Решение (комиссия) №АА/2122/23 Решение по делу № 070/07/3-284/2023 от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение по делу № 070/07/3-284/2023


ОГАУЗ "Томский областной онкологический диспансер" 634009, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, 115 glavzakup@mail.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТР АТОМ ТЕХ СЕРВИС" 129337, г Москва, Вешних Вод ул., 1Б, 26 centr-atom@yandex.ru РТС-тендер 121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж, помещение 1 ko@rts-tender.ru




РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-284/2023

11.04.2023 г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя Комиссии:

Абдурахманова А.Ф. – заместителя руководителя;

членов комиссии:

Лукьяненка К.К., – специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

Истоминой З.С. – специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев дело № 070/07/3-284/2023, возбужденное по жалобе ООО «Центр Атом Тех Сервис» (далее - Заявитель) на действия (бездействие) ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер» (далее - Заказчик) при проведении закупки в форме аукциона в электронной форме «Оказание услуг по техническому обслуживанию, диагностике неисправностей и ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta с принадлежностями (линейного ускорителя серии ELEKTA Synergy), серийный (заводской) номер 153292, производства «Электа Лимитед» (Соединенное Королевство), имеющейся у Заказчика» (извещение №32312161533),

при участии представителя Заявителя – Васильева Г.В. (Доверенность №7 от 27.03.2023 г.), при участии представителя Заказчика – Кравца В.Ф. (Доверенность №41 от 10.02.2023 г.), Безденежных И.В. (Доверенность №55 от 04.04.2023 г.), при участии третьего лица – представителя «MN Medical» Павленко В.В. (Доверенность № Д-29/2023 от 30.03.2023 г.),


УСТАНОВИЛА:


24.03.2023 г. ООО «Центр Атом Тех Сервис» направило в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) Заказчика ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер» при проведении закупки в форме аукциона в электронной форме «Оказание услуг по техническому обслуживанию, диагностике неисправностей и ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta с принадлежностями (линейного ускорителя серии ELEKTA Synergy), серийный (заводской) номер 153292, производства «Электа Лимитед» (Соединенное Королевство), имеющейся у Заказчика» (извещение №32312161533).

Из доводов жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившим в техническом задании требования к объекту закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, поддержал письменные пояснения, представленные в материалы дела.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Извещение и документация о проведении закупки в форме аукциона в электронной форме №32312161533 размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 02.03.2023.

Дата начала срока подачи заявок:

02.03.2023

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика):

27.03.2023 14:00

На момент рассмотрения жалобы было подано 3 заявки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях указанного Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчик в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Томский областной онкологический диспансер» от 27.02.2023. Положение о закупках Заказчиком размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.03.2023.

Согласно п. 64 Положения о закупках в извещении о проведении аукциона должны быть указаны, в частности, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 61 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ (при необходимости).

Согласно информации, размещенной в ЕИС, объектом закупки является «Оказание услуг по техническому обслуживанию, диагностике неисправностей и ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta с принадлежностями (линейного ускорителя серии ELEKTA Synergy), серийный (заводской) номер 153292, производства «Электа Лимитед» (Соединенное Королевство), имеющейся у Заказчика».

Заявитель в жалобе указал на установление в техническом задании избыточных требований к квалификации исполнителей. Так, согласно техническому заданию, ремонт МИ осуществляется инженерами, уполномоченными и сертифицированными компанией-производителем.

Заявитель ссылается на пп. 1 п. 10. Типового положения о закупке товаром, работ, услуг (утв. Приказом Департамента государственного заказа Томской области от 18.06.2018 № 13-п), согласно которому при осуществлении закупки заказчиком устанавливаются следующие требования к участникам закупки: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

Спорные требования не являются требованиями к участникам закупки, предъявляемым в порядке п. 10 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг (утв. Приказом Департамента государственного заказа Томской области от 18.06.2018 № 13-п), а относятся к исполнителю контракта, то есть определяют условия исполнения контракта.

В соответствии с п. 4.6 ГОСТ Р 57501-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок", Заказчик разрабатывает техническое задание с учетом требований изготовителей (производителей) медицинских изделий (далее - МИ), техническое обслуживание (далее -ТО) которых является объектом заказа, и требования к проведению ТО которые изложены в эксплуатационной документации.

В силу п. 5.2 ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок", Исполнитель должен иметь специалистов по всем видам МИ, указанным в перечне МИ, подлежащих ТО. Квалификация специалистов должна быть подтверждена соответствующими удостоверяющими документами.

Согласно п. п. 5.4 - 5.5 ГОСТ Р 58451-2019 "Изделие медицинское. Обслуживание техническое. Основные положения" Исполнитель работ по ТО МИ должен иметь специалистов, отвечающих следующим квалификационным требованиям: наличие документов, подтверждающих обучение по соответствующим видам (наименованиям) МИ; должен обеспечить у себя наличие, в том числе, иных требуемых документов по профилю выполняемой работы.

В соответствии с письмом ООО «Электа» №167746799637 плановое техническое обслуживание и ремонты медицинских радиотерапевтических систем Elekta должны выполняться только квалифицированными специалистами, прошедшими обучение на оказание сервисных услуг и сертифицированными предприятием-производителем на выполнение данных работ. Производитель предупреждает, что несоблюдение этого предостережения может привести к летальному исходу, ненадлежащему клиническому применению систем и повреждению оборудования.

Таким образом, допуск специалиста в отсутствие соответствующих условий будет противоречить упомянутым выше актам, создаст угрозу повреждения дорогостоящей медицинской техники, и более того, угрозу жизни и здоровью пациентов.

Комиссия Томского УФАС России установила, что в закупочной документации отсутствует требование о предоставлении подтверждения наличия квалификации в составе заявки на участие в электронном аукционе, а также запрет на привлечение субподрядных организаций.

Исходя из изложенного, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в техническом задании в части условия о необходимости ремонта МИ инженерами, уполномоченными и сертифицированными компанией-производителем, установления избыточных требований, а действия Заказчика не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку данное требование не направлено на ограничение и/или устранение конкуренции, а является лишь гарантией непрерывной работоспособности медицинского оборудования и дальнейшей его эксплуатации.

Установленные заказчиком требования о выполнении исполнителем работ по обеспечению работоспособности медицинского оборудования в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, данный довод не находит своего подтверждения.

Согласно второму доводу Заявителя, Заказчик неправомерно включил в техническое задание аукционной документации требование об осуществлении постоянного дистанционного анализа работоспособности медицинского оборудования с помощью сертифицированного производителем сервисного ПО Inlellimax, а также проверки работоспособности и подключения системы удаленного мониторинга Intellimax в связи с письмом зам.министра Минздрава России от 12.03.2022 г. №18-4/И/2-3818, в котором сообщается о необходимости о необходимости незамедлительного отключения медицинского оборудования (например, томограф) и инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности медицинских учреждений (например, холодильные установки, системы управления вентиляции и отопления, и т.д.) от доступа к сети интернет, а также блокирования возможности удаленного доступа иностранных подрядчиков (компаний), к указанной инфраструктуре.

В соответствии с ГОСТ Р 57501-2017 при проведении технического обслуживания могут проводиться следующие работы: периодическое техническое обслуживание, внеплановое техническое обслуживание, контроль технического состояния, техническая диагностика и ремонт. Согласно п.3.12 ГОСТ Р 57501-2017 техническая диагностика представляет собой определение технического состояния медицинского изделия и, как правило, заключается в поиске и определении неисправности медицинского изделия.

Согласно п.5.6.3 ГОСТ Р 57501-2017 при наличии возможности и/или необходимости оказания ряда услуг дистанционно с использованием технологии удаленного доступа в соответствующих пунктах раздела должны содержаться:

- указания о возможности дистанционного способа оказания услуги;

- требования к проведению работ в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с п. 4.6 ГОСТ Р 57501-2017 заказчик разрабатывает техническое задание с учетом требований изготовителей (производителей) медицинских изделий, техническое обслуживание которых является объектом заказа, и требований к проведению технического обслуживания, которые изложены в эксплуатационной документации.

Согласно предоставленным в материалы дела письмам ООО «Электа», медицинский линейный ускоритель Elekta Synergy производства «Электа Лимитед» имеют встроенное ПО Elekta Intellimax, использующееся для осуществления постоянного дистанционного мониторинга работоспособности данного оборудования. Указанное ПО позволяет в автономном режиме собирать данные о состоянии линейного ускорителя, обрабатывать их с помощью специальных алгоритмов и в автоматическом режиме выдавать рекомендации сервисной службе, в том числе, о необходимости проведения дополнительных проверок отдельных узлов, их замене или настройке. Данные сервисной службе рекомендации позволяют в автономном режиме удаленным способом диагностировать потенциальные проблемы и неисправности линейного ускорителя и своевременно на них реагировать, снижая время простоя оборудования до минимума.

В соответствии с информацией производителя медицинских линейных ускорителей Elekta единственным сертифицированным производителем ПО для осуществления постоянного дистанционного мониторинга работоспособности систем медицинских радиотерапевтических медицинских Elekta является ПО Elekta Intellimax. Установка не сертифицированного производителем ПО на имеющееся у заказчика медицинское оборудование может привести к некорректной работе линейного ускорителя, в том числе, во время проведения сеанса лучевой терапии пациенту, что может угрожать его жизни и здоровью, а также к выходу из строя различных узлов ускорителя.

Исходя из идложенного, наличие в описании объекта закупки информации о сертифицированном производителем сервисном ПО Intellimax, с помощью которого осуществляется дистанционный анализ работоспособности медицинского оборудования, обусловлено требованиями производителя медицинского оборудования.

В инструкции по эксплуатации системы Elekta Synergy в разделе №6.3 «Плановое техническое обслуживание» пункт №6.3.2 «Процедуры проверки надежности в ходе технического обслуживания, выполняемого раз в 6 месяцев» указано, что в рамках планового технического обслуживания и проверок надежности, которые должен проводить инженер по эксплуатации должно использоваться программное обеспечение - IntelliMax Agent.

Комиссия Томского УФАС России отмечает, что положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" предусмотрена возможность осуществления министерством контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

Между тем, представленное на заседание Комиссии письмо зам.министра Минздрава России от 12.03.2022 г. №18-4/И/2-3818 не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве нормативно-правового акта, следовательно, таковым не являются и носят лишь рекомендательный характер, без возникновения обязанности строго им следовать.

Таким образом, указанный довод не находит своего подтверждения.

Исходя из изложенного, Комиссия Томского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при проведении аукциона в электронной форме в части установления в техническом задании требований к объекту закупки.

Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 3, статьей 3.2 Закона о закупках, Комиссия Томского УФАС России,


РЕШИЛА:


Признать жалобу ООО «Центр Атом Тех Сервис» на действия ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер» при проведении закупки в форме аукциона в электронной форме «Оказание услуг по техническому обслуживанию, диагностике неисправностей и ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta с принадлежностями (линейного ускорителя серии ELEKTA Synergy), серийный (заводской) номер 153292, производства «Электа Лимитед» (Соединенное Королевство), имеющейся у Заказчика» (извещение №32312161533) необоснованной.


Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.





Председатель комиссии





А.Ф. Абдурахманов




Члены комиссии:





К.К.Лукьяненок







З.С.Истомина









2023-2698


Связанные организации

ООО "Центр Атом Тех Сервис"
ИНН 7716942358, ОГРН 1197746615307
ОГАУЗ "Томский областной онкологический диспансер"
ИНН 7019026990, ОГРН 1027000863603
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666