Решение б/н решение о прекращении от 14 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

ООО «Горсети»

634012 Томск ул. Шевченко 62а

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/01/10-117/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «08» октября 2020 г. г. Томск

В полном объеме решение изготовлено «14» октября 2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии - А. Р.А. – заместителя руководителя управления;

членов Комиссии: П. С.А. – начальника отдела контроля монополистической деятельности, У. А.А. – ведущего специалиста-эксперта Томского УФАС России, при участии представителей ООО «Горсети» К. М.П. по доверенности от 23.11.2019 № 80, Т. Е.Б. по доверенности от 07.10.2020 г. № 172, Ч. О.И. по доверенности № 155 от 28.07.2020 г., представителя Прокуратуры Ленинского района г. Томска К. Н.А. (удостоверение ТО № 214681), рассмотрев дело № 070/01/10-117/2020, возбужденное в отношении ООО «Горсети» (634012 Томск ул. Шевченко 62а; ОГРН 1037000158513, ИНН 7017081040) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступили материалы прокуратуры Ленинского района г. Томска вх. № 4891 от 20.07.2020 (исх. № 03/6-2020 от 14.07.2020), содержащие указание на нарушение ООО «Горсети» (ИНН 7017081040, адрес 634012 Томск ул. Шевченко 62а) Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при заключении ряда договоров об осуществлении технолоического присоединения к электрическим сетям с заявителями.

По результатам анализа представленных материалов установлено, что ООО «Горсети» при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям предлагает заявителям наименее выгодный расчёт платы. В связи с тем, что действия ООО «Горсети» могли привести к ущемлению интересов неопределённого круга лиц, Томским УФАС России возбуждено дело № 070/01/10-117/2020 в отношении ООО «Горсети».

По итогам рассмотрения дела Комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

Прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка исполнения ООО «Горсети» требований законодательства в сфере электроэнергетики, технологического присоединения. По итогам проверки в Томское УФАС России был направлен ряд договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Из анализа договоров следует, что в ответ на заявки заявителей об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «Горсети» направляют заявителям подписанные со своей стороны договоры, при этом в п. 10 договоров устанавливают размер платы за технологическое присоединение, рассчитанный по наименее выгодной для заявителя ставке. Однако размер платы мог быть рассчитан иначе, в этом случае плата по договорам составила бы меньшую сумму. По мнению прокуратуры, ООО «Горсети» не предоставило заявителям права выбора тарифной ставки для исчисления платы по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, не информировало о возможности выбора ставки.

ООО «Горсети» представили письменные возражения на определение о возбуждении дела, согласно которым у сетевой организации отсутствует обязанность выбирать какую-то определённую ставку платы в случае, когда заявитель не воспользовался своим правом выбора, предлагать заявителю воспользоваться правом выбора при направлении оферты договора. Кроме того, в соответствии с установленным порядком формирования тарифов при заключении договора по виду ставки экономически выгодной конкретному заявителю фактические затраты сетевой организации по реализации мероприятий по технологическому присоединению для данного заявителя, превышающие размер платы, указанный в договоре, в соответствии с положениями Основ ценообразования, формируют выпадающие доходы сетевой организации, которые в дальнейшем учитываются в услугах по передаче электрической энергии путём распределения на всех остальных потребителей данного субъекта РФ (для них тариф увеличивается). В обратном случае разница изымается из необходимой валовой выручки сетевой организации как необоснованно полученный доход, снижая тарифную нагрузку на всех остальных потребителей. Таким образом, сетевая организация не имеет возможности получить излишний доход при любом варианте заключения договора с конкретным заявителем. В заседании представители ООО «Горсети» пояснили, что ООО «Горсети» уведомляют заявителей, желающих заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, о возможности выбора ставки при расчёте платы по договорам, путём вручения памяток, размещения соответствующей информации на стендах в офисе ООО «Горсети», а также на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, на сайте имеется онлайн-калькулятор, где можно предварительно рассчитать стоимость присоединения, выбрав ставку платы и параметры присоединения.

Представитель Прокуратуры Ленинского района г. Томска в заседании пояснил, что заявители, заключившие договоры, были опрошены и сообщили, что их не информировали о возможности выбора ставки платы по договору, самостоятельно рассчитать плату невозможно, сетевая организация не разъясняет заявителям, какой расчёт для них будет лучше. Ранее по данному факту должностные лица ООО «Горсети» были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст.9.21 КоАП РФ.

В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с п. 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией подразумевается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом достаточно доказать возможность наступления таких последствий, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в результате действий заказчика, организатора конкурсных процедур, предпосылки создания преимущественных условий участнику конкурсных процедур.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно п. 7 приказа ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется Заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения. В случае, если Заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Процедура технологического присоединения, утверждённая Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) предусматривает порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения: направление заявителем заявки в сетевую организацию, направление сетевой организацией заявителю заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах. При этом Правила технологического присоединения содержат исчерпывающий перечень документов и сведений, предоставляемых заявителем в сетевую организацию, перечень не содержит информации о выборе заявителем вида ставки платы за технологическое присоединение. Форма заявки утверждена указанными Правилами и также не предусматривает указание заявителем информации о выборе вида ставки платы за технологическое присоединение.

Согласно п. 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Следовательно, сетевая организация не вправе требовать от заявителя выбрать самостоятельно вид ставки платы за технологическое присоединение.

Согласно пп. «г» п. 12(1) Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно.

Согласно п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Правилами технологического присоединения утверждены типовые формы договоров об осуществлении технологического присоединения. При этом утверждённые формы не предусматривают указание в договоре два варианта размера платы за технологическое присоединение (по стандартизированным тарифным ставкам и ставке за единицу мощности). Законодательно также не предусмотрено направление сетевой организацией двух вариантов договоров с различным размером платы за присоединение.

Согласно пп. «д» п. 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия: размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).

Следовательно, сетевая организация обязана направить заявителю договор об осуществлении технологического присоединения, содержащий информацию о размере платы за технологическое присоединение, полностью готовый для подписания заявителем, не содержащий пробелов, разночтений, способных ввести заявителя в заблуждение.

Согласно п. 15 Правил технологического присоединения в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Согласно письму ФАС России от 04.09.2020 г. № ВК/76621/20, ни Правилами № 861, ни Основами ценообразования № 1178 не предусмотрена обязанность сетевой организации при направлении оферты договора предлагать заявителю воспользоваться правом выбора способа расчёта размера платы за технологическое присоединение, поскольку такое право прямо предусмотрено законом.

Из материалов дела следует, что ООО «Горсети» информируют заявителей о возможности выбора ставки платы за технологическое присоединение путём размещения информации на стендах в офисах общества, на официальном сайте, раздаче памяток о способах расчёта платы заявителям. Кроме того, на сайте ООО «Горсети» в разделе «Потребителям» содержится электронный калькулятор, с помощью которого заявитель может самостоятельно рассчитать примерную плату за технологическое присоединение, результат выдаётся в двух вариантах – по ставке платы за единицу мощности и по стандартизированным тарифным ставкам.

Исходя из изложенного, ООО «Горсети» не имеет законной обязанности осуществлять расчёт платы за технологическое присоединение по какой-либо определённой ставке платы (по ставке за единицу мощности или по стандартизированной тарифной ставке), а равно рассчитывать плату за технологическое присоединение сразу по двум ставкам, выбирать наиболее экономически выгодный для конкретного заявителя способ расчёта.

Томским УФАС России не установлено, что ООО «Горсети» отказывают заявителям в выборе вида ставки платы за технологическое присоединение, скрывают информацию о возможности выбора или иными действиями (бездействием) ущемляют интересы неопределённого круга лиц.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 070/01/10-117/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях ООО «Горсети» нарушения ч. 1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Производство по делу № 070/01/10-117/2020 в отношении ООО «Горсети» (634012 Томск ул. Шевченко 62а; ОГРН 1037000158513, ИНН 7017081040) прекратить в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Председатель Комиссии:

 

Р.А. А.

Члены Комиссии:

 

С.А. П.

   

А.А. У.

     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны