Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/18-2015 по признакам нарушения ООО ... от 11 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

24 февраля 2016 года                                                                                                                 г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля  2016г.

В полном объеме решение изготовлено 9 марта 2016г.       

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 02-02/18-2015 по признакам нарушения ООО «Барсуковское рудоуправление» (ИНН 7130024598,Тульская область, Ленинский район, пос. Барсуки, ул. Пролетарская, д.15, 301122, далее – ООО «БРУ») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон «О защите конкуренции»),

выразившегося в незаконном отказе (уклонении) ООО «Барсуковское рудоуправление» в заключение  договора на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства ООО «АЗС-Сервис» к электрическим сетям, в связи с увеличением ранее присоединенной мощности,

в присутствие на заседании Косцова Р.В. - генерального директора ООО «БРУ» (паспорт),

УСТАНОВИЛА:

11.06.2015г. в Тульское УФАС России поступило на рассмотрение обращение ООО «АЗС-Сервис»    (г. Тула, ул. Тургеневская, д. 31) по вопросу незаконного отказа (уклонения) ООО «БРУ» в заключение договора на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства к электрическим сетям Общества, в связи с увеличением ранее присоединенной мощности.

24 марта 2015г. ООО «АЗС - Сервис» направило в ООО «БРУ» заявку на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, в 150 м западнее железнодорожной станции «Некрасово» городского поселения рабочий поселок Ленинский, полученную последним 01.04.2015г., согласно почтовому уведомлению.

Никаких действий, предусмотренных действующим законодательством,  по  заявке ООО «АЗС-Сервис»  сетевая организация – ООО «БРУ»  не предприняла.

Статьей 3 Федерального закона  от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») определено понятие территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по  технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение, таким образом,   технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что  технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства осуществляется на основании договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, далее – Правила № 861) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил № 861 и наличия технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с ответом Комитета Тульской области по тарифам от 27.01.2016г. (вх. № 402) ООО «Барсуковское рудоуправление» оказывало в 2015 году услуги по передаче электрической энергии. 

На момент обращения (01.04.2015г.) ООО «АЗС-Сервис» в ООО «БРУ», последнее  являлось в силу вышеприведенных норм (в период 01.01.2015г. по 31.12.2015г., период действия договора электроснабжения, заключенного Обществом с гарантирующим поставщиком) сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии в границах своих сетей.

В соответствие с письмом АО «ТНС энерго Тула» (вх. № 5502 от 06.10.2015г. на запрос Управления исх. № 2/4642 от 30.09.2015г.) между ООО «АЗС-Сервис» и АО «ТНС энерго Тула» заключен договор энергоснабжения № 7344889 от 24.12.2013г., приложением № 2 к которому является акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 01.04.2014г., подписанный ООО «АЗС-Сервис» и ООО «БРУ».

Согласно пункту 19 Правил № 861 акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон составляются по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Следовательно, представленный акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон свидетельствует о наличии технологического присоединения объекта ООО «АЗС-Сервис» к сетям ООО «БРУ».

В соответствии с пунктом 15 Правил № 861  сетевая организация направляет в адрес заявителей юридических лиц с заявленной максимальной мощностью более 150кВт  для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

В период осуществления деятельности в качестве сетевой организации ООО «БРУ» не осуществило по заявке ООО «АЗС - Сервис» действий, установленных пунктом 15 Правилами № 861.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии с пунктом 3.11 Административного регламента Федеральной Антимонопольной Службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС от 25.05.2012г. № 345, определение признаков наличия доминирующего положения ООО «БРУ» в рассматриваемом случае не требуется.

В 2015 году ООО «БРУ» занимало доминирующее положение на рынке услуг  по передаче электрической энергии в географических границах, определенных балансовой принадлежностью его  сетей  и энергооборудования.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

17.06.2015г. по итогам рассмотрения обращения ООО «АЗС - Сервис» в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,  ООО «БРУ» выдано предупреждение о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства, обязывающее общество совершить  действия, направленные на заключение с ООО «АЗС-Сервис» соответствующего договора, а именно: направить  в адрес ООО «АЗС - Сервис» в бумажном виде заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору.

29.06.2015г. от ООО «БРУ» в адрес Управления поступило письмо о невозможности исполнения вышеуказанного предупреждения.          Из указанного письма следует, что ООО «БРУ» в установленные законом сроки был подготовлен и направлен в указанный заявителем адрес ответ № 39 от 14.04.2015г.,  который не был получен последним. 

Согласно письменным пояснениям ООО «БРУ» для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объектов электросетевого хозяйства ООО «АЗС-Сервис»  необходимо построить линию электропередач до точки подключения, предоставленной сетевой организацией, с которой Общество должно заключить договор технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Из письменных пояснений ООО «БРУ» (вх. № 4154 от 22.07.2015г.) следует, что проектная и фактически используемая мощность ТП, принадлежащая  Обществу составляет 4390 кВа и в связи с отсутствием свободных мощностей ТП, у него нет возможности технологического присоединения ООО «АЗС-Сервис» к своим электрическим сетям с целью увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств с 160 кВт до 660 кВт.

Однако, доказательств отсутствия технической возможности присоединения объекта ООО «АЗС –Сервис» непосредственно к сетям ООО «БРУ»,  последним не представлено.

На основании части 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «БРУ» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссия определила необходимым привлечь в качестве заинтересованного лица филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», согласно письменным пояснениям которого (вх. № 5090 от 09.09.2015г.) ООО «БРУ» имеет технологическое присоединение к сетям филиала  от ячеек 6 кВ «БРУ-1» и «БРУ-2» ПС 110/35/6 кВ № 20 «Барсуки», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности от 12.04.2010 № 10-386.

Присоединенная мощность ООО «БРУ» составляет 4390 кВа,  мощность, разрешенная к потреблению – 2500 кВт.

Фактическая мощность, потребляемая от ячеек 6 кВ «БРУ-1» и «БРУ-2» ПС 110/35/6 кВ № 20 «Барсуки», фиксируется автоматизированной системой учета электроэнергии. Максимальная величина потребленной в 2015 году мощности по фидеру «БРУ-2» составила 1572 кВт, что подтверждается выгрузкой из АСКУЭ за 2015 год.

Из вышеуказанного акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 01.04.2014г.  следует, что электроснабжение ООО «АЗС-Сервис» осуществляется по действующей схеме от главной рудничной подстанции ООО «БРУ», линии ВЛ-6кВ ф. «Насосная станция».

Следовательно, ООО «БРУ» имело возможность для заключения с ООО «АЗС-Сервис» договора на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства к электрическим сетям, в связи с увеличением ранее присоединенной мощности, но не направило в его адрес договор с приложением соответствующих технических условий, и, как следствие, не выполнило предупреждение Управления.

В обоснование своего бездействия ООО «БРУ» приводит доводы о том, что Общество не соответствует критериям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.02.2015г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».

Согласно пояснениям Комитета Тульской области по тарифам от (27.01.2016г. вх. № 402) ООО «БРУ» не соответствует критериям отнесения его к территориальной сетевой организации, определенных вышеуказанным постановлением Правительства РФ № 184, в связи с чем на 2016 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии и на технологическое присоединение для Общества не устанавливались.

Однако, в 2015 году, имея статус сетевой организации, ООО «БРУ», не предприняло никаких действий по заключению с ООО «АЗС-Сервис» договора технологического присоединения путем увеличения мощности энергооборудования последнего.

Учитывая все обстоятельства настоящего дела, Комиссия Управления 28.01.2016г. приняла заключение об обстоятельствах дела о нарушении ООО «БРУ» антимонопольного законодательства.

ООО «БРУ» не согласившись с принятым заключением, в соответствии со статьей 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» представило в Управление пояснения, которые повторяют доводы Общества, неоднократно заявленные им в ходе рассмотрения дела. Иных  доказательств, доводов ООО «БРУ» не представлено.

Поскольку ООО «БРУ» в 2016 году утратило статус сетевой организации Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии возможности выдачи предписания.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «БРУ» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории, определенной балансовой принадлежностью сетей общества, с долей 100 % процентов.

2. Признать ООО «БРУ» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны