Решение №КВ/7641 Решение по делу № 02-10/131-18 от 21 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №02-10/131-18

 

РЕШЕНИЕ

 17 декабря 2018                                                                                                                г. Томск

 

 

 

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия, Комиссия Томского УФАС России), в составе:

председателя Комиссии: В.И. Шевченко – руководителя управления;

членов комиссии: В.А. Константинова – главного специалиста–эксперта отдела контроля монополистической деятельности,  Е.А. Пятериковой –  специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев материалы дела №02-10/131-18, возбужденного по жалобе ООО «Экосфера» на действия заказчика – ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли 6 блока (над помещениями приемного покоя и зала свиданий), расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 96 (извещение 31807215017),

в присутствии представителей:

заказчика – ОГАУЗ «ТОКБ» В. (доверенность);

заявителя – ООО «Экосфера» Т. (доверенность),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба ООО «Экосфера» (вх.№7881 от 06.12.18) на действия заказчика – ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» (далее ОГАУЗ «ТОКБ») при проведении запроса предложений в электронной форме «Выполнение работ по капитальному ремонту кровли 6 блока (над помещениями приемного покоя и зала свиданий), расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 96» (извещение 31807215017), размещено на официальном сайте 28.11.2018.

          В жалобе заявитель сообщает, что в соответствии с п.10.1 документации о запросе предложений заказчиком установлено требование к участникам:

- соответствие  требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся предметом закупки;

- наличие действующего свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией на следующие виды работ:

111. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), стоимость по одному договору не менее начальной (максимальной) цены договора:

33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Требование установлено в соответствии с Градостроительным кодексом (далее – ГрК РФ), Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

           Кроме того, в п.2.2 ч.2 Документации о запросе предложений заявка на участие в запросе предложений должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника запроса предложений  требованиям, установленным пп.1 п.10.1 раздела 10 документации о запросе предложений, а именно наличие действующего свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией на указанные виды работ.

           Вместе с тем, в связи с внесенными изменениями в ГрК РФ  Федеральным законом от 03.07.2016 № 372 с 01.07.2018 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказываю влияние на безопасность объектов капитального строительства, включенных в перечень Приказа Минрегиона от 30.12.2009 № 624 на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (СРО).

          Таким образом, заявитель считает, что заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.

 На основании изложенного, заявитель просит обязать заказчика исключить неправомерно установленное требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

 Представитель заказчика – ОГАУЗ «ТОКБ» не согласился с доводами жалобы, и указал в письменном пояснении, что в соответствии с п.3.11 Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279 «Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных планов и сооружений», к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим.

Согласно Локально-сметному расчету № 02-01-01 (приложение № 1 к документации) работы, указанные в смете, относятся к капитальному ремонту.

Согласно ч.2 ст.52 ГРК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания , должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическим лицами, которые являются членами саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то обязательным требованием к участнику запроса предложений является членство в саморегулируемой организации.

На основании изложенного, представитель заказчика считает жалобу необоснованной.

Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы жалобы и предоставленные документы, письменные пояснения заказчика, заслушав представителей заявителя, и заказчика, считает установленным следующее.

Антимонопольный орган рассматривает по правилам ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции). Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель). Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч.1 ст.23 Закона о защите конкуренции (части 2, 4, 20 ст.18.1 Закона).

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика ОГАУЗ «ТОКБ» регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОГАУЗ «ТОКБ», утвержденного Наблюдательным советом ОГАУЗ «ТОКБ» (протокол № 19 от 13.04.2017) (далее – Положение о закупке).

Таким образом, ОГАУЗ «ТОКБ» при осуществлении закупок руководствуется законом № 223-ФЗ и Положением о закупке.

28 ноября 2018 года ОГАУЗ «ТОКБ» разместило на официальном сайте Единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru) извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли 6 блока (над помещениями приемного покоя и зала свиданий) расположенного по адресу г. Томск, ул. И. Черных, 96, с начальной (максимальной) ценой договора 5 960 866, 54 рублей (извещение № 31807215017).

 Изучив Положение о закупках, документацию об аукционе, заслушав доводы сторон, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п.1 ч. 10 Положения о закупке, заказчиком при осуществлении закупки, устанавливаются требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

Согласно пп «а» пп.1 п.10.1 ч. 10 документации о запросе предложений заказчиком установлено следующее требование - наличие действующего свидетельства о допуске к работам выданного саморегулируемой организацией на следующие виды работ: Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).    

           Кроме того, в документации о запросе предложений указано, что «Требование установлено в соответствии с Градостроительным кодексом (далее – ГрК РФ), Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Приказ № 624), с перечислением видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в соответствии с настоящим приказом.

Согласно ч.1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.2.1 ст.52 ГрК РФ Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Предметом запроса предложений является выполнение работ по капитальному ремонту кровли с начальной (максимальной) ценой договора 5 960 866, 54 рублей.  Согласно Приложения 8 к Постановлению Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 установлены виды работ: переустройство крыш в связи с заменой материала кровли.

В соответствии с п.14.1 ст.1 ГрК РФ  капитальный ремонт объектов капитального строительства представляет собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций.

          Согласно ч.2 ст.52 ГрК РФ  работы по договорам о капитальном ремонте объектов капитального строительства заключенным  с лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

        Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к  выводу, что при выполнении капитального ремонта  на объекте капитального строительства обязательным требованием в запросе предложений должно быть указано членство в саморегулирумой организации (СРО) с предоставлением выписки из реестра членов СРО, без установления требования о предоставлении свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, установленного Приказом № 624. Так, в составе трех поступивших заявок на участие в запросе котировок, представлены выписки из реестра членов СРО.

         Вместе с тем, в связи с вступлением в силу с 01.07.2017 Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования о выполнении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на основании выданных саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, утратили силу.

Таким образом, установление заказчиком в документации о запросе предложений требования о наличии действующего свидетельства о допуске к работам выданного саморегулируемой организацией на следующие виды работ: Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (Приказ № 624), неправомерно.

Таким образом, на основании изложенного имеются основания для выдачи заказчику предписания об отмене итогового протокола запроса предложений  от 13.12.2018, внесения изменений в документацию, исключив требование о предоставлении участниками запроса предложений свидетельства СРО и продлении срока подачи заявок на участие в запросе предложений.

 На основании изложенного, руководствуясь, чч.20, 23 ст.18.1, Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

 

       1. Признать жалобу ООО «Экосфера» на действия заказчика ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» при проведении запроса предложений «Выполнение работ по капитальному ремонту кровли 6 блока (над помещениями приемного покоя и зала свиданий), расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 96 (извещение 31807215017), обоснованной.

         2. Выдать заказчику предписание об отмене итогового  протокола от 13.12.2018 и внесении изменений в документацию о запросе предложений, продлении срока подачи заявок на участие в запросе предложений.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке, предусмотренном ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны