Решение №ДА/4190/1 решение от 21 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявитель:

ООО «Эпоха возрождения»

 

 

Заказчик:

ОГАУ «Томсклесхоз»

 

 

Электронная площадка:

РТС-тендер

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-647/2022

 

 19.09.2022                                                                                                                             г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) составе:

 

рассмотрев жалобу (вх.6656 от 08.09.2022) ООО «Эпоха возрождения» (далее – Заявитель, Общество) на действия ОГАУ «Томсклесхоз» (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона «Поставка сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой» (извещение № 32211626239), при участии посредством ВКС представителей Заявителя – Эллерт К.А. (доверенность №11 от 12.09.2022), Игнатенко А.С. (доверенность №10 от 12.09.2022), при участии представителей Заказчика – Кочубей М.В. (доверенность №28 от 14.09.2022), Суязова Н.С.(доверенность №30 от 19.09.2022),

УСТАНОВИЛА:

 

08.09.2022 в адрес Томского УФАС России поступила жалоба ООО «Эпоха возрождения» на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона «Поставка сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой» (извещение № 32211626239). 

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:

1. Заказчик в нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установил в извещении о проведении аукциона требования к представлению в составе заявки конкретных показателей поставляемого товара, что привело к отклонению заявки на участие в аукционе Заявителя;

2. Заказчик неправомерно отклонил заявку на участие в аукционе Заявителя по причине представления согласия на участие в аукционе на фирменном бланке;

3. Заказчик установил в извещении о проведении аукциона требование к способу выращивания сеянцев (в теплице в кассетах ВВС-81 SS), влекущее за собой ограничение допуска к участию в аукционе.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений. 

Заказчик в письменных пояснениях (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение № 32211626239 и документация об аукционе размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) - 19.08.2022.

Объект закупки – «Поставка сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой».

Начальная цена - 19 750 000,00 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 05.09.2022 на участие в закупке было подано 6 заявок, 4 из которых было отказано в допуске к участию в аукционе (в т.ч. ООО «Эпоха возрождения», заявка №2).

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик установил в извещении о проведении аукциона требования к представлению в составе заявки конкретных показателей поставляемого товара, что привело к отклонению заявки на участие в аукционе Заявителя.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке).

В силу пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках 6.1. при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

 

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу пункта 12.2 раздела 12 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе» извещения о проведении аукциона в электронной форме установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе (описание поставляемого товара). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.

Однако, описание предмета закупки и техническое задание приведено Заказчиком с использованием ограничительных частиц «не менее», «до», «не более».

Так, Заказчиком в извещении приведено следующее описание предмета закупки:

«Диаметр стволика у корневой шейки: не менее 2,00 мм; Высота стволика: не менее 12 см.; Почва питомника: субстрат на основе верхового торфа, степень разложения до 20%, влажность не более 65 %, кислотность: pH (H2O)-5,5-6,6».

Между тем, разделом 13 «Требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, который является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик» извещения о проведении аукциона установлено следующее:

«Заявка участника закупки должна содержать описание поставляемого товара, который является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, а именно:

- указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемого товара по каждой товарной позиции ;

- конкретные показатели товара (функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики и иные характеристики и показатели товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика), соответствующие значениям, установленным в описании предмета закупки, в том числе наименование товара, по каждой товарной позиции;

- указание на товарный знак (при наличии) по каждой товарной позиции.

При описании поставляемого товара:

а) должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования характеристик (свойств) и показателей, описание упаковки), в соответствии с обозначениями, установленными в описании предмета закупки;

б) не допускается использование слов, союзов, выражений и обозначений, таких как: «эквивалент», «не менее», «не более», «не хуже», «должен», «или», «до» и иных, не определяющих точно значение характеристики (свойства) и показателя, за исключением случаев, когда такие слова, союзы, выражения и обозначения указываются производителем в сопроводительной документации на товар или на упаковке товара или на товаре».

Аналогичные требования к представлению в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации об аукционе, изложены в пункте 72 Положения о закупке товаров, работ, услуг Областного государственного автономного учреждения «Томское лесохозяйственное производственное объединение», утвержденному протоколом №5 от 14.04.2022 заседания наблюдательного совета ОГАУ «Томсклесхоз» (далее – Положение о закупке).

В силу подпункта 2 пункта 80 Положения о закупке участник аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной пунктом 72 настоящего Положения о закупке, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе сведений об основании отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 05.09.2022 указано, что Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:

«1.Отказать в допуске к участию в аукционе участнику закупки, подавшему заявку на участие в аукционе с идентификационным номером заявки № 2.

Основание: подпункт 2 пункта 80 Положения о закупке (несоответствие информации, предусмотренной пунктом 72 Положения о закупке, требованиям документации об аукционе).

Обоснование причины отклонения:

Документация об аукционе содержит:

- описание предмета закупки, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, установленные заказчиком, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, установленные в разделе 1 документации об аукционе, на основании пункта 65 Положения о закупке;

- требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, установленные в пункте 13.2 раздела 13 документации об аукционе, на основании пунктов 65 и 72 Положения о закупке.

Пунктом 13.2 раздела 13 документации об аукционе установлено, что заявка участника закупки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе (описание поставляемого товара).

Разделом 14 документации об аукционе установлено, что заявка участника закупки должна содержать описание поставляемого товара, который является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, а именно конкретные показатели товара (функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики, размеры и иные характеристики и показатели товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика), соответствующие значениям, установленным в описании предмета закупки, в том числе наименование товара, по каждой товарной позиции.

В нарушение указанных требований документация об аукционе содержит сведения об участнике аукциона.

Разделом 13 документации об аукционе установлено, что при описании поставляемого товара:

а) должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования характеристик (свойств) и показателей, описание упаковки), в соответствии с обозначениями, установленными в описании предмета закупки;

б) не допускается использование слов, союзов, выражений и обозначений, таких как: «эквивалент», «не менее», «не более», «не хуже», «должен», «или», «до» и иных, не определяющих точно значение характеристики (свойства) и показателя, за исключением случаев, когда такие слова, союзы, выражения и обозначения -указываются производителем в сопроводительной документации на товар или на упаковке товара или на товаре.

В нарушение указанных требований документации об аукционе участник в заявке на участие в аукционе предлагает к поставке товар, характеристика (свойства) которого не соответствуют требованиям документации об аукционе, а именно:

- в документации об аукционе указано:

1) «Диаметр стволика у корневой шейки: не менее 2,00 мм», участник предлагает: «Диаметр стволика у корневой шейки: 2,00 мм. и более»;

2) «Высота стволика: не менее 12 см.», участник предлагает: «Высота стволика: 12 см. и более»;

3) «Почва питомника: субстрат на основе верхового торфа, степень разложения до 20%, влажность не более 65 %, кислотность: pH (H2O)-5,5-6,6; Содержание органического вещества: не менее 80%. Содержание питательных элементов: не менее: N-общ.-150 мг/л; Р2О5-150 мг/л; К2О-250 мг/л;  Mg-30 мг/л; Са-120 мг/л; микроэлементы», участник предлагает: «Почва питомника: субстрат на основе верхового торфа, степень разложения до 20%, влажность не более 65 %, кислотность: pH (H2O)-5,5-6,6; Содержание органического вещества: не менее 80%. Содержание питательных элементов: не менее: N-общ.-150 мг/л; Р2О5-150 мг/л; К2О-250 мг/л;  Mg-30 мг/л; Са-120 мг/л; микроэлементы».

Заявитель указал, что предметом закупки является растение – сеянец, который не может иметь конечные конкретные показатели ввиду того, что является растущим и изменяет свои характеристики в большую сторону с течением времени.

В свою очередь, почва питомника в процессе использования имеет изменчивые характеристики, но с сохранением интервала допустимых значений, в связи с тем, что до замера влияет период прошедший от даты последнего внесения удобрения, количества осадков на поле закаливания в этот период, температурные и иные характеристики атмосферы.

Согласно извещению о проведении аукциона поставляемый товар должен иметь паспорт на посадочный материал в соответствии с «ГОСТ 56-98-93. Отраслевой стандарт. Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия» (далее - Стандарт).  

На заседании Комиссии было установлено, что данный Стандарт не предусматривает конкретных значений.

Однако, как указывалось ранее, пункт 12.2 раздела 12 извещения о проведении аукциона содержит требование о том, что заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе (описание поставляемого товара).

Таким образом, Заказчик установил в извещении о проведении аукциона противоречивые требования, а именно, требования к указанию конкретных показателей поставляемого товара в составе заявки, соответствующих значениям, установленным в документации об аукционе, что привело к отказу в допуске к участию в аукционе ООО «Эпоха возрождения».

Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком подпункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Довод жалобы обоснован.

 

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно отклонил заявку на участие в аукционе Заявителя по причине представления согласия на участие в аукционе на фирменном бланке. 

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе сведений об основании отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

 

В соответствии с частью 21 статьи 3.4 Закона о закупках в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Как указывалось ранее,  в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 05.09.2022 указано, что Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:

«1.Отказать в допуске к участию в аукционе участнику закупки, подавшему заявку на участие в аукционе с идентификационным номером заявки № 2.

Основание: подпункт 2 пункта 80 Положения о закупке (несоответствие информации, предусмотренной пунктом 72 Положения о закупке, требованиям документации об аукционе).

В нарушение указанных требований документация об аукционе содержит сведения об участнике аукциона».

Согласно подпункту 1 пункта 12.2 извещения о проведении аукциона и пункту 72 Положения о закупке,  первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 80 Положения о закупке участник аукциона не допускается к участию в нем в случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, сведений об участнике такого аукциона.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что заявка ООО «Эпоха возрождения» была отклонена в том числе в связи с предоставлением в составе первой части заявки согласия на участие в закупке на фирменном бланке.

Как было установлено на заседании Комиссии, согласно представленным Заказчиком и оператором электронной площадки сведениям, в составе первой части заявки на участие в аукционе Заявитель подтвердил согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе на фирменном бланке ООО «Эпоха возрождения».

Представитель Заявителя пояснил, что не имел технической возможности представить указанные сведения в иной форме. Однако, по мнению Комиссии Томского УФАС России, у Заявителя имелась возможность представить данные сведения на листе без использования фирменного бланка.

Представители Заявителя согласились с доводами Комиссии.

Таким образом, заявка ООО «Эпоха возрождения» на участие в аукционе в части представления согласия на участие в аукционе на фирменном бланке была отклонена Заказчиком правомерно.

Однако, как следует из содержания протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 05.09.2022 Заказчик указал лишь сам факт представления в составе заявки информации об участнике, указание на вышеуказанное положение документации, которому не соответствовала заявка Заявителя, Заказчиком в протоколе не отражено. 

Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

 

 

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик установил в извещении о проведении аукциона требование к способу выращивания сеянцев (в теплице в кассетах ВВС-81 SS), влекущее за собой ограничение допуска к участию в аукционе.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В извещении о проведении аукциона в электронной форме указаны требования к значениям показателей. Одним из таких требований является способ выращивания: в теплице в кассетах BBC-81 SS на поддонах для воздушного обрезания корней, закрытая корневая система.

Как пояснил на заседании Комиссии представитель Общества, кассет марки BBC-81 SS не существует, тем не менее, как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участники с идентификационными номерами №1 и №5 допущены к участию в аукционе.

Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки, указанные участники аукциона предложили к поставке товар, способ выращивания которого в теплице в кассетах BBC-81 SS.

Как пояснил на заседании Комиссии представитель Заказчика, извещение о проведении аукциона в части требований к поставляемому товару, а именно способу выращивания товара содержит опечатку, поскольку подразумевались кассеты BCC-81 SS.

Таким образом, Заказчик, установив в извещении о проведении аукциона требования, которые не могут быть удовлетворены участниками аукциона, нарушил пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод жалобы обоснован.

Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной.

В связи с тем, что установленные нарушения повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о необходимости в выдаче предписания.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Эпоха возрождения» на действия ОГАУ «Томсклесхоз» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона «Поставка сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой» (извещение № 32211626239)  обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 3, подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3.      Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны