Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 02-02/13-2018 О НАРУШЕНИИ А... от 31 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

28.11.2017г. в Тульское УФАС России поступило заявление ООО «ТНБ» (ИНН 7107052205,  г.Тула, пр. Ленина, д.79, 300012, далее Общество) о нарушении МКП «Водоканализационное хозяйство» муниципального образования Богородицкий район (далее – МКП «ВКХ») антимонопольного законодательства и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), путем необоснованного отключения от системы водоснабжения объекта АЗС № 14 ООО «ТНБ», расположенного по адресу: Тульская область, Богородицкий район, п. Товарковский, ул. Кирова, д.73а, и предъявления требований о получении новых технических условий на подключение указанного объекта.

26.01.2018г.  рассмотрение заявления ООО «ТНБ» отложено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области по делу А68-14092/2017 (письмо Управления от 26.01.2018г. исх. 2/431).

14.07.2018г. решение Арбитражного суда Тульской области по делу А68-14092/2017 вступило в законную силу, о чем ООО «ТНБ» уведомило антимонопольный орган.

Из представленных материалов следует, что ООО «ТНБ» пользуется объектом АЗС № 14 в соответствии с договором аренды от 16.06.2016г. № Ш-ТНБ/16, заключенным с индивидуальным предпринимателем Шальмиевым, пунктом 3.3 которого определено, что эксплуатационные и другие подобные расходы (оплата за пользование водой, другими коммунальными услугами, а также электроэнергией и используемыми телефонами) оплачиваются Арендатором по счетам организаций, предоставляющих эти услуги.

До 01.04.2017г. водоснабжение потребителей в п. Товарковский осуществляло ООО «Инженерные сети «Товарковские».

Объект АЗС № 14 имеет технологическое присоединение к водопроводным сетям, ранее эксплуатируемым ООО «Инженерные сети «Товарковские», подтверждением чему являются договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 05.12.2016г., акт о подключении (технологическом присоединении) объекта  от 06.12.2016г., акт о разграничении балансовой принадлежности от 06.12.2016г., акт об опломбировке прибора учета на объекте Общества, подписанные  водоснабжающей организацией  ООО «Инженерные сети «Товарковские».

Водоснабжение объекта АЗС № 14 осуществлялось на основании договора на отпуск и прием сточных вод, заключенного между ООО «ТНБ» и ООО «Инженерные сети «Товарковские».

 В соответствии с постановлением администрации МО Богородицкого района Тульской  области от 20.02.2017г. № 91 «О передаче муниципального имущества» с 1 апреля 2017 года объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории МО Товарковское Богородицкого района, переданы МКП «ВКХ» на праве оперативного управления.

27.09.2017г. представителями МКП «ВКХ» на АЗС№ 14 ООО «ТНБ» проведена проверка, по результатам, которой составлен акт № 2218 о выявлении незаконной врезки водопроводных устройств на данном объекте. При этом в акте имеется ссылка на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354.

Акт подписан тремя представителями МКП «ВКХ» (без указания должностей лиц), что не соответствует требованиям пункта 63 Правил № 644,  согласно которому  в акте указываются место, дата и время составления акта, основания введения временного прекращения или ограничения, причины, послужившие основанием для принятия решения о таком прекращении или ограничении, фамилия, имя, отчество и должность лиц, подписывающих акт.

Возражений на данный акт ООО «ТНБ»  не направляло.

Считая вышеуказанную врезку несанкционированной, МКП «ВКХ» представило ООО «ТНБ» расчет за потребленную воду по пропускной способности трубы диаметром 20 мм, согласно которому сумма за водоснабжение составила 153937,58 руб. 

05.10.2017г. МКП «ВКХ» направило в адрес ООО «ТНБ» письмо (исх. № 862) о необходимости незамедлительно произвести оплату за потребленную услугу водоснабжения с 01.04.2017г.  в размере 153937. 58 руб.,  в случае, если оплата не будет произведена,  МКП  прекратит  подачу водоснабжения.

09.10.2017г. МКП  «ВКХ» направило в адрес ООО «ТНБ» письмо (исх. № 870) о том,  что 10.10.2017г. объект АЗС № 14 будет отключен от  централизованного водоснабжения  в связи с неуплатой потребленных ресурсов.

Однако в письме, направленном в адрес Управления (вх. 6134 от 22.12.2017г.), МКП «ВКХ»  сообщает, что отключение объекта АЗС было произведено 30.09.2017г.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право прекращать подачу холодной воды и (или) отведение сточных вод в отношении объектов лиц, осуществивших самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) осуществляющих самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

 Пунктом 2 Правил № 644, определены понятия:

- самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения" - пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета;

- самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения" - присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) или с нарушением его условий.

МКП «ВКХ» ссылается, что расчет суммы задолженности за незаконное водопотребление произведен в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г. № 776 (далее-Правила № 776).

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 776, применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев.

ООО «ТНБ» не заявляло о самовольном присоединении/пользовании централизованной системой водоснабжения, однако МКП «ВКХ» произвело расчет за 6 месяцев, в счете на оплату № 2102017001 от 02.10.2017г, акте №  2102017001 от 02.10.2017г. указано «отпуск питьевой воды за апрель-сентябрь 2017г. на сумму 153921,02 руб.  

Поскольку объект АЗС № 14 ООО «ТНБ» в установленном порядке подключен к водопроводной сети предыдущей ресурсоснабжающей организацией, оснований считать врезку (подключение)  незаконной не имеется, что подтверждается решением Арбитражного суда Тульской области по делу № А68-14092/2017, в котором отмечено, что:

- довод истца (МКП «ВКХ» о наличии незаконной врезки (акт от 27.09.2017) не может быть принят судом в качестве обоснования предъявляемой к взысканию суммы, рассчитанной в соответствии с пунктами 15, 16 Правил;

- в связи со сменой ресурсоснабжающей организации в апреле 2017 с ООО «ИС «Товарковское» на МКП «ВКХ» повторной законной врезки не требуется.

В определении от 14.11.2014г. № 304-ЭС14-4305 Верховный суд отметил:

-  смена владельца коммунальной инфраструктуры не может влечь автоматическую постановку всех потребителей в положение недобросовестных пользователей;

- недопустимо возложение на пользователей систем водоснабжения обязанности "отслеживать" смену арендаторов муниципального имущества (поставщиков водного ресурса) и оперативно подавать заявки на заключение нового договора».

В рассматриваемом случае потребление на АЗС № 14 ООО «ТНБ»  воды не может рассматриваться как самовольное подключение, а отсутствие письменного договора с МКП «ВКХ»  обусловлено не бездействием Общества,  а сменой ресурсоснабжающей организации по решению администрации МО Богородицкий район.

После момента заключения договоров аренды муниципального имущества МКП «ВКХ»  должно было провести договорную кампанию с потребителями воды из принципов разумности и добросовестности осуществления гражданских прав.  Однако в действительности этого сделано не было.

Доказательства того, что МКП «ВКХ»  в надлежащем порядке уведомило ООО «ТНБ» о необходимости заключения с ним договора водоснабжения, отсутствуют.

Согласно информации МКП «ВКХ» 10.05.2017г. в адрес ООО «ТНБ» было направлено уведомление о предоставлении документов и сведений для заключения договора водоснабжения объекта АЗС № 14, а  20.07.2017г. было направлено повторное уведомление.

Направление 10.05.2017г. на электронную почту сотрудника ООО «ТНБ» сообщения неопределенного содержания: «Сообщите о получении письма. С уважением директор МКП «Водоканализационное хозяйство»,  не может свидетельствовать о надлежащем уведомлении.

Согласно пункту 9 Правил  № 644 при направлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) абоненту предложения о заключении договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) направляет абоненту в 2 экземплярах проект соответствующего договора, отвечающий условиям типовых договоров.

Тот факт, что МКП «ВКХ»  направляло письмо  на электронную почту сотрудника ООО «ТНБ», может свидетельствовать о том, что предприятие имело информацию о таком потребителе как ООО «ТНБ»,  однако не предприняло всех зависящих от него мер, направленных на заключение с Обществом договора водоснабжения, и только спустя несколько месяцев предприятие предприняло меры, которые привели к ущемлению интересов потребителя, объект которого был отключен от сети водоснабжения. 

В представленных материалах имеются копии выписок из переписки МКП «ВКХ» с ООО «ТНБ» по электронной почте за период с 28.09.2017г. по 29.11.2017г., из которых следует, что 27.09.2017г. ООО «ТНБ» направило по электронной  почте в адрес Предприятия заявку на заключение  договора на водоснабжение, 29.11.2017г. МКП «ВКХ» направило в адрес ООО «ТНБ» письмо о том, что после оплаты задолженности, обращение Общества о заключении договора на холодное водоснабжение будет рассмотрено в установленный срок. Также между сторонами велась переписка по вопросу выдачи новых технических условий на подключение к системе водоснабжения.

Учитывая, что объект АЗС № 14 ООО «ТНБ» ранее был присоединен к системе водоснабжения, требования МКП «ВКХ» о выдаче ТУ на подключение неправомерны.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МКП «ВКХ» одним из основных видов деятельности предприятия является ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2  36.00 Забор, очистка и распределение воды. Эта группировка включает в себя забор, очистку и распределение воды для бытовых и промышленных нужд (распределение воды через распределительные трубопроводы).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от  17.08.1995г. № 147-ФЗ № «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесено к сферам деятельности естественных монополий.

Следовательно, МКП «ВКХ»  осуществляет деятельность в сфере субъектов естественных монополий.

Согласно  части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом, согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

МКП «ВКХ», занимая доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения  в географических границах принадлежащих ему водопроводных сетей в  п. Товарковский Богородицкого района Тульской области, незаконно отключило АЗС № 14 от системы водоснабжения,  и отказалось оказывать данный вид услуг без выполнения ООО «ТНБ» требований, выставленных МКП «ВКХ».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27.07.2018г. № 87 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МКП «ВКХ» МО Богородицкий район (Тульская область,  Богородицкий район, г. Богородицк, ул. Ф. Энгельса, д.5, 301835, ОГРН 1167154070270, ИНН 7112028381) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 вышеуказанного Закона,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 02-02/13-2018 к рассмотрению на 11 часов 5 сентября 2018 года  по адресу:  г. Тула, ул. Жаворонкова, д.2, каб.40.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

- ответчика – МКП «ВКХ» МО Богородицкий р-он (ИНН 7112028381, ОГРН 1167154070270, Тульская область,  Богородицкий район, г. Богородицк, ул. Ф. Энгельса, д.5, 301835),

- заявителя – ООО «ТНБ» (ИНН 7107052205, ОГРН 1037101120792, г. Тула, пр. Ленина, д 79, 300012).

3. МКП «ВКХ» в срок до 20 августа 2018 года представить информацию о том, в  каком состоянии находятся взаимоотношения с ООО «ТНБ» в настоящее время, заключен ли договор холодного водоснабжения? Если да, представить его копию со всеми приложениями, изменениями, дополнениями. Если нет, пояснить, почему?

Явка заявителя,  ответчиков по делу или их представителей (с доверенностями на участие в рассмотрении дела)  обязательна.

Примечание:

1. С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, контактный телефон: 8 (4872) 36-49-58, 33-14-98, 33-14-94

2. Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.

3. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью уполномоченного лица и скреплены печатью юридического лица.

4. Информация, составляющая в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» коммерческую тайну, должна иметь гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения).

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные, осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной ли устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу, в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа, а равно представление в территориальный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны