Решение №ЕП/ Решение по делу № 06-11/108-17 от 18 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-11/108-17

 

Оглашена резолютивная часть 26 декабря 2017 года

Изготовлено в полном объеме 17 января 2018 года                                                                    г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя управления,

членов комиссии: 

- Сакс Натальи Валентиновны, начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

- Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев материалы дела № 06-11/108-17 по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, без участия заявителя, представителя ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии, в присутствии представителя ООО «Инна Тур Томск» (ИНН: 7017227690) - Б., ИП С.,

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступило обращение гражданина о признаках нарушения законодательства о рекламе, выразившихся в размещении недостоверной контекстной рекламы.

Как следует из обращения, на Интернет-портале Mail.ru размещена контекстная реклама туристической компании «Инна Тур Томск» следующего содержания: «Туры в Египет! Вылет из Томска! Внимание! Гарантия от невыезда. первая линия! Все включено. Подробнее. inna.tomsk.ru». По мнению заявителя, указанная реклама является недостоверной, поскольку вводит в заблуждение потребителя.

По данному факту определением от 30.11.2017 возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения п. 3 ч. 3 ст. 5, п. 1 ст. 7 Закона о рекламе.

Согласно пояснениям ООО «Инна Тур Томск» турагент не занимается реализацией турпродуктов в Египет и не размещает указанную рекламу на своем сайте, при этом для продвижения своих услуг в Интернете ООО «Инна Тур Томск» заключен договор № 7 на информационные услуги в системе Google AdWords и Яндекс Директ от 21.09.2015 с ИП С., согласно которому ИП С. – исполнитель принимает на себя услуги по проведению рекламных кампаний в интернет для Заказчика.

На основании изложенного, определением об отложении рассмотрения дела № 06-11/108-17 от 18.12.2017 к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечен ИП С.

ООО «Яндекс» к моменту рассмотрения дела направлены пояснения, из которых следует, что размещение рекламы осуществлялось в период с 18.11.2015 по 06.12.2017, реклама поступила на модерацию 14.11.2015. При этом, по имеющейся у ООО «Яндекс» информации, с 02.09.2017 по 12.12.2017 какие-либо технические сбои, которые могли бы привести к размещению спорной рекламы, отсутствовали. Таким образом, размещение рекламы туров в Египет является результатом действий рекламодателя – ООО «Инна Тур Томск».

На заседании Комиссии 26.12.2017 ИП С. пояснил, что рекламные материалы в сети Интернет размещались в соответствии с договором № 7 на информационные услуги в системе Google AdWords и Яндекс Директ от 21.09.2015, заключенным с ООО «Инна Тур Томск». Согласно дополнительному соглашению к указанному договору от 22.09.2015 ведение рекламных компаний происходит по согласованному сторонами списку стран, действующему в определенный период. С момента заключения дополнительного соглашения по 10.01.2016 в этот список входила Арабская Республика Египет. Однако после вступления в силу Указа Президента РФ от 08.11.2015 № 553 реклама туров в Египет была прекращена. При этом одновременно с принятием советующего Указа Президента РФ реклама туров в Египет была заархивирована в личном кабинете ООО «Инна Тур Томск». Однако при внесении изменений в рекламную кампанию по направлению Турция указанная реклама была случайно разархивирована и направлена на модерацию, в результате чего рассматриваемая реклама туров в Египет была запущена в работу. Вместе с тем, сразу после того, как поступили сведения о размещении рекламы туров в Египет на Интернет-портале mail.ru, ошибка, допущенная при архивации рекламы, была устранена, реклама снята.

Рассмотрев материалы дела, пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия считает установленным следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, размещенная туристической компанией «Инна Тур Томск» на Интернет-портале Mail.ru о турах в Египет, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к туристической компании «Инна Тур Томск», а также реализуемому ею товару – турам в Египет, формирование и поддержание интереса к ним, а также их продвижение на рынке, т.е. обладает перечисленными в ст. 3 Закона о рекламе признаками, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования является туристическая компании «Инна Тур Томск», а также реализуемый ею товар – туры в Египет.

Таким образом, требования Закона о рекламе распространяются на содержание указанной информации, на обстоятельства  ее распространения.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

На основании ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 08.11.2015 № 553 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий» (далее – Указ Президента РФ № 553) органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа российским авиакомпаниям временно запрещается осуществлять воздушные перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории Российской Федерации на территорию Арабской Республики Египет, за исключением случаев осуществления воздушных перевозок (в том числе коммерческих) граждан Российской Федерации, направляемых органами государственной власти Российской Федерации и федеральными государственными органами на территорию Арабской Республики Египет в служебных целях.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ № 553 туроператорам и турагентам на время действия запрета рекомендовано воздерживаться от реализации гражданам туристического продукта, предусматривающего воздушные перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории Российской Федерации на территорию Арабской Республики Египет.

Из вышеуказанных норм следует, что осуществление воздушных перевозок граждан с территории Российской Федерации на территорию Арабской Республики Египет до снятия установленных ограничений не допускается. От реализации туристического продукта в Арабской Республики Египет необходимо воздерживаться.

Согласно п. 5 Указа Президента РФ № 553 настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 6 ноября 2015 г.

Установленный Указом Президента РФ № 553 запрет действует по настоящее время.

Из документов, представленных ООО «Инна Тур Томск», следует, что рекламная кампания, включающая Египет, размещалась на основании дополнительного соглашения к договору № 7 от 21.09.2015 на информационные услуги в системе Google AdWords и Яндекс Директ от 22.09.2015 с момента заключения указанного договора по 10.01.2016. В иных дополнительных соглашениях к договору № 7 от 21.09.2015, действующих от 11.01.2016, 10.05.2016, 01.10.2016, 01.05.2017, 01.10.2017, включение Арабской Республики Египет в рекламные кампании в системе Google AdWords и Яндекс Директ за указанные периоды не проводилось.

Таким образом, рассматриваемая контекстная реклама о турах в Египет компании «Инна Тур Томск» размещена на интернет-портале Mail.ru в период действия запрета на осуществление воздушных перевозок граждан с территории Российской Федерации на территорию Арабской Республики Египет, соответственно, реализация туров в Египет с вылетом из Томска невозможна при том, что ООО «Инна Тур Томск» фактически не реализовывало туристические продукты в Арабскую Республику Египет (что подтверждается реестром продаж туров с 01.09.2017 по 30.10.2017). Следовательно, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте туристических туров, а также о возможности приобретения туров в Египет в компании «Инна Тур Томск», размещена с нарушением  п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.

На основании представленных в деле документов и сведений рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Инна Тур Томск» (ИНН: 7017227690, ОГРН: 1087017030374, г. Томск, пр. Ленина, 10). При этом между ООО «Инна Тур Томск» и ИП С.  заключен договор № 7 на информационные услуги в системе Google AdWords и Яндекс Директ от 21.09.2015. Согласно указанному договору  ООО «Инна Тур Томск» является заказчиком, ИП С. – исполнителем. В силу п. п. 1.1-1.2 договора № 7 заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя услуги по проведению рекламных кампаний в интернет для заказчика согласно Приложению № 1, исполнитель выступает агентом организаций, предоставляющих услуги размещения рекламных блоков в интернет. В силу п. 2.3 договора № 7 после оказания услуг исполнитель предоставляет заказчику «Акт выполненных услуг», который Заказчик утверждает в течение трех дней с момента его получения или дает мотивированный отказ. Согласно п. п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4 договора № 7 исполнитель обязуется предоставлять Заказчику необходимую и достоверную информацию по оказываемым услугам, их видам и особенностям, о цене и форме оплаты, а также сообщать Заказчику по его просьбе другие относящиеся к Договору и соответствующим услугам сведения, предоставлять Заказчику доступ к личному кабинету в системе Google AdWords и Яндекс Директ, немедленно сообщить Заказчику и до получения от него указаний приостановить оказание услуг при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленной информации и материалов, иных, не зависящих от Исполнителя обстоятельств, которые могут повлиять на качество оказания услуг или невозможность их выполнения.

Таким образом, размещение рекламных материалов ООО «Инна Тур Томск» в сети Интернет осуществляется ИП С. по договору № 7 от 21.09.2015 через личный кабинет innaturtomsk.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543, ОГРН: 1027700229193, г. Москва, ул. Льва Толстого, 16) согласно договору на размещение рекламы, заключенному посредством акцепта оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ». Услуги по размещению рекламы выполнены рекламораспространителем, что подтверждается актами об оказанных услугах, счетами на оплату услуг.

При этом в ходе рассмотрения дела признаки нарушения п. 1 ст. 7 Закона о рекламе не нашли своего подтверждения.

В рамках рассмотрения дела от рекламодателя и рекламораспространителя поступили сведения о прекращении распространения рассматриваемой рекламы, таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь ч. 2 ст. 36 Закона о рекламе, п. 37 - п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную ООО «Инна Тур Томск» (ИНН: 7017227690) на Интернет-портале Mail.ru, следующего содержания: «Туры в Египет! Вылет из Томска! Внимание! Гарантия от невыезда. первая линия! Все включено. Подробнее. inna.tomsk.ru», поскольку в ней нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны