Решение №НН/388 Жалоба обоснована от 22 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявитель:

ООО «А»

455016, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул.Елькина, д.16/1 стр.1

тел. 8(3519) 58-10-90

office@group-amk.ru

Заказчик:

ООО «Г»

634029, г Томск, пр-кт Фрунзе, дом 9

Телефон: 78126094712

a.kostenko@tender.gazprom.ru

Организатор торгов:

АО "Г"

191028, г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, 10, лит.Б, оф.12

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-09/2021

21 января 2021 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- А, заместителя руководителя управления;

членов комиссии:

-П, начальника отдела контроля монополистической деятельности;

- Н, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи дело № 070/07/3-09/2021, возбужденное по жалобе ООО «А» на действия Заказчика – ООО «Г" (ИНН 7017005289), Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Г» (ИНН 2460040655) при проведении закупки Открытый конкурентный отбор в электронной форме (Газпром) «Выполнение работ по капитальному ремонту транспортных средств и спецтехники для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" в 2021-2023 гг. (с привлечением к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0095/20/5.3/0073044/ТГТомск/К/ГОС/Э/28.11.2020 (извещение ЕИС № 32009737234), с участием представителей Заявителя – по доверенности №21/10 от 19.01.2021г.,  по доверенности №21/013 от 19.01.2021г.; с участием представителя Заказчика –  по доверенности №0104-02/ПД-Б/464 от 01.07.2018г.,  с участием представителя Организатора торгов по доверенности №24 от 04.06.2020г.,

 

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «А» (вх.№113 от 13.01.2021г.) (далее – ООО «А », Заявитель), подало жалобу на действия Заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «Г» (ИНН 7017005289) (далее – ООО «Г», Заказчик), Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Г» (далее – Организатор торгов) (ИНН 2460040655) при проведении закупки Открытый конкурентный отбор в электронной форме (Газпром) «Выполнение работ по капитальному ремонту транспортных средств и спецтехники для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" в 2021-2023 гг. (с привлечением к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0095/20/5.3/0073044/ТГТомск/К/ГОС/Э/28.11.2020 (извещение ЕИС № 32009737234).

По мнению Заявителя, закупочная комиссия при оценке заявок участников закупки допустила нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно: необоснованно и неправомерно произвела анализ и оценку заявок участников конкурентного отбора, необоснованно оценила заявку участника с идентификационным номером 4 и присвоила 81,90 баллов, а также необоснованно занизила оценку заявки участника с идентификационным номером 2 (ООО" А») и присвоила 77,00 баллов. В связи с чем, Заявитель полагает, что действия Организатора торгов, Заказчика направлены на выбор конкретного поставщика. Заявитель просит обязать признать результаты конкурентного отбора незаконными.

В заседание Комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, дополнительно указав, что сопоставление заявок участников производилось в долевом соотношении стоимостной критерий – 20%, нестоимостной – 80%, что противоречит требованиям закупочной документации, согласно которым долевое соотношение между максимально возможными оценками по критериям: стоимостной критерий – 40%, нестоимостной – 60%, что является нарушением действующего законодательства.

Представитель Организатора торгов не согласился с доводами, указанными в жалобе, предоставил письменные возражения, в заседание Комиссии указав, что оценка заявок осуществлялась в строгом соответствии с условиями документации о конкурентом отборе. Согласно документации о конкурентном отборе в рамках оценочной стадии проводится оценка и сопоставление Заявок, а также их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с требованиями Раздела 2 «Оценка и сопоставление Заявок Участников» Приложения 3 «Методика анализа и оценки Заявок Участников», учитывая установленные в нем критерии. В данном разделе указаны как стоимостные, так и нестоимостные критерии оценки заявок участников конкурентного отбора. Для Заказчика важны, помимо цены договора, иные условия исполнения договора, важен, прежде всего, выбор надежного участника, способного осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги) на предусмотренных Заказчиком условиях, иные условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), способность участника закупки удовлетворить потребности заказчика с учетом опыта, квалификации.

При проведении закупки к её участникам были установлены требования, направленные, в том числе, на исключение риска неисполнения договора, а также на обеспечение гарантий надлежащего исполнения обязательства по поставке, не противоречащие Положению и соответствующие цели своевременного и полного удовлетворения потребности Заказчика, установленные положениями ст. 1 Закона о закупках. Учитывая, что оценка заявок участников конкурентного отбора проводится на основании не только стоимостных критериев, предоставление наиболее выгодного коммерческого предложения не является гарантией победы в закупке. Необходимо также набрать баллы и по нестоимостным критериям оценки. Заказчик, устанавливая критерии оценки, преследовал цель определить надежного поставщика, способного обеспечить исполнение обязательств по договору в полном объеме и в установленные сроки. Долевое соотношение между максимально возможными оценками по критериям установлено следующим образом: стоимостной - 20 %, нестоимостной - 80 %. Таким образом, Заявитель ошибочно полагает, что предоставление лучшего коммерческого предложения является гарантией победы в закупке. Кроме того, Заявителем не представлен контррасчёт оценки его собственной Заявки, несмотря на то, что обязанность по доказыванию наличия якобы допущенных нарушений лежит на Заявителе. Данное обстоятельство иллюстрирует, что Заявитель необъективно оценивает свою Заявку и неправильно трактует положения Приложения 3 к Документации о закупке «Методика анализа и оценки Заявок Участников». Более подробно позиция Организатора торгов указана в письменном отзыве, представленном в материалы дела. Также была представлена детальная оценка заявки участника ООО «АМК Стандарт». На сновании изложенного, АО «Газпром закупки» считает жалобу Заявителя необоснованной.

Комиссия, изучив Положение о закупках Заказчика, Документацию конкурентного отбора в электронной форме, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба содержит указание на осуществление Заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ, следовательно, жалоба Заявителя подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик, Организатор торгов при осуществлении закупок руководствуется действующим законодательством, Положением о закупках товаров, работ и услуг.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19 октября 2018 г. №3168 (с изменениями, утвержденными Советом директоров ПАО «Газпром» от 19.11.2019 №337) (далее - Положение о закупках).

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, на основании утвержденного во исполнение части 1 статьи 2 Федерального закона о закупках Положения о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно п.1.2.6. Документации о конкурентном отборе, конкурентный отбор – способ конкурентной закупки, не являющийся торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) в соответствии со статьями 447–449 Гражданского кодекса Российской Федерации или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057–1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила проведения которой регламентируются Положением о закупках, по результатам осуществления которой определяется победитель, наиболее полно соответствующий требованиям документации о конкурентной закупке и подавший заявку, признанную наилучшей по итогам оценки и сопоставления заявок.

В соответствии с п. 14.3.2 Положения о закупках в состав критериев оценки и сопоставления заявок Заказчик (Организатор) вправе указывать как ценовые, в том числе такие подкритерии как цена, расходы, связанные с исполнением договора, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и прочее, так и неценовые критерии, в том числе подкритерии, определяющие качественные, функциональные, экологические и иные характеристики предмета закупки, квалификацию участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом закупки и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации и прочие подкритерии, оценивающие соответствие участника закупки требованиям Заказчика.

Заказчик (Организатор) вправе устанавливать по своему усмотрению иные, не предусмотренные настоящим пунктом критерии (подкритерии) оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости в целях определения степени соответствия участника конкурентного отбора требованиям Заказчика, предусмотренным в документации о конкурентном отборе.

В соответствии с п. 7.7.1 Положения о закупках Организатор проводит анализ Заявки на участие в конкурентной закупке на соответствии формальным требованиям документации о конкурентной закупке, в том числе на наличие и надлежащее оформление документов, определённых документацией о конкурентной закупке.

Организатор на основании рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентном отборе принимает решения в соответствии с требованиями раздела 14.9 Положения и документации о закупке.

Согласно документации о конкурентном отборе в рамках оценочной стадии проводится оценка и сопоставление Заявок, а также их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с требованиями Раздела 2 «Оценка и сопоставление Заявок Участников» Приложения 3 «Методика анализа и оценки Заявок Участников», учитывая установленные в нем критерии.

В разделе 3 «Оценка и сопоставление Заявок Участников» Приложения 3 к Документации указано, что Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев).

Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, Общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.

Для данной закупки максимальный уровень оценки устанавливается в баллах, равных 100 или в процентах, равных 100%.

Сравнительная оценка Заявок на Участников проводится по следующим критериям:

  1. Стоимостной
  2. Нестоимостной

Для каждого критерия применяется коэффициент значимости (Т) в зависимости от долевого соотношения между максимально возможными оценками. Общие оценки по критериям заносятся в графу (S) Сводного протокола балльной оценки Заявки Участника, на основе которых формируется Итоговая оценка по данной Заявке, и в соответствующие графе выставляется Балльная оценка. Балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение Общей оценки на указанный Коэффициент значимости (T x S). Итоговая оценка Заявки Участника определяется как сумма соответствующих Балльных оценок по всем критериям (V).

При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:

Стоимостной

40 %

Нестоимостной

60 %

Всего

100 %

Сводный протокол балльной оценки

п/п

Наименование критерия

Коэффициент значимости
(Т)

Общая оценка по критериям
(S)

Балльная оценка
(V=S*T)

1.

Стоимостной

4

   

2.

Нестоимостной

6

   

Итоговая оценка

10

 

∑ V:

Вместе с тем, в материалы дела Организатором торгов была представлена информация, раскрывающая детальную оценку Заявки Участника ООО «АМК Стандарт», в которой указано, что по критериям заявке Заявителя присвоены следующие баллы:

- по стоимостному критерию, с учетом веса 2 — 20,00 баллов;

- по нестоимостным критериям, с учетом веса 6 - 57,00 балла.

Итого: 77,00 балла и четвертый порядковый номер.

Также представитель ПАО «Газпром закупки» пояснил, что по всем подкритериям Заявке Заявителя присвоено максимальное количество баллов, кроме подкритериев «Опыт выполнения работ, (количество договоров и отзывов к ним), «Записка по управлению системой качества», в связи с чем, в письменных пояснениях предоставлено максимально подробное описание расчета указанных подкритериев.

Из письменных возражений Организатора торгов следует, что оценка сопоставления заявок участников была произведена в долевом соотношении между максимально возможными оценками по критериям: стоимостной – 20%, нестоимостной – 80%.

Изучив Документацию рассматриваемого Открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) «Выполнение работ по капитальному ремонту транспортных средств и спецтехники для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" в 2021-2023 гг. (с привлечением к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0095/20/5.3/0073044/ТГТомск/К/ГОС/Э/28.11.2020, представленные документы, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что Закупочной комиссией ненадлежащим образом осуществлена оценка сопоставления заявок участников торгов, поскольку сопоставление заявок участников закупки производилось в ином долевом соотношении стоимостного и нестоимостного критериев, нежели в долевом соотношении, указанном в Закупочной документации.

Организатор торгов на заседании Комиссии не отрицал данный факт.

При этом Комиссия отмечает, что Заказчик, Организатор торгов должны соблюдать требования Закона №223-ФЗ, Положения о закупках, Закупочной документации, в данном случае закупочной комиссией Организатора торгов было проигнорировано данное требование.

Часть 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ запрещает предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Закупочная комиссия, осуществив оценку сопоставления заявок участников торгов, в том числе, и заявку Заявителя в ином долевом соотношении стоимостного и нестоимостного критериев, нежели в долевом соотношении, указанном в Закупочной документации, нарушила ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России делает вывод о том, что Комиссия организатора торгов –АО «Г» ИНН 2460040655 - произвела оценку заявок на участие в закупке Открытый конкурентный отбор в электронной форме (Газпром) «Выполнение работ по капитальному ремонту транспортных средств и спецтехники для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" в 2021-2023 гг. (с привлечением к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0095/20/5.3/0073044/ТГТомск/К/ГОС/Э/28.11.2020 с нарушением требований действующего законодательства, Положения о закупках заказчика, нарушив тем самым ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия делает вывод об обоснованности довода подателя жалобы – ООО «АМК Стандарт».

Выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия установила, что договор на выполнение работ по капитальному ремонту транспортных средств и спецтехники для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" в 2021-2023 гг. (с привлечением к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0095/20/5.3/0073044/ТГТомск/К/ГОС/Э/28.11.2020 № БС01/1009/20 от 13.01.2021 заключен.

Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 1812/06, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке. Следовательно, у Комиссия Томского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении допущенного нарушения.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, руководствуясь ч. 17, 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «А» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Г» (ИНН 2460040655) при проведении закупки Открытый конкурентный отбор в электронной форме (Газпром) «Выполнение работ по капитальному ремонту транспортных средств и спецтехники для нужд ООО "Газпром трансгаз Томск" в 2021-2023 гг. (с привлечением к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0095/20/5.3/0073044/ТГТомск/К/ГОС/Э/28.11.2020 (извещение ЕИС № 32009737234) обоснованной.
  2. Признать АО «Г» нарушившим ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
  3. Предписание об устранении допущенных нарушений, указанных в настоящем решении, не выдавать.
  4. Передать соответствующему должностному лицу Томского УФАС России материалы дела № 070/07/3-09/2021 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны