Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 02-02/09-2018 О НАРУШЕНИИ А... от 29 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28 мая 2018 года                                                                                                                            г. Тула

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                 УСТАНОВИЛ:

 

 

12.04.2018г. в Тульское УФАС России поступило заявление ОАО «Щекинская городская электросеть» (301248, Тульская область, г. Щекино,  ул. Советская, 32, ИНН 7118502223. КПП 711801001, далее – ОАО «ЩГЭС») о нарушении АО «ТНС энерго Тула» (300041, г. Тула, ул. Каминского, д. 31а, ИНН 7105037307, ОГРН 1067105008376, КПП 710150001) и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603 КПП 526001001; филиал - 300012, г. Тула, ул. Тимирязева, д.99)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») в части  ущемления интересов и законных прав ОАО «ЩГЭС», выразившихся в несоблюдении механизма взаимодействия  субъектов розничного рынка электрической энергии, предусмотренного действующим законодательством, по урегулированию отношений с ОАО «ЩГЭС»,  в результате чего последнее несет финансовые потери из-за не компенсации ему затрат за оказанные услуги по введению режима ограничения потребления электроэнергии на объектах потребителей.

Порядок введения ограничения на объектах потребителя определен Правилами полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее-Правила).

Согласно Правилам ограничение может вводиться по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), по инициативе сетевой организации.

Пунктом 6 Правил (в редакции, действовавшей до 29 сентября 2017 года) установлено: если энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, то действия по введению ограничения режима потребления осуществляются на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления субисполнителем, которым является:

- сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя, или сетевая организация, имеющая техническую возможность снижения объема электрической энергии, подаваемой такому потребителю;

- лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которого технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя.

Порядок взаимодействия между исполнителем и субисполнителем, непосредственно осуществляющим действия по введению ограничения режима потребления, аналогичен порядку взаимодействия инициатора введения ограничения и исполнителя, предусмотренному настоящими Правилами, если иное не установлено в настоящих Правилах. Исполнитель и субисполнитель вправе детализировать порядок своего взаимодействия при введении ограничения режима потребления в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или соответствующем соглашении между ними, которые должны учитывать предусмотренные настоящими Правилами общие сроки по введению ограничения режима потребления и ответственность субисполнителя за несоблюдение требований настоящих Правил.

АО «ТНС энерго Тула» имеет статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории города Тулы и Тульской области, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков ООО «Новомосковская энергосбытовая компания» и ООО «Алексинэнергосбыт».

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической в границах балансовой принадлежности принадлежащих ему электросетей и оборудования,  и является котлодержателем на территории Тульской области.

Между  АО «ТНС энерго Тула» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 21.01.2014г.  № 1, согласно которому последний является «Исполнителем» услуг». Приложением № 8 к договору сторонами согласован регламент взаимодействия сторон при ограничении режима потребления электроэнергии и возобновления электроснабжения.

ОАО «ЩГЭС» является сетевой организацией, которая состоит в договорных отношениях с  ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» (договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 27.12.2007г. № 34/11). Приложением № 4 к договору сторонами согласован регламент взаимодействия сторон при ограничении режима потребления электроэнергии (мощности) и возобновления электроснабжения.

В 2017 году и ранее  между АО «ТНС энерго Тула», «Тулэнерго» филиалом ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  и ОАО «ЩГЭС» действовал следующий порядок взаимодействия  при осуществлении процедуры введения ограничения потребления электроэнергии потребителям, состоящим в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком АО «ТНС энерго Тула»:

 -  АО «ТНС энерго Тула» направляло уведомления о необходимости введения режима ограничения котлодержателю  - «Тулэнерго» филиалу ПАО «МРСК Центра и Приволжья»;

- «Тулэнерго» филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» дублировал уведомление в адрес субисполнителя, с которым состоит в договорных отношениях и к сетям которого имеет техприсоединение потребитель, в отношении которого вводится ограничение режима потребления электроэнергии.

- субисполнитель (в данном случае ОАО «ЩГЭС») выполнял мероприятия по введению режима ограничения потребления электроэнергии потребителям и после соответствующих уведомлений  об отмене режима ограничения осуществлял восстановление энергоснабжения, затем предъявлял «Тулэнерго» филиалу ПАО «МРСК Центра и Приволжья» акты выполненных работ и счета на компенсацию выполненных работ, который  производил их оплату, и,  в свою очередь, предъявлял  счета для компенсации гарантирующему поставщику.

-  гарантирующий поставщик все расходы предъявлял потребителю, в отношении которого вводился режим ограничения потребления электроэнергии.

14.12.2017г.  филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомил ОАО «ЩГЭС» о своем отказе выполнять свои обязательства по взаимодействию сторон при осуществлении введения режима ограничения потребления электроэнергии и предложил ОАО «ЩГЭС» самостоятельно урегулировать взаимоотношения в данной части с АО «ТНС энерго Тула». 

ОАО «ЩГЭС» письмом исх. № 259 от 26.01.2018г. обратилось в «Тулэнерго» филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» об урегулировании вопросов компенсации своих затрат с АО «ТНС энерго Тула», на что был получен ответ (исх. № ТуЭ 109/135 от 01.02.2018г.) о невозможности такого урегулирования, сославшись на то, что данная просьба нарушает требования «Правил полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии».

Свой отказ   «Тулэнерго» филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обосновывает изменениями действующего законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 24.05.2017г. № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» (вступило в силу 29.09.2017г.) в Правила внесены изменения.

Правила дополнены пунктом 1(1), которым  определены основные понятия, в том числе, такие как:

"инициатор введения ограничения" - лицо, по инициативе которого в соответствии с настоящими Правилами вводится ограничение режима потребления;

"исполнитель" - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства;

"субисполнитель" - сетевая организация либо иное лицо, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

На запрос  Управления (исх. № 2/1706 от 16.04.2018г.),  почему «Тулэнерго» филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не выполняет условия договора № 34/11 от 27.12.2007г., заключенного с ОАО «ЩГЭС», и (или) не вносит в него соответствующие изменения,  филиалом делается ссылка на пункт 9.3 договора, которым закреплено обязательство сторон в случае вступления в законную силу нормативно-правовых актов, противоречащих условиям договора, руководствоваться положениями нормативно-правовых актов (вх. № 1882 от 03.05.2018г.). 

Из пояснений «Тулэнерго» филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» следует, что согласно данным изменениям все сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, подпадают под понятие «исполнитель», следовательно, гарантирующий поставщик должен урегулировать вопросы по введению ограничений напрямую с данными сетевыми организациями.  

Филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» неоднократно сообщал  АО «ТНС энерго Тула» о том, что не принимает к исполнению уведомления о необходимости введения ограничений в отношении объектов, имеющих непосредственное техприсоединение к другим сетевым организациям (исх. № ТуЭ/П1/12 от 24.01.2018г., № ТуЭ/П1/105 от 21.02.2018г.,  ТуЭ/П1/205 от 22.03.2018г.и т.д.).

Однако АО «ТНС энерго Тула» не поддерживает позицию «Тулэнерго» филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

В декабре 2017 года АО «ТНС энерго Тула» направило в адрес ОАО «ЩГЭС» ряд уведомлений о введении режима ограничения потребления электроэнергии на объектах потребителей, в том числе, ПОУ «Щекинская АШ ООГО «ДОССАФ России», ООО «Торговая компания «Союз-Тула».  Работы по отключению ОАО «ЩГЭС» выполнило.   Аналогичным образом по уведомлениям  гарантирующего поставщика были выполнены работы по включению объектов.

По результатам выполненных работ ОАО «ЩГЭС» направило гарантирующему поставщику соответствующие отчеты и акты,  а также счета на компенсацию понесенных затрат при выполнении указанных работ. 

Выставленные счета АО «ТНС энерго Тула» не оплатило, несмотря на то, что потребители оплатили все затраты, связанные с отключением/подключением их объектов.

Согласно информации АО «ТНС энерго Тула» (вх. № 2247 от 23.05.2018г.) счета оплатили: ПСУ «Щекинская АШ СОГО «ДОСААФ России» (29.12.2018г. -6258,92 руб.), ООО «ТК «Союз-Тула» (23.01.2018г.- 6258,92 руб.), Попов Г.В. (12.02.2018г. - 10701,92 руб.), Шидловский И.В. (22.01.2018г. - 10701,92 руб.), Выставкин А.В. (26.01.2018г. - 10701,92 руб.).

В обоснование своего отказа АО «ТНС энерго Тула» приводит доводы о том, что у него заключен договор на передачу электроэнергии с «Тулэнерго» филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья»,  поэтому вся оплата за оказанные услуги производится только в адрес последнего на основании оформленных надлежащим образом документов. ОАО «ЩГЭС» не является стороной по данному договору (исх. № 148-ТО от 17.01.2018г.).

ОАО «ЩГЭС» направило письмом от 26.03.2018г. исх. № 975 в адрес АО «ТНС энерго Тула»  проект договора оказания услуг по введению ограничений и возобновлению режима энергоснабжения электрической энергии.

АО «ТНС энерго Тула» не подписало данный договор, ссылаясь  на то, что действующее законодательство не содержит нормы, понуждающей поставщика его заключить (вх. № 2247 от 23.05.2018г.).

В своих ответах на запросы Управления АО «ТНС энерго Тула» и «Тулэнерго» филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» подтвердили свои выше изложенные доводы.

Пунктом 5.5. договора № 1, заключенного между  «Тулэнерго» филиалом ПАО «МРСК и Приволжья» и ОАО «ТНС энерго Тула», определено: «если Исполнитель» самостоятельно, через ТСО или иного субисполнителя не исполнил или ненадлежащим образом исполнил заявку Заказчика на введение ограничения режима потребления, Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком в размере стоимости электроэнергии, отпущенной Потребителю с предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении об ограничении режима потребления».

В результате бездействий гарантирующего поставщика АО «ТНС энерго Тула» в части не урегулирования взаимоотношений с  «Тулэнерго» филиалом ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в безвыходном положении оказалось ОАО «ЩГЭС», которое добросовестно выполняет требования уведомлений о введении/отмене  режимов потребления электроэнергии на объектах потребителей, при этом затраты, связанные с данными действиями, никем не компенсируются. У АО «ТНС энерго Тула» возникает необоснованное обогащение, поскольку затраты, компенсируемые потребителями, остаются в распоряжении гарантирующего поставщика.

Расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему возобновлению подачи электрической энергии не учтены в тарифах ОАО «ЩГЭС» на услуги по передаче электрической энергии. 

Между сторонами возникли также разногласия по вопросам, кто и в каком порядке должен выполнять уведомления гарантирующего поставщика о введении режимов ограничения потребления электроэнергии гражданам, проживающим в многоквартирных домах.

В данных случаях АО «ТНС энерго Тула» направляет уведомления в два адреса: в «Тулэнерго» филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  и в ОАО «ЩГЭС».       

«Тулэнерго» филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья»   их не рассматривает, так как считает, что данные вопросы не урегулированы договором № 1 от 21.01.2014г.

ОАО «ЩГЭС» также оставляет данные уведомления  без рассмотрения, т.к., считает, что не является исполнителем услуг в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги и  уведомлений на введение ограничений от «Тулэнерго» филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  не получает.

АО «ТНС энерго Тула» считает, что ограничение вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, а управляющая компания не является сетевой организаций (вх. № 2247 от 23.05.2018г.).

При этом АО «ТНС энерго Тула», посылая в адрес, как она считает субисполнителя-ОАО «ЩГЭС», уведомления о введении режима ограничения гражданам, проживающим в МКД, не учитывает, что согласно вышеприведенным понятиям Правил, субисполнителем может быть  сетевая организация либо иное лицо, которое не оказывает услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя.

Поскольку вопрос до настоящего времени не урегулирован сторонами, то ущемляются интересы ОАО «ЩГЭС», поскольку весь объем потребления электроэнергии данными гражданами АО «ТНС энерго Тула» включает в потери  ОАО «ЩГЭС».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

АО «ТНС энерго Тула», как гарантирующий поставщик в определенных для его зонах деятельности на территории Тульской области, занимает доминирующее положение на товарном рынке поставки электрической энергии (энергоснабжения).

Вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии в действиях АО «ТНС энерго Тула»    признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»  в части ущемления интересов ОАО «ЩГЭС».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 28.05.2018г. № 61 о  возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению  дела  о  нарушении   антимонопольного  законодательства по признакам нарушения АО «ТНС энерго Тула» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи  44 Закона «О защите конкуренции»

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Назначить дело № 02-02/09-2018 к рассмотрению на 28 июня  на 15 часов  2018 года по адресу:  г. Тула, ул. Жаворонкова, д.2, каб.40.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

- ответчика – АО «ТНС энерго Тула» 300041, г. Тула, ул. Каминского, д. 31а, ИНН 7105037307, ОГРН 1067105008376, КПП 710150001)

- заявителя  - ОАО «Щекинская городская электросеть» (301248, Тульская область, г. Щекино,  ул. Советская, 32, ИНН 7118502223. КПП 711801001)

- заинтересованного лица – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» (603950, г.Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603 КПП 526001001; филиал - 300012, г. Тула, ул. Тимирязева, д.99,  300012).   

3. АО «ТНС энерго Тула» в срок до 13 июня  2018 года представить в Тульское УФАС России следующие документы и информацию:

3.1.  Каким образом, по мнению АО «ТНС энерго Тула», следует разрешить сложившуюся спорную ситуацию по вопросам  введения ограничения режимов потребления электроэнергии с последующим возобновлением электроснабжения?  Какие меры предпринимаются АО «ТНС энерго Тула в настоящее время для их разрешения?

3.2. Со ссылками на нормативные правовые акты обосновать, почему АО «ТНС энерго Тула» считает, что управляющие компании не могут рассматриваться как субисполнители  при введении режимов ограничения электроэнергии в отношении  граждан, проживающих в многоквартирных домах? 

3.3. Кто, по мнению АО «ТНС энерго Тула», подпадает под понятие «субисполнитель»  в   Правилах (в редакции с изменениями, внесенными  постановлением Правительства РФ от 24.05.2017г. № 624)?

4. Филиалу «Тулэнерго»  ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в срок до 13 июня 2018 года представить в Тульское УФАС России следующие документы и информацию:

4.1. При наличии, разъяснения компетентных органов по применению механизма введения полного и частичного ограничения режима потребления электроэнергии, в связи с введением постановлением Правительства РФ от 24.05.2017г. № 624  в Правила   понятий  «Исполнитель» и «Субисполнитель».

4.2. Каким образом, по мнению «Тулэнерго» филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья», следует разрешить сложившуюся спорную ситуацию по вопросам  введения ограничения режимов потребления электроэнергии с последующим возобновлением электроснабжения?  Какие меры предпринимаются АО «ТНС энерго Тула в настоящее время для их разрешения?

5. ОАО «ЩГЭС» в срок до 13 июня 2018 года представить в Тульское УФАС России  следующие документы и информацию:

5.1. Каким образом, по мнению ОАО «ЩГЭС»,  следует разрешить сложившуюся спорную ситуацию по вопросам  введения ограничения режимов потребления электроэнергии  с последующим возобновлением электроснабжения? 

5.2. Кто, по мнению ОАО «ЩГЭС», подпадает под понятие «субисполнитель»  в   Правилах (в редакции с изменениями, внесенными  постановлением Правительства РФ от 24.05.2017г. № 624)?

 

 

 

Явка заявителя,  ответчика, заинтересованного лица  по делу или их представителей (с доверенностями на участие в рассмотрении дела)  обязательна.

 

Примечание:

1. С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, контактный телефон: 8(4872)33-14-94.

2. Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.

3. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью уполномоченного лица и скреплены печатью юридического лица.

4. Информация, составляющая в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» коммерческую тайну, должна иметь гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения).

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные, осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной ли устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу, в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), либо представление заведомо недостоверных сведений влечет административную ответственность в соответствии со статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны