Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/01-2015 по признакам нарушения АО «... от 6 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

14 октября  2015 года                                                                                                     г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября  2015г.

В полном объеме решение изготовлено 28 октября 2015г.       

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >

при участии лиц:

< --- > – заявителя (паспорт),

заявители < --- >, представитель АО «Тулагоргаз» на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев дело № 02-02/01-2015 по признакам нарушения АО «Тулагоргаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело возбуждено на основании заявлений граждан  oнарушении АО «Тулагоргаз»  антимонопольного законодательства, выразившего в установлении необоснованно высоких цен на установку приборов учета газа в жилых  помещениях многоквартирных домов города Тулы.  Заявители считают,  что стоимость работ не соответствует объемам работ, которые выполняются Обществом при заключении договора на установку прибора учета газа, либо предлагаются к выполнению до заключения договора в процессе согласования стоимости услуги.

В ходе рассмотрения настоящего дела поступило заявление < --- > (вх. № 1928 от 30.03.2015г.) по аналогичному вопросу, которое было приобщено к рассмотрению дела.

Частью 5.1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) на собственников жилых домов, собственников  помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возложена обязанность  по оснащению помещений, домов приборами учета индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ  с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

АО «Тулагоргаз», являясь газораспределительной организацией в Туле, оказывает услуги по установке приборов учета газа гражданам.

При расчетах стоимости работ по установке приборов учета газа АО «Тулагоргаз» применяются цены Прейскуранта, который утверждается руководителем Общества.

Так, согласно выписке из Прейскуранта стоимости работ на установку бытовых узлов учета (с НДС, без стоимости счетчика)  (вх. № 3216 от 08.12.2014г., № 2187 от 06.08.2015г.) стоимость  по кодам работ составляет:

 

 

Код

Вида работ

   Наименование вида работ

Стоимость (руб.)

по состоянию

на 01.12.2014

Стоимость (руб.)

по состоянию  на 03.03.2015

2204 сч

Оформление исполнительской документации на монтаж бытового счетчика без перемонтажа

 

2106,66

 

2120,33

 

2206 сч

Монтаж счетчика в квартире многоэтажного жилого дома

7315,56

7355,55

 

2207 сч.

Перемонтаж при установке счетчиков

3612,23

3558,57

 

2226 сч.

Установка счетчика  в квартире без перемонтажа и стоимости счетчика(2204 сч + 2206 сч)

9422,22

9475,88

 

2228 сч.

Установка счетчика в квартире с перемонтажом без стоимости счетчика  (2204 сч + 2206  сч + по 2207 сч)

13034,45

13034, 45

у2212 сч

Оформление исполнительно -технической документации на монтаж бытового счетчика без перемонтажа газопровода  по упрощенной схеме

 

596,66

 

600, 00

 

 

 у2213 сч.

Монтаж счетчика в квартире по упрощенной схеме

2681,12

2700, 00

 

 2227сч

Установка малогабаритного газового счетчика в квартире (доме) с одним газовым прибором

1100,00

1300,00

 

 

В случаях единовременной оплаты заказчику предоставляется скидка в размере 10 %.

Кроме того, за выезд специалиста на место для обследования и производство замеров взимается плата в размере 288 руб. (с НДС).

Анализ представленных АО «Тулагоргаз» калькуляций стоимости услуг по установке приборов учета газа показывает, что они рассчитаны исходя из себестоимости единицы работ и принятого Обществом  уровня рентабельности.

Комиссия отмечает, что исходя из заложенной в калькуляцию прибыли рентабельность работ по установке  газовых счетчиков АО «Тулагоргаз»  составляла  в 2014 году 25 процентов.

Размер прибыли, а, соответственно, и уровень рентабельности при составлении калькуляции, должны определяться суммой средств, необходимых для обеспечения выполнения оказываемых услуг.

Согласно пояснениям АО «Тулагоргаз» за 9 месяцев 2014 года фактическая рентабельность деятельности по установке газовых счетчиков приборов учета составила 11,9 % (исх. № 3128 от 27.11.2014г.),  по итогам 2014 года – 13,37% (исх. № 470 от 13.02.2015г.).

Включение АО «Тулагоргаз» в стоимость услуги по установке газовых счетчиков для населения рентабельности в размерах более 20%,   свидетельствует о том, что стоимость данных услуг значительно превышает сумму необходимых расходов для выполнения этих  услуг.   

Кроме того, указанный уровень рентабельности превышает уровень, рекомендуемый (10 % для населения, 25 % - для юридических лиц)  Примерным Прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденных ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №  35 (далее –Примерный прейскурант).

АО «Тулагоргаз» в письме исх. № 3128 от 27.11.2014г. ссылается на то, что устаревшие показатели Примерного Прейскуранта не отвечают современным экономическим условиям.

Однако  при расчетах стоимости работ по установке счетчиков  Общество руководствуется данным Примерным Прейскурантом, а именно, использует в расчетах данные по трудоемкости, рекомендуемые данным прейскурантом.

Комиссией исследованы представленные по запросам Управления калькуляции газораспределительных организаций, осуществляющих деятельность в регионах Центрального Федерального округа, выполняющих аналогичные работы по установке газовых счетчиков в помещениях граждан, из которых следует, что уровень рентабельности, заложенный в расчеты для граждан, не превышает 10-12 процентов.

АО «Тулагоргаз» письмом исх. № 470 от 13.02.2015г. поясняет, что, сохраняя в 2015 году цены на работы по установке счетчиков на уровне 2014 года, Общество снизило уровень рентабельности, заложенный в калькуляцию до 12%.

Письмом исх. № 876 от 25.03.2015г. АО «Тулагоргаз» также поясняет, что  «снижение рентабельности по комплексу работ по установке  приборов учета газа не могло привести к  уменьшению стоимости данных работ, так как было вызвано увеличением расходов, необходимых для осуществления деятельности по установке приборов учета».

Анализ калькуляций стоимости услуг по установке приборов учета газа показывает, что в себестоимость включены  затраты на оплату труда основных работников, определенные действующим законодательством отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда, общехозяйственные (накладные) расходы, затраты мастера на оформительскую документацию,  стоимость используемых материалов.

В частности, в калькуляцию стоимости услуг на установку газового счетчика в квартире с перемонтажом  включены следующие статьи в сумме:

материалы – 1845,98 руб

заработная плата 2174,84 руб

накладные расходы 4815,10 руб

итого себестоимость 8836,92 руб

накопления 2209,23 руб

стоимость работ – 11046,15 руб

НДС  - 1988,31 руб

Всего – 13034,45 руб.

 

В расчет по статье «материалы» включены:

- кислород технический газообразный

- проволока сварочная  легированная  

- электроды  (по коду 2226сч – 2 вида электродов)

- ацетилен газообразный технический

а также:

-  нить уплотнительная в количестве 0,5 кг

- сталь листовая оцинкованная толщиной листа 1,5 мм в количестве 0,011902т

- трубы стальные сварные водогазопроводные оцинкованные диаметр условный           – в количестве 0,4 м

-  газопроводы: кронштейны, хомуты, подвески – 0,00155 т

-  сгоны стальные с муфтой и контргайкой, диаметром 15 мм – 2 шт

-  сгоны стальные с муфтой и контргайкой, диаметром  20 мм – 1 шт

- трубопроводы из стальных водогазопроводных неоцинкованных  труб с гильзами и креплениями диаметром 15 мм – 0,5 м

- трубопроводы из стальных водогазопроводных неоцинкованных  труб с гильзами и креплениями диаметром 20 мм – 3,5 м

-  кран шаровой муфтовый диаметром 15 мм  – 2 шт

-  кран шаровой муфтовый диаметром 20 мм  – 1 шт

-  обрезные круги диаметром 125 мм – 1 шт

В расчет стоимости  по установке малогабаритного счетчика статья «Материалы» не включается, поскольку, согласно утверждению Общества, при их установке материалы не используются (исх. № 1267 от 29.04.2015г.).

Согласно письменным пояснениям ЗАО «Тулагоргаз» (исх.№ 3216 от 08.12.2014)  цена  на установку определена на основании состава работ, материалов, действующих  цен и расценок, состава исполнителей, их трудозатрат, расчетной нормой накладных расходов и прибыли исходя из статистических данных о выполнении работ по конкретным адресам. Определенная стоимость является экономически обоснованной усредненной оценкой.  В целях сокращения времени  на выполнение работ и, следовательно, сокращения их стоимости отдельная смета на каждый объект не составляется. Данное утверждение также подтверждается письмом исх.-816 от 25.03.2015, направленным Обществом в адрес Управления.

Таким образом, в  состав статьи «материалы» включаются все материалы и детали, которые могут быть использованы при установке приборов учета газа. 

Комиссией исследованы документы и материалы, представленные заявителями, материалы обследования ряда квартир, в которых  АО «Тулагоргаз» ранее были установлены газовые счетчики (г. Тула, ул. Маршала Жукова, д. 18, кВ. 85; г. Тула, ул. Мезенцева, д. 32, кв. 39; г. Тула, ул. Академика Павлова, д. 1в, кв. 14; г. Тула, ул. Макаренко, д. 9а, кв. 28; г. Тула, ул. Макаренко, д. 15, кв. 117, г. Тула, ул. Макаренко, д. 17, кв. 29).

Ни в одной из квартир заявителей не было израсходовано то количество материалов, которое заложено в калькуляцию.  Представленные в материалах дела схемы и фотографии монтажа счетчиков, листы опроса подтверждают данный вывод. Например, из трех листов опроса заявителей оплативших высокую цену за установку счетчика (11731 руб. с учетом скидки 10%),  ни в одной из квартир не использовался оцинкованный лист, в одной из квартир шаровой кран был куплен заказчиком самостоятельно, в двух квартирах  в качестве уплотнительной нити использовался лен (пакля). Ни в одной из квартир не установлены газопроводы той длины, которая заложена в калькуляцию.

Следовательно, заказчики - физические лица оплачивают эти затраты в полном объеме, независимо от того, применялись или нет данные материалы и детали  при установке газового счетчика в помещении заказчика, т.е., граждане платят не за фактически оказанные услуги, а по установленным прейскурантом Общества    ценам, в которые включены затраты на материалы, как  утверждает Общество, усредненной оценкой.

Кроме того, согласно общим указаниям к Примерному Прейскуранту в цены включена и дополнительно не оплачивается

- стоимость вспомогательных материалов (смазка, мыло, ветошь, шлифовальный порошок);

-   доставки на объект механизмов, материалов, готовых деталей, запасных частей, включая погрузку и разгрузку;

-  перемещения и подноски материалов и приспособлений в пределах зоны производства работ на расстояние до 50 м.;

-  стоимость установки и снятия ограждений и предупредительных знаков.

Однако,  < --- > представлена расшифровка стоимости, из которой следует, что в затраты включаются и вспомогательные материалы, а именно, мыло хозяйственное.  

Анализ материалов, представленных по запросам Управления газораспределительными организациями, осуществляющими деятельность в регионах  Центрального Федерального округа, выполняющими аналогичные работы по установке газовых счетчиков в помещениях граждан, показывает, что материалы, готовые изделия, применяемые при выполнении данных работ, оплачиваются  заказчиками  отдельно исходя из их фактического использования.

В материалах дела имеются документы и информация, представленные таким организациями, к числу которых относятся  ОАО «Рязаньгоргаз»,  ОАО «Газпром газораспределение Калуга»,  ОАО «Газпром газораспределение Орел», которые, заключая договоры подряда с физическими лицами, в смету  включает  материалы отдельной статьей с расшифровкой по видам используемых материалов, т.е., заказчики оплачивают материальные затраты по факту их использования, подтверждением являются сметы, в которых стоимость материалов у заказчиков различная.   

Из Примерного Прейскуранта, которым руководствуется АО «Тулагоргаз»  при установлении цен, следует, что стоимость готовых изделий, материалов,  используемых при выполнении работ, не включается в прейскурантные цены  и согласно Общим указаниям к Прейскуранту должна оплачиваться заказчиком дополнительно по действующим  розничным (договорным)  ценам или по цене изготовления в специализированной мастерской.

О неправомерных действиях АО «Тулагоргаз» по включению в стоимость работ по установке приборов учета газа усредненных  расходов материалов и готовых изделий,  свидетельствуют  также:

-   готовность Общества при несогласии заказчиков с предложенной им ценой подготовить разовые калькуляции на выполнение работ непосредственно по их объектам с точным описанием  необходимых операций и материалов в целях согласования  с ними стоимости работ  (исх. № 3338 от 17.12.2014,  исх. № 1267 от 29.04.2015г.);

-   фактическое выполнение Обществом работ по определению индивидуальной стоимости выполнения работ по установке счетчиков в квартире < --- >

 Следовательно, возможность составления калькуляций в каждом конкретном случае у Общества имеется. 

 

Комиссия считает целесообразным отметить также следующее:

В соответствии с пунктом 11 Порядка при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7-9 Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

Анализ условий договоров на установку приборов учета, представленных Обществом, свидетельствует о том, что в договорах, заключаемых с гражданами, отсутствуют технические условия и перечни мероприятий.

АО «Тулагоргаз», выставляя гражданам стоимость услуги по установке приборов учета газа,  нигде  не расшифровывает перечень мероприятий, тем самым лишает их возможности оценить необходимость выполнения  отдельных этапов работ, полноту их выполнения, фактический  расход применяемых материалов и  их стоимость.

 

Согласно аналитическому отчету АО «Тулагоргаз»  занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по установке (монтажу) индивидуальных приборов учета газа (счетчиков) в географических границах  территории города Тулы, с долей более 50 процентов.

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссией Управления  в действиях (бездействии) АО «Тулагоргаз»  (г. Тула, М.Тореза, д. 5)  выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившихся в навязывании гражданам невыгодных условий при заключении договоров на установку индивидуальных приборов учета газа в квартирах многоквартирных домов, расположенных в г. Туле, а именно: установление Обществом необоснованно завышенной стоимости на предоставление услуг по установке счетчиков  в квартире без перемонтажа  в размере  9475,88 руб.  и по установке счетчиков в квартире с перемонтажом в размере 13034,45 рублей, путем включения в цену на оказание услуг по установке индивидуальных приборов учета газа затрат на материалы, которые не использовались или использовались не в полном объеме.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела (часть 3 статьи 39.1 Федерального закона).

01.10.2015г. Комиссией Управления АО «Тулагоргаз» было выдано предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем установления цены на оказание услуг по установке индивидуальных приборов учета газа, исходя из фактически необходимых затрат (на материалы, работы и др.) при ее оказании, в срок 10 дней с  момента получения настоящего предупреждения.

09.10.2015г. в Управление поступило письмо от АО «Тулагоргаз» (вх. № 5562) об исполнении предупреждения № 2/4667 от 01.10.2015г. о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Во исполнение предупреждения Управления, Обществом предприняты действия по:

- отмене прейскурантных цен на установку газового счетчика в квартире многоэтажного жилого дома без перемонтажа газопровода (без стоимости счетчика) в размере 9475,88 руб. и на установку газового счетчика в квартире многоквартирного жилого дома с перемонтажом газопровода (без стоимости счетчика) в размере 13 034,45 руб.;

- исключению из расчета цен усредненного количества и стоимости материалов;

- установлению порядка, в соответствии с которым стоимость необходимых материалов при расчете цены должна определяться на основании индивидуальных замеров;

- введению в действие цен на установку газового счетчика в квартире многоэтажного жилого дома с перемонтажом без стоимости счетчика и материалов в размере 10 502,22 руб.

В результате увеличения стоимости работ по установке газового счетчика на сумму материальных расходов, определяемых на основании индивидуальных замеров, расходы заказчика в среднем увеличатся не более чем на 500 руб. с учетом НДС.

В подтверждение вышеизложенного АО «Тулагоргаз» представило приказ «Об изменениях в Прейскурант на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства» № 379 от 09.10.2015г.

Исследовав, представленные АО «Тулагоргаз» документы, Комиссия Управления приходит  к выводу об исполнении Обществом предупреждения № 2/4667 от 01.10.2015г. о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Частью 7 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившие предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства  в связи с его устранением.

Учитывая изложенное, и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьей 39.1., частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела прекратить в связи  с исполнением АО «Тулагоргаз» предупреждения Управления от 01.10.2015г. (исх. № 2/4667)

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны