (далее – договор № 150-19) с ООО «Базис+». Согласно п. 1.1. договора № 150-19 ООО «Базис+» (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП «Спецавтохозяйство» (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области». Согласно п. 2.3.7. Договора № 150-19 Исполнитель обязан уведомлять Заказчика обо всех случаях нарушения графика вывоза ТКО в отношении каждого контейнера. Согласно заявкам по договору № 150-19, услуги по вывозу ТКО оказывались периодически по одним и тем же адресам. Согласно пояснениям УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», договор заключен во исполнение контракта № 18 от 23.07.2019 г., заключённого между Администрацией Ленинского района г. Томска (Заказчик) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (Исполнитель).

• договор № 154-19 от 02.08.2019 г. с ООО «ТомУслуга» (далее – договор № 154-19), согласно п. 1.1. которого ООО «ТомУслуга» (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП «Спецавтохозяйство» (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Согласно п. 2.3.7. Договора № 154-19 Исполнитель обязан уведомлять Заказчика обо всех случаях нарушения графика вывоза ТКО в отношении каждого контейнера. Согласно заявкам по договору № 154-19 оказание услуг по транспортировке ТКО производилось периодически по одним и тем же адресам (ул. Невская 12-14, ул. Новостройка 1). Согласно пояснениям УМП «Спецавтохозяйство», указанный договор заключён во исполнение муниципального контракта № 9 от 29.07.2019 г., заключённого между Администрацией Октябрьского района г. Томска (Заказчик) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (Исполнитель).

• договор № 155-19 от 02.08.2019 г. с ООО «ТомУслуга» (далее – договор № 155-19), согласно п. 1.1. которого ООО «ТомУслуга» (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП «Спецавтохозяйство» (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Согласно п. 2.3.7. Договора № 155-19 Исполнитель обязан уведомлять Заказчика обо всех случаях нарушения графика вывоза ТКО в отношении каждого контейнера. Согласно пояснениям УМП «Спецавтохозяйство», указанный договор заключён во исполнение договора № 40 от 01.08.2019 г., заключённого между Администрацией Советского района г. Томска (Заказчик) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (Исполнитель).

• договор № 148-19 от 24.07.2019 г. с ООО «Жилсервис Томской Домостроительной Компании» (далее – договор № 148-19), согласно п. 1.1. которого ООО «Жилсервис Томской Домостроительной Компании» (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП «Спецавтохозяйство» (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Согласно п. 1.3. Договора № 148-19 место оказания услуг указывается в Приложении № 1 к договору. В Приложении № 1 к договору указан список контейнерных площадок, с которых надлежит осуществлять вывоз ТКО, вывоз осуществляется ежедневно.

• договор № 149-19 от 24.07.2019 г. с ООО «ЕвроЛогистик» (далее – договор № 149-19), согласно п. 1.1. которого ООО «ЕвроЛогистик» (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП «Спецавтохозяйство» (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. В приложении № 1 к договору представлен список адресов расположения контейнерных площадок, с которых осуществляется транспортировка ТКО.

6. В материалы дела представлены копии договоров № ТКО-00011387, ТКО-00006895, ТКО-00010914, ТКО-00008672, ТКО-00010023, ТКО-00010778 от 02.07.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО. Однако УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не указывало на то, что именно во исполнение этих договоров заключены договоры № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19. Кроме того, по мнению Комиссии, срок действия договоров № ТКО-00011387, ТКО-00006895, ТКО-00010914, ТКО-00008672, ТКО-00010023, ТКО-00010778 от 02.07.2019 позволяет провести конкурентные процедуры по выбору исполнителя.

7. В материалы дела представлены заявки на вывоз ТКО к договору № 155-19: заявка № 1 от 12.08.19, заявка № 2 от 16.08.19. Из анализа заявок следует, что вывоз ТКО по договору № 155-19 осуществлялся периодически по одним адресам, следовательно, фактически работы по данному договору производились на периодический вывоз ТКО.

8. В материалы дела представлены заявки на вывоз ТКО к договору № 154-19: заявка № 1 от 08.08.19, заявка № 2 от 23.08.19, заявка № 3 от 27.08.19. Из анализа заявок следует, что вывоз ТКО по договору № 154-19 осуществлялся периодически по одним адресам, следовательно, фактически работы по данному договору производились на периодический вывоз ТКО.

9. В материалы дела представлены заявки на вывоз ТКО к договору № 146-19: № 1 от 24.07.19, № 2 от 25.07.19, № 3 от 30.07.19, № 4 от 31.07.19, № 5 от 01.08.19, № 6 от 02.08.19, № 7 от 03.08.19, № 8 от 05.08.19, № 9 от 06.08.19, № 10 от 09.08.19, № 11 от 16.08.19, № 12 от 20.08.19, № 13 от 30.08.19, № 14 от 25.09.19, № 15 от 27.09.19. Из анализа заявок следует, что вывоз ТКО по договору № 146-19 осуществлялся периодически по одним адресам, следовательно, фактически работы по данному договору производились на периодический вывоз ТКО.

10. В материалы дела представлены заявки на вывоз ТКО по договору № 150-19: № 1 от 09.08.19, № 2 от 15.08.19, № 3 от 19.08.19, № 4 от 20.08.19, № 5 от 22.08.19, № 6 от 23.08.19, № 7 от 27.08.19, № 8 от 29.08.19, № 9 от 02.09.19, № 10 от 03.09.19, № 11 от 06.09.19, № 12 от 13.09.19, № 13 от 17.09.19, № 14 от 18.09.19, № 15 от 20.09.19, № 16 от 24.09.19, № 17 от 16.10.19, № 18 от 17.10.19. Из анализа заявок следует, что вывоз ТКО по договору № 150-19 осуществлялся периодически по одним адресам, следовательно, фактически работы по данному договору производились на периодический вывоз ТКО.

УМП «Спецавтохозяйство» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом 223-ФЗ, Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» в ред. от 12.04.2019 г. (далее – Положение о закупках).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3.2 ст. 3 Закона 223-ФЗ способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно ст. 3.6 Закона 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Статья 49 Положения о закупках устанавливает случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пп. 23 ч. 1 ст. 49 Положения о закупках закупка может быть проведена без конкурентных процедур в случае, если закупка осуществляется на право заключения договоров субподряда, договоров оказания услуг с привлечением сторонних организаций в целях надлежащего выполнения работ, оказания услуг по заключённым ранее договорам, в связи с чем применение иных способов проведения закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Данный пункт Положения о закупках стоит применять в случае, когда для исполнения ранее заключенных договоров в установленные договорами сроки необходимо незамедлительно выбрать субподрядчика, при этом проведение конкурентных процедур, требующих значительных временных затрат, нецелесообразно в связи с угрозой срыва сроков исполнения ранее заключенных договоров.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заключило договоры № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 с единственным исполнителем по предмету «Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию твёрдых коммунальных отходов», ссылаясь на пп. 23 ч. 1 ст. 49 Положения о закупках без проведения конкурентных процедур.

Договоры, заключенные по итогам закупок у единственного поставщика, имеют один предмет - услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, заключены в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.

В договорах отсутствует указание на требование о наличии лицензии у Исполнителя на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, тогда как в контрактах на ликвидацию несанкционированных свалок содержится такое требование.

Договоры № 148-19, 149-19 заключены в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. В пояснениях УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не содержится сведений, во исполнение каких именно договоров с потребителями услуг заключены договоры № 148-19, 149-19, соответствующие договоры в материалы дела не представлены, отсутствуют доказательства срочности выполнения работ и невозможности в связи с этим провести конкурентные процедуры по выбору исполнителя, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не обосновало необходимость заключения договоров № 148-19, 149-19 без проведения конкурентных процедур.

Представители УМП «Спецавтохозяйство» утверждали, что по договорам № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 оказываются услуги – ликвидация несанкционированных свалок во исполнение заключенных ранее договоров о ликвидации несанкционированных свалок. Комиссией данный довод не принимается как не основанный на материалах дела, фактических обстоятельствах, действующем законодательстве, по основаниям изложенным далее.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее – Правила № 1156):

"контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

"контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

"потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

"уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

Согласно п. 3.6. "ГОСТ Р 56195-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст) Несанкционированная свалка мусора: самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование мусора на площади свыше 10 м2 и объемом свыше 2 м3.

Несанкционированная свалка – это сброс мусора в неотведённых для этих целей местах. Контейнерная площадка является местом, отведённым для размещения ТКО, следовательно, не может считаться несанкционированной свалкой. Материалами дела, пояснениями УМП «Спецавтохозяйство» установлено, что по рассматриваемым договорам производился вывоз мусора с контейнерных площадок, не оборудованных контейнерами для сбора мусора. Контейнерная площадка не является несанкционированной свалкой, следовательно рассматриваемые договоры заключены не во исполнение ранее заключенных договоров на ликвидацию несанкционированных свалок. В пользу такой позиции говорит и отсутствие в извещениях о проведении закупки у единственного исполнителя требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Согласно пояснениям УМП «Спецавтохозяйство», договоры с единственным исполнителем № 146-19, 150-19, 154-19, 155-19 заключены во исполнение муниципальных контрактов (договоров) на ликвидацию несанкционированных свалок с внутриквартальных территорий Ленинского, Кировского, Советского, Октябрьского районов г. Томска.

Однако, согласно п. 1.1. договоров № 146-19, 150-19, 154-19, 155-19 договоры заключены в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, что не соответствует пояснениям УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» о том, что указанные договоры заключены в рамках исполнения договоров (контрактов) № Ф.2019.000012; 18; 9; 40, заключённых с администрациями Ленинского, Кировского, Советского, Октябрьского районов г. Томска, предметом которых является ликвидация несанкционированных свалок. Следовательно, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не обосновало необходимость заключения договоров № 146-19, 150-19, 154-19, 155-19 без проведения конкурентных процедур.

Порядок осуществления работ по договорам № 146-19, 150-19, 154-19, 155-19 указывает на то, что фактически договоры заключены не на ликвидацию несанкционированных свалок, а на периодический вывоз ТКО.

Также в рассматриваемых договорах указано, что Исполнитель осуществляет вывоз мусора с контейнерных площадок по определённому графику (п. 2.3.7. договоров), что также свидетельствует о том, что договоры заключены не во исполнение договоров (контрактов) на ликвидацию несанкционированных свалок.

Комиссией установлено, что по договорам № 146-19, 150-19, 154-19, 155-19 исполнитель договора осуществляет транспортирование ТКО с контейнерных площадок по графику (п. 2.3.4.; 2.3.7. договоров), что не является ликвидацией несанкционированных свалок.

По договорам № 148-19, 149-19 осуществляется транспортирование ТКО с контейнерных площадок по графику. Место оказания услуг, согласно п. 1.3. договоров – указывается в Приложении № 1. Время вывоза отходов, согласно п. 1.6. договоров, в холодное время года не реже одного раза в трое суток, в тёплое время не реже 1 раза в сутки. Таким образом, предметом договоров № 148-19, 149-19 является периодический вывоз ТКО с контейнерных площадок.

Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В п. 1.1. договоров № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 указано, что договоры заключаются в рамках исполнения обязательств заказчика (УМП «Спецавтохозяйство г. Томска») по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг, и Соглашения по обращению с ТКО, следовательно, в договорах № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 речь идёт о договорах на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемых в порядке ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ.

Порядок заключения и исполнения рассматриваемых договоров свидетельствует о том, что они заключены не во исполнение ранее заключенных договоров на ликвидацию несанкционированных свалок, во исполнение каких именно договоров заключены договоры № 148-19, 149-19, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не пояснило, срочность выполнения работ по договорам и нецелесообразность проведения конкурентных процедур по выбору исполнителя не обосновало, доказательств своей позиции не представило, следовательно, ответчик безосновательно применил пп. 23 ч. 1 ст. 49 Положения о закупках при заключении договоров № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19.

В рассматриваемом случае УМП «Спецавтохозяйство», руководствуясь Законом № 223-ФЗ и Положением о закупках, обязано было объявить конкурентные процедуры для выбора исполнителей по договорам.

Томским УФАС России исследовано состояние конкуренции на рынке по обращению с ТКО. Согласно Аналитическому отчёту, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» занимает 100% доли на рынке по обращению с ТКО в силу своего статуса регионального оператора на территории 7 зоны деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами Томской области, утвержденной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, территория Томска и Томского района относится к седьмой зоне деятельности регионального оператора в области обращения с ТКО.

Между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора от 11.12.2018.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отхода и находятся места их накопления.

Учитывая круг потребителей услуг УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», население и юридические лица седьмой зоны деятельности регионального оператора Томской области в соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 5 Правил № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» является региональным оператором в седьмой зоны деятельности регионального оператора Томской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, положение УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора Томской области является доминирующим.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заключило ряд договоров на транспортирование ТКО без проведения конкурентных процедур.

Отсутствие преддоговорной переписки – запроса коммерческих предложений, направления предложений и их рассмотрения – свидетельствует о том, что УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заранее определило круг исполнителей по предполагаемым к заключению договорам.

Рынок транспортирования твердых коммунальных отходов является взаимосвязанным с рынком по обращению с твердыми коммунальными отходами. Наличие у УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» доминирующего положения на рынке по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит (может привести) к негативным последствиям на связанном рынке по транспортированию твердых коммунальных отходов.

УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» в силу своего статуса регионального оператора, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, злоупотребило своим доминирующим положением, что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на связанном товарном рынке - рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, поскольку создало для иных хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, препятствие доступу на товарный рынок - организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории г. Томска и Томского района. Проведение конкурентных процедур подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов. Заключение договоров с единственными поставщиками может оказывать влияние на конкуренцию, поскольку одни потенциальные участники не смогли получить доступ к соответствующему товарному рынку.

Таким образом, рассматриваемые действия создают преимущественный доступ на рассматриваемый товарный рынок для отдельных хозяйствующих субъектов.

Заключение договоров № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 с единственным исполнителем без проведения конкурентных процедур не соответствует Положению о закупке, Закону № 223-ФЗ, целям и принципам Закона 223-ФЗ.

Из вышесказанного следует:

1. Хозяйствующий субъект не может получить доступ на рынок по транспортировке ТКО иначе, как заключив соответствующий договор с региональным оператором – УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»;

2. УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» является субъектом, обязанным осуществлять свою закупочную деятельность в соответствии с Законом № 223-ФЗ. В нарушение Закона 223-ФЗ, Положения о закупке, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заключило договоры № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 с единственным исполнителем без проведения конкурентных процедур.

4. Необходимость заключения указанных договоров без проведения конкурентных процедур УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не обоснована, нецелесообразность проведения конкурентных процедур не доказана;

5. Обоснованность применение пп. 23 ч. 1 ст. 49 Положения о закупке для заключения рассматриваемых договоров не доказано;

6. Контрагенты по договорам № 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» определены заранее в отсутствие коммерческих предложений, что не отвечает целям и принципам Закона 223-ФЗ, Закона о защите конкуренции.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 02-10/137-19 о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, учитывая совокупность имеющихся доказательств, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, считает доводы ответчика об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства несостоятельными и приходит к выводу о наличии в действиях УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», выразившихся в заключении договоров оказания услуг специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию твёрдых коммунальных отходов № 146-19 от 24.07.19, № 148-19 от 24.07.19, № 149-19 от 24.07.19, № 150-19 от 01.08.19, № 154-19 от 02.08.19, № 155-19 от 02.08.19 без проведения конкурентных процедур, нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что по состоянию на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства договоры исполнены сторонами в полном объеме и возврат сторон по сделке в первоначальное положение невозможен, комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» нарушившими п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с исполнением обязательств по договорам.

3. Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и его должностных лиц к административной ответственности.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

Председатель Комиссии:

 

В.И. Ш.

Члены Комиссии:

 

А.А. У.

   

Т.Н. В.

   

Н.Н. Н.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны