Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/09-2018 по признакам нарушения АО «Т... от 13 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28 ноября 2018 года                                                                                                                 г. Тула

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 ноября  2018г.

В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2018г.       

 

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства

в присутствии:

-   представителя ОАО «Щекинская городская электрическая сеть» по доверенности № 3 от 09.01.2018г.,

- представителя ОАО «Щекинская городская электрическая сеть» по доверенности № 18 от 26.07.2018г.,

. - представителя ОАО «Щекинская городская электрическая сеть» по доверенности № 4 от 09.01.2018г.,

- представителя АО «ТНС энерго Тула» по доверенности № 01/30/2017-ТНС  от 30.12. 2016г.,

-   представителя  филиала  «Тулэнерго»  ПАО  «МРСК Центра и Приволжья»  по доверенности № б/н от 25.05.2018г.,

– представителя  филиала  «Тулэнерго»  ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  по доверенности № б/н от 25.05.2018г.,

рассмотрев дело № 02-02/09-2018 по признакам нарушения АО «ТНС энерго Тула» (ИНН 7105037307,  ОГРН 1067105008376,  г. Тула, ул. Каминского, д. 31 «А»,  300041) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

                                        

                                                          УСТАНОВИЛА:

12.04.2018г. в Тульское УФАС России поступило заявление ОАО «Щекинская городская электросеть» (301248, Тульская область, г. Щекино,  ул. Советская, 32, ИНН 7118502223. КПП 711801001, далее – ОАО «ЩГЭС») о нарушении АО «ТНС энерго Тула»  части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части  ущемления интересов и законных прав ОАО «ЩГЭС», выразившихся в несоблюдении механизма взаимодействия  субъектов розничного рынка электрической энергии, предусмотренного действующим законодательством, по урегулированию отношений с ОАО «ЩГЭС»,  в результате чего последнее несет финансовые потери из-за не компенсации ему затрат за оказанные услуги по введению режима ограничения потребления электроэнергии на объектах потребителей.

Порядок введения ограничения на объектах потребителя определен Правилами полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее-Правила).

Согласно Правилам ограничение может вводиться по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), по инициативе сетевой организации.

Пунктом 6 Правил (в редакции, действовавшей до 29 сентября 2017 года) установлено: если энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, то действия по введению ограничения режима потребления осуществляются на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления субисполнителем, которым является:

- сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя, или сетевая организация, имеющая техническую возможность снижения объема электрической энергии, подаваемой такому потребителю;

- лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которого технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя.

Порядок взаимодействия между исполнителем и субисполнителем, непосредственно осуществляющим действия по введению ограничения режима потребления, аналогичен порядку взаимодействия инициатора введения ограничения и исполнителя, предусмотренному настоящими Правилами, если иное не установлено в настоящих Правилах. Исполнитель и субисполнитель вправе детализировать порядок своего взаимодействия при введении ограничения режима потребления в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или соответствующем соглашении между ними, которые должны учитывать предусмотренные настоящими Правилами общие сроки по введению ограничения режима потребления и ответственность субисполнителя за несоблюдение требований настоящих Правил.

АО «ТНС энерго Тула» имеет статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории города Тулы и Тульской области, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков ООО «Новомосковская энергосбытовая компания» и ООО «Алексинэнергосбыт».

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической в границах балансовой принадлежности принадлежащих ему электросетей и оборудования,  и является котлодержателем на территории Тульской области.

Между  АО «ТНС энерго Тула» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 21.01.2014г.  № 1, согласно которому последний является «Исполнителем» услуг. Приложением № 8 к договору сторонами согласован регламент взаимодействия сторон при ограничении режима потребления электроэнергии и возобновления электроснабжения.

ОАО «ЩГЭС» является сетевой организацией, которая состоит в договорных отношениях с  ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» (договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 27.12.2007г. № 34/11). Приложением № 4 к договору сторонами согласован регламент взаимодействия сторон при ограничении режима потребления электроэнергии (мощности) и возобновления электроснабжения.

В 2017 году и ранее  между АО «ТНС энерго Тула», филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  и ОАО «ЩГЭС» действовал следующий порядок взаимодействия  при осуществлении процедуры введения ограничения потребления электроэнергии потребителям, состоящим в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком АО «ТНС энерго Тула»:

 -  АО «ТНС энерго Тула» направляло уведомления о необходимости введения режима ограничения котлодержателю  - филиалу «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»;

- филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» дублировал уведомление в адрес субисполнителя, с которым состоит в договорных отношениях и к сетям которого имеет техприсоединение потребитель, в отношении которого вводится ограничение режима потребления электроэнергии.

- субисполнитель (в данном случае ОАО «ЩГЭС») выполнял мероприятия по введению режима ограничения потребления электроэнергии потребителям и после соответствующих уведомлений  об отмене режима ограничения осуществлял восстановление энергоснабжения, затем предъявлял филиалу «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» акты выполненных работ и счета на компенсацию выполненных работ, который  производил их оплату, и,  в свою очередь, предъявлял  счета для компенсации гарантирующему поставщику.

-  гарантирующий поставщик все расходы предъявлял потребителю, в отношении которого вводился режим ограничения потребления электроэнергии.

14.12.2017г.  филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомил ОАО «ЩГЭС» о своем отказе выполнять свои обязательства по взаимодействию сторон при осуществлении введения режима ограничения потребления электроэнергии и предложил ОАО «ЩГЭС» самостоятельно урегулировать взаимоотношения в данной части с АО «ТНС энерго Тула». 

ОАО «ЩГЭС» письмом исх. № 259 от 26.01.2018г. обратилось в филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» об урегулировании вопросов компенсации своих затрат с АО «ТНС энерго Тула», на что был получен ответ (исх. № ТуЭ 109/135 от 01.02.2018г.) о невозможности такого урегулирования, сославшись на то, что данная просьба нарушает требования «Правил полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии».

Свой отказ   филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обосновывает изменениями действующего законодательства, в частности:

Постановлением Правительства РФ от 24.05.2017г. № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» (вступило в силу 29.09.2017г.) в Правила внесены изменения.

Правила дополнены пунктом 1(1), которым  определены основные понятия, в том числе, такие как:

"инициатор введения ограничения" - лицо, по инициативе которого в соответствии с настоящими Правилами вводится ограничение режима потребления;

"исполнитель" - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства;

"субисполнитель" - сетевая организация либо иное лицо, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

На запрос  Управления (исх. № 2/1706 от 16.04.2018г.),  почему филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не выполняет условия договора № 34/11 от 27.12.2007г., заключенного с ОАО «ЩГЭС», и (или) не вносит в него соответствующие изменения,  филиалом делается ссылка на пункт 9.3 договора, которым закреплено обязательство сторон в случае вступления в законную силу нормативно-правовых актов, противоречащих условиям договора, руководствоваться положениями нормативно-правовых актов (вх. № 1882 от 03.05.2018г.). 

Из пояснений «Тулэнерго» филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» следует, что согласно данным изменениям все сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, подпадают под понятие «исполнитель», следовательно, гарантирующий поставщик должен урегулировать вопросы по введению ограничений напрямую с данными сетевыми организациями.  

Филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» неоднократно сообщал  АО «ТНС энерго Тула» о том, что не принимает к исполнению уведомления о необходимости введения ограничений в отношении объектов, имеющих непосредственное техприсоединение к другим сетевым организациям (исх. № ТуЭ/П1/12 от 24.01.2018г., № ТуЭ/П1/105 от 21.02.2018г.,  ТуЭ/П1/205 от 22.03.2018г.и т.д.).

Однако АО «ТНС энерго Тула» не поддерживает позицию филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

В декабре 2017 года АО «ТНС энерго Тула» направило в адрес ОАО «ЩГЭС» ряд уведомлений о введении режима ограничения потребления электроэнергии на объектах потребителей, в том числе, ПОУ «Щекинская АШ СОГО «ДОССАФ России», ООО «Торговая компания «Союз-Тула».  Работы по отключению ОАО «ЩГЭС» выполнило.   Аналогичным образом по уведомлениям  гарантирующего поставщика были выполнены работы по включению объектов.

По результатам выполненных работ ОАО «ЩГЭС» направило гарантирующему поставщику соответствующие отчеты и акты,  а также счета на компенсацию понесенных затрат при выполнении указанных работ. 

Выставленные счета АО «ТНС энерго Тула» своевременно не оплатило, несмотря на то, что потребители оплатили все затраты, связанные с отключением/подключением их объектов.

Согласно информации АО «ТНС энерго Тула» (вх. № 2247 от 23.05.2018г.) счета оплатили: ПОУ «Щекинская АШ СОГО «ДОСААФ России» (29.12.2018г. -6258,92 руб.), ООО «ТК «Союз-Тула» (23.01.2018г.- 6258,92 руб.), Попов Г.В. (12.02.2018г. - 10701,92 руб.), Шидловский И.В. (22.01.2018г. - 10701,92 руб.), Выставкин А.В. (26.01.2018г. - 10701,92 руб.).

Полученные от конечных потребителей денежные средства на дату возбуждения настоящего дела не были перечислены на счета сетевых организаций.

 В обоснование своего отказа перечислись средства АО «ТНС энерго Тула» приводит доводы о том, что у него заключен договор на передачу электроэнергии с филиалом  «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»,  поэтому вся оплата за оказанные услуги производится только в адрес последнего на основании оформленных надлежащим образом документов. ОАО «ЩГЭС» не является стороной по данному договору (исх. № 148-ТО от 17.01.2018г.).

ОАО «ЩГЭС» направило письмом от 26.03.2018г. (исх. № 975) в адрес АО «ТНС энерго Тула»  проект договора оказания услуг по введению ограничений и возобновлению режима энергоснабжения электрической энергии.

АО «ТНС энерго Тула» не подписало данный договор, ссылаясь  на то, что действующее законодательство не содержит нормы, понуждающей поставщика его заключить (вх. № 2247 от 23.05.2018г.).

В своих ответах на запросы Управления АО «ТНС энерго Тула» и  филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» подтвердили свои выше изложенные доводы.

Пунктом 5.5. договора № 1, заключенного между   филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК и Приволжья» и АО «ТНС энерго Тула», определено: «если Исполнитель» самостоятельно, через ТСО или иного субисполнителя не исполнил или ненадлежащим образом исполнил заявку Заказчика на введение ограничения режима потребления, Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком в размере стоимости электроэнергии, отпущенной Потребителю с предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении об ограничении режима потребления».

Расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему возобновлению подачи электрической энергии не учтены в тарифах ОАО «ЩГЭС» на услуги по передаче электрической энергии.

Подпунктом «ж» пункта 2 Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013г. № 1164,  определено, что антимонопольный контроль функционирования оптового и розничных рынков осуществляет антимонопольный орган посредством возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в пункте 4 постановления от 30.06. 2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Приказом Министерства энергетики РФ № 911 от 23.12.2013г. АО «ТНС энерго Тула» присвоен статус гарантирующего поставщика Тульской области.

Приказом ФАС России № 753/17 от 08.06.2017г. АО «ТНС энерго Тула» внесено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

АО «ТНС энерго Тула», как гарантирующий поставщик в определенных для его зонах деятельности на территории Тульской области, занимает доминирующее положение на товарном рынке купли-продажи электрической энергии.

Согласно информации АО «ТНС энерго Тула» в настоящее время денежные средства, полученные от конечных потребителей, подключенных к сетям ОАО «ЩГЭС», за услуги по отключению и последующему включению, перечислены филиалу «Тулэнерго»  ПАО «МРСК Центра и Приволжья», представлены копии платежных документов от 17.07.2018г., от 30.08.2018г., от 02.10.2018г. 

В ходе рассмотрения дела Управлением было направлено письмо в Минэнерго России об изложении позиции министерства по изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ от 24.05.2017г. № 624 в Правила.

Из пояснений департамента развития электроэнергетики Минэнерго России (вх. 5329 от 15.11.2018г.) следует, что  в случае, если у гарантирующего поставщика заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией в интересах потребителя, в отношении которого планируется введение ограничения, то гарантирующий поставщик направляет уведомление о введении ограничения режима потребления указанной сетевой организацией, а указанная сетевая организация, как исполнитель, взаимодействует с субисполнителем, в порядке, предусмотренном Правилами.

При таких  обстоятельствах Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу  об б отсутствии в действиях АО «ТНС энерго Тула» нарушений антимонопольного о законодательства.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 –3  статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона  «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в отношении АО «ТНС энерго Тула» о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

            Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны