Решение №ЕП/5695 Решение по делу № 06-11/51-17 от 19 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу№ 06-11/51-17

 

19 июля  2017 года                                                                                                                                                                                                                                                                              г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя управления – начальника отдела монополистической деятельности,

членов комиссии: 

- Константинова Владимира Алексеевича, главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

- Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

- Ташпулатовой Гулбахар Махмаджановны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев материалы дела № 06-11/51-17 по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), по факту распространения рекламы, содержащей непристойный образ, в отсутствии заявителя, представителей АО «ТНТ-Телесеть», ООО «МедиаСелекшен Сибирь», ООО «ФОРМАТ СИТИ», ООО «Стрит-Медиа», надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступили заявления граждан о фактах нарушения законодательства о рекламе, которые выразились в следующем.

На рекламных щитах основных магистральных улиц г. Томска (на пр. Мира, пр. Комсомольском, пр. Кирова, ул. Красноармейской и т.д.) размещена реклама сериала «Филфак» телеканала «ТНТ» следующего содержания: «СМОТРИ с 10 апреля ФИЛ ФАК. ТНТ. Сериал про тех, кто видит книгу! 20:30 понедельник-четверг» с изображением обнаженной женщины, прикрывающейся книгой.

В целях полного и всестороннего рассмотрения поступивших заявлений рассматриваемая реклама вынесена на обсуждение и оценку Экспертного Совета по рекламе, действующего при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Томской области.

Большинством голосов членов Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России указанная реклама оценена как содержащая непристойный образ.

По данному факту определением от 24.05.2017 возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия считает установленным следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация о телесериале «Филфак» на телеканале «ТНТ», размещенная на рекламных щитах в городе Томске, следующего содержания: «СМОТРИ с 10 апреля ФИЛ ФАК. ТНТ. Сериал про тех, кто видит книгу! 20:30 понедельник-четверг», адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рассматриваемому сериалу, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, следовательно, обладает признаками, указанными в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

В силу ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно разъяснениям ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указанное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Таким образом, на заседаниях Экспертных советов при территориальных органах ФАС России может быть дана оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно именно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

Отнесение используемых в рекламе изображений, слов и иных образов к оскорбительным и непристойным носит субъективно-оценочный характер.

Принимая во внимание мнение Экспертного Совета по рекламе при Томском УФАС России о наличии в рекламе непристойного образа в рекламе телесериала «Филфак», количество поступивших заявлений по данному факту (более двадцати заявителей), Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что используемый в рекламе сериала «Филфак» телеканала «ТНТ» образ обнаженной женщины, прикрывающейся книгой, является непристойным, следовательно, реклама нарушает требования ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.6 ст.38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 5 вышеуказанного Закона несет рекламодатель.

Реклама сериала «Филфак» телеканала «ТНТ», распространенная на рекламных щитах г. Томска, следующего содержания: «СМОТРИ с 10 апреля ФИЛ ФАК. ТНТ. Сериал про тех, кто видит книгу! 20:30 понедельник-четверг» с изображением обнаженной женщины, прикрывающейся книгой, согласно документам и сведениям, представленным в материалах дела, размещена на основании договора , где ОАО «ТНТ-Телесеть» является заказчиком, ООО «МедиаСелекшен» (ОГРН:1077759154296) – исполнителем.

Согласно п. 1.1 договора исполнитель обязуется оказать заказчику комплекс рекламных услуг по организации рекламных кампаний заказчика, включая услуги по организации размещения рекламно-информационных материалов (далее –  РИМ) заказчика на объектах наружной рекламы, внутри помещений, на бортах и салонах транспортных средств, в метро, в печатных и электронных средствах массовой информации (радиостанциях, телеканалах, печатных изданиях, изготовления и доставки РИМ, иные услуги рекламного и иного характера, соответствии с условиями настоящего договора и приложений к нему, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги.

В силу п. 1.2 договора  стоимость услуг, сроки (периоды) размещения РИМ, изготовления РИМ, адреса расположения рекламных конструкций, маршруты движения транспортных средств, иные характеристики и условия оказания услуг определяются сторонами в соответствующих приложениях к настоящему договору.

На основании п. 1.3 договора № 3-02/2-2012 от 15.02.2012 в случае необходимости, для безусловного выполнения обязательств по настоящему договору и соответствующих приложений к нему, исполнитель заключает соответствующие договоры с третьими лицами от своего имени, неся ответственность за их действия перед заказчиками.

Вместе с тем, согласно приложению № к договору между ОАО «ТНТ-Телесеть» и ООО «МедиаСелекшен» исполнитель обязуется организовать размещение и демонстрацию РИМ на рекламных конструкциях (6*3) в период 1 апреля по 30 апреля 2017 года по следующей программе в г. Томске: ул. 79 Гв. Дивизии 004-А/(АЗС), ул. Балтийская/(ост. Восточная, мост), Д. Ключевская-Пушкина, Д. Ключевская-Пушкина, ул. Дальнеключевская 009/ул. Р. Люксембург, ул. Елизаровых 038/ул. Кирова, ул. Елизаровых, 14/(маг. Аист), Иркутский тракт,1, Иркутский тракт, 37 б, пр. Кирова, 51/(Антимонопольный комитет), пр. Комсомольский (гора)/уст. 10, правая, пр. Комсомольский (гора)/уст. 8, правая, пр. Комсомольский (гора)/уст. 9, правая, пр. Комсомольский (гора)/уст. 11, правая, пр. Комсомольский, 77, ул. Красноармейская, 126/Дв. Спорта №3, Кузнечный ввоз, 16, пр. Ленина 002/ТПУ (10 корпус), пр. Ленина 038/СГМУ, пл. Ленина, 8, ул. Ломоносова, 4, пр. Мира 004/Овощной рынок №3, пр. Мира, 19 из центра, ул. Новосибирская, 43б-ул. Суворова, пр. Мира, 15, пр. Мира, 5, пр. Мира, 17 (10-я поликлиника)/разделительная полоса, пр. Фрунзе, 13 – ул. Белинского, пр. Фрунзе, 137, пр. Ленина, 217, ул. Говорова, 4б, ул. Елизаровых, 74, ул. Клюева (после кольца ул. Обручева), ул. Красноармейская – Герцена, ул. Пушкина, 71 – Северный городок, 6 (Шарики), пр. Фрунзе 046/ул. Красноармейская (маг. Глобус), пр. Фрунзе, 132.

В силу приложения  к договору  между ОАО «ТНТ-Телесеть» и ООО «МедиаСелекшен» исполнитель обязуется организовать размещение и демонстрацию РИМ на рекламных конструкциях в период 1 апреля по 30 апреля 2017 года по следующей программе в г. Томске: пр. Ленина/(маг. 1000 мелочей, №2, правый) – 12*3, пл. Южная/ (кольцо, Аэропорт) – 12*3, ул. Клюева, 24 – 15*5, пр. Фрунзе, 240 А, стр. 14 (напротив) – 15*5.

На основании изложенного, по факту оказания указанных в договоре услуг составлены акты выполненных работ от 30.04.2017, согласно приложениям.Так же в материалах дела представлены платежные поручения ОАО «ТНТ-Телесеть».

При этом ООО «МедиаСелекшен Сибирь» (принципалом) заключен договор с ООО «МедиаСелекшен» (агентом) агентский договор, согласно которому принципал поручает, а агент обязуется от своего имени и за счет принципала заключать договоры с потенциальными клиентами на оказание принципалом услуг по организации изготовления монтажа, размещения, технического обслуживания и обеспечения освещения рекламной информации клиентов на условиях, изложенных в Приложении № 1 к настоящему договору («Примерные условия оказания услуг (Условия)»).

В свою очередь,  ООО «МедиаСелекшен Сибирь» заключены договоры со следующими рекламораспространителями г. Томска: ООО «Формат Сити», ООО «Агентство Рекламный Дайджест», и ИП Удаловым С.В. согласно утвержденной адресной программе.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, АО «ТНТ-Телесеть» (г. Москва, ул. Трифоновская, 57А, ИНН:7703171771, ОГРН: 1027700130149) является лицом, определившим объект рекламирования, т.е. рекламодателем рассматриваемой рекламы, что подтверждается письменными пояснениями ООО «МедиаСелекшен Сибирь» ( вх. № 4075 от 14.06.2017),  договором  и приложениями , утвержденными АО «ТНТ-Телесеть» макетами рекламы, актами выполненных работ и платежными поручениями.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1, ч.3 статьи 36 Закона о рекламе, п.37 - п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «СМОТРИ с 10 апреля ФИЛ ФАК. ТНТ. Сериал про тех, кто видит книгу! 20:30 понедельник-четверг» с изображением обнаженной женщины, прикрывающейся книгой, поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать АО «ТНТ-Телесеть» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Выдать ООО «МедиаСелекшен Сибирь» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  4. Выдать ООО «ФОРМАТ СИТИ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны