Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/15-2015 по признакам нарушения АО ... от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

25 декабря  2015 года                                                                                                      г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 25 декабря  2015г.

В полном объеме решение изготовлено 15 января 2016г.       

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >, при участии лиц:< --- >, рассмотрев дело № 02-02/15-2015 по признакам нарушения АО «Тульские городские  электрические сети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

11 и 24 июня 2015 года  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступили заявления <  --- > по вопросу ущемления её интересов АО «Тульские городские электрические сети» (далее АО «ТГЭС»), выразившегося в необоснованном уклонении от направления Обществом в адрес заявителя оферты договора на технологическое присоединение объекта электросетевого хозяйства, расположенного по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д.91 А, 2-ой цокольный этаж, к электрическим сетям.

АО «ТГЭС» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э ОАО «ТГЭС» (в настоящее время АО «ТГЭС») внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 71.1.4.

Согласно  части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Следовательно, АО «ТГЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг  по передаче электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей и энергооборудования, с долей более 50 %.

Статьей 3 Федерального закона  от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») определено понятие территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по  технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение, таким образом,   технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что  технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства осуществляется на основании договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, далее – Правила № 861) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил № 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.

Из материалов антимонопольного дела следует, что Романова Д.Б. является собственником нежилого помещения общей площадью 68.4 кв.м. по адресу г. Тула, пр. Ленина, д. 91 А.

Выпиской из протокола № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 91 А по пр. Ленина г. Тулы от 27.03.2015г. подтверждается решение собственников дать согласие < --- > на устройство отдельной линии от вводного устройства, установленного на вводе питающей линии сетевой организации в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 91 А (с организацией индивидуального узла учета потребляемой электроэнергии).

В заявке < --- > от 01.04.2015г., поданной  в  АО «ТГЭС», указано, что она просит осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям Общества энергопринимающих устройств, принадлежащих ей на праве собственности, расположенных в нежилом помещении по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 91 А, максимальной мощностью 5кВт.

На основании данной заявки АО «ТГЭС» подготовило Романовой Д.Б. технические условия № ТУ 352 от 13.04.2015г., из которых следует, что Общество  согласовывает подключение 5 кВт на напряжении 380 В от ВРУ жилого дома,  в пределах разрешенной мощности жилого дома по техническим условиям организации, ответственной за эксплуатацию внутренних электрических сетей и ВРУ  здания, при условии подключения помещения от ВРУ  жилого дома после общедомового учета электроэнергии.

В материалах дела представлены технические условия № 2851Жи от 16.04.2015г., выданные < --- > ЗАО «Хороший дом» - управляющей компанией, обслуживающей данный многоквартирный дом в тот период.

 Письмом № 01-07-2/3948 от 06.05.2015г., направленным в адрес < --- >,  АО «ТГЭС» повторно сообщает, что согласовывает подключение 5 кВт на напряжении 380 В от ВРУ жилого дома, в пределах разрешенной мощности жилого дома при условии выполнения < --- > разработанных АО «ТГЭС» технических условий.

 Из письма АО «ТГЭС» № 01-07-2/4296 от 15.05.2015г. в адрес < --- > также следует, что технологическое присоединение будет осуществлено управляющей компанией ЗАО «Хороший дом». Данным письмом подтверждается возможность технологического присоединения.

 Пункт 2(1) Правил № 861 устанавливает, что их действие распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации осуществляется не ранее технологического присоединения систем электроснабжения входящих в состав общего имущества, соответствующего многоквартирного дома.

Технологическое присоединение  многоквартирного дома по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 91 А   уже осуществлено от объектов электросетевого хозяйства АО «ТГЭС».

Для подключения нежилого помещения < --- > не требуется увеличения общей мощности, выделенной на многоквартирный дом, что следует из ТУ, выданных АО «ТГЭС» заявительнице, которыми согласовано подключение 5 кВт от ВРУ жилого дома, в пределах разрешенной мощности жилого дома.

  В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, внешней границей электросетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Из акта по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений, представленного АО «ТГЭС», следует, что граница балансовой принадлежности и ответственности  устанавливается на кабельных наконечниках кабеля на щите дома 91 А по пр. Ленина, г. Тулы.

14.05.2014г. в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Тула, пр. Ленина, д. 91 А, был установлен ОДПУ электроэнергии, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 14.05.2014г.

Энергопринимающее устройство заявителя должно находиться в границах его земельного участка либо в границах иного недвижимого объекта, а применительно к данной ситуации энергопринимающим устройством в отношении нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, является ВРУ жилого дома, через которое осуществляется электроснабжение всего здания в целом.

 В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение носит однократный характер.

          При таких обстоятельствах технологическое присоединение принадлежащего Романовой Д.Б. нежилого помещения будет носить опосредованный характер, оно  будет осуществляться от электрических сетей, находящихся за пределами границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО «ТГЭС», что лишает сетевую организацию возможности надлежащим образом завершить процедуру технологического присоединения.

 Правилами № 861 закреплена типовая форма договора об осуществлении технологического присоединения с физическими лицами, мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 15 кВт и используется для бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В соответствии с пунктом 1 типовой формы договора по настоящему договору сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

Согласно пункту 6 типовой формы договора сетевая организация обязана надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности  сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.

В связи с тем, что энергопринимающие устройства < --- > не будут присоединены к электрическим сетям АО «ТГЭС», а будут присоединены к внутридомовым сетям многоквартирного дома, у Общества отсутствует возможность исполнить обязательства сетевой организации, предусмотренной типовой формой договора, закрепленной в Правилах № 861, соблюдение которой является обязательным требованием законодательства, поскольку точка подключения находится за границей балансовой принадлежности АО «ТГЭС».

        Следовательно,  у АО «ТГЭС» отсутствует предусмотренная подпунктом 1 пункта 3 Правил № 861 техническая возможность выполнить подключение принадлежащего < --- > нежилого помещения к электрическим сетям, в связи с чем, в сложившейся ситуации АО «ТГЭС» не заключает  с заявителем договор об осуществлении технологического присоединения, а только согласовывает подключение мощности  5 кВт от ВРУ жилого дома в пределах разрешенной мощности МКД, что и было осуществлено.

        При таких обстоятельствах Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «ТГЭС» нарушения антимонопольного законодательства. 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

            Прекратить рассмотрение дела в отношении АО «ТГЭС» о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны