Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/06-2015 по признакам нарушения АО «... от 23 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11 ноября 2015 года                                                                                                                         г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2015г.

В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2015г.      

                           

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 02-02/06-2015 по признакам нарушения АО «Алексинская электросетевая компания» (далее –АО «АЭСК»)   части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») в присутствии

< --- > – представителей АО «АЭСК»,  заявителей гр.< --- >

УСТАНОВИЛА:

 

6 марта 2015 года в Тульское УФАС России поступило заявление гражданки < --- > по вопросу нарушения АО «АЭСК» антимонопольного законодательства РФ.

Заявления граждан < --- > приобщены к рассмотрению настоящего дела определениями от 31.03.2015г. (исх. № 2/1828 от 03.04.2015г.), 13.04.2015г. (исх. № 2/2054 от 13.04.2015г.).

Земельные участки вышеуказанных граждан расположены в Алексинском районе  в Садоводческом некоммерческом товариществе «Объединенные сады № 5 и № 6» /

В целях технологического присоединения дачных домиков, расположенных на  данных земельных участках,  граждане обратились в сетевую организацию – АО «АЭСК».

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

  В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила № 861), независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, к числу которых относятся и физические лица,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация обязана заключить с таким физическим лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16 Правил № 861 договор должен содержать существенные условия о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

-  4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

-   6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В индивидуальном порядке  АО «АЭСК» с вышеуказанными гражданами заключены договоры о технологическом присоединении:

  • № 101-ТП от 14.07.2014г., с гр. М.( максимальная мощность-7кВт);
  • № 127-ТП от 07.08.2014г. с гр. Л. (7кВт);
  • № 128-ТП от 07.08.2014г. с гр. Ш.(7кВт);
  • № 139-ТП от 19.08.2014г. с гр. К. (7Квт);
  • № 164-ТП от 24.10.2014г.  с гр. Б. (7кВт)

Пункт 5 Договора технологического присоединения, присутствующий во всех пяти договорах, предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 (четыре) месяца со дня заключения данных договоров.

Таким образом, сетевая организация должна была осуществить технологическое присоединение объектов заявителей в срок:

  • до 14.11.2014г. по договору с гр. М.,
  • до 07.12.2014г. по договорам с гражданами  Л. и Ш.;
  • до 19.12.2014г.  по договору с гр. К.;
  • до 24.02.2015г. по договору с гр. Б.

Однако ни в указанные договорами сроки, ни в период рассмотрения антимонопольного дела (с 17.03.2015г. по 11.11.2015г.)  сетевая организация не осуществила мероприятия по технологическому присоединению.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения (часть 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В обоснование нарушения сроков технологического присоединения АО «АЭСК» ссылается на: 

  • отсутствие уведомлений о выполнении гражданами своих обязанностей по договорам и техническим условиям;
  • отсутствие технической возможности техприсоединения объектов заявителей из-за  несоответствия ширины проезжей части садовых участков требованиям СНиП, что исключает возможность установки опор на проездах.  

На протяжении длительного времени АО «АЭСК»  не предпринимало никаких действий по надлежащему исполнению своих обязательств по договорам, в адрес граждан никакие уведомления о продлении сроков технологического присоединения не направлялись, дополнительные соглашения к договорам технологического присоединения  не заключались.

Определением об отложении рассмотрения  настоящего дела от 14.09.2015г. (исх. № 2/4549 от 15.09.2015г.) Комиссией УФАС по Тульской области рекомендовано гражданам обратиться в орган федерального энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организации.

Согласно ответу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 21.09.2015г. (исх. 12-6/15472) факт заключения договора на технологическое присоединение подтверждает наличие технической возможности технологического присоединения  энергопринимающих устройств.

В соответствии со статьей  309 Гражданского Кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 6 заключенных с заявителями договоров определено: «Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами)  до границ участка, на котором расположены присоединяемые устройства заявителя, указанные в технических условиях».

Таким образом, заключив договор технологического присоединения, сетевая организация в любом случае должна была исполнить в срок, установленный договором, нормативно-правовыми актами, мероприятия по технологическому присоединению.

Однако, как уже отмечалось выше, АО «АЭСК»,  со своей стороны, не предприняло всех  необходимых мер по исполнению  в срок своих обязательств по техусловиям и договорам: своевременно не довело до заявителей о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить взятые на себя обязательства в установленный договором срок; не заключило с заявителями дополнительных  соглашений по срокам выполнения обязательств. 

Ссылаясь на невозможность исполнить условия заключенных договоров, АО «АЭСК», при наличии достаточных оснований, могло, руководствуясь пунктами 15 данных  договоров, расторгнуть их в судебном порядке, однако не воспользовалась таким правом, что также может свидетельствовать  о бездействии сетевой организации в части исполнения своих обязательств по техприсоединению .

Не осуществление в установленный срок технологического присоединения объектов заявителей к сетям сетевой организации, неоправданно затянуло и затягивает процесс технологического присоединения,  результатом чего явилось ущемление прав заявителей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2013г. № 1058-э АО «АЭСК» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии под регистрационным номером 71.1.4.

Согласно пункту 2 Правил № 861 сетевые организации это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Статьей 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» определено, что услуги по передаче электрической энергии – это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, т.е., услуги по технологическому присоединению охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Комиссия Управления, принимая во внимание тот факт, что АО «АЭСК», до принятия настоящего решения, не осуществило технологическое присоединение  объектов гаждан, приходит к выводу о целесообразности выдачи Обществу предписания, обязательного для исполнения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать АО «Алексинская электросетевая компания» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах,  определенных балансовой принадлежностью его энергооборудования  и электрических  сетей, с долей 100 процентов.
  2. Признать АО «Алексинская электросетевая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ущемления интересов граждан.
  3. Выдать АО «Алексинская электросетевая компания»  предписание о прекращении нарушений части 1 статьи 10 Федерального  закона  «О защите конкуренции».
  4.   Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении АО «Алексинская электросетевая компания» к  административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.                                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

                                                                                                                                                     ПРЕДПИСАНИЕ

11 ноября  2015  года                                                                                                             г. Тула

Комиссия  Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:< --- >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11 ноября 2015 года по делу № 02-02/06-2015  о нарушении АО «Алексинская электросетевая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. АО «Алексинская электросетевая компания»  прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов гр. Бобровой Г.Г., Лукьяновой О.В., Костюниной С.П., Шепелева М.С., Макеева Н.Ф., а именно, осуществить мероприятия по технологическому присоединению объектов, принадлежащих вышеуказанным  гражданам, в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым  организациям  и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861,  в  срок  в течение месяца со дня получения настоящего предписания.

2. АО «Алексинская электросетевая компания» в течение десяти дней со дня исполнения  настоящего предписания  сообщить в Тульское УФАС России  о его исполнении, предоставив копии подтверждающих документов (по каждому гражданину акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны