Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной от 20 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявителю:

ООО «МЧС ГО ЭКРАН»

620137 Екатеринбург ул. Советская 46 оф. 4

620062 Екатеринбург а/я 164

info@ekran-ural.ru

Заказчику:

ПАО «Томская распределительная компания»

634000, г. Томск, пр-кт Кирова, 36

MishkinaAA@trk.tom.ru

trk@trk.tom.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-40/2020

18 марта 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- Б., заместителя руководителя управления;

членов комиссии:

- В., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

- У., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев дело № 070/07/3-40/2020, возбужденное по жалобе ООО «МЧС ГО ЭКРАН» (вх.  № 1580 от 10.03.2020 г.) на действия заказчика – ПАО «Томская распределительная компания» (ИНН 7017114672) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Средства защиты индивидуальные» (извещение № 32008940909), в присутствии представителей Заказчика М. по доверенности № 19 от 13.02.2020 г., Ш. по доверенности № 18 от 13.02.2020 г., М. по доверенности № 146 от 25.12.2017 г., в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом извещённого о времени и месте заседания комиссии по рассмотрению жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступила жалоба ООО «МЧС ГО ЭКРАН» (далее – Заявитель) (вх. № 1580 от 10.03.2020 г.) на действия заказчика – ПАО «Томская распределительная компания» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Средства защиты индивидуальные» (извещение № 32008940909).

По мнению Заявителя, Заказчик при проведении указанной закупки допустил нарушение законодательства, Положения и закупках Заказчика, указав на товарный знак предполагаемого к закупке товара без указания возможности предоставления эквивалента, предъявив к закупаемому товару – самоспасателю фильтрующему – избыточные требования, которые не соответствуют ТР ТС 019/2011, ГОСТ Р 53261-2009.

В заседание Комиссии Заявитель, надлежащим образом извещённый о времени и месте заседания комиссии, представителя не направил, жалоба рассмотрена без участия Заявителя.

Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, предоставили письменный отзыв на жалобу, в заседании комиссии пояснив, что заказчик, согласно ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, может указывать в документации о закупке требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к размерам товара. Заказчиком в документации указаны технические требования к самоспасателю фильтрующему, отвечающие потребностям заказчика. Предъявленные требования не являются избыточными, невыполнимыми, отражают фактическую потребность заказчика. Наоборот, не указывая конкретных требований к товару, не будет достигнута основная цель закупки – удовлетворение потребностей заказчика. Указание на товарный знак, технические характеристики товара само по себе не влечёт необоснованного ограничения количества участников закупки. Самоспасатель Феникс-2 используется ПАО «ТРК» с 2016 г., выбор самоспасателя обусловлен его оптимальным соотношением цена-качество. Сотрудники ПАО «ТРК» уже имеют опыт работы с самоспасателем. Феникс-2 соответствует ТР ТС 019/2011, что подтверждается сертификатом соответствия. Самоспасатель не соответствует ГОСТ Р 53261-2009, так как не предназначен для сотрудников подразделений пожарной охраны и подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, заявитель не является участником закупки, в связи с чем не в праве обжаловать действия заказчика. В связи с изложенным, представители заказчика просили признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Следовательно, жалоба ООО «МЧС ГО ЭКРАН» подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель не является участником закупки (заявку не подавал). Согласно разъяснениям ФАС России, сложившейся судебной практикой, любое лицо, не являющееся участником закупки, вправе обжаловать действия заказчика, организатора торгов при организации торгов, размещении информации о торгах, если эти действия совершены до окончания срока подачи заявок и нарушают права и законные интересы такого лица. Жалоба поступила в Томское УФАС России 10.03.2020 г. в 16:10 часов, срок окончания подачи заявок на участие в закупке 10.03.2020 в 12:30 по московскому времени (16:30 часов по томскому времени). Жалоба поступила до окончания срока подачи заявок, рассматриваемые действия совершены заказчиком до окончания срока подачи заявок, следовательно, Заявитель вправе их обжаловать в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при осуществлении закупок руководствуется действующим законодательством, Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупках).

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 3.4 извещения о проведении запроса котировок закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случае, если заявка не соответствует требованиям Технического задания.

Согласно Техническому заданию (Приложение № 4) к закупке предполагается самоспасатель фильтрующий Феникс-2 (п. 14 Технического задания) без указания слов «или эквивалент», указаны технические, функциональные характеристики самоспасателя, габариты товара.

Согласно свидетельству о государственной регистрации RU № 198806, обозначение «Феникс» зарегистрировано в качестве товарного знака, знака обслуживания.

Из изложенного следует, что Заказчик в документации о закупке (в Техническом задании) указал на товарный знак закупаемого самоспасателя, без указания слов «или эквивалент», в связи с чем комиссией принимается довод заявителя в части необходимости указания слов «или эквивалент» при указании товарного знака закупаемого самоспасателя Феникс-2.

Согласно сертификату соответствия RU № 0150745, самоспасатель фильтрующий Феникс-2 соответствует требованиям ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», срок действия с 17.04.2019 по 16.04.2024.

Согласно письму № 19-2-4-4521 от 07.11.2016 г. Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, средства индивидуальной защиты от химических факторов, в том числе фильтрующие самоспасатели, используемые при пожарах, должны соответствовать исключительно требованиям ТР ТС 019/2011, в случаях, если они не используются для защиты органов дыхания сотрудников подразделений пожарной охраны и подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий ЧС.

Согласно пояснениям Заказчика, самоспасатель фильтрующий Феникс-2 не используется для защиты органов дыхания сотрудников подразделений пожарной охраны и подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий ЧС, так как сотрудники Заказчика не входят в подразделения пожарной охраны, он используется только при эвакуации сотрудников в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах Заказчика. Заказчику требуются самоспасатели, обеспечивающие кратковременную защиту сотрудников и соответствующие требованиям ТР ТС 019/2011.

Исходя из изложенного, самоспасатель фильтрующий Феникс-2 должен соответствовать только ТР ТС 019/2011. Следовательно, утверждение заявителя о том, что необходимо установить требование к самоспасателям об их соответствии ГОСТ Р 53261-2009, не находит своего подтверждения и отклоняется комиссией.

Заявитель указывает на то, что изготовление капюшона из полиамидной плёнки не предусмотрено ГОСТ Р 53261-2009 и ТР ТС 019/2011.

Однако, как указано выше, самоспасатель Феникс-2 соответствует ТР ТС 019/2011, что подтверждается сертификатом, в связи с чем довод заявителя комиссией отклоняется.

Заявитель в жалобе указывает на то, что на рынке отсутствуют другие самоспасатели, которые бы соответствовали требованиям, установленным в документации, что исключает конкуренцию при проведении закупки.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалоб на процедуру проведения закупок в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции полномочна рассматривать жалобы заявителей в части нарушений, перечисленных в ч. 10 ст. 3 Закона 223-ФЗ. Действия заказчика по исключению конкуренции при проведении закупки рассматривается в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Комиссия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на процедуру проведения закупок в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не обладает полномочиями по рассмотрению доводов заявителя относительно ограничения конкуренции при установлении требований к предмету закупки. Это соответствует сложившейся судебной практике по рассмотрению жалоб. Кроме того, заявителем не представлено доказательств ограничения конкуренции при проведении закупки.

Комиссией Томского УФАС России в действиях ПАО «Томская распределительная компания» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Средства защиты индивидуальные» (извещение № 32008940909) выявлено нарушение в части указания на товарный знак предполагаемого к закупке товара без указания слов «или эквивалент».

На основании изложенного, жалоба заявителя подлежит удовлетворению.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «МЧС ГО ЭКРАН» на действия заказчика ПАО «Томская распределительная компания» (ИНН 7017114672) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Средства защиты индивидуальные» (извещение № 32008940909) обоснованной.
  2. Выдать ПАО «Томская распределительная компания» (ИНН 7017114672) предписание об устранении допущенных нарушений.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии Б.

Члены Комиссии: В., У.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны