Решение б/н 070/01/15-32/2022 от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу 070/01/15-32/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» декабря 2022 года

В полном объеме решение изготовлено «20» декабря 2022 года                       г. Томск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области в составе:

Председателя комиссии: М.А. Безбородова, заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного контроля Томского УФАС России,

Членов комиссии: М.О. Нижельской – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, А.А. Айрих - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, Д.В. Черниковой – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,

с участием Главы Зырянского сельского поселения Завгороднего Владимира Ивановича,

рассмотрела дело № 070/01/15-32/2022 по признакам нарушения Администрацией Зырянского сельского поселения Зырянского района (ОГРН: 1057005451403, дата присвоения ОГРН: 17.12.2005, ИНН: 7005006337, КПП: 700501001, юридический адрес: 636850, Томская область, Зырянский район, с. Зырянское, ул. Советская, д.10, глава Зырянского сельского поселения Томской области – З) части 1 статьи 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании документов, находящихся в деле №070/01/15-32/2022, письменных пояснений Комиссией Томского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) установлены следующие обстоятельства.

Между исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Зырянского сельского поселения - Администрацией Зырянского сельского поселения  (далее – Администрация, Ответчик) и Обществом с ограниченной ответственностью Строительно-Монтажное Предприятие «Чулымское» (ИНН 7012005831, ОГРН 1087025000853) (далее - ООО СМП «Чулымское») заключены договоры аренды на имущественные комплексы по выработке и передаче тепловой энергии № 129-ЗСП/2020 от 01.06.2020 г., № 130-ЗСП/2020 от 01.06.2020 г., № 61-ЗСП/2021 от 01.05.2021 г., № 60-ЗСП/2021 от 01.05.2021 г., № 190-ЗСП/2019 от 10.09.2019 г., № 189-ЗСП/2019  от 10.09.2019 г. сроком на 11 месяцев без проведения конкурентных процедур.

Также между Администрацией Зырянского сельского поселения и Обществом с ограниченной ответственностью «Аква-Сервис» (ИНН 7005007193, ОГРН 1127025000090) (далее - ООО «Аква-Сервис») заключены договора аренды сроком на 11 месяцев без проведения конкурентных процедур:

- на имущественные комплексы по добыче, транспортировке и распределению воды № 207/1-ЗСП/2019 от 01.09.2019 г., № 197-ЗСП/2019 от 01.09.2019 г., № 126-ЗСП/2021 от 01.08.2021 г., № 94-ЗСП/2021 от 01.07.2021 г.;

- на имущественные комплексы по водоподготовке и водоснабжению № 223-ЗСП/2021 от 26.11.2021 г.;

- на имущественные комплексы по водоотведению № 95-ЗСП/2021 от 01.07.2021 г., № 127-ЗСП/2021 от 01.08.2021 г.

Согласно техническим паспортам (выпискам из технического паспорта, кадастровому паспорту) на:

- сооружения (теплосеть, инвентарный номер 69:220:0001:16:03579);

- нежилое здание (инвентарный номер 69:220:0001:16:02234);

- нежилое здание (инвентарный номер 69:220:0001:16:02171:2001);

- нежилое здание (инвентарный номер 69:220:0001:16:02670);

- нежилое здание (инвентарный номер 69:220:0019:16:02678);

- сооружения (теплосеть, инвентарный номер 69:220:0019:16:03822);

- сооружения (теплосеть, инвентарный номер 69:220:0001:16:03577);

- сооружения (теплосеть, инвентарный номер 69:220:0001:16:03581);

- сооружения (теплосеть, инвентарный номер 69:220:0001:16:03576);

- сооружения (теплосеть, инвентарный номер 69:220:0001:16:03578);

- нежилое здание (инвентарный номер 69:220:0001:16:02240);

- нежилое помещение (инвентарный номер 69:220:0001:16:01888:2001), срок ведения в эксплуатацию имущественных комплексов, переданных по договорам аренды, превышает 5 лет.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

На основании ч. 1 ст. 51 Закона о местном самоуправлении, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 17 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями  по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон № 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении); водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ, Закон о водоотведении).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) целью настоящего закона является обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьей 51 Закона о концессионных соглашения.

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения отдельными объектами таких систем, находящимся в муниципальной собственности, осуществляется с учётом требований, установленных ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Закона № 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 Закона 190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные правовые основания передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, закреплены в ч. ч. 1, 3 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ.

Исходя из смысла вышеуказанных норм, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, введённых в эксплуатацию более 5 (пяти) лет назад, при этом, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется при проведении торгов на право заключения концессионных соглашений.

Заключение Администрацией с хозяйствующими субъектами вышеуказанных договоров аренды муниципального имущества без проведения конкурентных процедур, направленных на право заключения именно концессионного соглашения, противоречит требованиям вышеуказанных норм Законов о теплоснабжении, водоотведении и Закона о концессионных соглашениях.

Согласно ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно ст. 606 Гражданского Кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В вышеуказанных определениях концессионного соглашения и аренды имеются существенные различия в их сути и назначении.

В силу действующих договоров аренды на имущественные комплексы (по добыче, транспортировке и распределению воды; водоподготовке и водоснабжению; водоотведению) вышеуказанные хозяйствующие субъекты осуществляют только текущий ремонт имущества, а в случае необходимости капитального ремонта, письменно уведомляют арендодателя в лице Администрации.

В свою очередь, сущность концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого имущества за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих обязательств и, соответственно, обязанности по проведению текущего и капитального ремонта. А также, согласно ч. 8 ст. 23.1 Закона о теплоснабжении, в случае, если организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, тарифы такой организации, устанавливаемые на очередной финансовый год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств такой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы.

Аналогичная норма содержится в ч. 7 ст. 39 Закона о водоснабжении (в случае, если организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности и качества, тарифы этой организации, устанавливаемые, изменяемые или корректируемые на очередной год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств этой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы).

Таким образом, при эксплуатации муниципального имущества в рамках договоров аренды, данные хозяйствующие субъекты не несут существенных расходов на создание и (или) реконструкцию недвижимого имущества, т.к. обязанности по вышеуказанным договорам аренды обязывают общества осуществлять лишь текущий ремонт, затраты на который могут полностью покрываться размером арендной платы или же, учитываться при расчете тарифа для потребителей на соответствующую услугу, не снижая при этом размер необходимой валовой выручки на очередной финансовый год.

Также, требования к проведению конкурсов на право заключения концессионных соглашений по передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях, существенно отличаются от требований по проведению конкурсов на право заключения договоров аренды имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, концессионное соглашение, в отличии от договоров аренды имущества, в большей степени позволяет учитывать публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.

Несоблюдение действующего законодательства, а именно проведение торгов на право заключения договоров аренды по передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Действия Администрации по заключению договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на торгах вместо заключения концессионного соглашения влияют на развитие добросовестной конкуренции, создают преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивают доступ на рынок тепло-, водоснабжения, водоотведения с использованием указанных объектов.

В силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ) сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является одним из признаков ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются.

В статье 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Для квалификации действий (бездействия) субъекта права по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции» необходимо установить:

во-первых, факт совершения компетентным органом запрещенных законом действий (бездействие);

во-вторых, то, что такие действия (бездействие) привели либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Для квалификации действий (бездействия) по ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступлений неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.

Согласно п. 3.2. ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

Согласно вышеперечисленным договорам аренды имущественного комплекса, Администрацией передавалось во временное владение и пользование хозяйствующим субъектам имущественный комплекс по водоподготовке и водоснабжению; водоотведению; по добыче, транспортировке и распределению воды; по выработке и передаче тепловой энергии на территории Зырянского сельского поселения, без проведения конкурсных процедур.

На основании заключаемых Администрацией договоров, хозяйствующие субъекты осуществляли владение и пользование муниципальным имуществом в период с 2019 по 2021 г.г.

01.02.2022 года в связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации Зырянского сельского поселения, выразившихся в заключении вышеуказанных договоров аренды муниципального имущества сроком на 11 месяцев с ООО СМП «Чулымское» и ООО «Аква-Сервис» и передаче имущественных комплексов (объекты теплоснабжения и водоотведения), срок введения в эксплуатацию которых превышает 5 лет, без проведения конкурсных процедур, установленных законодательством о концессионных соглашениях, признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона  № 135-ФЗ Томское УФАС России на основании статьи 39.l Закона  № 135-ФЗ выдало Администрации Зырянского сельского поселения предупреждение о необходимости прекращения указанных действий в срок до 15.08.2022 г. путем:

  1. Уведомления ООО СМП «Чулымское» и ООО «Аква-Сервис» о ничтожности заключенных раннее договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объекты теплоснабжения и водоотведения);
  2. Возврата муниципального имущества в казну, а также, в случае последующей его передачи хозяйствующему/им субъекту/ам в пользование, осуществить такую передачу имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В установленный предупреждением №МН/296 от 01.02.2022 срок в адрес Томского УФАС России поступила информация (вх. №5056 от 18.07.2022) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства посредством направления копий следующих документов:

- соглашение о расторжении договора аренды имущественного комплекса по выработке и передаче тепловой энергии от 01.04.2022 № 53-ЗСП,2022 от 15.05.2022;

- соглашение о расторжении договора аренды имущественного комплекса по выработке и передаче тепловой энергии от 01.04.2022 № 54-ЗСП,2022 от 15.05.2022;

- соглашение о расторжении договора аренды имущественного комплекса по водоотведению № б/н от 01.01.2022;

- соглашение о расторжении договора аренды имущественного комплекса по добыче, транспортировке и распределению воды №126-ЗСП/2021 от 01.08.2021;

- соглашение о расторжении договора аренды имущественного комплекса по водоподготовке и водоснабжению № б/н от 26.11.2021.

Из представленных документов следует, Администрации Зырянского сельского поселения расторгла спорные договоры и заключила новые договоры аренды на муниципальное имущество.

26.07.2022 Томским УФАС России направлен запрос документов и информации №МН/3267 с целью осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Согласно ответу Администрации Зырянского сельского поселения (вх. №5400 от 02.08.2022 г.) в настоящее время в Зырянском сельском поселении жилищно-коммунальные услуги по водоподготовке и водоснабжению (договор аренды №128-ЗСП/2022, б/д, срок аренды 11 месяцев с 01.07.2022 - 01.06.2023), услуги по водоотведению (договор аренды №129-ЗСП/2022, б/д, срок аренды 11 месяцев с 01.07.2022 - 01.06.2023), услуги добыче, транспортировке и распределению воды  (договор аренды №127-ЗСП/2022, б/д, срок аренды 11 месяцев с 01.07.2022 - 01.06.2023) и услуги  по выработке и передаче тепловой энергии (договор аренды №123-ЗСП/2022 от 24.06.2022, срок аренды 11 месяцев с 27.06.2022 — 27.05.2023) оказывает общество с ограниченной ответственностью «АБИКОМ» (далее – ООО «АБИКОМ») (ИНН 7002016087).

Действия Администрации, выразившиеся в заключении с хозяйствующими субъектами – ООО СМП «Чулымское», ООО «Аква-Сервис», ООО «АБИКОМ» договоров аренды, предусматривающих временное владение и пользование муниципальным имуществом – объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в нарушение положений ст. 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» и ФЗ «О концессионных соглашениях», приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, в том числе, могут привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности иными хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.

Фактическое пользование муниципальным имуществом хозяйствующими субъектами на основании вышеуказанных договоров временного владения муниципальным имуществом в нарушение требований действующего законодательства осуществляется с 2019 г. по настоящее время.

Таким образом, хозяйствующим субъектам, которые могли бы использовать муниципальное имущество на основании концессионного соглашения в установленном законом порядке, созданы препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Более того, Ответчик не оспаривает факт, что в период с 2019 по 2022  Администрацией заключались договоры аренды с хозяйствующими субъектами - ООО СМП «Чулымское», ООО «Аква-Сервис», ООО «АБИКОМ»  в отношении объектов коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) на срок 11 (одиннадцать) месяцев без проведения конкурентных процедур, из чего следует, что органу местного самоуправления известно существо вменяемого правонарушения, а также, что нарушение антимонопольного законодательства не устранено по настоящее время.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №103-ФЗ) до момента заключения рассматриваемых договоров прошло более пяти лет.

В соответствии с ч. ч. 5, 6 ст. 5 Закона № 103-ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных ч.ч. 3, 4 ст. 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» и ч.ч. 3, 4 ст. 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, ФЗ «О защите конкуренции».

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

Документов, подтверждающих, что Администрации Зырянского сельского поселения в период с 2019 г. по настоящее время предпринимала действия по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и распоряжению муниципальным имуществом в установленном законом порядке, не представлено.

Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что в установленный срок предупреждение антимонопольного органа не могло быть исполнено.

Между тем Администрацией Зырянского сельского поселения были также представлены следующие документы:

- копия соглашения о расторжении договора аренды имущественного комплекса по выработке и передаче тепловой энергии № 189-ЗСП/2019 от 10.09.2019 г. и копия акта приема-передачи Имущества к соглашению;

- копия соглашения о расторжении договора аренды имущественного комплекса по выработке и передаче тепловой энергии № б/н от 01.08.2018 г. и копия акта приема-передачи имущества к соглашению;

- копия соглашения о расторжении договора аренды имущественного комплекса по выработке и передаче тепловой энергии № 190-ЗСП/19 от 10.09.2019 г. и копия акта к соглашению;

- копия соглашения о расторжении договора имущественного комплекса по выработке и передаче тепловой энергии от 01.04.2022 г. № 54-зсп/2022 и копия акта приема-передачи арендованного имущества;

- копия соглашения о расторжении договора аренды имущественного комплекса по выработке и передаче тепловой энергии от 01.04.2022 г. № 53-зсп/2022;

- копия соглашения о расторжении договор аренды имущественного комплекса по водоотведению № б/н от 01.01.2022;

- копия соглашения о расторжении договора аренды имущественного комплекса по добыче, транспортировке и распределению воды № 126-ЗСП-2021 от 01.08.2021 г. и копия акта приема-передачи имущества к соглашению;

- копия соглашения о расторжении договора аренды имущественного комплекса по водоподготовке и водоснабжению № б/н от 26.11.2021 г. и копия акта приема-передачи имущества к соглашению.

Администрация Зырянского сельского поселения пояснила Комиссии, что по договорам аренды, которые расторгались досрочно, оформлялись соглашения о расторжении, по договорам, срок исполнения которых истекал по договору, оформлению подлежал только акт приема-передачи имущества.

В соответствии с требованиями ч. 5.1 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» Томским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг  теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в границах Зырянского сельского поселения Зырянского района Томской области.

По результатам проведенного исследования состояния конкуренции на товарном рынке услуг теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в географических границах Зырянского сельского поселения Зырянского района Томской области установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.09.2019 г. (ранняя дата заключения договоров аренды с хозяйствующими субъектами) по дату проведения исследования – 06.12.2022, поскольку на момент проведения настоящего исследования информация о проведении конкурсных процедур, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях,  Законом о теплоснабжении, Законом о водоотведении Администрацией Зырянского сельского поселения в отношении имущественного комплекса объектов: по добыче, транспортировке и распределению воды;  по водоподготовке и водоотведению;  выработке и передаче тепловой энергии, находящихся в муниципальной собственности в Томское УФАС России не представлена.

2. Продуктовые границы определены как «услуги теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения».

3. Географические границы определяются как «территория Зырянского сельского поселения Зырянского района Томской области».

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействий) Администрации Зырянского сельского поселения по заключению договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенной для оказания услуг теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без проведения торгов, ограничивала возможности иных хозяйствующих субъектов по выходу на данный товарный рынок, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции на данном товарном рынке.

6 декабря 2022 года за исх. №МБ/5667/22 комиссией Томского УФАС России подготовлено и принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 Закона о защите конкуренции. Лицам, участвующим в деле направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 070/01/15-32/2022, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с часть 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Пояснения, доказательства, доводы в письменной форме  в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, ни от ответчика, ни от заинтересованных лиц в адрес Томского УФАС России за период отложения заседания не поступили.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения дела № 070/01/15-32/2022 не было представлено материалов, свидетельствующих об устранении нарушения Администрацией Зырянского сельского поселения Зырянского района Томской области требований ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, на день принятия настоящего решения Администрацией Зырянского сельского поселения нарушение требований ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не устранено.

Расторжение договоров аренды (№ 129-ЗСП/2020 от 01.06.2020 г., № 130-ЗСП/2020 от 01.06.2020 г., № 61-ЗСП/2021 от 01.05.2021 г., № 60-ЗСП/2021 от 01.05.2021 г., № 190-ЗСП/2019 от 10.09.2019 г., № 189-ЗСП/2019  от 10.09.2019 г., заключенные между Зырянским сельским поселением и ООО СМП «Чулымское»; № 207/1-ЗСП/2019 от 01.09.2019 г., № 197-ЗСП/2019 от 01.09.2019 г., № 126-ЗСП/2021 от 01.08.2021 г., № 94-ЗСП/2021 от 01.07.2021 г., № 223-ЗСП/2021 от 26.11.2021 г., № 95-ЗСП/2021 от 01.07.2021 г., № 127-ЗСП/2021 от 01.08.2021 г., заключенные между Администрацией Зырянского сельского поселения и ООО «Аква-Сервис») и заключение новых договоров аренды (№128-ЗСП/2022 от 30.06.2022, №129-ЗСП/2022 от 30.06.2022, №127-ЗСП/2022 от 30.06.2022, №123-ЗСП/2022 от 24.06.2022 между Администрацией Зырянского сельского поселения и ООО «АБИКОМ») не свидетельствует об устранении нарушения требований ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку описанными действиями не устранена угроза конкуренции.  

Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Таким образом, Комиссия установила в действиях (бездействии) Администрации Зырянского сельского поселения Зырянского района Томской области, выразившихся в заключении договоров аренды имущественного комплекса по водоподготовке и водоснабжению; водоотведению; по добыче, транспортировке и распределению воды; по выработке и передаче тепловой энергии сроком на 11 месяцев с ООО СМП «Чулымское», ООО «Аква-Сервис» и ООО «АБИКОМ» и передаче имущественных комплексов (объекты теплоснабжения и водоотведения), срок введения в эксплуатацию которых превышает 5 лет, без проведения конкурсных процедур, установленных законодательством о концессионных соглашениях, нарушение ч. 1 ст. 15 Закона  № 135-ФЗ Томское УФАС России.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, статьей 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 070/01/15-32/2022 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях (бездействии) Администрации Зырянского сельского поселения Зырянского района Томской области (ОГРН: 1057005451403, дата присвоения ОГРН: 17.12.2005, ИНН: 7005006337, КПП: 700501001, юридический адрес: 636850, Томская область, Зырянский район, с. Зырянское, ул. Советская, д.10) нарушение части 1 статьи 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», не установлены.
  3. Выдать Администрации Зырянского сельского поселения Зырянского района Томской области предписание о принятии мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и устранение его последствий.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии

М.А. Безбородова

 

Члены комиссии

 

М.О. Нижельская

 

 

А.А. Айрих

 

 

Д.В. Черникова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны