Решение №ЕФ/468 решение по делу №06-10/14-17 от 6 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

25 января 2017 года                                                                                                            г. Томск

 

 

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

          рассмотрев материалы дела №06-10/14-17, возбужденного по жалобе ООО «Максим» (ИНН 7017312836, ОГРН 1127017022120, юридический адрес: 634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 109а, оф.20), на действия комиссии по осуществлению закупок организатора торгов – Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» (далее – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области», заказчик, организатор торгов) (ИНН 7017110050, ОГРН 1057000088133, юридический адрес: 634012, г. Томск, ул. Елизаровых, д.42) при проведении запроса котировок на «Поставку офисной бумаги», номер извещения 31604555082,

в присутствии представителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области»: М... действующего на основании доверенности без номера от 24.01.2017 г. сроком действия до 25.01.2017 г.; М.... действующего на основании доверенности без номера от 24.01.2017 г. сроком действия до 25.01.2017 г.;

с участием представителя ООО «Максим»: П...., действующей на основании доверенности без номера от 20.01.2017 г. сроком действия до 31.01.2017 г.,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба ООО «Максим» (вх.№319 от 20.01.2017) на действия комиссии по осуществлению закупок – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» при проведении запроса котировок на «Поставку офисной бумаги», номер извещения 31604555082. Размещено 23.12.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

Как следует из содержания жалобы, закупочной комиссией нарушен порядок оценки предложений участников запроса котировок и выбора победителя закупки, создающее преимущественные условия для других участников закупки (ст.3 Федерального закона от 18.01.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Закупочной комиссией незаконно отклонена заявка ООО «Максим» по причине того, что в котировочной заявке указаны параметры белизны бумаги 170%, а согласно техническим характеристикам производителя данной бумаги белизна – 153%. Причина отказа зафиксирована в протоколе запроса котировок №31604555082 от 13.01.2017 г. По мнению заявителя, указанная причина отклонения заявки ООО «Максим» некорректна, поскольку производитель бумаги «Ballet Brilliant» - ЗАО «ИНТЕРНЕШНЛ ПЕЙПЕР» - заявляет белизну бумаги 170% (168%+2%), что указано в спецификации производителя. К жалобе в подтверждение доводов заявителем приложена спецификация на бумагу листовую для офисной техники «Ballet Brilliant», марка А+ повышенной жесткости.

В письменных возражениях по делу, а также на заседании Комиссии представители Заказчика указали, что считают жалобу необоснованной. В обоснование позиции пояснили следующее. Заказчиком в техническом задании в части характеристик «Бумага листовая для офисной техники белая», установлено такое требование как «белизна 170%». ООО «Максим» предлагало к поставке «Бумагу листовую для офисной техники белую «Ballet Brilliant»» с характеристиками белизны бумаги 170%.

При изучении информации производителя бумаги на официальном сайте компании-производителя http://www.internationalpaper.com закупочная комиссия установила, что производителем в технической спецификации к вышеуказанному товару указана белизна бумаги 168%. Следовательно, ООО «Максим» указал в заявке недостоверную информацию о предлагаемом товаре в части характеристики – белизна: в заявке указано – 170%, тогда как фактически белизна составляет 168%. Таким образом, комиссией заказчика обоснованно отклонена заявка №2 участника закупки ООО «Максим» в связи с предоставлением недостоверной информации в отношении соответствия требованиям закупки.

Кроме того, в возражениях на жалобу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» отметило, что ООО «Максим» вправе обжаловать действия заказчика только в судебном порядке, поскольку частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ в перечне оснований для обжалования в антимонопольный орган отсутствует основание для обжалования, указанное ООО «Максим» в жалобе.

В ходе рассмотрения дела представители ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» подтвердили доводы, изложенные в возражениях, а также пояснили, что в протоколе запроса котировок №31604555082 от 12.01.2017 г. ошибочно указана белизна – 153%, это техническая ошибка, должно быть указано – 168%, вместе с тем, заявка в любом случае подлежала отклонению, поскольку 168% меньше требуемых 170% белизны. Также пояснили, что закупка проводилась за счет внебюджетных финансовых источников. На момент рассмотрения дела комиссией Томского УФАС России заказчиком заключен договор №66-223 на поставку товара от 20.01.2017 г. по результатам рассматриваемого запроса котировок.

Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы жалобы, возражений, предоставленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, считает установленным следующее.

В соответствии с чч. 1, 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями.

Согласно п.4 ч.2 ст.1 Закона №223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно п.3 ч.2 ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Таким образом, осуществляя закупку за счет внебюджетных источников, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» руководствуется требованиями Закона №223-ФЗ и принятым в соответствии с ч.3 ст.2 Закона №223-ФЗ Положением о закупке работ, услуг для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» (далее – Положение), утвержденным 07.03.2014 г. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

23 декабря 2016 г. организатором торгов на сайте htts//zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении закупки на право заключения договора «Поставку офисной бумаги». Начальная (максимальная) цена договора установлена в сумме 877 054,86 рублей. На участие в запросе котировок поступило 3 заявки, в том числе под номером 2 – заявка ООО «Максим».

Из содержания пп.8.1.1 и 8.1.2 п.8 Положения при рассмотрении заявок комиссией заказчика проверяется достоверность представленных участником в заявке сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, о работах, об услугах, на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется закупка. В соответствии с Положением комиссией заказчика была проверена заявка ООО «Максим».

Заявка ООО «Максим» отклонена решением комиссии заказчика (протокол №31604555082 от 12.01.2017 г.) на основании пп.8.1.2 п.8 Положения, т.е. в связи с предоставлением недостоверной информации, а именно, в котировочной заявке поставщика ООО «Максим» указаны параметры белизны 170% и запрашиваемая в документации белизна 170%, а согласно техническим характеристикам производителя ЗАО «ИНТЕРНЕШЕНЛ ПЕЙПЕР» бумаги листовой для офисной техники белой «Ballet Brilliant» класса А, предлагаемой к поставке ООО «Максим», белизна – 168%.

Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что решение комиссии по осуществлению закупок о недостоверности сведений о предлагаемом в котировочной заявке ООО «Максим» товаре подтверждается сведениями, содержащимися на сайте производителя бумаги ЗАО «ИНТЕРНЕШЕНЛ ПЕЙПЕР», а также другими материалами дела. ООО «Максим» доказательства достоверности сведений в заявке в части критерия белизны бумаги класса А – 170% в материалы дела не представлены.

Таким образом, комиссия по осуществлению закупок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» обоснованно, в соответствии с п.8 Положения о закупке работ, услуг для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области», отклонила от участия в запросе котировок заявку ООО «Максим».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела комиссией Томского УФАС России установлены следующие нарушения.

Из положений ст.1 Закона №223-ФЗ следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, п.1 ч.1 ст.18.1 Закона №135-ФЗ).

Согласно ч.4 ст.18.1 Закона №135-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного ч.11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Из материалов дела следует, что согласно пп.18.7.2. п.18.7 (заключение договора по итогам проведения запроса котировок) Положения, победитель или иной его участник обеспечивает подписание проекта договора со своей стороны в срок, установленный в документации о проведении запроса котировок. Таким образом, текст Положения не содержит требования к сроку заключению договора по итогам проведения запроса котировок, учитывающие процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, предусмотренные законодательством.

Отсутствие в Положении требований к сроку заключения договора сделало возможным установление в п.17 документации о проведении запроса котировок требования о заключении договора не ранее чем через пять рабочих дней со дня размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня такого размещения. Итоги запроса котировок подведены в протоколе запроса котировок №31604555082 от 12.01.2017 г., размещенном на сайте http://zakupki.gov.ru/223/ 13.01.2017 г.

Следовательно, неустановление в Положении требований к сроку заключения договора по результатам закупки, учитывающему закрепленную в Законе №223-ФЗ и Законе №135-ФЗ процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически способствует исключению применения оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона №135-ФЗ, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В результате указанных действий заказчика между ним и победителем запроса котировок заключен договор №66-223 на поставку товара от 20.01.2017 г., т.е. ранее десятидневного срока, предусмотренного ч.4 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на обжалование участником результатов запроса котировок.

Таким образом, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» нарушило требования ч.4 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 1 статьи 17, частью 20 статьи 18.1, статьей 23                   Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», статьей 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Максим» (ИНН 7017312836, ОГРН 1127017022120, юридический адрес: 634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 109а, оф.20) на действия Организатора торгов – федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» (ИНН 7017110050, ОГРН 1057000088133, юридический адрес: 634012, г. Томск, ул. Елизаровых, д.42) при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок на «Поставку офисной бумаги», номер извещения 31604555082, размещенного на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, необоснованной.
  2. Признать пп.18.7.2. п.18.7 Положения о закупке работ, услуг для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» не соответствующим требованиям части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений путем внесения изменений в Положение о закупке работ, услуг для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу № 06-10/14-17

 

25 января 2017 года                                                                                                                г. Томск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя Томского УФАС России;

членов комиссии: 

- Рылова Алексея Дмитриевича, начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

- Фоминых Елена Петровна, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

руководствуясь п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 25 января 2017 года по делу № 06-10/14-17, возбужденному по жалобе ООО «Максим», на действия заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» при проведении запроса котировок на «Поставку офисной бумаги», номер извещения 31604555082,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 

1. Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» в месячный срок со дня получения настоящего предписания внести изменения в Положение о закупке работ, услуг для нужд Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» в части установления срока заключения договора по результатам запроса котировок не ранее истечения срока обжалования результатов запроса котировок в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны