Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/21-2013 по признакам нарушения ОАО «... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября  2013г.

В полном объеме решение изготовлено 30 октября 2013г.        

 

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >

при участии лиц:

< --- > - представителя ОАО «Тульские городские электрические сети» по доверенности № 64 от 11.07.2013г.;

< --- > не явился, уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев дело № 02-02/21-2013 по признакам нарушения ОАО «Тульские городские  электрические сети» (в настоящее время – ОАО «МСК «Транссетьэнерго» - Управляющая организация ОАО «ТГЭС», далее по тексту ОАО «ТГЭС»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило заявление гр. < --- > (вх. № 3210 от 09.07.2013г.) по вопросу ущемления его интересов ОАО «ТГЭС» путем неисполнения Обществом обязанности по технологическому присоединению к сетям энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Волоховская, д. 22г.

ОАО «ТГЭС» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии.

Приказом Тульского УФАС России от 30.03.2009г. № 58  ОАО «ТГЭС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии  (ОКВЭД 40.10.2), в географических границах г. Тула, пгт Хомяково, пгт Призаводской рудник, с. Маслово, с. Глухие Поляны, д. Судаково, д. Тихвинка, д. Варваровка, д. Ивановка Ленинского района Тульской области,  по границе балансовой принадлежности электрических сетей Общества, с долей более 50 процентов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.03.2011 № 199-э ОАО «ТГЭС» внесено в Реестр субъектов естественных монополий в раздел «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 71.1.4.

Согласно  части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Следовательно, ОАО «ТГЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг  по передаче электрической энергии в вышеуказанных географических границах, с долей более 50 %.

Статьей 3 Федерального закона  от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») определено понятие территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике», возникает у сетевой организации, в данном случае у ОАО «ТГЭС», в силу статьи 26 указанного закона по договору об осуществлении технологического присоединения  и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

В силу статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается, следовательно, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. Соответственно, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по  технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение, таким образом,   технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что  технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства осуществляется на основании договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

  В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, далее – Правила № 861) независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, к числу которых относятся и физические лица,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация обязана заключить с такими физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно подпункту «Б» пункта 16 Правил № 861  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей  -  физических лиц не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как следует из материалов антимонопольного дела, 7 февраля 2012 года между ОАО «ТГЭС» и гражданином < --- > заключен договор № 29 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, из которого следует, что:

  • срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора (пункт 1.5);
  • в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий последняя обязана осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (пункт 2.1.2 );
  • не позднее 6 (шести) месяцев со дня проведения осмотра (обследования), указанного в п. 2.1.2, с соблюдением срока, установленного в п. 1.5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 2.1.3).

29 июня 2012 года < --- > написал заявление в ОАО «ТГЭС» о том, что им выполнен пункт 11 технических условий согласно договору об осуществлении технологического присоединения № 29 от 7 февраля 2012 года,  которое было получено ОАО «ТГЭС»,  о чем свидетельствует соответствующая отметка.

Оплата по счету № 362 от 07.02.2012г. за осуществление технологического присоединения в сумме 550 рублей  < --- >  произведена.

Таким образом, заявитель со своей стороны выполнил условия договора.

 В ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что 27.06.2012г. сотрудниками ОАО «ТГЭС» составлен акт приемки в эксплуатацию объектов электроснабжения (жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Волоховская, д. 22в), согласно которому никаких замечаний по отклонению от технических условий к договору № 29 от 07.02.2012г. установлено не было.

Однако, в установленные Правилами и условиями договора  сроки, ОАО «ТГЭС» работы по технологическому присоединению к электрическим сетям не были выполнены.

В обоснование  неисполнения условий договора  ОАО «ТГЭС» приводит следующие  доводы:

- у производственной службы Общества, выполняющей работы по техприсоединению,   высокая нагрузка из-за большого количества заявок, 

-  тяжелое финансовое положение Общества, отсутствие дополнительных источников финансирования.

Данные доводы не могут быть приняты во внимание Комиссией, поскольку ОАО «ТГЭС» обязано своевременно предпринимать все меры, предусмотренные Правилами,  для разрешения сложившейся ситуации.  

 Никаких уведомлений о продлении сроков технологического присоединения < --- > ОАО «ТГЭС» не направляло, дополнительных соглашений к договору технологического присоединения  с ним не заключало.

 14.08.2013г., после обращения < --- > о нарушении антимонопольного законодательства в Тульское УФАС России, ОАО «ТГЭС» выдало < --- > предписание с требованием установить узел учета на высоте не более 1,7 м, проложить вводный питающий кабель согласно техническим условиям открытым способом по фасаду дома, объяснив свои действия тем, что Заявителем были изменены предоставленные для проверки энергопринимающие устройства.

  Не осуществление в установленный срок технологического присоединения объекта заявителя к сетям общества, бездействие общества по выполнению обязательств по договору, заключенному с < --- >, неоправданно затянуло процесс технологического присоединения, результатом чего явилось ущемление прав заявителя 

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

11.10.2013г. Комиссии представлены информация и документы, подтверждающие, что ОАО «ТГЭС» осуществило технологическое присоединение объекта, принадлежащего < --- > к своим электрическим сетям (исх. № 01-07-2/5782 от 11.10.2013, копия акта  допуска расчетного прибора учета от 07.10.2013г.), прекратив нарушение антимонопольного законодательства в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу о  нецелесообразности выдачи предписания ОАО «ТГЭС». 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории города Тула, с долей более 50 процентов.

2. Признать ОАО «Тульские городские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Дело в отношении ОАО «Тульские городские электрические» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения  антимонопольного законодательства. 

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны