Решение №ИК/2527/24 Решение по делу №070/07/3.4-296/2024 от 27 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №070/07/3.4-296/2024

 

ООО «Здравмедпоставка» 454018, Челябинская обл, г. Челябиинск, ул. Чайковского info@zdravmedpostavka.ru Областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница № 3 им Б.И. Альперовича" 634045, г. Томск, ул. Нахимова, 3 zakupki@gb3.ru ООО "РТС-тендер" 121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж, помещение 1 ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3.4-296/2024

23.04.2024 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя:

Саубановой И.М.

 

- начальника отдела контроля органов власти и торгов;

Членов комиссии:

Крыловой К.С.

 

Гараевой И.З.

 

- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов;

- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов;

рассмотрев дело №070/07/3.4-296/2024, возбужденное по жалобе ООО «Здравмедпоставка» (вх. 2832-ЭП/24 от 04.04.2024) на действия Заказчика - ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» при проведении запроса котировок в электронной форме по закупке «Поставка аппарата искусственной вентиляции легких транспортного (CMV, SIMV, CPAP) с дыхательным монитором с оказанием комплекса услуг по его обслуживанию (ввод в эксплуатацию, инструктаж медицинского персонала» (извещение № 32413437909),

при участии посредством ВКС представителя Заказчика – Куковякина А.А. (доверенность №27 от 19.02.2024), при участии посредством ВКС представителя Заявителя – Ким О.В. (доверенность от 26.03.2024),

УСТАНОВИЛА:

 

04.04.2024 Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) Заказчика - ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» при проведении запроса котировок в электронной форме по закупке «Поставка аппарата искусственной вентиляции легких транспортного (CMV, SIMV, CPAP) с дыхательным монитором с оказанием комплекса услуг по его обслуживанию (ввод в эксплуатацию, инструктаж медицинского персонала» (извещение № 32413437909).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: под указанные в Техническом задании характеристики в большинстве параметров и в совокупности подходит товар одного производителя, что приводит к ограничению конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы частично согласен.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме № 32413437909, размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 28.03.2024.

На момент рассмотрения жалобы Договор не заключен.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича», версия 24 от 28.02.2023 (далее-Положение о закупке).

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 20 ст. 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

На основании части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из буквального толкования положений Закона следует, что Заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

Исполнением требований статьи 3 Закона о закупках должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.

Из довода жалобы следует, что указанные характеристики в п.8.5, 11.2, 11.7, 11.8 ТЗ имеются исключительно у Аппарата искусственной вентиляции легкий EVE TR, что влечет к необоснованному ограничению конкуренции.

Заказчик на заседании Комиссии Томского КФАС России сообщил, что частично согласен с доводами жалобы, просит жалобы признать частично обоснованной, выдать предписания для устранения нарушений. Так как, в ходе тщательного изучения руководства пользователя аппарата ИВЛ HAMILTON T1, а также информации, содержащиеся на официальном сайте производителя, пришел к выводу, что у аппарата ИВЛ HAMILTON T1 отсутствует «Отдельная кнопка на передней панели аппарата для старта экстренной вентиляции легких с предустановленными параметрами для взрослых пациентов» и «Отдельная кнопка на передней панели аппарата для старта экстренной вентиляции легких с предустановленными параметрами для детей» (п. 11.7, 11.8 ТЗ) в виде отдельных кнопок, данные функции доступны в настройках данных пациентов через общее мен аппарата.

Комиссией Томского УФАС России в ходе анализа технического задания Заказчика установлено, что из совокупности установленных технических характеристик аппарата, в действительности, требованиям соответствует товар производства аппарата искусственной вентиляции легкий EVE TR.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, Заказчик, установив требования к характеристикам товара, которые соответствуют одному производителю, ограничил доступ для участия в закупке лицам, желающим поставить товар иного производителя. Кроме этого, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара, установленные Заказчиком в техническом задании противоречат части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы, в действиях Заказчика выявлено нарушение части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» предписание об устранении выявленных нарушений. Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 4 Закона №223-ФЗ Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Здравмедпоставка» (вх. 2832-ЭП/24 от 04.04.2024) на действия Заказчика - ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» при проведении запроса котировок в электронной форме по закупке «Поставка аппарата искусственной вентиляции легких транспортного (CMV, SIMV, CPAP) с дыхательным монитором с оказанием комплекса услуг по его обслуживанию (ввод в эксплуатацию, инструктаж медицинского персонала» (извещение № 32413437909) обоснованной.

  2. В действиях Заказчика выявлено нарушение части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать предписание для устранения нарушений.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии И.М. Саубанова

 

Члены Комиссии: К.С. Крылова

 

И.З. Гараева

 

 

 

2024-3152

 

 

Связанные организации

ООО «Здравмедпоставка»
ИНН 7447292282, ОГРН 1197456051759
ОГАУЗ "ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича"
ИНН 7018014649, ОГРН 1027000878640
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666