Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/16-2015 о рассмотрении жалобы на н... от 24 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

15 сентября  2015 года                                                                                                    г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября  2015г.

В полном объеме решение изготовлено 24 сентября 2015г.        

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

при участии лиц:

< --- > – представителя ООО «Любовский водозабор» по доверенности от 28.07.2015г. б/н;

< --- > – директора ООО «Сток» (паспорт);

< --- >– представителя ООО «Новое время» по доверенности от 25.08.2015г. б/н;

< --- > – генерального директора ООО «Биологически очистные сооружения - Эксплуатация» (паспорт);

заявитель гр. < --- >, представитель ООО УК «Лидер» на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев дело № 02-02/16-2015 по признакам нарушения ООО «Любовский водозабор» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

25 июня 2015 года в Тульское УФАС России поступило заявление гр. < --- > по вопросу нарушения ООО «Любовский водозабор» антимонопольного законодательства РФ.

гр. < --- > представила в Управление копии платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за август 2014 года, за март и май 2015 года,  из которых следует, что:

в 2014 году жителям многоквартирного дома по адресу: г. Узловая, ул. Фестивальная, д. 2 выставлялся платеж за коммунальные услуги:   холодная вода и  очистка стоков;

в  марте 2015 года кроме вышеуказанных услуг выставлен платеж  за   транспортировку воды;      

в мае 2015 года  выставлен еще один дополнительный платеж за транспортировку стоков. 

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги  водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъекта естественной монополии.

В силу части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Статья   2 Федерального закона от 07.12.2011г. №  416–ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении») определяет следующие понятия:

водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Аналогичные понятия определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.

Таким образом, согласно вышеприведенным нормам понятия «водоснабжение» и водоотведение» подразумевают полный цикл работ (услуг) с учетом затрат на транспортировку, соответственно граждане должны оплачивать в целом данные услуги.

Как следует из материалов настоящего дела  ООО «Любовский водозабор» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных услуг – холодной воды,  выполняет сбор, очистку и распределение воды на территории города Узловая и Узловский район Тульской области  (исх. № 618 от 20.07.2015г).

Владение и пользование отдельными объектами системы централизованного водоснабжения ООО «Любовский водозабор» осуществляет на основании договора аренды от 27.02.2009 № 1 заключенного с ООО «АКВЕДУК» и дополнительного соглашения к договору аренды № 1 от 27.02.2009 заключенного с последним 02.03.2011г.; договора аренды производственного оборудования от 26.06.2007 № 31-07 заключенного с ОАО «Кран-Узловской машиностроительный завод им. И.И. Федунца».

Водопроводная сеть по ул. Фестивальная, г.Узловая Тульской области протяженностью 449 п.м. с 2011 года находится в собственности муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области и в настоящее время эксплуатируются на правах аренды ООО «УК «Лидер». ООО «УК «Лидер» подтвердило в письменных пояснениях, что предоставляет коммунальную услугу по транспортировке воды, следовательно, Общество является для данного дома организацией, оказывающей услуги по транспортировке воды холодной.

В рамках рассмотрения дела Управление направило в Комитет Тульской области по тарифам запрос о предоставлении информации о тарифах на коммунальные ресурсы, оказываемые населению на 2014, 2015 годы, утвержденных для ресурсоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих транспортировку ресурсовна территории г.Узловая и Узловского района.

Из представленного Комитетом Тульской области по тарифам ответа (исх. № 40-07-09/1797 от 22.07.2015г.) следует,  что:

-  тарифы на коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение) для ресурсоснабжающих организаций Тульской области утверждаются Комитетом Тульской области по тарифам в рамках предельных уровней, установленных Федеральной службой по тарифам России, исходя из затрат по каждому предприятию, оказывающему эти услуги.

- население должно оплачивать в целом услуги водоснабжения и водоотведения.            Поэтому управляющие компании в платежном документе на оплату жилья и коммунальных услуг не должны отдельной строкой указывать стоимость части услуг (транспортировка воды, транспортировка стоков, очистка стоков).

- при утверждении тарифов в 2014-2015 годах на услугу водоснабжения для ООО «Любовский водозабор», затраты на очистку сточных вод, по транспортировке воды и стоков не включены.

В подтверждение данной информации Комитет Тульской области по тарифам (далее - Комитет)  представил соответствующие постановления. В частности:  

- постановлением от 19.12.2014г. № 49/4 для ООО «Любовский водозабор» утверждены тарифы на 1 полугодие 2015 года в размере 21,45 руб  за куб.м, на 2 полугодие – 22,40  руб.  за куб.м

- постановлением  от 30.01.2015г. №  4/3 для  ООО «УК «Лидер» утверждены с 09.02.2015г. тарифы на транспортировку воды на 2015г. в размере 3,03 руб. за 1 куб.м.

 

Из пояснения ООО «Новое время», являющейся управляющей компанией многоквартирного дома, в котором проживает заявитель,  следует, что на основании решения собственников жилых помещений и в соответствии с договором управления от 20.12.2014г. оплата коммунальных услуг (в том числе холодное водоснабжение) собственниками производится непосредственно ресурсоснабжающими организациями по отдельным договорам. В распоряжении ООО «Новое время» водопроводных и канализационных сетей нет, Управляющая организация осуществляет обслуживание и текущий ремонт только внутридомовых инженерных систем.

Оказание услуг по водоотведению (очистке стоков) и транспортировке стоков  в 2014 году, начале 2015 года осуществляли  две организации: ООО «ДВК» и  ООО «СТОК». Директор ООО «Сток» Гайдабрус Е.Б. письменно и устно в ходе рассмотрения дела пояснила, что Общество оказывает населению по транспортировке сточных вод и водоотведению с 01.06.2014г.

 Постановлением главы администрации муниципального образования Узловский район от 28.07.2015г. № 1373  статус гарантирующего поставщика для централизованной системы водоотведения (очистки сточных вод) присвоен ООО «Биологические очистные сооружения – эксплуатация»».

Постановлением Комитета Тульской области по тарифам

- № 21/1 от 04.06.2015г.  для ООО «Биологические очистные сооружения»  утверждены с 14.06.2015г. тарифы на услугу водоотведения (очистку сточных вод)  на период с 14.06.2015 по 30.06.2015 в размере 18,57 руб. за куб.м,  на  2 полугодие 2015 года в размере 19,82 руб.куб.м (для населения)

- № 49/4 от 19.12.2014г.   для ООО «Сток» на услугу по транспортировке стоков на 1 полугодие 2015 года 3,35  руб. за куб.м, на 2 полугодие 2015 года – 3,55 руб.куб.м.

 Учитывая, что в применяемые для расчетов тарифы на водоснабжение и водоотведение не включены затраты на транспортировку ресурсов, Комиссия  считает, что в части суммы денежных средств, предъявляемых для оплаты  за услуги водоснабжения и транспортировку воды, интересы жителей не ущемляются.

 В то же время  Комиссия отмечает:

 В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Таким образом, нормативными правовыми актами не предусмотрены  в качестве коммунальных услуг транспортировка холодной воды, транспортировка стоков, следовательно,  предоставление населению их, как  самостоятельных услуг, неправомерно.

 Согласно пунктам 45, 51, 55 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013г. договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

  По договору по транспортировке сточных вод транзитная организация, осуществляющая эксплуатацию канализационных сетей, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия в целях обеспечения поддержания канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроля за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация), которая намерена заключить договор по транспортировке холодной воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, направляет в транзитную организацию проект такого договора и заявку на заключение договора.

         Следовательно, организации, осуществляющие транспортировку  стоков и воды, обязаны были заключить договор с поставщиком ресурса с целью возмещения затрат на свои услуги, а не включать данные услуги в квитанции для оплаты гражданами.

 Между ООО «Любовский водозабор» и ООО «УК «Лидер» 01.02.2015г. заключен договор на транспортировку воды от 01.02.2015, согласно которому организация водопроводного хозяйства - ООО «Любовский водозабор»  обязуется обеспечивать подачу определенного объема холодной воды, а  транзитная организация – ООО «УК «Лидер» обязуется обеспечивать транспортировку холодной воды.  Срок действия  договора  до 31.12.2015г., с правом пролонгации.

   Статьей 16 Закона «О водоснабжении водоотведении» № 416-ФЗ определены существенные условиями договора по транспортировке воды, к числу которых относятся - сроки и порядок оплаты по договору.

  Анализ условий указанного договора показывает, что данный договор не соответствует требованиям законодательства, поскольку в нем условие об оплате отсутствуют.

             Между  ООО «Биологические очистные сооружения»  и ООО «Сток» договор не заключался.

           Согласно статье 450 Гражданского Кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. 

             Правоотношения по заключению, внесению изменений, расторжению договоров носят гражданско-правовой характер.

            Пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №  30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» определено, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

            При таких обстоятельствах Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Любовский водозабор» нарушения антимонопольного законодательства. 

 Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

            Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Любовский водозабор» о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны