Решение (комиссия) №307/23 решение от 19 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИСТЕМА ПЛЮС" 660012, КРАЙ КРАСНОЯРСКИЙ, - Красноярск, - СЕМАФОРНАЯ, Д. 191, КВ. 109 2951544_s@bk.ru МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ГОРОДА ТУЛЫ" 300002, ТУЛЬСКАЯ ОБЛ, Г ТУЛА, УЛ ДЕМИДОВСКАЯ, ДОМ 56, КОРПУС 1 BabayanAG@cityadm.tula.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-10/2023

16.01.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального учреждения "Центр гражданской защиты и спасательных работ города Тулы" (далее – Заказчик, Учреждение) (вх. № 64/23 от 10.01.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «СИСТЕМА ПЛЮС» (далее – Общество, ООО «СИСТЕМА ПЛЮС», Поставщик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 06.12.2022 № 2022.112607 на поставку раскладушек с матрасом для обеспечения в пункт временного размещения (закупка № 0166300024722000831) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронныхплощадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии посредством видеоконференцсвязи:

 начальника Учреждения на основании приказа;

 представителя Общества на основании доверенности;

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «СИСТЕМА ПЛЮС» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку раскладушек с матрасом для обеспечения в пункт временного размещения (далее – Закупка, электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

06.12.2022 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 1 502 787,00 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется в установленный срок поставить раскладушки с матрасом (далее – товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение № 1 к Контракту), Описанием объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, и с условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Срок поставки товара согласно пунктам 4.1, 4.2 Контракта: в течение 14 календарных дней с момента заключения контракта.

Поставщик осуществляет поставку товара, в рабочее время Заказчика с 8.00 до 16.00, своими силами, средствами и транспортом по адресу (место поставки): город Тула, ул. Веневское шоссе, д.4, корп.17 А.

В соответствии с Приложением № 2 к Контракту к поставке необходим следующий товар:

 

п/п

Наименование поставляемого товара

Единица измерения товара

Количество

товара

1.

Раскладушка

шт

650

Разделом 5 Контракта установлен порядок приемки товара, разделом 6 – права и обязанности сторон.

В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок его действия: с момента заключения до «31» декабря 2022 г. (срок действия контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств поставщика по контракту, оплаты за поставленные товары).

Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.

Из представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, и устных пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, установлено следующее.

20.12.2022 Обществом осуществлена поставка товара Заказчику, посредством единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчику направлены документы о приемке.

20.12.2022 Заказчиком составлен мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара № 1, в котором указано, что в результате проведенной (внутренней) экспертизы товара Заказчиком установлено, что в паспорте на товар отсутствует адрес завода изготовителя, что не позволяет уточнить у производителя соответствие техническим характеристикам по нагрузке согласно условиям Контракта, а также не представлена выписка из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

В мотивированном отказе от подписания акта приемки-передачи товара от 20.12.2022 № 1 указано, что повторную приемку товара необходимо осуществить в срок не позднее 25 декабря 2022 г.

20.12.2022 в адрес Поставщика направлена претензия, согласно которой Заказчик указывает, что поставка товара по Контракту должна быть выполнена до 19 декабря 2022, в связи с просрочкой исполнения обязательств Заказчиком начислены пени.

21.12.2022 Учреждением составлено заключение экспертизы силами Заказчика, в котором также указано, что в результате проведенной (внутренней) экспертизы товара Заказчиком установлено, что в паспорте на товар отсутствует адрес завода изготовителя, что не позволяет уточнить у производителя соответствие техническим характеристикам по нагрузке согласно условиям Контракта, а также не представлена выписка из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

22.12.2022 Общество предложило Заказчику рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон.

Ответа на данное предложение от Заказчика в адрес Общества не поступало.

Вместе с тем 22.12.2022, до окончания установленного в мотивированном отказе срока проведения повторной приемки товара, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 12.2 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;

- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- невыполнения поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;

- неоднократного (от двух и более раз) нарушения поставщиком сроков поставки товаров;

- если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;

б) при определении поставщика Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

В связи с тем, что Общество в установленный срок не исполнило свои обязательства по Контракту, 22.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором указано что в результате проведенной (внутренней) экспертизы товара Заказчиком установлено, что в паспорте на товар отсутствует адрес завода изготовителя, что не позволяет уточнить у производителя соответствие техническим характеристикам по нагрузке согласно условиям Контракта, а также не представлена выписка из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 22.12.2022 и получено Обществом 22.12.2022.

Поскольку Обществом в срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона, не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия Учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик посчитал, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.

Представитель Общества, участвующий в заседании Комиссии пояснил следующее.

20.12.2022 ООО «СИСТЕМА ПЛЮС» в адрес Заказчика поставлен товар, предусмотренный Контрактом, в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к товару.

В целях исполнения пункта 5.2. Контракта Поставщиком одновременно с товаром направлены Заказчику сопроводительные документы, относящиеся к товару, в том числе выписка из реестра российской промышленной продукции (реестровая запись № 3660\84\2021. Дата внесения в реестр 12.01.2022). Согласно указанной выписке, поставленный товар изготовлен индивидуальным предпринимателем Б. 

20.12.2022 Заказчиком в адрес Поставщика направлен мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара, поставленного по Контракту, в связи с тем, что в паспорте на товар отсутствует адрес завода изготовителя, что не позволяет уточнить у производителя соответствие техническим характеристикам по нагрузке согласно условиям контракта, а также не представлена выписка из реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ.

С доводами Заказчика, изложенными в мотивированном отказе от подписания акта приемки-передачи товара, поставленного по Контракту, ООО «СИСТЕМА ПЛЮС» несогласно, считает отказ Заказчика от приема поставленного товара не законным, не обоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства и условиям Контракта.

Поставленный ООО «Система Плюс» товар соответствует в полном объеме функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара, установленным пунктом 6 Приложения № 2 к Контракту.

Кроме того представитель Общества указал, что адрес изготовителя товара указан в представленном Заказчику сертификате соответствия серии RU № 0172454: 188661.

В связи с изложенным, Общество просило информацию об ООО «СИСТЕМА ПЛЮС» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.

На основании пунктов 1, 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Статьей 484 ГК РФ установлено, что покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Согласно статье 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Как указано пунктом 15 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в том числе в следующих случаях:

если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Вместе с тем, исходя из материалов дела, Комиссией установлено следующее.

1. Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

С учетом положений пункта 4.1 Контракта, а также положений статьи 191 ГК РФ товар должен быть поставлен Обществом в срок до 20.12.2022 включительно, следовательно, товар поставлен Обществом в срок, установленный Контрактом.

2. Комиссия отмечает, что ни в условиях Контракта, ни в Извещении о Закупке не содержится требования о наличии в паспорте на товар адреса завода изготовителя для уточнения у производителя соответствия техническим характеристикам. Комиссией условлено, что адрес изготовителя товара указан в документах о приемке, размещенных Поставщиком в ЕИС, а именно - в сертификате соответствия серии RU № 0172454: изготовитель - Индивидуальный предприниматель Б.

3. В документах о приемке, размещенных в ЕИС и направленных Заказчику, содержится выписка из реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ с реестровой записью № 3660\84\2021 (дата внесения в реестр 12.01.2022) относительно товара, поставка которого была осуществлена в адрес Заказчика.

Комиссией установлено, что в заявке Общества, поданной на участие в Закупке и признанной соответствующей Извещению о Закупке и Закону, содержится информация о поставке товара, имеющего аналогичный номер реестровой записи № 3660\84\2021 (дата внесения в реестр 12.01.2022).

4. Заказчиком не предъявлено претензий относительно ненадлежащего качества поставленного товара, о недостатках, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.

Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

Вывод Управления в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

При этом «автоматическое» включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.

При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

Исходя из представленных документов, объяснений сторон, Комиссией установлено, что Общество не намеревалось не исполнять условия Контракта, было готово поставить товар, осуществляло действия, направленные на исполнение Контракта (заключило договор с ИП Б. (производитель) на поставку товара, осуществило поставку товара в адрес Заказчика в установленный Контрактом срок).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что представленные в материалы дела информация и сведения подтверждают направленность действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО «СИСТЕМА ПЛЮС» недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.

Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.

При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая положения подпункта «в» пункта 15 Правил ведения реестра; вины ООО «СИСТЕМА ПЛЮС», выразившейся в намеренном уклонении от исполнения условий Контракта, Управлением не установлено.

Следовательно, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО «СИСТЕМА ПЛЮС» в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Информацию, представленную Заказчиком в отношении общества с ограниченной ответственностью «СИСТЕМА ПЛЮС»), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-353

 

 

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ГОРОДА ТУЛЫ"
ИНН 7106030872, ОГРН 1027100755703
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИСТЕМА ПЛЮС"
ИНН 2464150257, ОГРН 1192468032107