Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/04-2016 по признакам нарушения ООО... от 22 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2017г.

В полном объеме решение изготовлено 21 августа 2017г.        

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 02-02/04-2016 по признакам нарушения ООО «Узловские коммунальные системы» (ИНН 7116149299, Тульская обл., г. Узловая, ул. Гагарина, д. 22, далее – ООО «УКС»)  части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в отказе в заключении договора транспортировки воды с ООО «Управляющая компания «Лидер» (далее – ООО «УК «Лидер»),

в отсутствие представителей ООО «УКС», ООО «УК «Лидер», Комитета Тульской области по тарифам, уведомленных надлежащим образом (почтовые отправления с идентификаторами 30000013268658, 30000013268665, 30000013268672, 30000013268979, 30000013268986, 30000013268993, 30000013269143, 30000013269150, 30000013269167, полученные вышеуказанными лицами),

УСТАНОВИЛА:

02.06.2016г. в Тульское УФАС России поступило заявление ООО «УК «Лидер» по  вопросу нарушения ООО «УКС»  антимонопольного законодательства путем необоснованного отказа от заключения договора на транспортировку воды.

Из представленных документов и информации установлено, что ООО «УКС» эксплуатирует централизованную городскую водопроводную сеть в г. Узловая Тульской области и осуществляет холодное водоснабжение потребителей в данном населенном пункте, следовательно, Общество является ресурсоснабжающей организацией.

ООО «УК «Лидер» владело на законном основании водопроводными сетями, в соответствии с  договорами аренды недвижимого муниципального имущества № 1/15-У от 31.12.2014г., № 2/15-У от 31.12.2014г., № 315-У от 31.12.2014г., № 13/-у от 14.09.2015г., заключенными между Обществом и  Комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации  муниципального образования Узловский район.

Сети ООО «УК «Лидер» имеют непосредственное присоединение к водопроводным сетям ООО «УКС» и через них осуществляется транспортировка холодной воды конечным потребителям, присоединенным к сетям ООО «УК «Лидер».

Постановлением Комитета  Тульской области по тарифам от 18.12.2015г. № 46/9 для ООО «Узловские коммунальные системы» на 2016-2018 годы утверждены тарифы на услуги по  водоснабжению и транспортировке воды.  При этом затраты ООО УК «Лидер» на транспортировку воды на 2016 год  включены в  тариф на услугу водоснабжения ООО «УКС» (письмо Комитета  Тульской области по тарифам исх. № 40-01-10/2168 от 31.08.2016г.).

ООО «УК «Лидер» на 2016-2017 утверждены тарифы на услугу по транспортировке воды (постановление Комитета Тульской области по тарифам от 27.11.2015 № 43/6).  Следовательно, ООО «УК «Лидер» является транзитной организацией, а его сети - транзитными сетями.

Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644 (далее – Правила), "транзитная организация" - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.

Отношения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и  организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, регулируются Правилами,  которыми установлено:

- договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 45);

-заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным (пункт 46);

- по договору по транспортировке холодной воды транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется обеспечивать поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой, технической) воды с учетом допустимых изменений качества холодной воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества (пункт 47);

- организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация), которая намерена заключить договор по транспортировке холодной воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, направляет в транзитную организацию проект такого договора и заявку на заключение договора (пункт 55).

ООО «УК «Лидер» дважды письменно (№ 265 от 01.04.2016г.; № 289 от 07.04.2016г.) обращалось в ООО «УКС» с просьбой о заключении договора на транспортировку холодной воды, однако последним, в нарушение действующего законодательства, не были предприняты меры  по заключению вышеуказанного договора.

В рассматриваемой ситуации ООО «УКС» для поставки холодной воды конечным потребителям использовало сети ООО «УК «Лидер», причем использовало  их безвозмездно.

Таким образом, ООО «УКС» в нарушение требований вышеназванных нормативных правовых актов в сфере водоснабжения  необоснованно отказывалось заключить договор на транспортировку холодной воды с ООО «УК «Лидер».

Статьей 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Следовательно, ООО «УКС»  занимает  доминирующее положение на товарном рынке услуг  по водоснабжению в географических  границах муниципального образования город Узловая Тульской области.

Таким образом, в действиях ООО «УКС» были выявлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном отказе в заключении договора на транспортировку холодной воды с ООО «УК «Лидер».

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Управлением в адрес  ООО «УКС» направлено предупреждение  о направлении  ООО «УК «Лидер», в срок  15 дней с момента получения настоящего предупреждения, заполненного и подписанного в 2 экземплярах, проекта договора на транспортировку холодной воды, соответствующего  требованиям действующих законодательных, нормативных правовых актов и условиям публичного договора, в том числе Правилам (исх.2/2693 от 16.06.2016г.).

11.07.2016г. от ООО «УКС» в Управление поступило письмо (вх. № 3090), из которого следует, что, по мнению Общества, заключение договора на транспортировку воды законодательством РФ не предусмотрено. Одновременно  ООО «УКС» указало, что предупреждение исполнено 06.06.2016г. путем направления в адрес ООО «УК «Лидер», проекта договора № 505 о приобретении коммунальных ресурсов.

Анализ условий указанного договора показал, что он (договор) не отвечает условиям договора на транспортировку холодной воды, и, соответственно, предупреждение антимонопольного органа от 16.06.2016г. ООО «УКС» не исполнено, что  и послужило основанием для возбуждения  (27.07.2016г.) настоящего дела.

17.08.2016г.  ООО «УКС» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об оспаривании предупреждения Тульского УФАС России от 16.06.2016г. (дело № А68-7049/2016). 

20.09.2016г. рассмотрение антимонопольного дела № 02-02/04-2016  приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области по делу №А 68-7049/2016 (определение о приостановлении дела №02-02/04-2016 о нарушении антимонопольного законодательства от 22.09.2016г. (исх.2/7386).

Решением Арбитражного суда Тульской области по делу А68-7049/2016 от 11.11.2016г. в удовлетворении заявленных требований ООО «УКС» о признании незаконным предупреждения антимонопольного органа от 16.06.2016г. (исх. № 2/2693) отказано.

Судебными актами Двадцатого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Центрального округа по делу А68-7049/2016 решение суда первой инстанции остановлено без изменений.

28.06.2017г. определением о возобновлении дела № 02-02/04-2016 о нарушении антимонопольного законодательства  (исх. № 2/3044 от 28.06.2017г.) настоящее дело возобновлено и назначено к рассмотрению.

В ходе подготовке дела к рассмотрению установлено, что  27.10.2016г. договоры аренды водопроводных сетей, заключенные между ООО «УК «Лидер» и Комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловской район, расторгнуты (ответы ООО «УКС» от 13.07.2017г. (вх. 3366), Комитета по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловской район от 18.07.2017г. (вх. 3468)).

Между тем, анализ материалов антимонопольного дела 02-02/04-2016, судебных актов судов трех инстанций по делу А68-7049/2016, свидетельствует о наличии нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «УКС».

В период с 20.06.2016г. (дата получения ООО «УКС» предупреждения антимонопольного органа от  16.06.2017г. (исх.2/2693) по  27.07.2016г. (дата возбуждения антимонопольного дела) нарушало антимонопольное законодательства, уклоняясь от заключения с  ООО «УК «Лидер» договора на транспортировку холодной воды, тем самым ущемляя в этот период его права и законные интересы.

Поскольку в настоящее время ООО «УК «Лидер» не является транзитной организацией, оснований для выдачи ООО «УКС» предписания о  заключении с Обществом договора  на транспортировку холодной  воды  не имеется.

03.08.2017г. всем лицам, участвующим в деле, направлено заключение по обстоятельствам дела № 02-02/04-2016 (исх.2/3749 от 03.08.2017г.) согласно статье 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Со стороны указанных лиц в адрес Управления (Комиссии по рассмотрения настоящего дела) письменные пояснения, возражения,  дополнительные доказательства не поступали.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьями 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Узловские коммунальные системы» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по водоснабжению  с использованием централизованных систем (систем коммунальной инфраструктуры) на территории г. Узловая Тульской области в географических границах, определенных балансовой принадлежностью его оборудования и сетей водоснабжения, с долей 100 процентов.

2. Признать ООО «Узловские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Предписание ООО «Узловские коммунальные системы» не выдавать в связи с прекращением ООО «УК «Лидер» деятельности по транспортировке воды (расторжение договоров аренды водопроводных сетей, заключенных между ООО «УК «Лидер» и Комитетом по земельным и имущественным отношениям  администрации муниципального образования Узловский район).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны