Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/07-2014 по признакам нарушения ОАО ... от 26 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

13 мая 2015  года                                                                                                                          г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2015г.

В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2015г.      

                           

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, в присутствии:

< --- > – представителя ОАО «Газпром газораспределение Тула» по доверенности № 185 от 30.12.2014г., 

< --- > – представителя ООО «Газпром Трасгаз Москва» по доверенности № 487 от 09.06.2014г.,

в отсутствие < --- >,  уведомлена  надлежащим образом, 

рассмотрев дело № 02-02/07-2014 по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Тула»   части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

10  февраля 2015г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области  поступило заявление < --- > по вопросу ущемления ее интересов ОАО «Газпром газораспределение Тула» путем  необоснованного уклонения  в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) строящегося жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, к сетям газораспределения.

Из материалов, представленных < --- >, что 20.11.2014г. она обратилась ОАО «Газпром газораспределение Тула» с заявкой на выдачу технических условий на газификацию строящегося жилого дома с установкой газоиспользующего оборудования с часовым расходом  газа менее 5 м. куб./час.  

Письмом от 28.01.2015г. (исх. № 05-13-ВК/41) филиал ОАО «Газпром газораспределение Тула» в п. Косая Гора сообщил < --- >  том, что жилой дом по вышеуказанному адресу снабжается газом от Тульской газораспределительной станции (ГРС), но в настоящее время  временно приостановлена выдача технических условий на подключение в связи с нехваткой мощностей на Тульской ГРС, принадлежащей ООО «Газпром Трансгаз Москва».

Этим же письмом газораспределительная организация указала на возможность осуществления подключения от существующего межпоселкового подземного стального газопровода высокого давления диаметром 200мм, источником газоснабжения которой будет являться Плехановская ГРС.

Согласно пункту 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013г. № 1314 (далее – Правила), при представлении заявителем сведений и документов, определенных Правилами, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году (пункт 14 Правил).

В соответствии с пунктом 15 Правил в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.

Пунктом 26 Правил на антимонопольной орган возложена функция по выдаче заявителям заключений об обоснованности (необоснованности) отказа в выдаче технических условий газораспределительными организациями.

Из  письменных (п. 4 ответа Общества от 26.02.2015г. исх. № 22-03-СП/824, вх. №1216)  и устных пояснений ОАО «Газпром газораспределение Тула» следует, что Общество не отказывало < --- > в выдаче технических условий, они подготовлены – ТУ № 1641 от 26.11.2014г.  и находятся в службе «Единое окно» филиала ОАО «Газпром газораспределение Тула» в пос. Косая гора (г. Тула, пос. Косая Гора, Орловское ш., д. 13).

Однако, тем же ответом (от 26.02.2015г. исх. № 22-03-СП/824, вх. №1216) Общество отметило, что газораспределительные сети, находящиеся в его собственности, проложенные от источника газоснабжения Тульская ГРС, запроектированы и построены с учетом проектного давления 0,6МПа и готовы принять и обеспечить бесперебойным снабжением природным газом потребителей в полном объеме, при условии повышения давления на выходе с ГРС Тульская до 0,6МПа, что в свою очередь может свидетельствовать об отсутствии технической возможности.

Сведениями о планируемых сроках проведения работ  по поднятию давления на выходе с Тульской ГРС до проектного значения,  оно не располагает, поскольку собственником ГРС является ООО «Газпром трансгаз Москва» (ответ Общества от 26.02.2015г. исх. № 22-03-СП/824, вх. №1216).

Представленные ОАО «Газпром газораспределение Тула» сведения противоречат  информации, представленной ООО «Газпром Трансгаз Москва» (вх. 1272 от 08.04.2015г.), согласно которой  техническая возможность подачи  природного газа через ГРС Тульская имеется.       

По данным ООО «Газпром Трансгаз Москва»:

  • проектная производительность ГРС Тульская -120 тыс.куб. м/час.;
  • максимальная достигнутая фактическая загрузка за последние 5 лет – 70 тыс.куб. м/час.;
  • с учетом зарезервированных объемов ожидаемая пиковая загрузка – 103,853  тыс.куб. м/час.;
  • техническая возможность  подачи природного газа через ГРС Тульская имеется в пределах – 16,147 тыс.куб. м/час.
  • Общество не давало ОАО «Газпром газораспределение Тула» никаких указаний по ограничению подключения потребителей к сетям, запитанным от ГРС Тульская.

Из ответа ООО «Газпром Трансгаз Москва», представленного в Управление 12.05.2015г. (вх. 2744), следует, что рабочее давление на выходе ГРС Тульская  (на город) поддерживается в пределах 2,7 - 3,0 кг/кв.см., т.е., на уровне проектного значения и, учитывая наличие резерва пропускной способности, техническая возможность подачи газа по сетям ООО «Газпром Трансгаз Москва» через ГРС Тульская новым потребителям имеется.

Согласно пункту 37 Правил технические условия, направляемые заявителю исполнителем в 30-дневный срок со дня получения от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении), дополняются следующей информацией:

а) о газопроводе, к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);

б) о максимальном часовом расходе газа (в случае его изменения) и пределах изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;

в) о диаметре и материале труб;

г) об обязательствах заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа;

д) о других условиях подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, учитывающих конкретные особенности проектов газоснабжения, включая точку подключения.

Материалами антимонопольного дела установлено и ответами ООО «Газпром Трансгаз Москва» подтверждается, что техническая возможность на ГРС Тульская имеется, в связи, с чем необоснованным является уклонение ОАО «Газпром газораспределение Тула» в выдаче < --- > надлежащих технических условий по причине отсутствия необходимого уровня давления на выходе с Тульской ГРС, принадлежащей ООО «Газпром Трансгаз Москва».

Технические условия № 1641 от 26.11.2014г., подготовленные ОАО «Газпром газораспределение Тула» для < --- >, не содержат сведений, предусмотренных Правилами, в связи, чем не могут быть признаны надлежащими, кроме того, источником газоснабжения в них указана – Плехановская ГРС, тогда как заявитель планировала осуществить подключение к Тульской ГРС, максимально приближенной к ее объекту, и не требующее дополнительных материальных затрат.

13.05.2015г. на рассмотрение настоящего дела, представителем ОАО «Газпром газораспределение Тула» представлен акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения б/н от 30.01.2015г., согласно которому газораспределительной организацией проведены работы по улучшению пропускной способности газопровода, принадлежащего Обществу.

По окончании работ, связанных с улучшением пропускной способности, претензии по технологическому присоединению объекта < --- > сняты, в связи, с чем она отзывает свое заявление и просит прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Газпром газораспределение Тула».

Комиссия Управления считает важным отметить, что на протяжении длительного периода с 20.11.2014г. (дата обращения < --- > в ОАО «Газпром газораспределение Тула») по 29.04.2015г. (дата отзыва заявления гр.< --- >)  ОАО «Газпром газораспределение Тула» фактически бездействовало, направляя заявительнице немотивированный отказ в выдаче технических условий (от 28.01.2015г. № 05-13-ВК/41), при этом располагая данным о проведении строительных работ по улучшению пропускной способности газопровода, и, в последствии, рассмотрением ее заявления в антимонопольном органе.

Только после возбуждения настоящего антимонопольного дела ОАО «Газпром газораспределение Тула» предпринята попытка урегулирования правоотношений с < --- >.

Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» установлено, что  в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у ОАО «Газпром газораспределение Тула» имелась техническая возможность для осуществления подключения (технологического присоединения) объекта < --- >

Поскольку услуга по осуществлению газораспределительной организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее газораспределительным сетям в отрыве от услуги по транспортировке газа по трубопроводам, оказываемой  этой газораспределительной организацией самостоятельного значения не имеет, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка транспортировки газа по трубопроводам, в связи с чем является единым товарным  рынком -  транспортировка газа по трубопроводам.

Приказом от 14.11.1997г. № 121/1 АК «Тулаоблгаз» (ОАО «Газпром газораспределение»)  включено в реестр субъектов естественной монополии на рынке услуг по транспортировке газа.

Приказами Тульского УФАС России № 35 от 13.06.1996г., № 25 от 15.04.2004г. и № 59 от 21.12.2004г.  ОАО «Тулаоблгаз» (ОАО «Газпром газораспределение Тула») включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного  товара долю более 35%, на товарном рынке:

  • предоставления услуг сжиженного газоснабжения (населению для бытовых нужд) - приказы № 35, 25
  • транспортировки природного газа по газораспределительным сетям в географических границах Тульская область, с долями более 65%.

Пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220) установлено, что не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В силу части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ОАО «Газпром газораспределение Тула» в силу статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии,  занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам в границах балансовой принадлежности своего газового оборудования  и сетей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «Газпром газораспределение Тула», занимая доминирующее положение, необоснованно уклонилось от подключения (технологического присоединения) объекта < --- >, тем самым ущемляло ее интересы,  что свидетельствует о  нарушении  им части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции».  

Между тем, Комиссия принимает во внимание заявление < --- > от 29.04.2015г. и прекращает рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ОАО «Газпром газораспределение Тула» нарушения антимонопольного  законодательства.

  Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Газпром газораспределение Тула» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям в географических границах Тульской области, с долей более 65 процентов.
  2. Признать ОАО «Газпром газораспределение Тула» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов гр. , --- >.
  3. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением ОАО «Газпром газораспределение Тула»  нарушения антимонопольного законодательства на момент принятия решения.
  4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственного должностного лица  ОАО «Газпром газораспределение Тула» к  административной ответственности по части 2  статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны