Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/21-2014 по признакам нарушения ОАО... от 20 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5 марта 2015 года                                                                                                                           г. Тула

 

Резолютивная часть решения оглашена 5 марта  2015г.

В полном объеме решение изготовлено 19  марта 2015г.      

                           

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >, рассмотрев дело № 02-02/21-2014 по признакам нарушения ОАО «Пластик» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»)

в присутствии представителей ОАО «Пластик» по доверенности ;

< --- > – представителя ООО «ДВК» по доверенности № 1/2015 от 12.01.2015г.,

представители Комитета Тульской области по тарифам на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.11.2014г.  в Тульское УФАС России поступило заявление ООО «ДВК» о нарушении ОАО «Пластик» порядка ценообразования на поставляемые ему ресурсы: тепловую энергию и  воду, предназначенную для хозяйственных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ)  исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно нормам Федеральных Законов от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 27.07.2010г. № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» цены (тарифы) в сферах водоснабжения, теплоснабжения подлежат государственному регулированию.

Из представленных материалов следует, что между ООО «ДВК» (абонент) и ОАО «Пластик» (исполнитель) заключен договор оказания услуг б/н от 10.07.2013г., согласно которому последний обязуется отпускать:

- хозпитьевую воду на хозяйственно-питьевые нужды в количестве не более 500м3/месяц;

- теплоэнергию на отопление в количестве не более 1590 Гкал/месяц

до границ раздела систем водо- и теплоснабжения на основании Актов по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности  наружных сетей.

В свою очередь абонент оплачивает поставку энергоресурсов согласно протоколу согласования цен (пункт 3.1. Договора).

Вышеуказанным пунктом также предусмотрено, что исполнитель имеет право изменять цены на поставку хозпитьевой воды в одностороннем  порядке при изменении ценообразующих факторов с соответствующим оформлением Протокола согласования цен.

Протоколом согласования цен к данному договору определена следующая стоимость: теплоэнергия (пар) 1090руб (без НДС)/Гкал., вода хозпитьевая 13.12 руб./м3 (без НДС).

Пунктом 6.1 Договора оказания услуг предусмотрено, что  он заключен на срок с 05.07.2013г по 31.12.2013г., в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств, а также предусмотрена возможность его пролонгации путем подписания сторонами Дополнительного соглашения.

27.11.2013г. ОАО «Пластик» и ООО «ДВК» подписано дополнительное соглашение №  1 к договору оказания услуг, пунктом 1 которого определено: «продлить срок действия договора с 01.01.2014г. по 31.12.2014г., а в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств».

В ходе рассмотрения антимонопольного дела Комиссией установлено, что ОАО «Пластик» осуществляет поставку ООО «ДВК» питьевой воды по тарифам, утвержденным постановлением Комитета Тульской области по тарифам «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, транспортировку сточных вод для потребителей Тульской области» от 18.12.2013г. № 47/102. Приложением № 1 к данному постановлению  утверждены тарифы на услугу водоснабжения (питьевой воды) в размере 13,12руб./куб.м. (без НДС,  применяются с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года), что также подтверждается актами, счетами – фактурами, выставленными ОАО «Пластик» заявителю в 2014 году: за июль (акт № 35, счет-фактура № 2129), август (акт № 423, счет-фактура 2436), сентябрь (акт № 484, счет-фактура № 2748), октябрь (акт № 551, счет-фактура № 3107), ноябрь (акт № 617, счет-фактура № 3411).

Кроме того, 15.12.2014г. сторонами подписан договор холодного водоснабжения № ДГ/2014-620, с протоколом разногласий со стороны ООО «ДВК», в котором Общество не согласно с актом разграничения балансовой принадлежности, действующим еще в старой редакции договора оказания услуг от 10.07.2013г.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что  ОАО «Пластик» не прекращало подачу питьевой воды на объект  ООО «ДВК» и продолжает осуществлять ее подачу  в 2015 году, Комиссия не усматривает в действиях ОАО «Пластик», связанных с оказанием услуг водоснабжения, нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Как отмечено выше, в рамках договора б/н от 10.07.2013г ОАО «Пластик» оказывало ООО «ДВК» в 2013-2014 годах  услуги по отпуску тепловой энергии на отопление.  В 2015 году ОАО «Пластик» продолжает оказывать ООО «ДВК» услуги по теплоснабжению, фактов по прекращению подачи не установлено.

Из материалов антимонопольного дела следует, что  услуги по поставке тепловой энергии  ОАО «Пластик» оказывает  по договорной цене.

Пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении"  определено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат государственному регулированию.

Согласно устным и письменным пояснениям ОАО «Пластик» (вх. 7880 от 18.12.2014г.)  Общество не обращалось в Комитет Тульской области по тарифам для установления тарифа на поставку тепловой энергии, т.к., котельная ОАО «Пластик» имеет чисто производственное назначение (выработка пара, необходимого для осуществления технологического  процесса предприятия).

Кроме того, ОАО «Пластик» поясняет (вх. 1217 от 26.02.2015г.),  что отопительные котлы выпуска 1972 года изношены, находятся в ненадлежащем состоянии, в связи с чем в 2014г. Обществом начат процесс перехода на альтернативные источники  отопления предприятия, более эффективные и менее затратные, о чем ООО «ДВК» было уведомлено.

По мнению ОАО «Пластик», сложившиеся  договорные отношения с ООО «ДВК», согласно которым цена на тепловую энергию определяется соглашением сторон, возможны в силу части 9 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении», согласно которой поставка тепловой энергии (мощности), теплоносителя в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года, может осуществляться на основании долгосрочных (на срок более, чем один год) договоров теплоснабжения, заключенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями по ценам, определенным соглашением сторон. Государственное регулирование цен (тарифов) в отношении объема тепловой энергии (мощности), теплоносителя, продажа которых осуществляется по таким договорам, не применяется.

Комиссия Управления данный довод Общества не принимает во внимание, поскольку положения части 9 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» применимы  только при соблюдении условий, определенных частью 10 вышеуказанной статьи:

1) заключение договоров в отношении тепловой энергии, произведенной источниками тепловой энергии, введенными в эксплуатацию до 1 января 2010 года, не влечет за собой дополнительное увеличение тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей, объекты которых введены в эксплуатацию до 1 января 2010 года;

2) существует технологическая возможность снабжения тепловой энергией (мощностью), теплоносителем от источников тепловой энергии потребителей, которые являются сторонами договоров.

Технологическая возможность снабжения тепловой энергией объектов ООО «ДВК» у ОАО «Пластик» отсутствует, о чем представители Общества неоднократно указывали в ходе рассмотрения дела, в письменных пояснениях и документах (вх. Управления №№ 7882 от 18.12.2014г., 1217 от 26.02.2015г.; исх. Общества №№ 5272 от 11.12.2014г., 305 от 22.01.2015г.).

Порядок заключения долгосрочного (на срок более чем 1 год) договора теплоснабжения между потребителем тепловой энергии и теплоснабжающей организацией по ценам, определенным по соглашению сторон, установлен Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010г. (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. № 1075, далее – Правила), согласно которым:

  • одна сторона нерегулируемого долгосрочного договора, имеющая намерение заключить долгосрочный договор (теплоснабжающая организация или потребитель тепловой энергии), сообщает в письменной форме другой стороне о своем намерении с изложением существенных условий такого договора (пункт 5 Правил);
  • теплоснабжающая организация или потребитель тепловой энергии в течение 7 календарных дней с даты получения согласия на заключение нерегулируемого долгосрочного договора направляет заявку в орган регулирования на предоставление заключения об отсутствии отрицательных тарифных последствий (пункт 6 Правил);
  • орган регулирования в течение 20 рабочих дней с даты поступления заявки от теплоснабжающей организации или потребителя тепловой энергии на предоставление заключения об отсутствии отрицательных тарифных последствий выдает соответствующее заключение (пункт 7 Правил);
  • после получения заключения органа регулирования об отсутствии отрицательных тарифных последствий стороны в течение согласованного ими срока проводят переговоры по согласованию условий нерегулируемого долгосрочного договора теплоснабжения и заключают нерегулируемый долгосрочный договор теплоснабжения (пункт 8 Правил).

Ни одно из вышеуказанных (существенных) условий Правил  ОАО «Пластик» не  исполнено, Общество не обращалось в Комитет Тульской области по тарифам за получением согласия на заключение нерегулируемого долгосрочного тарифа, заключение (согласие) органа регулирования (Комитета Тульской области по тарифам) ему не предоставлено, следовательно, договор оказания услуг от 10.07.2013г. не может считаться долгосрочным. 

Доказательств обратного Обществом не представлено.

Таким образом, тариф на  тепловую энергию, передаваемую (отпускаемую) ООО «ДВК», подлежит государственному урегулированию.

Согласно информации, представленной Комитетом Тульской области по тарифам (вх. 442 от 26.01.2015г.),  «заявления с просьбой об утверждении тарифа на тепловую энергию в комитет Тульской области по тарифам от ОАО «Пластик» не поступало. Соответственно, тариф на тепловую энергию у ОАО «Пластик» отсутствует».

В нарушение действующего законодательства, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, ОАО «Пластик» неправомерно предъявляет  ООО «ДВК» к оплате стоимость за тепловую энергию, установленную самостоятельно.

В соответствии с пунктом 10 части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В силу части  5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220) установлено, что не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Следовательно, ОАО «Пластик», являющееся в силу статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, оказывая услуги по теплоснабжению, включающие в себя передачу тепловой энергии потребителю, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по теплоснабжению (передаче тепловой энергии) в границах балансовой принадлежности своего теплооборудования  и сетей.

Применяя при расчетах с ООО «ДВК» тариф на тепловую энергию, установленный самостоятельно, ОАО «Пластик», занимая доминирующее положение на вышеуказанном рынке, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, в результате чего ущемляются законные права и интересы потребителя ООО «ДВК».

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1  частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49-50 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОАО «Пластик» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по теплоснабжению (передаче тепловой энергии) в географических границах,  определенных балансовой принадлежностью его теплооборудования и тепловых  сетей, с долей 100 процентов.
  2. Признать ОАО «Пластик» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ущемления интересов ООО «ДВК».
  3. Выдать ОАО «Пластик»  предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального  закона  «О защите конкуренции» путем совершения действий, направленных на прекращение нарушения.
  4.   Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственного должностного лица  ОАО «Пластик» к  административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

5 марта 2015  года                                                                                                                  г. Тула

 

 

Комиссия  Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:< --- >, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 5 марта 2015 года по делу № 02-02/21-2014  о нарушении ОАО «Пластик» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ОАО «Пластик»  прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ООО «ДВК» путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по теплоснабжению, а именно: направить в Комитет Тульской области по тарифам необходимые материалы и документы для утверждения цены (тарифа) на услугу по теплоснабжению.

2. ОАО «Пластик» о выполнении пункта 1 предписания сообщить в Тульское УФАС России  в срок до 25 мая 2015 года

 

                                                                                                                         

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны