Решение №ЕФ/732 от 14.02.2017 РЕШЕНИЕ по делу №06-10/17-17 от 16 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
09 февраля 2017 года г. Томск
|
|
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
рассмотрев материалы дела №06-10/17-17, возбужденного по жалобам ООО «Рипост» (ИНН 7017188353, ОГРН 1077017027251, юридический адрес: 634021, г. Томск, ул. АЛТАЙСКАЯ, 90,149); ООО «Медком» (ИНН 9717006926 ОГРН 5157746042042, юридический адрес пр. Мира, д.114Б, стр.2, пом.II, г. Москва, 129626), на действия Заказчика – Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1» (далее – ОГАУЗ «Детская больница №1»), (ИНН 7018015829, ОГРН 1027000865924, юридический адрес 634050, Томская обл., Томск, Московский тракт, д.4 при проведении запроса котировок на «Поставку медицинских изделий (инсулиновая помпа) для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», номер извещения 31704697966.
в присутствии представителей ОГАУЗ «Детская больница №1»: С.... и Л... действующих на основании доверенности №53-17 от 08.02.2017 сроком 1 год;
с участием представителя ООО «Рипост»: С...., действующей на основании доверенности №08/02-17 от 08.02.2017 г. сроком действия до 31.1.2017 г.,
без участия представителя ООО «Медком», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступили жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Рипост» (вх.№544 от 02.02.2017), Общества с ограниченной ответственностью «Медком» (вх.№545 от 02.02.2017) на действия Заказчика – Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1» (далее – ОГАУЗ «Детская больница №1») при проведении запроса котировок на «Поставку медицинских изделий (инсулиновая помпа) для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», номер извещения 31704697966.
По мнению Заявителей, при проведении запроса котировок Заказчик нарушил требования ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», установив запрет на осуществление действий при проведении торгов на взаимозаменяемые товары, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также Заказчик нарушил ч.2 ст.17 Закона №135-ФЗ, ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в установлении в документации о закупке норм, создающих незаконные преимущества товару одного производителя – Система для самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина ACCU-CHEK Combo, производства Германия.
Заявители в жалобах просили провести проверку документации запроса котировки на предмет ее соответствия требованиям Закона №135-ФЗ и Закона №223-ФЗ, принять меры к устранению нарушений законодательства, выдать предписание заказчику о внесении изменений в документацию, приостановить процедуры запроса котировки. Подробно доводы изложены в жалобах.
На заседании комиссии представитель ООО «Рипост» поддержала доводы жалобы, а также указала, что наряду с приборами Акку-Чек Комбо существует еще 5 приборов, имеющих схожие характеристики, которые могли быть поставлены в рамках указанной закупки.
В письменных пояснениях по делу, а также на заседании Комиссии представители Заказчика указали, что считают жалобы необоснованными. В обоснование позиции пояснили следующее. Исходя из содержания п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ Заказчик имеет право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции, конкретного производителя. При этом у Заказчика отсутствует обязанность в случае указания на конкретный товарный знак, указывать в описании закупаемой продукции слова «или эквивалент». Положения технического задания соответствуют характеристикам закупаемого товара. Круг лиц, имеющих возможность поставлять запрашиваемый товар и способных принять участие в запросе котировок, заказчиков не был ограничен, что подтверждается, в том числе, коммерческими предложениями ООО «Ника-Фарм» и ООО ПКФ «Фортуна плюс ИНК». Подробно доводы изложены в пояснениях по доводам жалоб.
В ходе рассмотрения дела представители ОГАУЗ «Детская больница №1» подтвердили доводы, изложенные в возражениях, а также пояснили, что больнице необходимы инсулиновые помпы именно Акку-Чек Комбо, поскольку они наиболее востребованы родителями детей, страдающих диабетом, исходя из стоимости и удобства обслуживания. Ранее больница закупала другие помпы, замечания к применению которых послужили основанием для извещения 31704697966. В подтверждение своих слов представили сравнительный анализ приборов. На день рассмотрения дела в запросе котировок определен победитель, договор не заключен.
Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы жалоб, возражений, предоставленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, считает установленным следующее.
Как установлено комиссией, 24.01.2017 заказчиком (ОГАУЗ «Детская больница №1») на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" размещено извещение №31704697966 о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку медицинских изделий (инсулиновая помпа) для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1». Начальная (максимальная) цена договора – 465 тысяч рублей.
Податели жалоб – ООО «Рипост» и ООО «Медком» не принимали участие в запросе котировок. Для участия в закупке подана одна заявка – Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы «Фортуна плюс ИНК».
В документации запроса котировок (в спецификации на поставку медицинских изделий (инсулиновая помпа) для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1») заказчик указал, что ему требуется инсулиновая помпа 5 штук с максимальной базальной дозой введения инсулина не менее 50 ед/час, водоустойчивостью минимум IPX8, с наличием системы с дистанционным пультом управления с функцией глюкометра и советником болюса. Заявка единственного участника содержала предложение на поставку инсулиновых помп (система для самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина ACCU-CHEK Combo, с принадлежностями) производства Федеративной Республики Германия, цена товара 460 тысяч рублей. Протоколом №31704697966-01 от 03.02.2017 г. ООО ПКФ «Фортуна плюс ИНК» признано победителем запроса котировок. Договор поставки не заключен в связи с подачей жалоб ООО «Рипост» и ООО «Медком» в Томское УФАС России.
В соответствии со статьей 1 Закона №223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статьей 2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что при закупке заказчики руководствуются законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регламентирующими правила закупки - положениями о закупке, являющимися документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки).
Положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество.
Статьей 3 Закона к принципам, которыми при закупке руководствуются заказчики, отнесены: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из приведенных положений следует, что требования к участникам закупки и товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товарам. Приоритет товаров российских производителей над иностранными может устанавливаться только Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 3 Закона).
Закон не ограничивает заказчиков в правах по выявлению путем проведения закупки избранным заказчиком способом (в том числе иным чем аукцион или конкурс) круга лиц, обладающих товаром конкретных производителей и определенной торговой марки, соответствующим потребностям заказчика.
ОГАУЗ «Детская больница №1» не может быть ограничено в использовании в своей деятельности определенного товара, наиболее отвечающего его целям. При этом потенциальные участники размещения заказа должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, соответствующего потребностям заказчика.
Таким образом, доводы заявителей жалоб основаны на ошибочном толковании закона, заключающемся в мнении о наличии у ООО «Рипост» и ООО «Медком» права навязать заказчику имеющиеся у них товары, несмотря на то, что ограничение ассортимента товара заказчиком в данном случае экономически оправдано и не является необоснованным ограничением конкуренции.
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что документация запроса котировок на поставку на поставку медицинских изделий (инсулиновая помпа) для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», в том числе техническое задание, не ограничивает конкуренцию и соответствует требованиям антимонопольного законодательства. Заказчиком не допущены нарушения, повлекшие ограничение конкуренции на рынке поставок инсулиновых помп, соблюдены требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Жалобы ООО «Рипост» и ООО «Медком» необоснованны.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела комиссией Томского УФАС России установлены следующие нарушения.
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1» утверждено наблюдательным советом МАУЗ «Детская городская больница№1» 23.12.2013 (протокол №17). Подпунктом «в» пункта 1.10.1 установлено, что комиссия по закупкам обязана отклонить заявку по закупке, если установлено несоответствие заявки участника закупки требованиям, установленным в извещении и документации о проведении закупки.
Из материалов дела следует, что согласно документации о проведении запроса котировок (п.2) котировочная заявка должна быть составлена в прилагаемой форме (приложение №2 к извещению), а также котировочная заявка должна соответствовать требованиям, указанным в извещении и документации о проведении запроса котировок. В соответствии с приложением №2 к извещению в котировочной заявке в части технических характеристик товара подлежит указанию год выпуска (п/п 1 технических характеристик).
Пунктом 13 документации о проведении запроса котировок установлено, что победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, соответствующий требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса котировок, подавшим котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении и документации, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
Из материалов дела также следует, что победителем закупки признано ООО ПКФ «Фортуна плюс ИНК», заявка которого не соответствовала вышеуказанным требованиям, а именно, в заявке отсутствовало указание года выпуска поставляемой продукции. Следовательно, заявка ООО ПКФ «Фортуна плюс ИНК» подлежала отклонению.
Таким образом, ОГАУЗ «Детская больница №1», допустив к участию в запросе котировок заявку ООО ПКФ «Фортуна плюс ИНК», нарушило требования ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пп.«в» п. 1.10.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1».
Руководствуясь частью 1 статьи 17, частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 1, 2, 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Рипост» (ИНН 7017188353, ОГРН 1077017027251, юридический адрес: 634021, г. Томск, ул. Алтайская, 90,149); на действия Заказчика – Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1», (ИНН 7018015829, ОГРН 1027000865924, юридический адрес 634050, Томская обл., Томск, Московский тракт, д.4) при проведении запроса котировок на «Поставку медицинских изделий (инсулиновая помпа) для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», номер извещения 31704697966, размещенного на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, необоснованной.
- Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью (ИНН 9717006926 ОГРН 5157746042042, юридический адрес пр. Мира, д.114Б, стр.2, пом.II, г. Москва, 129626), на действия Заказчика – Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1» (ИНН 7018015829, ОГРН 1027000865924, юридический адрес 634050, Томская обл., Томск, Московский тракт, д.4) при проведении запроса котировок на «Поставку медицинских изделий (инсулиновая помпа) для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», номер извещения 31704697966, размещенного на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, необоснованной.
- Выдать Комиссии по закупкам ОГАУЗ «Детская больница №1» предписание об отмене Протокола №31704697966-01 вскрытия конвертов с котировочными заявками и рассмотрения котировочных заявок от 03.02.2017 г.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Е.А. Пятерикова
Е.П. Фоминых