12.04.2018г. в Тульское УФАС России поступило заявление ОАО «Щекинская городская электросеть» (301248, Тульская область, г. Щекино, ул. Советская, 32, ИНН 7118502223. КПП 711801001, далее – ОАО «ЩГЭС») о нарушении АО «ТНС энерго Тула» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части ущемления интересов и законных прав ОАО «ЩГЭС», выразившихся в несоблюдении механизма взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии, предусмотренного действующим законодательством, по урегулированию отношений с ОАО «ЩГЭС», в результате чего последнее несет финансовые потери из-за не компенсации ему затрат за оказанные услуги по введению режима ограничения потребления электроэнергии на объектах потребителей.
Порядок введения ограничения на объектах потребителя определен Правилами полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее-Правила).
Согласно Правилам ограничение может вводиться по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), по инициативе сетевой организации.
Пунктом 6 Правил (в редакции, действовавшей до 29 сентября 2017 года) установлено: если энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, то действия по введению ограничения режима потребления осуществляются на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления субисполнителем, которым является:
- сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя, или сетевая организация, имеющая техническую возможность снижения объема электрической энергии, подаваемой такому потребителю;
- лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которого технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя.
Порядок взаимодействия между исполнителем и субисполнителем, непосредственно осуществляющим действия по введению ограничения режима потребления, аналогичен порядку взаимодействия инициатора введения ограничения и исполнителя, предусмотренному настоящими Правилами, если иное не установлено в настоящих Правилах. Исполнитель и субисполнитель вправе детализировать порядок своего взаимодействия при введении ограничения режима потребления в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или соответствующем соглашении между ними, которые должны учитывать предусмотренные настоящими Правилами общие сроки по введению ограничения режима потребления и ответственность субисполнителя за несоблюдение требований настоящих Правил.
АО «ТНС энерго Тула» имеет статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории города Тулы и Тульской области, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков ООО «Новомосковская энергосбытовая компания» и ООО «Алексинэнергосбыт».
ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической в границах балансовой принадлежности принадлежащих ему электросетей и оборудования, и является котлодержателем на территории Тульской области.
Между АО «ТНС энерго Тула» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 21.01.2014г. № 1, согласно которому последний является «Исполнителем» услуг. Приложением № 8 к договору сторонами согласован регламент взаимодействия сторон при ограничении режима потребления электроэнергии и возобновления электроснабжения.
ОАО «ЩГЭС» является сетевой организацией, которая состоит в договорных отношениях с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» (договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 27.12.2007г. № 34/11). Приложением № 4 к договору сторонами согласован регламент взаимодействия сторон при ограничении режима потребления электроэнергии (мощности) и возобновления электроснабжения.
В 2017 году и ранее между АО «ТНС энерго Тула», филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «ЩГЭС» действовал следующий порядок взаимодействия при осуществлении процедуры введения ограничения потребления электроэнергии потребителям, состоящим в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком АО «ТНС энерго Тула»:
- АО «ТНС энерго Тула» направляло уведомления о необходимости введения режима ограничения котлодержателю - филиалу «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»;
- филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» дублировал уведомление в адрес субисполнителя, с которым состоит в договорных отношениях и к сетям которого имеет техприсоединение потребитель, в отношении которого вводится ограничение режима потребления электроэнергии.
- субисполнитель (в данном случае ОАО «ЩГЭС») выполнял мероприятия по введению режима ограничения потребления электроэнергии потребителям и после соответствующих уведомлений об отмене режима ограничения осуществлял восстановление энергоснабжения, затем предъявлял филиалу «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» акты выполненных работ и счета на компенсацию выполненных работ, который производил их оплату, и, в свою очередь, предъявлял счета для компенсации гарантирующему поставщику.
- гарантирующий поставщик все расходы предъявлял потребителю, в отношении которого вводился режим ограничения потребления электроэнергии.
14.12.2017г. филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомил ОАО «ЩГЭС» о своем отказе выполнять свои обязательства по взаимодействию сторон при осуществлении введения режима ограничения потребления электроэнергии и предложил ОАО «ЩГЭС» самостоятельно урегулировать взаимоотношения в данной части с АО «ТНС энерго Тула».
ОАО «ЩГЭС» письмом исх. № 259 от 26.01.2018г. обратилось в филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» об урегулировании вопросов компенсации своих затрат с АО «ТНС энерго Тула», на что был получен ответ (исх. № ТуЭ 109/135 от 01.02.2018г.) о невозможности такого урегулирования, сославшись на то, что данная просьба нарушает требования «Правил полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии».
Свой отказ филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обосновывает изменениями действующего законодательства, в частности:
Постановлением Правительства РФ от 24.05.2017г. № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» (вступило в силу 29.09.2017г.) в Правила внесены изменения.
Правила дополнены пунктом 1(1), которым определены основные понятия, в том числе, такие как:
"инициатор введения ограничения" - лицо, по инициативе которого в соответствии с настоящими Правилами вводится ограничение режима потребления;
"исполнитель" - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства;
"субисполнитель" - сетевая организация либо иное лицо, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.
На запрос Управления (исх. № 2/1706 от 16.04.2018г.), почему филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не выполняет условия договора № 34/11 от 27.12.2007г., заключенного с ОАО «ЩГЭС», и (или) не вносит в него соответствующие изменения, филиалом делается ссылка на пункт 9.3 договора, которым закреплено обязательство сторон в случае вступления в законную силу нормативно-правовых актов, противоречащих условиям договора, руководствоваться положениями нормативно-правовых актов (вх. № 1882 от 03.05.2018г.).
Из пояснений «Тулэнерго» филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» следует, что согласно данным изменениям все сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, подпадают под понятие «исполнитель», следовательно, гарантирующий поставщик должен урегулировать вопросы по введению ограничений напрямую с данными сетевыми организациями.
Филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» неоднократно сообщал АО «ТНС энерго Тула» о том, что не принимает к исполнению уведомления о необходимости введения ограничений в отношении объектов, имеющих непосредственное техприсоединение к другим сетевым организациям (исх. № ТуЭ/П1/12 от 24.01.2018г., № ТуЭ/П1/105 от 21.02.2018г., ТуЭ/П1/205 от 22.03.2018г.и т.д.).
Однако АО «ТНС энерго Тула» не поддерживает позицию филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
В декабре 2017 года АО «ТНС энерго Тула» направило в адрес ОАО «ЩГЭС» ряд уведомлений о введении режима ограничения потребления электроэнергии на объектах потребителей, в том числе, ПОУ «Щекинская АШ СОГО «ДОССАФ России», ООО «Торговая компания «Союз-Тула». Работы по отключению ОАО «ЩГЭС» выполнило. Аналогичным образом по уведомлениям гарантирующего поставщика были выполнены работы по включению объектов.
По результатам выполненных работ ОАО «ЩГЭС» направило гарантирующему поставщику соответствующие отчеты и акты, а также счета на компенсацию понесенных затрат при выполнении указанных работ.
Выставленные счета АО «ТНС энерго Тула» своевременно не оплатило, несмотря на то, что потребители оплатили все затраты, связанные с отключением/подключением их объектов.
Согласно информации АО «ТНС энерго Тула» (вх. № 2247 от 23.05.2018г.) счета оплатили: ПОУ «Щекинская АШ СОГО «ДОСААФ России» (29.12.2018г. -6258,92 руб.), ООО «ТК «Союз-Тула» (23.01.2018г.- 6258,92 руб.), Попов Г.В. (12.02.2018г. - 10701,92 руб.), Шидловский И.В. (22.01.2018г. - 10701,92 руб.), Выставкин А.В. (26.01.2018г. - 10701,92 руб.).
Полученные от конечных потребителей денежные средства на дату возбуждения настоящего дела не были перечислены на счета сетевых организаций.
В обоснование своего отказа перечислись средства АО «ТНС энерго Тула» приводит доводы о том, что у него заключен договор на передачу электроэнергии с филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», поэтому вся оплата за оказанные услуги производится только в адрес последнего на основании оформленных надлежащим образом документов. ОАО «ЩГЭС» не является стороной по данному договору (исх. № 148-ТО от 17.01.2018г.).
ОАО «ЩГЭС» направило письмом от 26.03.2018г. (исх. № 975) в адрес АО «ТНС энерго Тула» проект договора оказания услуг по введению ограничений и возобновлению режима энергоснабжения электрической энергии.
АО «ТНС энерго Тула» не подписало данный договор, ссылаясь на то, что действующее законодательство не содержит нормы, понуждающей поставщика его заключить (вх. № 2247 от 23.05.2018г.).
В своих ответах на запросы Управления АО «ТНС энерго Тула» и филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» подтвердили свои выше изложенные доводы.
Пунктом 5.5. договора № 1, заключенного между филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК и Приволжья» и АО «ТНС энерго Тула», определено: «если Исполнитель» самостоятельно, через ТСО или иного субисполнителя не исполнил или ненадлежащим образом исполнил заявку Заказчика на введение ограничения режима потребления, Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком в размере стоимости электроэнергии, отпущенной Потребителю с предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении об ограничении режима потребления».
Расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему возобновлению подачи электрической энергии не учтены в тарифах ОАО «ЩГЭС» на услуги по передаче электрической энергии.
Подпунктом «ж» пункта 2 Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013г. № 1164, определено, что антимонопольный контроль функционирования оптового и розничных рынков осуществляет антимонопольный орган посредством возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в пункте 4 постановления от 30.06. 2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Приказом Министерства энергетики РФ № 911 от 23.12.2013г. АО «ТНС энерго Тула» присвоен статус гарантирующего поставщика Тульской области.
Приказом ФАС России № 753/17 от 08.06.2017г. АО «ТНС энерго Тула» внесено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
АО «ТНС энерго Тула», как гарантирующий поставщик в определенных для его зонах деятельности на территории Тульской области, занимает доминирующее положение на товарном рынке купли-продажи электрической энергии.
Согласно информации АО «ТНС энерго Тула» в настоящее время денежные средства, полученные от конечных потребителей, подключенных к сетям ОАО «ЩГЭС», за услуги по отключению и последующему включению, перечислены филиалу «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», представлены копии платежных документов от 17.07.2018г., от 30.08.2018г., от 02.10.2018г.
В ходе рассмотрения дела Управлением было направлено письмо в Минэнерго России об изложении позиции министерства по изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ от 24.05.2017г. № 624 в Правила.
Из пояснений департамента развития электроэнергетики Минэнерго России (вх. 5329 от 15.11.2018г.) следует, что в случае, если у гарантирующего поставщика заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией в интересах потребителя, в отношении которого планируется введение ограничения, то гарантирующий поставщик направляет уведомление о введении ограничения режима потребления указанной сетевой организацией, а указанная сетевая организация, как исполнитель, взаимодействует с субисполнителем, в порядке, предусмотренном Правилами.
При таких обстоятельствах Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу об б отсутствии в действиях АО «ТНС энерго Тула» нарушений антимонопольного о законодательства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 –3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела в отношении АО «ТНС энерго Тула» о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
|