Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/14-2015 о рассмотрении жалобы на на... от 24 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

16 сентября  2015 года                                                                                                      г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября  2015г.

В полном объеме решение изготовлено 24 сентября 2015г.        

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

при участии лиц:

< --- >  - представителя АО «Тульские городские электрические сети» по доверенности № 132 от 30.12.2014г.;

< --- > - представителя АО «Тульские городские электрические сети» по доверенности № 29 от 21.07.2015г.;

< --- > – заявителя (паспорт),

рассмотрев дело № 02-02/14-2015 по признакам нарушения АО «Тульские городские  электрические сети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

18 июня 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление гр. < --- > по вопросу ущемления его интересов АО «Тульские городские электрические сети» (далее АО «ТГЭС») при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объектов электросетевого  хозяйства.

АО «ТГЭС» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии.

Приказом Тульского УФАС России от 30.03.2009г. № 58  АО «ТГЭС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии  (ОКВЭД 40.10.2), в географических границах г. Тула, пгт Хомяково, пгт Призаводской рудник, с. Маслово, с. Глухие Поляны, д. Судаково, д. Тихвинка, д. Варваровка, д. Ивановка Ленинского района Тульской области,  по границе балансовой принадлежности электрических сетей Общества, с долей более 50 процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э ОАО «ТГЭС» (в настоящее время АО «ТГЭС») внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 71.1.4.

Согласно  части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Следовательно, АО «ТГЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг  по передаче электрической энергии в вышеуказанных географических границах, с долей более 50 %.

Статьей 3 Федерального закона  от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») определено понятие территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по  технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение, таким образом,   технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что  технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства осуществляется на основании договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту «Б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, далее – Правила № 861)  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей  -  физических лиц не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как следует из материалов антимонопольного дела, 30 октября 2014 года между АО «ТГЭС» и гр. <--- >    заключен договор № 1919 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, из которого следует, что:

  • срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 (четыре) месяца со дня заключения договора (пункт 5);
  • в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий последняя обязана осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (пункт 6.2 );
  • не позднее 70 (семидесяти) рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в п. 6.2, с соблюдением срока, установленного в п. 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 6.3).

            В соответствии с пунктом 13.2 технических условий  № ТУ 1484 от 22.10.2014г., являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения № 1919 от 30.10.2014г., заявителю необходимо с внешней стороны жилого дома или на земельном участке установить и смонтировать вводно-учетное устройство – щит н/н в корпусе со степенью защиты не ниже IP 54, со смотровым окном для снятия показаний эл. счетчика, с вводным коммутационным аппаратом на ток 25 А и однофазным электронным эл. счетчиком класса точности 2.0, предусмотреть возможность их опломбирования, ввод до узла учета должен быть выполнен наружным открытым способом.  

  Договор с техническим условиями подписан заявителем без замечаний и протоколов, что свидетельствует о том, что гр. < --- > согласился с возложенными на него обязательствами.  Заявитель самостоятельно выбрал вариант установки прибора учета электрической энергии с внешней стороны дома.

            26.12.2014г., после уведомления заявителем о выполнении свих обязательств,   сотрудниками АО «ТГЭС» составлен акт осмотра (обследования) электроустановки, принадлежащей гр. < --- >, в котором отражены замечания:

            - монтаж провода по фасаду дома не выполнен наружным открытым способом;

            - ввод ВЛИ – 0,23 кВ в доме не соответствует требованиям электробезопасности,

           и сделан вывод о том, что электроустановка не соответствует требованиям технических условий.

В соответствии с пунктами 2.1.4., 2.1.5., 2.1.6  «Правил устройства электроустановок», утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 № 242 (далее – Правила)  электропроводки разделяются на следующие виды:

 1. Открытая электропроводка - проложенная по поверхности стен, потолков, по фермам и другим строительным элементам зданий и сооружений, по опорам и т.п.

При открытой электропроводке применяются следующие способы прокладки проводов и кабелей: непосредственно по поверхности стен, потолков и т.п., на струнах, тросах, роликах, изоляторах, в трубах, коробах, гибких металлических рукавах, на лотках, в электротехнических плинтусах и наличниках, свободной подвеской и т.п.

Открытая электропроводка может быть стационарной, передвижной и переносной.

 2. Скрытая электропроводка - проложенная внутри конструктивных элементов зданий и сооружений (в стенах, полах, фундаментах, перекрытиях), а также по перекрытиям в подготовке пола, непосредственно под съемным полом и т.п.

При скрытой электропроводке применяются следующие способы прокладки проводов и кабелей: в трубах, гибких металлических рукавах, коробах, замкнутых каналах и пустотах строительных конструкций, в заштукатуриваемых бороздах, под штукатуркой, а также замоноличиванием в строительные конструкции при их изготовлении.

Наружной электропроводкой называется электропроводка, проложенная по наружным стенам зданий и сооружений, под навесами и т.п., а также между зданиями на опорах (не более четырех пролетов длиной до 25 м каждый) вне улиц, дорог и т.п.

Наружная электропроводка может быть открытой и скрытой.

Вводом от воздушной линии электропередачи называется электропроводка, соединяющая ответвление от ВЛ с внутренней электропроводкой, считая от изоляторов, установленных на наружной поверхности (стене, крыше) здания или сооружения, до зажимов вводного устройства.

Гр. <--- > представил на рассмотрение дела фотографии электрического счетчика и электрической проводки до него, из которых видно, что электрическая проводка от ввода в жилой дом  (от воздушной линии электропередачи) до электрического счетчика выполнена по внутренней части внешней стены. Электрический счетчик установлен на внешней стене жилого дома.

            Из данных фотографий также следует, что ввод до узла учета выполнен заявителем не наружным отрытым способом,  как было предусмотрено в техусловиях.

   Из устных пояснений гр. <--- >  следует, что в дальнейшем он планирует построить в месте, где расположен электрический счетчик, гараж, а вышеуказанную электрическую проводку убрать под штукатурку.

 Свои действия гр. <--- >   объясняет тем, что прокладка электрической проводки по наружной части внешней стены портит вид фасада жилого дома, так как при его оформлении использовался дорогой облицовочный материал.

Представители АО «ТГЭС» на рассмотрении дела пояснили, что заявителю неоднократно устно и письменно (№ 01-07-2/3141 от 13.04.2015г.) разъясняли, что пунктом 13.2 ТУ № 1484 от 22.10.2014г. предусмотрена возможность установки прибора учета не только на внешней стене жилого дома, но и на территории земельного участка заявителя, что в случае размещения щита учета на опоре (тробостойке), устанавливаемой на земельном участке заявителя, данный вариант выполнения монтажных работ не будет нарушать внешний вид жилого дома.

  В обоснование своих действий и намерений гр. <--- >   ссылается на вышеуказанные Правила,  согласно пунктам 1.5.6 и 1.5.27 которых счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя). Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещений, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 градусов.

         В тоже время в  соответствии с частью 3 пункта 1.5.27 Правил, на которые ссылается заявитель,  допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки.

            гр. <--- >    был выбран счетчик электрической энергии меркурий 201.5.

            Согласно типовому паспорту АВЛГ.411152.023 ПС указанная модель электросчетчика зарегистрирована в Госреестре средств измерений под № 24411-04 и допущена к применению в Российской Федерации. Эксплуатация счетчика может производиться при температуре от минус 40 до плюс 55 градусов Цельсия.

 В соответствии с пунктом 144 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. (далее по тексту – Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

 Действующие нормативные правовые акты не содержат норм, обязывающих  устанавливать приборы учета только на наружной стене здания и выполнять ввод до узла учета только наружным открытым способом.

С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что договор о технологическом присоединении подписан гр. <--- > без замечаний, Комиссия считает, что своими действиями сетевая организация  не ущемляет интересы заявителя и что в действиях АО «ТГЭС»  отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства. 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать АО «Тульские городские электрические сети» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энепргии АО «Тульские городские электрические сети» в географических границах территории города Тула, определенных балансовой принадлежностью сетей общества, с долей более 50 процентов.

2. Прекратить дело в отношении АО «Тульские городские электрические сети» в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны