Решение б/н по делу № 070/01/15-546/2022 от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/01/15-546/2022

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» декабря 2022 года

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2022 года                                 г. Томск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области в составе:

Председателя комиссии: М.А. Безбородовой - заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Томского УФАС России,

Членов комиссии: М.О. Нижельской – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, А.А. Айрих - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, Д.В. Черниковой - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля с участием представителей Администрации ЗАТО Северск, Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск и ООО «Сети Плюс»,

рассмотрела дело № 070/01/15-546/2022 по признакам нарушения  Администрацией ЗАТО Северск (636000, Томская Область, г. Северск Город, пр. Коммунистический, 51, ОГРН: 1027001687250, Дата Присвоения ОГРН: 04.12.2002, ИНН: 7024009277, КПП: 702401001) п. 7 ч. 1, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании документов, находящихся в деле №070/01/15-546/2022, письменных пояснений Комиссией Томского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) установлены следующие обстоятельства.

Между Администрацией ЗАТО Северск и ООО «Уют Орловка» заключен договор аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по организации теплоснабжения на территории муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск Томской области» №1009 от 16.09.2021 г. на основании статьи 19 Закона о защите конкуренции и решения Томского УФАС России от 07.09.2021 №МД/5046 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции. На основании указанного договора Администрацией ООО «Уют Орловка» переданы объекты теплоснабжения, расположенные по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, пос. Самусь, для осуществления деятельности по организации теплоснабжения территории городского округа ЗАТО Северск Томской области (пос. Самусь)

Решение Томского УФАС России о даче согласия на предоставление муниципальной преференции с введением ограничений в отношении предоставления муниципальной преференции от 07.09.2021 исх.№МД/5046 выдано по результатам рассмотрения заявления Администрации ЗАТО Северск от 02.09.2021 исх.№01/3343.

Не согласившись с действиями Томского УФАС России ООО «Сети Плюс» подано заявление в Арбитражный суд Томской области о признании решения Томского УФАС России от 07.09.2021 №МД/5046 недействительным.

Арбитражным судом Томской области 24.03.2022 г. вынесено решение по делу №А67-8601/2021, которым решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области №МД/5046 от 07.09.2021 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Кроме того, Арбитражным судом Томской области установлена обязанность Томского УФАС России восстановить нарушенные права и законных интересы ООО «Сети Плюс».

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Соответственно, вышеуказанный договор аренды, заключенный между ООО Уют Орловка», является ничтожным и не порождает правовых последствий.

Из указанного следует, что договор аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по организации теплоснабжения на территории муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск Томской области» №1009 от 16.09.2021 г. заключен в нарушение требований Закона о защите конкуренции и является ничтожным.

Кроме того, из приложения № 1 к договору аренды №1009 от 16.09.2021г. следует, что передаваемое имущество введено в эксплуатацию в 1977 и в 1996-1998 годах, соответственно более 5 лет назад.

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения отдельными объектами таких систем, находящимся в муниципальной собственности, осуществляется с учётом требований, установленных ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-03) и ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Закона № 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 Закона 190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В силу ч. 5 ст. 28.1 Закона №190-ФЗ договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного ст. 28.5 настоящего Федерального закона.

Также согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

Из положений ст. 13 Закона о концессионных соглашениях следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона.

Передаваемые объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Администрации ЗАТО Северск, введены в эксплуатацию более 5 лет назад.

Таким образом, в силу вышеприведённых требований Закона № 190-ФЗ, Закона о концессионных соглашениях передача хозяйствующим субъектам прав владения и пользования вышеназванными объектами должна осуществляться только по концессионному соглашению, заключенному путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона

Согласно ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее договоры), может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением, установленных в ч.ч 1, 3.1 и 9 ст. 17.1 Законом о защите конкуренции случаев.

Предоставление Администрацией ЗАТО Северск муниципального имущества в пользование (аренда) ООО «Уют Орловка» по договору аренды без проведения конкурентных процедур не относится к исключениям, закрепленным в ч. 1, 3.1 и 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту, на совокупный срок более чем тридцать календарных дней, а также без проведения торгов (конкурса, аукциона), создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу (имуществу) неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении муниципального имущества на конкурентной основе.

Следовательно, предоставление Администрацией ЗАТО Северск муниципального имущества в пользование (аренду) конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «Уют Орловка» без проведения конкурсных процедур в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Решением Арбитражного суда Томской области от 24.03.2022 по делу № А67-8601/2021 решение Томского УФАС России № МД/5046 от 07.09.2021 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции признано недействительным. Суд пришел к выводу, что рынок услуг по теплоснабжению на территории ЗАТО Северск не является закрытым и ограниченным, а предоставление преференции без обеспечения возможности иным аналогичным лицам претендовать на получение преференции, а также в отсутствие порядка размещения информации о возможности получить муниципальную преференцию (как фактора, обуславливающего открытость процедур оказания поддержки и возможность реализации прав претендентов на муниципальное имущество), влияет на законность действий по предоставлению имущества одному лицу без выявления круга заинтересованных в этом лиц, нарушает принцип равного доступа указанных субъектов хозяйственной деятельности к использованию муниципального имущества и свидетельствует о признаках нарушения Закона о защите конкуренции.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 решение от 24.03.2022 по делу № А67-8601/2021 оставлено без изменения, соответственно решение суда первой инстанции, которым признано недействительным решением антимонопольного органа о даче согласия на предоставление преференции, вступило в законную силу 16.06.2022.

Договор аренды № 1009 от 16.09.2021 расторгнут 01.09.2022 во исполнение предупреждения Томского УФАС России № 070/01/15-546/2022.

Таким образом, в период с 16.06.2022 по 01.09.2022 договор аренды № 1009 от 16.09.2021 являлся преференцией, предоставленной в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Указанные действия Администрации содержат нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, который  запрещает предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Из вышеописанного следует, что действия Администрации ЗАТО Северск, выразившиеся в предоставлении незаконной преференции ООО «Уют Орловка» и передаче муниципального имущества в пользование (аренду) конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «Уют Орловка» без проведения конкурсных процедур в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1, пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Администрации ЗАТО Северск признаков нарушения антимонопольного законодательства ч. 1, п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона  № 135-ФЗ, Томским УФАС России на основании статьи 39.l Закона  № 135-ФЗ выдано предупреждение № 070/01/15-546/2022 от 02.08.2022 о необходимости прекращения указанных действий путем совершения действий по возврату муниципального имущества в казну, а также, в случае последующей его передачи  хозяйствующему/им субъекту/ам в пользование, осуществить такую передачу имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства.

       Срок исполнения предупреждения – до 08.09.2022г.

Об исполнении предупреждения Администрации ЗАТО Северск необходимо сообщить в Томское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В установленный предупреждением № 070/01/15-546/2022 от 02.08.2022 срок в адрес Томского УФАС России поступила информация (вх. № 6699 от 09.09.2022) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства посредством признания утратившим силу постановление Администрации ЗАТО Северск от 15.09.2021 № 2041 «О предоставлении муниципальной преференции в форме передачи в пользование (аренду) муниципального имущества ЗАТО Северск Обществу с ограниченной ответственностью «Уют Орловка». Также Администрация ЗАТО Северск сообщила, что договор аренды от 16.09.2021 № 1009 расторгнут 01.09.2022.

12.09.2022 Томским УФАС России направлен запрос документов и информации №МН/4046 с целью осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Согласно ответу Администрации ЗАТО Северск (вх. № 6965 от 19.09.2022 г.) в настоящее время в ЗАТО Северск жилищно-коммунальные услуги по теплоснабжению на основании договора аренды от 01.09.2022 № 1009, заключенного Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск сроком до 31.05.2023 оказывает Акционерное общество «Северский водоканал» (ИНН 7024024853).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что Администрацией ЗАТО Северск предупреждение № 070/01/15-546/2022 от 02.08.2022 не исполнено, и в нарушение требований законодательства муниципальное имущество в виде объектов теплоснабжения передано хозяйствующему субъекту по договору аренды, следовательно, в указанных действиях Администрации ЗАТО Северск также содержатся признаки нарушения ч. 1, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ.

В ходе рассмотрения дела № 070/01/15-546/2022 Администрация ЗАТО Северск пояснила (вх.№ 7843/22 от 20.10.2022), что Администрацией ЗАТО Северск в настоящее время проводятся мероприятия с целью заключения концессионного соглашения с Акционерным обществом «Северский водоканал».

Администрацией ЗАТО Северск были также представлены следующие документы:

- письменные пояснения вх.№7843/22 от 20.10.2022 с приложением документов (предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения от 28.02.2022 № 39; письмо Администрации ЗАТО Северск от 09.03.2022; письмо Администрации ЗАТО Северск от 22.03.2022 № 01-01-12/809; ответ Департамента тарифного регулирования Томской области от 01.04.2022 № 53-08-0383; письмо Администрации ЗАТО Северск от 24.05.2022 № 01-01-12/1601; ответ Департамента тарифного регулирования Томской области от 07.06.2022 № 53-08-0615; письмо  Администрации ЗАТО Северск от 01.08.2022 № 01-01-12/2445; ответ Департамента тарифного регулирования от 12.08.2022 № 53-08-0832; проект распоряжения Администрации ЗАТО Северск «О принятии предложения о заключении концессионного соглашения»; предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 02.08.2022 № 070/01/15-546/2022; письмо Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск от 12.08.2022 № 21-01-12/1617; протокол Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19.08.2022 № 6; письмо ООО «Уют Орловка» от 31.08.2022 № 157; письмо АО «СВК» от 19.09.2022 № 3817; письмо Администрации ЗАТО Северск от 22.09.2022 № 01-01-12/3028);

- копия письма Администрации ЗАТО Северск от 23.11.2022 № 01-001-12/3722;

- письмо Администрации ЗАТО Северск от 22.11.2022 № 01-01-12/3769;

- ходатайство Администрации ЗАТО Северск от 14.12.2022 вх.№ 9822-ЭП/22 с приложением документов, подтверждающих осуществление мер по заключению концессионного соглашения.

Согласно пояснениям Администрации ЗАТО Северск в целях недопущения срыва отопительного сезона 2022-2023 гг., необходимости проведения действий в защиту публичных интересов, в целях обеспечения бесперебойного функционирования инженерных сетей теплоснабжения на внегородских территориях ЗАТО Северск, учитывая социальную значимость оказания коммунальных услуг населению, предоставления качественных коммунальных услуг потребителям, недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, при которой население поселка Самусь ЗАТО Северск Томской области (а именно: 29 потребителей по ул. Камышка, включая 4 многоквартирных дома) может остаться без теплоснабжения, Администрацией ЗАТО Северск 19.08.2022 проведено внеочередное заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с решением Комиссии № 6 от 19.08.2022 Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск заключен договор аренды с АО «Северский водоканал» (далее - АО «СВК») 01.09.2022 № 1009.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представителем Администрации ЗАТО Северск был заявлен довод о том, что надлежащим ответчиком по делу № 070/01/15-546/2022 является Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ввиду того, что договоры аренды №1009 от 16.09.2021, № 1009 от 01.09.2022 заключены были Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск.

Указанные доводы Администрации ЗАТО Северск Комиссией Томского УФАС России отклонены по следующим основаниям:

1. Согласие Томского УФАС России на предоставление преференции от 07.08.2021 исх.№ МД/5046 выдавалось Администрации ЗАТО Северск, в связи с чем ответственность за осуществляемые мероприятия по реализации согласия на предоставление преференции возложена на Администрацию ЗАТО Северск;

2. Преференция Обществу с ограниченной ответственностью «Уют Орловка» предоставлялась на основании постановления Администрации ЗАТО Северск от 15.09.2021 № 2041 «О предоставлении муниципальной преференции в форме передачи в пользование (аренду) муниципального имущества ЗАТО Северск Обществу с ограниченной ответственностью «Уют Орловка», после чего постановлением Администрации ЗАТО Северск от 25.07.2022 № 1292 вышеуказанное постановление признано утратившим силу;

3. Арбитражным судом Томской области по делу №А67-8601/2021 решение Томского УФАС России о даче согласия на предоставление преференции от 07.08.2021 исх.№ МД/5046 признано недействительным, установлена обязанность Томского УФАС России восстановить нарушенные права и законные интересы ООО «Сети Плюс». Во исполнение решения суда Томским УФАС России выдано предупреждение  Администрации ЗАТО Северск;

4. Последующая передача муниципального имущества в аренду АО «Северский водоканал» также проведена на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуация и обеспечения пожарной безопасности Администрации ЗАТО Северск, что зафиксировано протоколом от 19.08.2022 № 6.

5. В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции за нарушение требований установленных ст. 15 Закона о защите конкуренции выдается предупреждение. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении в том числе статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Таким образом, дело о нарушении требований ст. 15 Закона о защите конкуренции может быть возбуждено по факту неисполнения предупреждения в отношении лица, которому было выдано такое предупреждение. В связи с чем привлечение соответчиков без выдачи предупреждения по делу, возбужденному по признакам нарушения ст. 15  Закона о защите конкуренции, процессуально не возможно.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Томского УФАС России считает, что Администрация ЗАТО Северск является надлежащим ответчиком по делу №  070/01/15-546/2022, довод о привлечении Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск в качестве соответчика также комиссией отклоняется по указанным выше причинам.

14.12.2022 в Томское УФАС России от Администрации ЗАТО Северск поступило ходатайство вх.№ 9822-ЭП/22 о приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих о принятии Администрацией ЗАТО Северск мер  по заключению концессионного соглашения, а именно проведения процедуры согласования конкурсной документации на проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории п. Самусь с Департаментов ЖКХ и Государственного жилищного надзора Томской области (ответ Департамента ЖКХ Государственного жилищного надзора Томской области от 07.10.2022 № 71-01-0881).

Комиссия Томского УФАС России, оценив представленные Администрацией ЗАТО Северск пояснения и документы, приходит к выводу о наличии нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора аренды муниципального имущества с ООО «Уют Орловка» и передаче имущества коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения) срок введения в эксплуатацию которых превышает 5 лет без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством.

В соответствии с требованиями ч. 5.1 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» Томским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг  теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в границах п. Самусь ЗАТО Северск Томской области.

По результатам проведенного исследования состояния конкуренции на товарном рынке услуг теплоснабжения в географических границах п. Самусь ЗАТО Северск Томской области установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 16.09.2022 (дата заключения договоров аренды с хозяйствующими субъектами) по дату проведения настоящего исследования, т.е. 05.12.2022.

2. Продуктовые границы определены как «услуги теплоснабжения».

3. Географические границы определяются как «п. Самусь».

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействий) Администрацией ЗАТО Северск по заключению договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенной для оказания услуг теплоснабжения без проведения конкурсных процедур в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, а также предоставлении ООО «Уют Орловка» преференции без согласия антимонопольного органа, ограничивала возможности иных хозяйствующих субъектов по выходу на данный товарный рынок, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции на данном товарном рынке. Кроме того, из материалов дела следует, что конкурентами ООО «Уют Орловка» на ранке теплоснабжения в п. Самусь являются следующие хозяйствующие субъекты: АО «Северский водоканал», ООО «Сети Плюс».

14 декабря 2022 года за исх. №МБ/5883/22 комиссией Томского УФАС России подготовлено и принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 Закона о защите конкуренции. Лицам, участвующим в деле направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 070/01/15-546/2022, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с часть 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Пояснения и возражения на указанное заключение об обстоятельствах дела в Томское УФАС России поступили от Администрации ЗАТО Северск (10140-ЭП/22 от 22.12.2022), от Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (10177-ЭП/22 от 22.12.2022), от ООО «Сети Плюс» (10149-ЭП/22 от 22.12.2022).

Стоит отметить, что возражение на заключение об обстоятельствах дела  № 070/01/15-546/2022 Администрации ЗАТО Северск полностью совпадает с возражением Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск.

Так, пояснения направленные  Администрацией ЗАТО Северск и Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск содержат следующие доводы:

1. Со стороны Администрации ЗАТО Северск отсутствует нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как преференция хозяйствующему субъекту была предоставлена на основании решения Томского УФАС России от 07.09.2021 № МД/5046 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции.

2. Вывод антимонопольного органа о нарушении Администрацией ЗАТО Северск части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции нельзя признать обоснованным в связи с тем, что на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства договорные отношения между ООО «Уют Орловка» и Администрацией ЗАТО Северск отсутствуют.

3. Договор аренды от 16.09.2021 № 1009 с ООО «Уют Орловка» был заключен не Администрацией ЗАТО Северск, а Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является  Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск.

Рассмотрев возражения Администрации ЗАТО Северск на заключение об обстоятельствах дела, Комиссия Томского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. Выше в решении изложены обстоятельства, согласно которым в действиях (бездействиях) Администрации ЗАТО Северск усматривается нарушение требований  пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что  в период с 16.06.2022 по 01.09.2022 договор аренды № 1009 от 16.09.2021 являлся преференцией, предоставленной в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

2. Рассматривая дело № 070/01/15-546/2022 Комиссия Томского УФАС России рассматривала установила следующие действия, свидетельствующие о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства.

Предоставление Администрацией ЗАТО Северск муниципального имущества в пользование (аренду) конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «Уют Орловка» без проведения конкурсных процедур в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, предоставление преференции в нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

По указанным обстоятельствам Администрации ЗАТО Северск выдано предупреждение № 070/01/15-546/2022 от 02.08.2022. Администрации требовалось: 1) уведомить ООО «Уют Орловка» о ничтожности договор аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по организации теплоснабжения на территории муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск Томской области» №1009 от 16.09.2021 г.; 2) вернуть муниципальное имущество в казну, а также, в случае последующей его передачи хозяйствующему/им субъекту/ам в пользование, осуществить такую передачу имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства; 3) принять меры к устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в виде усиления контроля за соблюдением требований Закона о концессионных соглашениях, Закона о защите конкуренции.

В установленный предупреждением № 070/01/15-546/2022 от 02.08.2022 срок в адрес Томского УФАС России поступила информация  о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства посредством признания утратившим силу постановление Администрации ЗАТО Северск от 15.09.2021 № 2041 «О предоставлении муниципальной преференции в форме передачи в пользование (аренду) муниципального имущества ЗАТО Северск Обществу с ограниченной ответственностью «Уют Орловка». Также Администрация ЗАТО Северск сообщила, что договор аренды от 16.09.2021 № 1009 расторгнут 01.09.2022. Однако, в последующем Администрация представила документы, согласно которым рассматриваемое имущество, ранее переданное ООО «Уют Орловка», передано на основании договора аренды от 01.09.2022 № 1009 (сроком до 31.05.2023) АО «Северский водоканал» (ИНН 7024024853).

Таким образом, вопреки требованиям предупреждения, имущество передано хозяйствующему субъекту в нарушение Закона о концессионных соглашениях, Закона о защите конкуренции.   

3. Доводы о привлечении Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск в качестве ответчика отклоняются по ранее изложенным обстоятельствам.

Пояснения, направленные ООО «Сети Плюс» содержат следующие доводы:

1. В анализе состояния конкуренции (в обозначенных временных, продуктовых и географических границах) не содержится информации об одном из участников рынка в период с 16.09.2022 по 05.12.2022 оказывающем услуги теплоснабжения на территории п. Самусь – Обществе с ограниченной ответственностью «Тепло Плюс». Данная организация (ИНН 7024038704) также является участником рынка и заинтересована в проведении конкурсных процедур в отношении объектов теплоснабжения (муниципального имущества) в соответствии с действующим законодательством РФ.

2. В анализе рынка указано, что конкурентом ООО «Уют Орловка» на рынке теплоснабжения в п.Самусь является АО «Северский водоканал». По мнению ООО «Сети Плюс» так как данные юридические лица являются аффилированными лицами и входят в одну группу лиц вместе с Администрацией ЗАТО Северск, в соответствии с положениями статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции», и их действия должны рассматриваться, как действия одного участника рынка.

3. Предпринимаемые Администрацией ЗАТО Северск меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства РФ, в том числе переписка с Департаментом ЖКХ и Государственного жилищного надзора Томской области носит формальный характер и является недостаточными и не соответствующими закону мерами.

4. Не согласны с выводами о частичном выполнении Администрацией ЗАТО Северск предупреждения антимонопольного органа, а именно с выводами о том, что имущество было возвращено в казну Администрацией ЗАТО Северск, а в последующем передано. По мнению ООО «Сети Плюс» ООО «Уют Орловка» и АО «Северский водоканал» аффилированы, в связи с чем образуют одну группу лиц, и их действия должны рассматриваться как действия одного участника рынка. Учитывая изложенное, ООО «Сети Плюс» считает, что имущество фактически не возвращалось в казну, в связи с чем предупреждение № 070/01/15-546/2022 от 02.08.2022 нельзя считать частично исполненным.

Также, по мнению ООО «Сети Плюс» в материалы дела до настоящего времени Администрацией ЗАТО Северск не представлено каких-либо документов и доказательств, подтверждающих принятию ею мер, направленных к устранению причин и условий, способствующих возникновению нарушения (пункт 3 предупреждения), а, следовательно, данный пункт предупреждения до настоящего времени Администрацией ЗАТО Северск не исполнен.

По результатам рассмотрения пояснений ООО «Сети Плюс» Комиссия Томского УФАС России пришла к следующим выводам:

  1. Комиссия Томского УФАС России принимает пояснения ООО «Сети Плюс» о наличии аффилированности между ООО «Уют Орловка» и АО «Северский водоканал». Также учитывает довод указанный в пояснениях о наличии хозяйствующего субъекта-конкурента ООО «Тепло Плюс». Между тем, доводы, указанные ООО «Сети Плюс» в п. 1 возражения не противоречат позиции антимонопольного органа, в свою очередь подтверждают выводы Комиссии о том, что рынок теплоснабжения в п. Самусь является конкурентным и при проведении конкурентных процедур могут быть выявлены иные хозяйствующие субъекты-конкуренты на указанном товарном рынке.

         Кроме того, в ходе рассмотрения дела № 070/01/15-546/2022 Комиссия не устанавливала наличие аффилированности между хозяйствующими субъектами ввиду того, что предметом рассмотрения настоящего дела является рассмотрение признаков нарушения требований ст. 15 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации ЗАТО Северск.

           Установление группы лиц является обязательным при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектов, входящих в группу ли, поскольку установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

  1. Доводы, указанные ООО «Сети Плюс» в п. 2 возражения не относятся к обстоятельствам рассматриваемого дела так, как предметом рассмотрения дела № 070/01/15-546/2022 являются действия Администрации ЗАТО Северск выразившиеся в:

        -  заключении договора аренды муниципального имущества сроком с ООО «Уют Орловка» и передаче имущества коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения) срок введения в эксплуатацию которых превышает 5 лет без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством;

        - предоставлении преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции;

         -    заключении договора аренды муниципального имущества сроком с АО «Северский водоканал» и передаче имущества коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения) срок введения в эксплуатацию которых превышает 5 лет без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством.

   Таким образом, изложенные пояснения не могут повлиять на исход рассматриваемого дела.

  1. Комиссией Томского УФАС России установлено в действиях (бездействия) Администрации ЗАТО Северск неисполнение предупреждения и нарушение требований ч. 1, п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Администрацией ЗАТО Северск в подтверждение информации о реализации мер по заключению концессионного соглашения представлены указанные выше по тексту настоящего решения документы, вместе с тем указанные мероприятия Администрации не отменяют выявленные факты нарушения антимонопольного законодательства.

    Таким образом, доводы указанные в пояснениях ООО «Сети Плюс» не противоречат позиции антимонопольного органа.

  1. Оценив доводы, указанные в п. 4 пояснений ООО «Сети Плюс», Комиссия Томского УФАС России обращает внимание, что антимонопольный орган считает предупреждение № 070/01/15-546/2022 от 02.08.2022 не исполненным, в связи с чем 06.10.2022 приказом № 4/22 было возбуждено дело № 070/01/15-546/2022 о нарушении антимонопольного законодательство в отношении Администрации ЗАТО Северск, такм образом, доводы, указанные в пояснениях, не противоречат позиции антимонопольного органа.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения дела № 070/01/15-546/2022 Администрацией ЗАТО Северск были представлены доказательства, свидетельствующие о реализации мер по устранению нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 070/01/15-546/2022 пришла к выводу о нарушении Администрацией ЗАТО Северск  п. 7 ч. 1, ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в предоставлении незаконной преференции (в отсутсвии согласия антимонопольного органа) ООО «Уют Орловка» и передаче муниципального имущества в пользование (аренду) конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «Уют Орловка», а в последующем передаче муниципального имущества в пользование (аренду) АО «Северский водоканал» без проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, статьей 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 070/01/15-32/2022 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях (бездействии) Администрации ЗАТО Северск (636000, Томская Область, г. Северск Город, пр. Коммунистический, 51, ОГРН: 1027001687250, Дата Присвоения ОГРН: 04.12.2002, ИНН: 7024009277, КПП: 702401001) нарушение части 1, пункта 7 части 1 статьи 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

3. Предписание о принятии мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и устранение его последствий Администрации ЗАТО Северск не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

М.А. Безбородова

 

М.О. Нижельская

 

А.А. Айрих

 

Д.В. Черникова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны