Решение б/н РЕШЕНИЕ от 16 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 5 июня  2015г.

В полном объеме решение изготовлено 16 июня 2015г. 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

     Председатель Комиссии:   «--» – заместитель руководителя  управления;

                  Члены комиссии:   «--» – заместитель начальника отдела,           

                                                   «--» – ведущий специалист – эксперт,

                                                   «--» - специалист – эксперт,

при участии лиц:

заявителей – «--».(паспорт РФ), «--» (паспорт РФ);

«--» - представителя заявителей «--» (по доверенности № 71 ТО 0858847 от 18.02.2015г.), «--» (по доверенности № 71 ТО 0858671 от 11.02.2015г.);

представителей АО «Тульские городские  электрические сети» - 

«--» по доверенности № 132 от 30.12.2014г.;

«--»  по доверенности № 29 от 18.05.2015г.,

рассмотрев дело № 02-02/02-2015 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские  электрические сети» (с 27.05.2015г. переименованное в Акционерное общество «Тульские городские  электрические сети»; далее - АО «ТГЭС»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,УСТАНОВИЛА:

Дело № 02-02/02-2015 возбуждено на основании заявлений граждан «--» (от 04.12.2014г. вх. №7517), «--» (от 24.12.2014г. вх. №8008) по вопросу правомерности взимания АО «ТГЭС» платы за услуги (работы) по выезду комиссии для повторного осмотра энергопринимающих устройств заявителя согласно выданным техническим условиям в размере 2 880 рублей.

  В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее - Правила № 861), технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами.

   Пунктом 17 Правил № 861 установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

  Из материалов антимонопольного дела следует, что граждане заключили с АО «ТГЭС» договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (соответственно № 1359 от 02.04.2014, № 975 от 07.10.2013г.). Стоимость услуг по каждому договору составляет 550 рублей.

 Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению определены договором  и техническими условиями (далее - ТУ).

В соответствии с условиями договора и ТУ  Заявители, выполнив свою часть обязательств,  уведомили об этом АО «ТГЭС» (соответственно 14.11.2014, 28.08.2014г.).

Специалистами АО «ТГЭС» был произведен осмотр электроустановок заявителей, по результатам составлены акты осмотра (обследования) электроустановок заявителей, из которых следует, что электроустановки не соответствуют требованиям ТУ.

У «--» выявлены  следующие нарушения:

-  вводной автомат не соответствует требованиям ТУ,

-  металлорукав, проходящий по внешней стене дома до ВРУ, не заземлен,

-  не предусмотрена возможность опломбирования вводного автомата (отдельно).

3 декабря 2014 года АО «ТГЭС» направило в адрес «--» письмо с указанием необходимости оплаты 2 878 рублей  по счету № 3645 от 3 декабря 2014 за  услуги по выезду комиссии для повторного осмотра энергопринимающих устройств заявителя  после устранения  выявленных нарушений.

Акт осмотра (обследования) электроустановки «--» повторно был составлен 5 декабря 2014 года только после оплаты им счета.

 Счет об оплате услуги по выезду комиссии для повторного осмотра энергопринимающих устройств заявителя  после устранения  выявленных нарушений (№ 2460) был направлен 10.09.2014г. Обществом и «--».

В ходе рассмотрения дела в Управление по аналогичным вопросам поступили еще 4  заявления от граждан «--» (30.12.2014г. вх. №8208), «--» (26.01.2015г. вх. №410), «--» (04.03.2015г. вх. №1324), «--» (15.04.2015г. вх. №2305), которые определениями от 29.01.2015г., 10.03.2015г, 20.04.2015г. были приобщены  к рассмотрению настоящего дела.

Все заявители относятся к льготной категории пользователей: заявленная ими мощность присоединения не превышает 15 кВт,  расстояние от границ их участков до объектов электросетевого хозяйства АО «ТГЭС»  составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, оплата за присоединение их электроустановок к сетям Общества составляет 550 рублей.

  Со всеми заявителями заключены договоры о технологическом присоединении. После выполнения своей части обязательств, возложенных на них ТУ, заявители, согласно условиям договоров, уведомили об этом сетевую организацию.

  У всех заявителей в ходе осмотра электроустановок были выявлены отдельные нарушения.

 В договорах об осуществлении технологического присоединения, заключенных между заявителями и АО «ТГЭС»  отсутствуют условия, обязывающие заявителей производить оплату за повторный выезд специалистов сетевой организации для приемки выполненных ими работ.

  Однако всем заявителям АО «ТГЭС» направило счета на  оплату услуг по повторному выезду  для осмотра электроустановок в сумме 2880 рублей («--» такой счет выставлялся дважды).

Из материалов дела следует, что плата за вышеназванную услугу в размере 2880 рублей введена в Прейскурант цен сетевой организации приказом управляющего  директора  АО «ТГЭС»  от 25.11.2013г. № 205а. В этот же день издан Приказ управляющего директора № 205 о создании комиссии по выезду для осмотра энергопринимающих устройств заявителей.

Из представленного АО «ТГЭС»  прейскуранта следует, что стоимость данной услуги зависит от сложности выполняемых работ.

Например, в стоимость 2880 рублей заложены расходы из расчета выезда комиссии в составе 3-х человек (двух инженеров и техника).

Однако, устные пояснения заявителей свидетельствуют о том, что на повторный осмотр их энергопринимающих устройств выезжал только один специалист указанной сетевой организации, данные факты подтверждаются представленными заявителями актами осмотра, в которых  имеется  подпись только одного сотрудника АО «ТГЭС».

Из устных и письменных  пояснений представителей АО «ТГЭС» следует, что:

-  акт осмотра может составляться и подписываться одним членом комиссии, участвующим при повторном осмотре энергопринимающих устройств заявителя (вх. № 1554 от 13.03.2015г.);

- остальные члены комиссии выполняют свои  функции на своем рабочем месте, принимая участие в подготовке акта осмотра.

В ходе рассмотрения дела представители АО «ТГЭС» не смогли подтвердить необходимость именно комиссионного повторного осмотра электроустановок лиц.

Кроме того, из пояснений заявителей также следует, что акт обследования непосредственно на месте осмотра не составляется, данный факт представителями АО «ТГЭС» не отрицается.

Согласно пункту 88 Правил № 861 акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и  которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику,  подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.

Таким образом, АО «ТГЭС»  нарушает установленный нормативным правовым актом порядок проведения проверки  выполнения заявителем требований ТУ, более того, бланк акта осмотра подписывается  заявителями до его проведения,  заранее, одновременно с подачей ими  уведомлений  о выполнении своей части ТУ. Данный факт подтверждается отсутствием подписей представителей АО «ТГЭС» на копии акта осмотра (обследования) электроустановки «--», имеющегося у сетевой организации и представленного (в виде копии) в Управление 13.03.2015г. (вх. № 1656), заполненного и подписанного заявителем собственноручно.

В результате таких действий сетевой компании заявитель непосредственно в день осмотра не может ознакомиться с актом,  т.е., он фактически лишен возможности получить какие-либо разъяснения, высказать возражения на месте проведения проверки.

В обоснование своих действий по взиманию платы за вышеуказанную услугу АО «ТГЭС» приводит  следующие доводы (вх. №2/6201  от 05.12.2014г., № 1554 от 13.03.2015г.):

-  действующее законодательство не содержит для сетевой организации запретов по взиманию платы за повторный и последующие выезды специалистов для проверки выполнения технических условий заявителем;

  - вторичный и последующие комиссионные выезды влекут для АО «ТГЭС» дополнительные финансовые затраты, не включенные в стоимость технологического присоединения, плата  взимается в целях их компенсации  

  Комиссия считает данные доводы АО «ТГЭС» необоснованными в силу следующего:

1. Статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии оплата производится однократно.

Порядок проведения проверок выполнения заявителем и сетевой организацией установлен разделом IX Правил № 861, согласно которому

  • сетевая организация должна проводить проверку в отношении каждых технических условий, выданных заявителям (п. 81);
  • мероприятия по проверке выполнения технических условий заявителями с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт включительно (по одному источнику электроснабжения), а также заявителями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, проводятся непосредственно в процессе проведения осмотра электроустановок заявителей (п. 83);
  • срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанных со стороны сетевой организации акта осмотра (обследования) электроустановки и акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний (п. 90);
  • по результатам осмотра электроустановок заявителя сетевая организация составляет акт осмотра (обследования) электроустановки в 2-х экземплярах (п. 87);
  • при осмотре электроустановок замечания указываются в акте осмотра (обследования) электроустановки. Повторный осмотр электроустановки заявителя осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению. Акт о выполнении технических условий оформляется после устранения выявленных нарушений (п. 89).

Правила № 861 не содержат положений, предусматривающих возможность взимания  сетевой организацией платы за первичную и повторную проверку выполнения заявителем ТУ, более того, данными Правилами определен конкретный срок проведения повторной проверки, который не ставится в зависимость  от того, оплачен или нет  заявителями повторный вызов.

Следовательно, проверка выполнения обязательств по ТУ (в том числе и повторный осмотр) является одним из этапов мероприятий по технологическому присоединению,  и должна выполняться сетевой организацией за счет платы за технологическое присоединение.

2.  Нормативными правовыми актами предусмотрена возможность компенсации выпадающих доходов сетевой организации, полученных при технологическом присоединении объектов заявителей.  В частности, в соответствии с пунктами 34, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178, расходы, связанные с  осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за техприсоединение, включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии. Аналогичная норма предусмотрена Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014г. № 215-э/1.

В соответствии с представленными 16.03.2015г. Комитетом Тульской области по тарифам документами АО «ТГЭС» не обращалось по вопросу компенсации выпадающих доходов от присоединения энергопринимающих устройств заявителей, имея данную возможность.

3. Правительством для категорий пользователей, к которым относятся заявители,  предусмотрен льготный размер платы за техприсоединение - 550 рублей.

Положений о взимании платы за повторный и последующие выезды для осмотра электроустановок заявителей  нормативные правовые акты  не содержат.

Условиями заключенных с заявителями договоров об осуществлении технологического присоединения также не предусмотрено взимание платы сверх установленных 550 рублей.

 В нарушение вышеуказанных положений нормативных правовых актов АО «ТГЭС» требует от заявителей, электроустановки которых не были приняты при первичном осмотре, произвести оплату за повторный выезд.

 Ссылка АО «ТГЭС» на то, что именно заявители выполняют свои обязательства с грубейшими нарушениями, также не может быть принята Комиссией во внимание, поскольку  из представленных в Управление документов такой вывод однозначно сделать нельзя в связи с тем, что отдельные требования в технических условиях изложены в форме, понятной только специалистам указанной сетевой организации.

Так, в ТУ включено условие, обязывающего Заявителя «проект электроснабжения (при необходимости), схему подключения  и учет электроэнергии согласовать с АО «ТГЭС»,  другими соответствующими организациями и заинтересованными лицами (в том числе гражданами)».

Пунктом 14 Правил № 861 определен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель - физическое лицо обязан приложить к своей заявке на технологическое присоединение. Проектная документация применительно к строительству индивидуального жилого дома в этом перечне не указана.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 861 заявитель не обязан разрабатывать проектную документацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Включение вышеуказанного условия в ТУ обязывает Заявителя обращаться за дополнительными  разъяснениями к сотрудникам сетевой организации, поскольку  при невыполнении данного условия в первичном акте осмотра  данный факт указывается как выявленное замечание. Так, отсутствие у граждан согласованных проектов электроснабжения повлекло указание данного факта в качестве выявленного замечания в первичных актах осмотров электроустановок указанных заявителей (невыполнение п. 13.1 выданных им ТУ), однако о необходимости его согласования, указанной в протоколах от 10.09.2014г., АО «ТГЭС» заявителям не сообщало до момента составления актов осмотра энергопринимающих устройств (05.09.2014г.).

Из материалов антимонопольного дела также следует, что отдельные позиции ТУ, выданных  заявителям, и отраженные в актах осмотра замечания о нарушениях не соответствуют требованиями нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 25(1) Правил № 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 названных Правил, должны быть указаны  точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

Однако в технических условиях, выданных «--» (№ 951 от 16.09.13г.), «--» (№ 949 от 16.09.13г.) в пункте 9 указано: «точка присоединения: ВЛИ-0,4 Кв».

Указание в технических условиях на подключение от опоры ВЛИ-0,4 кВ является неопределенным и заведомо не позволяет заявителям определить конкретную точку подключения, что послужило препятствием для выполнения Заявителем мероприятий, предусмотренных ТУ.

 Кроме того, пунктом 11.3 ТУ на заявителей возложена обязанность: «место подключения дополнительно согласовать с АО «ТГЭС», выполнение которой также не предусмотрено Правилами.

 Согласно пункту 16.3 Правил № 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 указанных Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Пунктом 16.1  Правил № 861 определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил № 861, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В нарушение указанных норм АО «ТГЭС» в технические условия граждан включило условие: «смонтировать четырехпроводный ввод от проектируемой ВЛ-0,4 кВ, до вводного устройства», т.е., условие, обязывающее их натянуть провода СИП между домами и столбами, находящимися в собственности указанной сетевой организации, и расположенными за пределами их участков. Неисполнение данного условия АО «ТГЭС» отметило  в актах осмотра энергопринимающих устройств заявителей в качестве нарушения, ссылаясь на то, что после закрепления заявителями провода на столбе фактическое присоединение будет осуществлено сетевой организацией.

  Исходя из изложенного, и в соответствии с положением абзаца 2 пункта 19 Правил № 861, запрещающего навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами, Комиссия считает данные требования АО «ТГЭС» противоречащими закону.

 АО «ТГЭС» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э АО «ТГЭС» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 71.1.4.

  Согласно  части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Следовательно, АО «ТГЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в вышеуказанных географических границах, с долей более 50 %.

 Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение, таким образом,   технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В результате неправомерных действий АО «ТГЭС» потребители вынуждены платить за техприсоединение свыше платы, установленной нормативными правовыми актами, что лишает их права воспользоваться предоставленным им Правительством РФ  правом на льготное техприсоединение к электросетям сетевой организации.

 Используя свое доминирующее положение на указанном товарном рынке, АО «ТГЭС»  не соблюдает требований вышеуказанных нормативных правовых актов, в результате чего ущемляются интересы потребителей услуг.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении АО «ТГЭС»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ущемления интересов заявителей в части:

- нарушения порядка проведения проверки  выполнения заявителями требований ТУ (не составление акта непосредственно в день проведения осмотра);

- включение в ТУ непредусмотренных нормативными правовыми актами обязательств;

- необоснованного истребования платы за повторный осмотр электроустановок заявителей.

В качестве меры ответственности за нарушение экономических интересов граждан в соответствии с подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе выдать предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно представленной на рассмотрение дела в Управление справки АО «ТГЭС» сумма выручки оказанных услуг за выезд комиссии для повторного осмотра энергопринимающих устройств заявителя  за период с 25 ноября 2013 года по 15 мая 2015 года составляет  470 962  рубля.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49,50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать АО «Тульские городские электрические сети» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории города Тула, определенных балансовой принадлежностью сетей общества, с долей более 50 процентов.
  2. Признать АО «Тульские городские электрические сети» нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ущемления интересов граждан при осуществлении технологического присоединения.
  3. Выдать АО «Тульские городские электрические сети» предписание о прекращении нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  4. Выдать АО «Тульские городские электрические сети» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, незаконно полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося во взимании платы за выезд комиссии для повторного осмотра энергопринимающих устройств заявителя согласно выданным техническим условиям.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны